Методическая разработка урока "Направления эволюции" 11 класс
методическая разработка по биологии (11 класс)

Сорокина Ирина Валентиновна
Материал содержит тест, лабораторные работы и задания

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эволюционное учение – это философия биологии, путеводная звезда биолога, «когда, отрывая свой взгляд от ближайших узких задач своего ежедневного труда, он пожелает окинуть взором всю совокупность биологического целого» К.А.Тимирязев

Слайд 2

Борьба за существование Логическая структура дарвинизма Наследственность Изменчивость Способность к неограниченному размножению в геометрической прогрессии Ограниченность жизненных ресурсов Естественный отбор Относительная приспособленность Многообразие видов ? Разные направления эволюционного развития

Слайд 3

Главные направления эволюционного процесса и пути их достижения Цель: Изучить главные направления эволюционного процесса Задачи: Знать основные направления эволюции; Понимать их взаимосвязь с факторами эволюции ; Уметь: - отбирать нужную информацию из различных источников; - анализировать информацию по теме; - представлять результаты работы в структурированной форме; - оценивать роль основных направлений эволюции

Слайд 4

А.Н.Северцев 1866 - 1936 Разработал теорию эволюционных преобразований органов, выявил основные направления эволюции И.И.Шмальгаузен 1884 - 1963 Разработал теорию стабилизирующего отбора, творчески развил идеи А.А.Северцева об основных направлениях эволюции

Слайд 5

Задание 1 1.Познакомиться с определениями направлений эволюционного процесса в формулировке И.И.Шмальгаузена (лист 1) 2.Выявить ( по тексту) основные критерии различий разных направлений эволюции 3.Заполнить графическую схему «Основные направления эволюционного процесса»

Слайд 6

Основные направления эволюционного процесса

Слайд 7

Ароморфоз ( др.-греч . αἴρω «поднимаю» и μορφή «форма») — прогрессивное эволюционное изменение строения, приводящее к общему повышению уровня организации организмов . Ароморфоз — это расширение жизненных условий, связанное с усложнением организации и повышением жизнедеятельности.

Слайд 8

Идиоадаптация (от греч. ίδιος — «свой, своеобразный, особый» и адаптация ), одно из главных направлений эволюции , при котором возникают частные изменения строения и функций органов при сохранении в целом уровня организации предковых форм.

Слайд 9

Общая дегенерация — одно из направлений эволюционного процесса, связанное с упрощением организации, в том числе утратой органов и их систем. Термин предложен А. Н. Северцовым , считавшим общую дегенерацию одним из основных направлений эволюционного процесса и одним из способов достижения биологического прогресса .

Слайд 10

Соотношение направлений эволюции

Слайд 11

Задание 2 Выполнить лабораторную работу (лист2 ) «Идиоадаптации у животных и растений»

Слайд 12

Цель: выявить идиоадаптации у организмов и объяснить их значение 1 вариант на примере пингвинов 2 вариант на примере одуванчика

Слайд 13

Задание 3 Проставьте против каждого пункта буквенное обозначение соответствующего направления эволюции: А – ароморфоз И – идиоадаптация Д – дегенерация (лист 4) 1. Возникновение многоклеточности 2. Возникновение фотосинтеза 3.Образование пятипалых конечностей 4. Образование ластов 5. Образование у земноводных трехкамерного сердца 6. Утрата четырех пальцев из пяти (у лошади) 7. Удлинение шеи у жирафа 8. Утрата органов кровообращения и пищеварения( у цепня) 9. Возникновение теплокровности

Слайд 14

Задание 4 Прочитать текст (лист 5) Установить взаимосвязь главных направлений эволюции с ее движущими силами Сделать вывод о роли направлений эволюции в развитии живой природы

Слайд 15

Борьба за существование Логическая структура дарвинизма Наследственность Изменчивость Способность к неограниченному размножению в геометрической прогрессии Ограниченность жизненных ресурсов Естественный отбор Относительная приспособленность Многообразие видов Разные направления эволюции Одновременное существование примитивных и высокоорганизованных форм

Слайд 16

Задание 5 Способы достижения биологического прогресса 1 . Познакомиться по тексту ( лист 6) с отрывками работ И.И.Шмальгаузена. 2. Выписать в тетрадь -определение способа, -его графическое изображение, -вывод

Слайд 17

Выводы по теме урока 1. Основными направлениями эволюции являются биологический прогресс, биологический регресс и биологическая стабилизация. Главные пути эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация

Слайд 18

Выводы по теме урока 2. Направления эволюции органического мира, сочетаясь и сменяя друг друга, в целом приводят к усложнению прогрессивной направленности развития живой природы, к возникновению целесообразности организмов – их соответствия условиям обитания и способности меняться по мере изменения этих условий.



Предварительный просмотр:

Основные направления эволюционного процесса

«Биологический прогресс – процветание, определяемое относительно высокими темпами эволюции, при которых приспособленность организма возрастает. Объективными показателями биологического прогресса является увеличение численности, ведущее к расселению и расширению ареала» (И.И. Шмальгаузен)

«Биологический регресс – снижение приспособленности организма. Организм отстает в темпах эволюции от изменений во внешней среде и в особенности от темпов эволюции и распространения экологически близких форм. Численность вида уменьшается. Вид или группа идет навстречу вымиранию» (И.И. Шмальгаузен)

«Биологическая стабилизация определяется согласованностью темпов эволюции и изменениями среды, при которых приспособленность организма к изменяющейся среде поддерживается на известном уровне. Объективным показателем стабильности является сохранение численности, сохранение ареалов с возможными миграциями, но  без значительного расселения»

(И.И. Шмальгаузен)

Основные направления эволюционного процесса

«Биологический прогресс – процветание, определяемое относительно высокими темпами эволюции, при которых приспособленность организма возрастает. Объективными показателями биологического прогресса является увеличение численности, ведущее к расселению и расширению ареала» (И.И. Шмальгаузен)

«Биологический регресс – снижение приспособленности организма. Организм отстает в темпах эволюции от изменений во внешней среде и в особенности от темпов эволюции и распространения экологически близких форм. Численность вида уменьшается. Вид или группа идет навстречу вымиранию» (И.И. Шмальгаузен)

«Биологическая стабилизация определяется согласованностью темпов эволюции и изменениями среды, при которых приспособленность организма к изменяющейся среде поддерживается на известном уровне. Объективным показателем стабильности является сохранение численности, сохранение ареалов с возможными миграциями, но  без значительного расселения»

(И.И. Шмальгаузен)



Предварительный просмотр:

В процессе эволюции происходит чередование относительно кратких периодов ароморфозов и последующих длительных периодов идиоадаптаций или  общей дегенерации. В основе ароморфозов лежат наследственные изменения, поднимающие организмы на более высокий уровень организации, при котором возможно проникновение в новую среду обитания и установления новых связей с ее элементами.  Движущая форма естественного отбора,  обеспечивающая  возникновение приспособлений к новым, изменившимся условиям среды, характерна для малоспециализированных групп, которые обладают широким размахом наследственной изменчивости.

В ходе дальнейшей эволюции под действием дизруптивного и стабилизирующего отбора, появляются идиоадаптации, ведущие к расселению группы по различным экологическим нишам. В результате постепенно возрастает специализация и снижается возможность выхода в новые экологические ниши.  Иначе говоря, крупные эволюционные перестройки (ароморфозы), как правило, происходят при участии малоспециализированных, примитивных для данного уровня организации групп организмов.

При переходе организмов в простые условия формирование частных приспособлений сопровождается упрощением строения. Общая дегенерация всегда вторична по отношению к прогрессивному развитию, так как всякое упрощение предполагает некоторый уровень исходной сложности.

Направления эволюции органического мира, сочетаясь и сменяя друг друга, в целом приводят к усложнению прогрессивной направленности  развития живой природы, к возникновению целесообразности организмов – их соответствия условиям обитания и способности меняться по мере изменения этих условий.

В процессе эволюции происходит чередование относительно кратких периодов ароморфозов и последующих длительных периодов идиоадаптаций или  общей дегенерации. В основе ароморфозов лежат наследственные изменения, поднимающие организмы на более высокий уровень организации, при котором возможно проникновение в новую среду обитания и установления новых связей с ее элементами.  Движущая форма естественного отбора,  обеспечивающая  возникновение приспособлений к новым, изменившимся условиям среды, характерна для малоспециализированных групп, которые обладают широким размахом наследственной изменчивости.

В ходе дальнейшей эволюции под действием дизруптивного и стабилизирующего отбора, появляются идиоадаптации, ведущие к расселению группы по различным экологическим нишам. В результате постепенно возрастает специализация и снижается возможность выхода в новые экологические ниши.  Иначе говоря, крупные эволюционные перестройки (ароморфозы), как правило, происходят при участии малоспециализированных, примитивных для данного уровня организации групп организмов.

При переходе организмов в простые условия формирование частных приспособлений сопровождается упрощением строения. Общая дегенерация всегда вторична по отношению к прогрессивному развитию, так как всякое упрощение предполагает некоторый уровень исходной сложности.

Направления эволюции органического мира, сочетаясь и сменяя друг друга, в целом приводят к усложнению прогрессивной направленности  развития живой природы, к возникновению целесообразности организмов – их соответствия условиям обитания и способности меняться по мере изменения этих условий.



Предварительный просмотр:

Способы достижения биологического прогресса

Дивергенция лежит в основе всего эволюционного процесса. Дивергенция означает независимое приобретение родственными организмами различных признаков. Ход дивергентной эволюции можно представить в виде такой схемы(И.И. Шмальгаузен)

1 (abcd)                                                            Aʹ2 (abfg)

                A1 (abc)                              A2 (abf)

                                       A (ab)

Допустим, что потомки организма А, характеризующегося признаками abпопадают в разные условия и в результате получают новые признаки (cd   и  fg). Разошедшиеся формы Аʹ1 и А ʹ2  обладают с одной стороны, сходными признаками ab, указывающими на общность их происхождения, и, с другой стороны, различными признаками cd  и  fg, свидетельствующими о приспособлении к различным условиям среды. Следовательно, при дивергенции, сходство объясняется родством, а различия – приспособлением к разной среде.

Параллелизм – тип эволюционных изменений, который отражает независимое приобретение сходных признаков родственными организмами. Обратите внимание на следующую схему (И.И.Шмальгаузен):

                                 A2 1(abcde)         A 22 (abfge)      

                                 A 11 (abcg)            A 22 (abfg)

                                    A1  (abc)             A2 (abf)

                                                A (ab)

Допустим, что потомки организма, характеризующегося признаками ab, разошлись в разные среды и дали начало различным формам А1 и А2,  связанным тесным родством. Дальнейшая их эволюция, идет, однако, в сходной обстановке и приводит к независимому приобретению обеими формами новых сходных приспособительных признаков g, e. Новые параллельные формы А12   и А22,  обладают глубоко сходными признаками ab указывающими на общность происхождения и чертами сходства, приобретенными независимо друг от друга в сходной обстановке,-ge. Только признаки  c и f  , обеспечивающие начальную дивергенцию, оказываются различными в двух параллельных рядах Таким образом, при параллельном развитии сходство объясняется общностью происхождения и приспособлением к сходной среде, а различия   - начальным расхождением признаков.

Конвергенция означает независимое приобретение сходных признаков неродственными организмами. Допустим, что потомки разных по происхождению организмов А и В , характеризующихся различными признаками ab  и mn, попали в сходную жизненную обстановку и в результате приспособления к ней приобрели известные черты сходства – g,  e. Иными словами при конвергенции сходство объясняется приспособлением к сходной среде, а различия – разным происхождением, т.е. отсутствием близкого родства.     А11     (abge)    B11   (mnge)

                                                                                         A1  (abg)                                        B1 (mng)

                                                                     A (ab)                                                                                        B (mn)



Предварительный просмотр:

Одуванчик

Одуванчик – род травянистых многолетних растений семейства сложноцветных. Свыше 1000 видов одуванчиков распространено в холодных и умеренных полосах, преимущественно в горных районах Евразии. Некоторые виды этого рода в огромном числе встречаются в садах и парках, на газонах, вдоль дорог.

Русское название «одуванчик» отражает особенность видов этого рода: его плоды с хохолком отлетают от общего цветоложа даже при легком дуновении.

Плоды одуванчика – семянки – имеют летучки – белые волоски, образующиеся из чашелистиков после оплодотворения. Летучка или хохолок               приподнята на оттянутой узкой верхушке – носике. Положение хохолка – выше центра тяжести – придает семянкам значительную устойчивость в полете, повышает динамическую подъемную силу, действующую на семянку.

Лабораторная работа                                Ф.И.

Идиоадаптации у растений

Цель: Выявить идиоадаптации у растения одуванчика на примере особенности семян и плодов и способов их распространения

Название растения

Тип плода

Способ распространения плодов и семян

Идиоадаптации растения к данному способу

Эволюционное значение идиоадаптации



Предварительный просмотр:

Отряд Пингвины

Пингвины распространены, главным образом, в Антарктиде и в умеренном поясе Южного полушария. Они обитают на морских побережьях. Географическое распространение пингвинов в значительной мере связано с температурой вод океана, в котором птицы проводят две трети жизни.

Летать и бегать пингвины не могут, но отлично плавают и ныряют. Гнездятся колониями. По суше пингвины ходят неуклюже, переваливаясь и держа туловище вертикально. В случае нужды они падают брюхом на снег и скользят по нему, отталкиваясь всеми 4 конечностями. Передние конечности пингвинов видоизменены в эластичные ласты, которые, благодаря особому устройству скелета, во время плавания вращаются в плечевом суставе почти винтообразно. К хорошо развитому килю грудины прикреплены мощные грудные мышцы, управляющие движением крыльев – ластов. Ноги короткие, толстые имеют по 4 пальца, соединенных плавательной перепонкой. Шея толстая и гибкая, клюв сильный и острый. Ротовой аппарат действует как насос, всасывающий струю воды вместе с мелкой добычей. Взрослые пингвины кормятся мелкой рыбой, некрупными головоногими моллюсками  и планктонными ракообразными. Оперение очень густое. Мелкие перья напоминают плотно прилегающие к телу чешуйки, поверхность перьев покрыта жировым секретом хорошо развитой копчиковой железы и поэтому не намокает. Приспособлением к жизни с низкими температурами служит слой жира под кожей. Окраска у большинства видов схожая: темная спина и белое брюхо. В яичном белке пингвинов находится вещество со свойствами антифриза, препятствующем его свертыванию при воздействии низких температур.

Лабораторная работа                     Ф.И.

Идиоадаптации у животных

Цель: Выявить идиоадаптации у животных на примере птиц и объяснить их значение.

Название птицы

Место обитания

Питание

Идиоадаптации

Вывод



Предварительный просмотр:

Задание 3

Проставьте против каждого пункта буквенное обозначение каждого направления эволюции:

А – ароморфоз

 И – идиоадаптация

Д – дегенерация

1. Возникновение многоклеточности

2. Возникновение фотосинтеза

3.Образование пятипалых конечностей

4. Образование ластов

5. Образование у земноводных трехкамерного сердца

6. Утрата четырех пальцев из пяти (у лошади)

7. Удлинение шеи у жирафа

8. Утрата органов кровообращения и пищеварения ( у цепня)

9. Возникновение теплокровности

Задание 3

Проставьте против каждого пункта буквенное обозначение каждого направления эволюции:

А – ароморфоз

 И – идиоадаптация

Д – дегенерация

1. Возникновение многоклеточности

2. Возникновение фотосинтеза

3.Образование пятипалых конечностей

4. Образование ластов

5. Образование у земноводных трехкамерного сердца

6. Утрата четырех пальцев из пяти (у лошади)

7. Удлинение шеи у жирафа

8. Утрата органов кровообращения и пищеварения ( у цепня)

9. Возникновение теплокровности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для 7 класса "Аукцион оценок по физике"

Данная методическая разработка предназначена для использования на уроках физики в 7 классе при изучении тем: «Механическое движение», «Скорость, путь и время движения», «Инерция»....

Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"

Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...

Методическая разработка: Геометрия, 8 класс. Билеты к устному зачету

Билеты для проведения зачета по геометрии в 1 четверти 8 класса....

Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".

Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй  четверти....

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Авторская методическая разработка для 6 класса татарский язык в русских группах "Моя семья"

В разработке предоставлен материал для комплекса уроков для русских групп по татарскому языку по теме "Минем гаиләм - минем горурлыгым". Дана презентация, дидактические материалы....

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...