Рабочая программа 11 класс профиль
рабочая программа по химии (11 класс) на тему

Денисова Нина Васильевна

                            Курс общей химии изучается в 11 классе и ставит своей задачей интеграцию знаний учащихся по неорганической и органической химии на самом высоком уровне общеобразовательной школы с целью формирования у  них единой химической картины мира. Основу рабочей программы составляет обязательный минимум содержания для средней общеобразовательной  школы.

Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень3 часа в неделю. Всего 102 часа

Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.

             В рабочей программе представлены основные блоки содержания и составляющие их вопросы для обязательного изучения; представлены контрольные работы, зачеты, практические работы; указаны виды контроля и химический эксперимент, а также указаны типовые расчетные задачи. Для контроля умений и знаний учащихся предложены разноуровневые контрольно-измерительные материалы в виде карточек заданий, тестов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_himii_11_klass_profil.doc238 КБ

Предварительный просмотр:

                    Министерство образования и науки РФ

              МОУ СОШ №2 п. Спирово Тверской области

Рабочая программа по химии

11 класс (профильный уровень)

                                Денисова Нина Васильевна            

учитель химии

2012 г.

                     

                                 Пояснительная записка

к рабочей программе учебного курса по химии 11ласс.

                              (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)

                            Курс общей химии изучается в 11 классе и ставит своей задачей интеграцию знаний учащихся по неорганической и органической химии на самом высоком уровне общеобразовательной школы с целью формирования у  них единой химической картины мира. Основу рабочей программы составляет обязательный минимум содержания для средней общеобразовательной  школы.

Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень3 часа в неделю. Всего 102 часа

Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.

             В рабочей программе представлены основные блоки содержания и составляющие их вопросы для обязательного изучения; представлены контрольные работы, зачеты, практические работы; указаны виды контроля и химический эксперимент, а также указаны типовые расчетные задачи. Для контроля умений и знаний учащихся предложены разноуровневые контрольно-измерительные материалы в виде карточек заданий, тестов.

                             При разработке программы за основу был взят в первую очередь материал учебника «Химия», а также методическое пособие «Настольная книга учителя», реализующих программу О.С.Габриеляна.      

   Цели 

Изучение химии в старшей школе на профильном уровне  направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;
  1. овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции; выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;
  1. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации; сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной химии;
  1. воспитание убежденности в том, что химия – мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений;
  1. применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией.

              ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен

знать/понимать

  1. роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
  2. важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;
  3. основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике;
  4. основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;
  5. классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
  6. природные источники углеводородов и способы их переработки;
  7. вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;

уметь

  1. называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;
  2. определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;
  3. характеризовать: s- , p- и d-элементы по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
  4. объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
  5. выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
  6. проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
  7. осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
  2. объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  3. экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  4. оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  5. безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
  6. определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  7. распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
  8. оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
  9. критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.

                 

                                  Учебно-тематический план   11 класс.

Порядковый номер изучаемого раздела и темы,








Наименование

Всего часов,

Количество часов,

отводимых на теорию,

Число часов, предусмотренных для проведения практикумов

(лабораторных, практических занятий и др.)

Количество часов, регламентирующих

проведение контроля (контрольных работ, зачетов и т.д.)

1.

Строение атома

9

8

1

2.

Строение   вещества.   Дисперсные  системы

15

13

1

1

3.

Химические реакции

23

20

2

1

4.

Вещества и их свойства

43

37

5

1

5.

Химия и общество

9

8

-

1

6.

Заключение

3

3

-

-

                         

                                     Содержание программы учебного курса.

Тема 1

Строение атома

Атом — сложная частица. Ядро и электронная оболочка. Электроны, протоны и нейтроны. Микромир и макромир. Дуализм частиц микромира.

Состояние электронов в атоме. Электронное облако и орбиталь. Квантовые числа. Форма орбиталей (s, p, d, f). Энергетические уровни и подуровни. Строение электронных оболочек атомов. Электронные конфигурации атомов элементов. Принцип Паули и правило Гунда. Электронно-графические формулы атомов элементов. Электронная классификация элементов: s-,p-, d- и /семейства.

Валентные возможности атомов химических элементов. Валентные электроны. Валентные возможности атомов химических элементов, обусловленные числом неспаренных электронов в нормальном и возбужденном состояниях. Другие факторы, определяющие валентные возможности атомов: наличие неподеленных электронных пар и наличие свободных орбита-лей. Сравнение понятий «валентность» и «степень окисления».

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атома. Предпосылки открытия периодического закона: накопление фактологического материала, работы предшественников (Й. Я. Берцелиуса, И. В. Деберейнера, А. Э. Шанкуртуа, Дж. А. Ньюлендса, Л. Ю. Мейера); съезд химиков в Карлсруэ. Личностные качества Д. И. Менделеева. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона. Первая формулировка периодического закона. Горизонтальная, вертикальная и диагональная периодические зависимости. Периодический закон и строение атома. Изотопы. Современная трактовка понятия «химический элемент». Закономерность Ван-ден-Брука — Мозли. Вторая формулировка периодического закона. Периодическая система Д. И. Менделеева и строение атома. Физический смысл порядкового номера элементов, номеров группы и периода. Причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в группах и периодах, в том числе больших и сверхбольших. Третья формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

Тема 2

Строение   вещества.   Дисперсные   системы

Химическая связь. Единая природа химической связи. Ионная химическая связь и ионные кристаллические решетки. Ковалентная химическая связь и ее классификация: по механизму образования (обменный и донорно-акцепторный), по электроотрицательности (полярная и неполярная), по способу перекрывания электронных орбиталей (σ и π), по кратности (одинарная, двойная, тройная и полуторная). Полярность связи и полярность молекулы. Кристаллические решетки веществ с кова-лентной связью: атомная и молекулярная. Металлическая химическая связь и металлические кристаллические решетки. Водородная связь: межмолекулярная и внутримолекулярная. Механизм образования этой связи, ее значение. Межмолекулярные взаимодействия.

     Единая природа химических связей:

-ионная связь как предельный случай ковалентной полярной связи;

-переход одного вида связи в другой;

 -разные виды связи в одном веществе и т. д.

Свойства ковалентной химической связи. Насыщаемость, поляризуемость, направленность. Геометрия молекул.

Гибридизация орбиталей и геометрия молекул. sр3-гибридизация у алканов, воды, аммиака, алмаза; sр2-гибридизация у соединений бора, алкенов, аренов, диенов и графита; sp-гибридизация у соединений бериллия, алкинов и карбина. Геометрия молекул названных веществ.

Полимеры органические и неорганические. Полимеры. Основные понятия химии высокомолекулярных соединений: «мономер», «полимер», «макромолекула», «структурное звено», «степень полимеризации», «молекулярная масса». Способы получения полимеров: реакции полимеризации и поликонденсации. Строение полимеров: геометрическая форма макромолекул, кристалличность и аморфность, стереорегулярность. Полимеры органические и неорганические. Каучуки. Пластмассы. Волокна. Биополимеры: белки и нуклеиновые кислоты. Неорганические полимеры атомного строения (аллотропные модификации углерода, кристаллический кремний, селен и теллур цепочечного строения, диоксид кремния и др.) и молекулярного строения (сера пластическая и др.).

Теория строения химических соединений А. М. Бутлерова. Предпосылки создания теории строения химических соединений: работы предшественников (Ж. Б. Дюма, Ф. Велер, Ш. Ф. Жерар, Ф. А. Кекуле), съезд естествоиспытателей в Шпейере. Личностные качества А. М. Бутлерова.

Основные положения теории химического строения органических соединений и современной теории строения. Изомерия в органической и неорганической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических и неорганических веществ.

Основные направления развития теории строения органических соединений (зависимость свойств веществ не только от химического, но и от их электронного и пространственного строения). Индукционный и мезомерный эффекты. Стереорегулярность.

Диалектические основы общности двух ведущих теорий химии. Диалектические основы общности периодического закона Д. И. Менделеева и теории строения А. М. Бутлерова в становлении (работы предшественников, накопление фактов, участие в съездах, русский менталитет), предсказании (новые элементы — Ga, Se, Ge и новые вещества — изомеры) и развитии (три формулировки).

Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсионная среда и дисперсная фаза. Типы дисперсных систем и их значение в природе и жизни человека. Дисперсные системы с жидкой средой: взвеси, коллоидные системы, их классификация. Золи и гели. Эффект Тиндаля. Коагуляция. Синерезис. Молекулярные и истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов.

Расчетные задачи. 1. Расчеты по химическим формулам. 2. Расчеты, связанные с понятиями «массовая доля» и «объемная доля» компонентов смеси. 3. Вычисление молярной концентрации растворов.

Демонстрации. Модели кристаллических решеток веществ с различным типом связей. Модели молекул различной геометрии. Модели кристаллических решеток алмаза и графита. Модели молекул изомеров структурной и пространственной изомерии. Коллекция пластмасс и волокон. Образцы неорганических полимеров: серы пластической, фосфора красного, кварца и др. Модели молекул белков и ДНК. Образцы различных систем с жидкой средой.

Лабораторные опыты. 1. Свойства гидроксидов элементов 3-го периода.

2. Ознакомление с образцами органических и неорганических полимеров.

Тема 3

Химические реакции

Классификация химических реакций в органической и неорганической химии. Понятие о химической реакции; ее отличие от ядерной реакции. Реакции, идущие без изменения качественного состава веществ: аллотропизация, изомеризация и полимеризация. Реакции, идущие с изменением состава веществ: по числу и составу реагирующих и образующихся веществ (разложения, соединения, замещения, обмена); по изменению степеней окисления элементов (окислительно-восстановительные реакции и неокислительно-восстановительные реакции); по тепловому эффекту (экзо- и эндотермические); по фазе (гомо- и гетерогенные); по направлению (обратимые и необратимые); по использованию катализатора (каталитические и некаталитические); по механизму (радикальные и ионные); по виду энергии, инициирующей реакцию (фотохимические, радиационные, электрохимические, термохимические). Особенности классификации реакций в органической химии.

Вероятность протекания химических реакций. Закон сохранения энергии. Внутренняя энергия и экзо- и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Теплота образования. Понятие об энтальпии. Закон Г. И. Гесса и следствия из него. Энтропия. Энергия Гиббса. Возможность протекания реакций в зависимости от изменения энергии и энтропии.

Скорость химических реакций. Понятие о скорости реакции. Скорость гомо- и гетерогенной реакции. Энергия активации. Элементарные и сложные реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции: природа реагирующих веществ; температура (закон Вант-Гоффа); концентрация (основной закон химической кинетики); катализаторы. Катализ: гомо- и гетерогенный; механизм действия катализаторов. Ферменты. Их сравнение с неорганическими катализаторами. Ферментативный катализ, его механизм. Ингибиторы и каталитические яды. Зависимость скорости реакций от поверхности соприкосновения реагирующих веществ.

Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. Понятие о химическом равновесии. Равновесные концентрации. Динамичность химического равновесия. Константа равновесия. Факторы, влияющие на смещение равновесия: концентрация, давление и температура. Принцип Ле Шателье.

Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизм диссоциации веществ с различным типом химической связи. Свойства ионов. Катионы и анионы. Кислоты, соли, основания в свете электролитической диссоциации. Степень электролитической диссоциации, ее зависимость от природы электролита и его концентрации. Константа диссоциации. Ступенчатая диссоциация электролитов. Реакции, протекающие в растворах электролитов. Произведение растворимости.

Водородный показатель. Диссоциация воды. Константа диссоциации воды. Ионное произведение воды. Водородный показатель рН. Среды водных растворов электролитов. Значение водородного показателя для химических и биологических процессов.

Гидролиз. Понятие «гидролиз». Гидролиз органических соединений (галогеналканов, сложных эфиров, углеводов, белков, АТФ) и его значение. Гидролиз неорганических веществ. Гидролиз солей — три случая. Ступенчатый гидролиз. Необратимый гидролиз. Практическое применение гидролиза.

Расчетные задачи.

1. Расчеты по термохимическим уравнениям.

2. Вычисление теплового эффекта реакции по теплотам образования реагирующих веществ и продуктов реакции.

3. Определение рН раствора заданной молярной концентрации.

4. Расчет средней скорости реакции по концентрациям реагирующих веществ.

5. Вычисления с использованием понятия «температурный коэффициент скорости реакции».

 6. Нахождение константы равновесия реакции по равновесным концентрациям и определение исходных концентраций веществ.

Демонстрации.

 Модели н-бутана и изобутана. Получение кислорода из пероксида водорода и воды; дегидратация этанола. Цепочка превращений Р→Р205 →Н3Р04; свойства соляной и уксусной кислот; реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды; свойства металлов. Реакции горения; реакции эндотермические на примере реакции разложения (этанола, калийной селитры, известняка или мела) и экзотермические на примере реакций соединения (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия этиленом, гашение извести и др.). Взаимодействие цинка с растворами соляной и серной кислот при разных температурах, при разных концентрациях соляной кислоты; разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV), каталазы сырого мяса и сырого картофеля. Взаимодействие цинка с различной поверхностью (порошка, пыли, гранул) с кислотой. Модель «кипящего слоя». Смещение равновесия в системе

 Fe3+ + 3CNS- ↔ Fe (CNS)3; омыление жиров, реакции этерификации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления. Сравнение свойств 0,1 Н растворов серной и сернистой кислот; муравьиной и уксусной кислот; гидроксидов лития, натрия и калия. Индикаторы и изменение их окраски в различных средах. Сернокислый и ферментативный гидролиз углеводов. Гидролиз карбонатов, сульфатов, силикатов щелочных металлов; нитратов цинка или свинца (II). Гидролиз карбида кальция.

Лабораторные опыты.

3. Получение кислорода разложением пероксида водорода и (или) перманганата калия.

 4. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды для органических и неорганических кислот.

5. Использование индикаторной бумаги для определения рН слюны, желудочного сока и других соков организма человека.

 6. Разные случаи гидролиза солей.

Т е м а 4

Вещества и их свойства

Классификация неорганических веществ. Простые и сложные вещества. Оксиды, их классификация. Гидроксиды (основания, кислородсодержащие кислоты, амфотерные гидроксиды). Кислоты, их классификация. Основания, их классификация. Соли средние, кислые, основные и комплексные.

Классификация органических веществ. Углеводороды и классификация веществ в зависимости от строения углеродной цепи (алифатические и циклические) и от кратности связей (предельные и непредельные). Гомологический ряд. Производные углеводородов: галогеналканы, спирты, фенолы, альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты, простые и сложные эфиры, нитросоединения, амины, аминокислоты.

Металлы. Положение металлов в периодической системе Д. И. Менделеева и строение их атомов. Простые вещества — металлы: строение кристаллов и металлическая химическая связь. Аллотропия. Общие физические свойства металлов. Ряд стандартных электродных потенциалов. Общие химические свойства металлов (восстановительные свойства): взаимодействие с неметаллами (кислородом, галогенами, серой, азотом, водородом), с водой, кислотами и солями в растворах, органическими соединениями (спиртами, галогеналканами, фенолом, кислотами), со щелочами. Значение металлов в природе и в жизни организмов.

Коррозия металлов. Понятие «коррозия металлов». Химическая коррозия. Электрохимическая коррозия. Способы защиты металлов от коррозии.

Общие способы получения металлов. Металлы в природе. Металлургия и ее виды: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Электролиз расплавов и растворов соединений металлов и его практическое значение.

П е р еходные металлы. Железо. Медь, серебро; цинк, ртуть; хром, марганец (нахождение в природе; получение и применение простых веществ; свойства простых веществ; важнейшие соединения).

Неметаллы. Положение неметаллов в периодической системе Д. И. Менделеева, строение их атомов. Электроотрицательность. Инертные газы. Двойственное положение водорода в периодической системе. Неметаллы — простые вещества. Их атомное и молекулярное строение. Аллотропия и ее причины. Химические свойства неметаллов. Окислительные свойства: взаимодействие с металлами, водородом, менее электроотрицательными неметаллами, некоторыми сложными веществами. Восстановительные свойства неметаллов в реакциях со фтором, кислородом, сложными веществами-окислителями (азотной и серной кислотами и др.).

Водородные соединения неметаллов. Получение их синтезом и косвенно. Строение молекул и кристаллов этих соединений. Физические свойства. Отношение к воде. Изменение кислотно-основных свойств в периодах и группах.

Несолеобразующие и солеобразующие оксиды.

Кислородные кислоты. Изменение кислотных свойств высших оксидов и гидроксидов неметаллов в периодах и группах. Зависимость свойств кислот от степени окисления неметалла. Кислоты органические и неорганические. Кислоты в свете протолитической теории. Сопряженные кислотно-основные пары. Классификация органических и неорганических кислот. Общие свойства кислот: взаимодействие органических и неорганических кислот с металлами, с основными оксидами, с амфотерными оксидами и гидроксидами, с солями, образование сложных эфиров. Особенности свойств концентрированной серной и азотной кислот. Особенности свойств уксусной и муравьиной кислот.

Основания органические и неорганические. Основания в свете протолитической теории.  Классификация органических и неорганических оснований. Химические свойства щелочей и нерастворимых оснований. Свойства бескислородных оснований: аммиака и аминов. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина.

Амфотерные органические и неорганические соединения. Амфотерные соединения в свете протолитической теории. Амфотерность оксидов и гидроксидов некоторых металлов: взаимодействие с кислотами и щелочами. Понятие о комплексных соединениях. Комп-лексообразователь, лиганды, координационное число, внутренняя сфера, внешняя сфера. Амфотерность аминокислот: взаимодействие аминокислот со щелочами, кислотами, спиртами, друг с другом (образование полипептидов), образование внутренней соли (биполярного иона).

Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии. Генетические ряды металла (на примере кальция и железа), неметалла (на примере серы и кремния), переходного элемента (на примере цинка). Генетические ряды и генетическая связь в органической химии (для соединений, содержащих два атома углерода в молекуле). Единство мира веществ

Расчетные задачи.

 1. Вычисление массы или объема продуктов реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.

2. Вычисление массы исходного вещества, если известен практический выход и массовая доля его от теоретически возможного.

3. Вычисления по химическим уравнениям реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

 4. Определение молекулярной формулы вещества по массовым долям элементов.

5. Определение молекулярной формулы газообразного вещества по известной относительной плотности и массовым долям элементов.

6. Нахождение молекулярной формулы вещества по массе (объему) продуктов сгорания.

 7. Комбинированные задачи.

Демонстрации.

       Коллекция «Классификация неорганических веществ» и образцы представителей классов.              Коллекция «Классификация органических веществ» и образцы представителей классов.

       Модели кристаллических решеток металлов.

       Коллекция металлов с разными физическими свойствами.

      Взаимодействие: а) лития, натрия, магния и железа с кислородом; б) щелочных металлов с водой, спиртами, фенолом; в) цинка с растворами соляной и серной кислот; г) натрия с серой; д) алюминия с иодом; е) железа с раствором медного купороса; ж) алюминия с раствором едкого натра.

      Оксиды и гидроксиды хрома, их получение и свойства. Переход хромата в бихромат и обратно.

      Коррозия металлов в зависимости от условий. Защита металлов от коррозии: образцы «нержавеек», защитных покрытий. Коллекция руд.

      Электролиз растворов солей.

     Модели кристаллических решеток иода, алмаза, графита.

     Аллотропия фосфора, серы, кислорода.

    Взаимодействие: а) водорода с кислородом; б) сурьмы с хлором; в) натрия с иодом; г) хлора с раствором бромида калия; д) хлорной и сероводородной воды;   е) обесцвечивание  бромной  воды  этиленом или ацетиленом.

     Получение и свойства хлороводорода, соляной кислоты и аммиака. Свойства соляной, разбавленной серной и уксусной кислот.

     Взаимодействие концентрированных серной, азотной кислот и разбавленной азотной кислоты с медью.

     Реакция «серебряного зеркала» для муравьиной кислоты.

    Взаимодействие раствора гид-роксида натрия с кислотными оксидами (оксидом углерода (IV)), амфотерными гидроксидами (гид-роксидом цинка).

    Взаимодействие аммиака с хлороводородом и водой. Аналогично для метиламина.    

    Взаимодействие аминокислот с кислотами и щелочами.

    Осуществление  переходов:   Са  →СаО  →Са(ОН)2;  

 Р  Р205   →   Н3Р04   →Са3(Р04)2;   Сu →СuО → CuS04 → Сu(ОН)2 →СuО → Сu;

  С2Н5ОН →С2Н4 →С2Н4Вг2.

Лабораторные опыты.

 7. Ознакомление с образцами представителей разных классов неорганических веществ.

 8. Ознакомление с образцами представителей разных классов органических веществ.

 9. Ознакомление с коллекцией руд.

 10. Сравнение свойств кремниевой, фосфорной, серной и хлорной кислот; сернистой и серной кислот; азотистой и азотной кислот.

 11. Свойства соляной, серной (разб.) и уксусной кислот.

 12. Взаимодействие гидроксида натрия с солями, сульфатом меди (II) и хлоридом аммония.

 13. Разложение гидроксида меди (II).

14. Получение гидроксида алюминия и изучение его амфотерных свойств.

Т е м а 5

Химия и общество

Химия и производство. Химическая промышленность, химическая технология. Сырье для химической промышленности. Вода в химической промышленности. Энергия для химического производства. Научные принципы химического производства. Защита окружающей среды и охрана труда при химическом производстве. Основные стадии химического производства (аммиака и метанола). Сравнение производства этих веществ.

Химия и сельское хозяйство. Химизация сельского хозяйства и ее направления. Растения и почва, почвенный поглощающий комплекс (ППК). Удобрения и их классификация. Химические средства защиты растений. Отрицательные последствия применения пестицидов и борьба с ними. Химизация животноводства.

Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды. Охрана гидросферы от химического загрязнения. Охрана почвы от химического загрязнения. Охрана атмосферы от химического загрязнения. Охрана флоры и фауны от химического загрязнения. Биотехнология и генная инженерия.

Химия и повседневная жизнь человека. Домашняя аптечка. Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с бытовыми насекомыми. Средства личной гигиены и косметики Химия и пища. Маркировка упаковок пищевых продуктов и промышленных товаров и умение их читать. Экология жилища. Химия и генетика человека.

Демонстрации. Модели производства серной кислоты и аммиака. Коллекция удобрений и пестицидов. Образцы средств бытовой химии и лекарственных препаратов. Коллекции средств гигиены и косметики, препаратов бытовой химии.

Лабораторные опыты.

 14. Ознакомление с коллекцией удобрений и пестицидов.

 15. Ознакомление с образцами средств бытовой химии и лекарственных препаратов, изучение инструкций к ним по правильному и безопасному применению.

      Тема 6

 Заключение.

Обобщение и систематизация знаний.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атома.

Химическая связь.

   Классификация веществ.

   Классификация химических реакций .

   Электролитическая диссоциация. Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений

Учебно-методический комплект.

  1. Габриелян О. С, Лысова Г. Г. Химия. 11 кл. Профильный уровень: Методическое пособие. — М.: Дрофа.
  2. Габриелян О. С, Лысова Г. Г., Введенская А. Г. Книга для учителя. Химия. 11 кл.:
  3. В 2 ч.: Методическое пособие. — М.: Дрофа.
  4. Габриелян О. С, Остроумов И. Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 кл. — М.: Дрофа.

4.    Химия. 11 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна,

       Г. Г.Лысовой «Химия. 11 класс. Профильный уровень» / О. С. Габриелян,

      П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа.

5.   Габриелян О. С, Решетов П. В., Остроумов И. Г., Никитюк А. М. Готовимся к  

      единому  государственному экзамену. — М.: Дрофа.

6. Габриелян О. С, Остроумов И. Г. Химия. Материалы для подготовки к

     единому   государственному экзамену и вступительным экзаменам в вузы:

     Учеб. пособие. — М.: Дрофа.

7.   Габриелян О. С, Остроумов И. Г. Химический эксперимент в школе. 11 кл. —М.:
     Дрофа.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ        11 класс ( 3часа)профиль

№№

п/п

Тип

урока


                    Тема урока


Д/З


Дата

Тема 1  Строение атома (9 ч)

1.

Формирование новых знаний

1.Атом – сложная частица.

2.

Комбинированный урок

2. Состояние электронов в атоме.

3.

Комбинированный урок

3. Электронное строение атомов.

4.

Комбинированный урок

4.Валентные возможности атомов. Степени окисления.

5.

Комбинированный урок

5.История открытия Периодического закона

6.

Комбинированный урок

6. Периодический закон и строение атома.

7.

Комбинированный урок

7. Изменения свойств элементов,  их соединений в зависимости от положения в периодической системы. Значение ПЗ и ПСХЭ Д.И. Менделеева.

8.

Формирование и усвоения умений и навыков

8. Подготовка к контрольной работе по теме: «Периодический закон»

9.

Контроль и проверка знаний и умений

9. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1  по теме «ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА»

Тема 2Строение   вещества. Дисперсные системы и растворы. (15ч)

10.

Комбинированный урок

1.Виды химической связи и типы кристаллических решеток. (ионная и ковалентная химическая связь и типы К.Р.)

11.

Комбинированный урок

2.Металлическая и водородная химическая связь. Единая природа химической связи.

12.

Формирование и усвоения умений и навыков

3. Семинар: «Виды химической связи. Типы кристаллических решеток. Агрегатное состояние вещества»

13.

Формирование новых знаний

4.Геометрия молекул. Гибридизация  орбиталей.

14.

Формирование и усвоения умений и навыков

5. Семинар:  «Гибридизация атомных орбиталей, форма молекул»

15.

Комбинированный урок

9. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова, ее универсальность.

16.

Комбинированный урок

10. Основные направления теории ее химическое значение.

17.

Комбинированный урок

11. Основные понятия о высокомолекулярных соединениях. Полимеры.

18.

Комбинированный урок

12.Пластмассы.Эластомеры. Волокна. Биополимеры.

19.

Комплексное применение знаний на практике

13.Практическая работа№1 на тему «Распознавание пластмасс и волокон»

20.

Формирование новых знаний

6.Дисперсные системы.

21.

Формирование новых знаний

7.Истинные растворы

22.

Формирование и усвоения умений и навыков

8.Решение задач по теме «Растворы».

23.

Повторение, закрепление умений

14. Подготовка к контрольной работе по теме «Строение вещества».

24.

Контроль и проверка знаний и умений

15.Контрольная работа№2 по теме «Строение вещества»

Тема 3 Химические реакции (21ч+2=23)

25

Комбинированный урок

1. Классификация химических реакций. По числу и составу реагирующих веществ. По изменению степени окисления.

26.

Комбинированный урок

2.По тепловому эффекту, агрегатному состоянию, направлению, механизму протекания, виду энергии инициирующей реакции.

27.

Формирование новых знаний

3.Почему протекают химические реакции. Энтальпия и энтропия химических реакций.

28

Формирование и усвоения умений и навыков

4.Решение задач по теме «Термохимические расчеты»

29

Комбинированный урок

5. Скорость химических реакций

30

Формирование и усвоения умений и навыков

6. Решение задач по химической кинетике

31

Комбинированный урок

7. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Катализ

32

Формирование и усвоения умений и навыков

8. Решение задач по химической кинетике

33

Формирование новых знаний

9. Химическое равновесие.

34

Формирование новых знаний

10.  Условия смещения химического равновесия.

35

Формирование и усвоения умений и навыков

11. Решение задач по теме: «Химическое равновесие, условия его смещения».

36

Комплексное применение знаний на практике

12.  Практическая работа№2«Скорость химических реакций. Химическое равновесие»

37

Комбинированный урок

13. Теория электролитической диссоциации. Свойства растворов электролитов

38

Формирование и усвоения умений и навыков

14. Урок упражнение

39

Формирование новых знаний

15. Водородный показатель.

40

Формирование новых знаний

16.Реакции, протекающие в растворах электролитов. Произведение растворимости.

41

Формирование и усвоения умений и навыков

17. Урок упражнение

42

Формирование новых знаний

18. Гидролиз органических веществ.

43

Формирование новых знаний

19. Гидролиз неорганических веществ.

44

Формирование и усвоения умений и навыков

20. Урок упражнение

45

Комплексное применение знаний на практике

21. Практическая работа №3 «Гидролиз солей»

46

Повторение, закрепление умений

22.Подготовка к контрольной работе.

47

Контроль и проверка знаний и умений

23.Контрольная работа№3 по теме: «Химические реакции»

Т е м а 4 Вещества и их свойства (33ч)43

48

Комбинированный урок

1.Классификация неорганических веществ.

49

Формирование новых знаний

2. Комплексные соединения

50

Комбинированный урок

3. Классификация органических веществ.

51

Комплексное применение знаний на практике

4. Практическая работа№4 «Решение экспериментальных задач по органической химии»

52

Комбинированный урок

5. .Металлы.Положение в ПСХЭ.Простые вещества – металлы.

53

Комбинированный урок

6. Общие химические свойства металлов.

54

Комбинированный урок

7. Оксиды и гидроксиды металлов.

55

Комплексное применение знаний на практике

8. Практическая работа№5 «Решение экспериментальных задач по неорганической химии»

56

Комбинированный урок

9.Коррозия металлов.

57

Комбинированный урок

10.Способы получения металлов.

58

Формирование новых знаний

11.Электролиз расплавов и растворов неорганических и органических электролитов

59

Формирование новых знаний

12. Металлы побочных подгрупп.

 Медь и ее соединения.

60

Формирование и усвоения умений и навыков

13. Решение задач и упражнений по теме «Металлы»

61

Формирование новых знаний

14. Серебро и его соединения.

62

Комбинированный урок

15. Цинк и его соединения.

63

Формирование новых знаний

16. Ртуть и ее соединения.

64

Формирование и усвоения умений и навыков

18. Решение задач и упражнений по теме «Металлы»

65

Формирование новых знаний

19. Хром и его соединения

66

Формирование новых знаний

20. Хром и его соединения

67

Формирование и усвоения умений и навыков

21. Решение задач и упражнений по теме «Металлы»

68

Формирование новых знаний

22.Марганец и его соединения.

69

Комбинированный урок

23.Железо и его соединения.

70

Формирование и усвоения умений и навыков

24. Решение задач и упражнений по теме «Металлы»

71

Комбинированный урок

25. Неметаллы. Положение в ПСХЭ.Простые вещества неметаллы

72

Комбинированный урок

26. Общие химические свойства неметаллов

73

Формирование и усвоения умений и навыков

27. Решение задач и упражнений по теме неметаллы

74

Комбинированный урок

28. Водородные соединения неметаллов.

75

Комбинированный урок

29. Оксиды неметаллов и соответствующие им гидроксиды.

76

Комбинированный урок

30. Оксиды неметаллов и соответствующие им гидроксиды.

77

Формирование и усвоения умений и навыков

31. Решение задач по теме неметаллы

78

Комплексное применение знаний на практике

32.Практическая работа №6 Получение, собирание и распознавание газов и изучение их свойств.

79

Комбинированный урок

33.  Органические и неорганические кислоты.

80

Формирование и усвоения умений и навыков

34. Урок упражнение

81

Формирование новых знаний

35. Особые свойства азотной и серной кислот.

82

Комбинированный урок

36. Органические и неорганические основания

83

Комбинированный урок

37.Амфотерные органические и неорганические соединения.

84

Комплексное применение знаний на практике

38. Практическая работа№7«Сравнение свойств органических и неорганический соединений

85

Формирование и усвоения умений и навыков

39. Генетическая связь между классами неорганических и органических  соединений.

86

Формирование и усвоения умений и навыков

40. Составление уравнений по теме «Генетическая связь»

87

Комплексное применение знаний на практике

41.Практическая работа№8«Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений»

88

Повторение, закрепление умений

42.Подготовка к контрольной работе по теме «Вещества и их классификация и свойства»

89

Контроль и проверка знаний и умений

43.Контрольная работа№4 по теме: «Вещества и их свойства»

Т е м а 5 Химия и общество (9ч)

90

Формирование новых знаний

1. Химическая промышленность и химическая технология

91

Комбинированный урок

2. Производство аммиака и метанола.

92

Комбинированный урок

3. Производство серной кислоты.

93

Комбинированный урок

4. Производство чугуна и стали.

94

Формирование и усвоения умений и навыков

5. Решение задач и упражнений  по теме №5

95

Повторение, закрепление умений

6. Подготовка к контрольной работе по теме «Химическое производство»

96

Контроль и проверка знаний и умений

7. Контрольная работа№5 по теме «Химическое производство»

97

Комбинированный урок

7. Химия и проблемы охраны окружающей среды

98

Комбинированный урок

8. Химия и повседневная жизнь человека

99

Формирование новых знаний

9.Химия и пища

Тема 6 Обобщение и систематизация знаний(  3)

100

Обобщение и систематизация знаний

1.ПЗиПСХЭ. Химическая связь. Классификация веществ.

101

Обобщение и систематизация знаний

2.Классификация реакций. Генетическая связь.

102.

Обобщение и систематизация знаний

3.Электролитическая диссоциация.

   

                       

   

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса социально-гуманитарного профиля по программе В.В.Бабайцевой

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004), Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку и прогр...

Рабочая программа( технический профиль) по химии

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по  профессиям среднего профессионального образования (далее CПО...

Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профиль) по программе Л.Н. Боголюбова.

Рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, КИМы для проверки знаний учащихся за полугодие,год....

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа 11 профиль обществознание

Рабочая программа 11 профиль обществознание.Состав УМК:           учебник «Обществознание 11 класс: базовый  уровень» под ред. Боголю...