игра "Путешествие в Царство растений"
методическая разработка по биологии (6 класс)

Игра-викторина для 6 класса по биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsarstvo_rasteniy.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина  по биологии «Путешествие в Царство растений»  6 класс.

Цель: Стимулировать учащихся к получению новых знаний; расширять кругозор, повышать интерес к предмету; развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, умения рассуждать и делать выводы.

В центре класса большая корзина, в ней лежат разнообразные плоды (плоды вырезаны из картона). На обратной стороне плода –    написаны названия конкурсов.

Команда,   победившая в конкурсе, имеет право выбрать из корзины     любой плод, но при этом  команда должна назвать  этот плод.

Ход мероприятия

Здравствуйте! Ребята, сегодня мы с вами немножко поиграем. Для этого мы поделились на 2 команды. Вам будут представлены различного рода задания о растениях, за выполнение которых вы получите баллы.

 Вы должны будете представить команду (название и девиз команды). Каждая команда в течение 1-2 минут  представляют свою команду. Команда, лучше справившаяся с этим заданием, получает право начать игру и выбрать плод , а следовательно  и конкурс.

  1. Разминочный конкурс. Ведущий показывает записанные на классной доске слова. Ребята должны в них изменить одну букву так, чтобы получилось название растения.

Зуб (дуб), фокус (фикус), кадр (кедр), лупа (липа), линия (лилия)

воз (вяз), машина (малина), клин (клен), два (ива), слава (слива)

осень (ясень), плюс (плющ).

  1. Конкурс "Математическая ботаника"(Межпредметная связь с математикой)

Баобаб живет 4000 лет, а лиственница 400 лет. Во сколько раз баобаб живет дольше лиственницы? (10)

Сосна может прожить 600 лет, ель вдвое больше, чем сосна, а дуб на 800 лет больше ели. Сколько лет может прожить дуб? (2000)

Ель может прожить 1200 лет, сосна - половину этого возраста, а рябина на 520 лет меньше, чем сосна. Сколько лет живет рябина? (80)

Береза прожила 50 лет, что составило пятую часть продолжительности ее жизни. Какова продолжительность жизни березы? (250)

3.  Конкурс «Театральный».Каждая команда     выделяет для этого конкурса 3- х членов команды, они получают   табличку с названием жизненного процесса растений. Например,

а) Испарение   б) Опыление.   В) Всасывание воды корнями

Г) Деление клеток    Д) Листопад

Вам необходимо проявить творчество и с помощью пантомимы изобразить за 3  минуты жизненный процесс растений  так,  чтобы члены команды  угадали, какой это процесс.

4.Конкурс «4-ый лишний». На отдельных карточках написаны названия, вам  нужно решить,что в каждой строке лишнее и устно объяснить почему.

А)  Чашечка,  лепесток,  тычинка,  корень    (корень –  это    орган растения,  а все - перечислены части цветка)  

Б)  Семянка,  Боб,  коробочка,  стручок    (Семянка –  односемянный плод,  а    все - многосемянные)

В) Клен, одуванчик, тополь,  лопух (лопух – распространяет плоды и семена с помощью человека и животных, а все- с помощью ветра)

Г) Осина, шиповник, дуб, липа (шиповник – кустарник, а все - деревья)

Д)  Картофель, редис,  свекла,  репа  (картофель –    образует клубень,  а остальные - корнеплоды)

Е) Подсолнечник, капуста, одуванчик, кукуруза ( кукуруза – однодольное  растение , а все - относятся к классу  двудольных)

5.Конкурс Черный ящик.  В черном ящике лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари.

Ему приписывали чудодейственное свойство: якобы он способен предохранять воина от стрел и ударов меча. Философы древности, разрезая этот загадочный объект поперек, объясняли своим ученикам строение вселенной. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства. Ответьте, что лежит в черном ящике?

Ответ: луковица.

Послушайте вопрос и ответьте, о каком растении идет речь?

Плоды этого растения некое лакомство, созревающее на хорошо известном растении. Его Родина Мексика. В середине прошлого столетия о нем говорили так: « Сие растение почитается способным исцелять раны. Наибольшее употребление семени есть – есть пища попугаев, из него можно получить масло, пережженные семена имеют запах кофея».

Ответ: семечки подсолнечника.

6.Конкурс «Найди ошибку».Уважаемые ребята, Вам пришло письмо, ваша задача найти как можно больше биологических ошибок в тексте письма.  Командам дается 3  минуты,  каждая найденная ошибка – 1 балл. Каждая команда получает письмо в конверте.

Здравствуйте, юные биолухи! С приветом к вам Алёша Перепуткин. Я    великий знаток процесса фотосинтеза.  А,  вы,  знаете его?  Фотосинтез происходит в корнях и листьях, только ночью, когда никто не мешает. В ходе этого процесса образуется вода, а кислород расходуется.  Луна посылает свою энергию и в клетках образуются органические вещества:  сначала крахмал,  а потом сахар.  В процессе фотосинтеза выделяется много энергии, поэтому растения не боятся холода зимой. Без фотосинтеза мы бы задохнулись, так как не было бы обогащения атмосферы углекислым газом.

Члены команды подчеркивают ошибки  в тексте и записывают  предложения без ошибок.

6. Конкурс «Путешествия растений» (работа с натуральными объектами.)  

На 2-х подносах  плоды различных растений: Плоды    рябины,  орехи    лещины,  плод лопуха,  коробочки мака,  бобы фасоли,  крылатки клёна, желуди, семена одуванчика с парашютиками, костянки  вишни, плоды  вяза.

Задание 1.  Необходимо выбрать плоды и семена,  распространяемые ветром.  Объяснить приспособления.

Задание 2.Необходимо выбрать    плоды,  распространяемые человеком и животными.  Объяснить  приспособления. Оценивается правильность и быстрота выполнения задания.

7.Конкурс «Эрудит». Команды по очереди отвечают на вопросы, за каждый правильный ответ-1 балл.

1.Почему у заборов    чаще всего растут    растения,  семена которых распространяются ветром? (Забор сдерживает порыв ветра, и семя падает около забора)

2.Английский ученый Джозеф Пристли    посадил мышь    под стеклянный колпак.  Через некоторое время она задохнулась.  Почему?  И как сделать так,  чтобы мышь не задохнулась? (  Недостаток кислорода.  Необходимо рядом с мышкой поставить растение и поставить на свет).

3.  Почему насекомые -  вредители    огорода    высасывают соки растений с нижней поверхности листьев? ( Нижняя кожица  у листьев тоньше и в ней есть устьица , через которые  легче высасывать  соки растений)  

4.  В ночное время не рекомендуется    спать      в комнате    около растений.  Почему? (  У растений в темноте происходит  только дыхание,  а следовательно растения ,  как и человек выделяют  углекислый газ.)

8. Конкурс «Ботанический аукцион». В этом конкурсе участвуют по одному игроку от каждой команды. Ребята,    Вам предстоит продемонстрировать    знания    и эрудицию в области биологии.  По очереди каждый из учеников приводит примеры,  иллюстрирующие  значение растений в природе и жизни человека. Например,  

1. Насыщают  воздух кислородом

2. Многие растения используют, как лекарственные;

3. Употребляет в пищу человек;

4. Корм для животных;

5. Участвуют в образовании перегноя и т.д.

Побеждает и получает  3 балла, тот ученик, кто  назвал последнее значение растений.

А теперь  подводим итоги. Победителей награждают призами. Все члены команды получают поощрительные призы.

Всем спасибо за участие на этом наше соревнование подошло к концу! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по теме «Основные отделы царства растений»

Дидактический материал по биологии для 6 классов разработан для итоговой проверки знаний по теме «Основные отделы царства растений». Представлен карточками в 8 вариантах. Разработан к учебнику для общ...

контрольная работа в 6 классе по теме "Царство Растения"

контрольная работа в двух вариантах...

Общая характеристика царство Растения

Урок разработан по программе И Н Сонина. 7 класс...

Конспект открытого урока-игры по биологии "Царство Растений"

Данный урок обобщающий, по теме растения, в виде КВНа....

Обобщающий урок по разделам: Царство «Грибы». Царство «Растения»

План-конспект урока «Обобщающий урок по разделам: Царство «Грибы». Царство «Растения»»          Цель урока: предоставить возможность учащимся обобщать и систематизир...

Технологическая карта урока. Методическя разработка урока по теме "Сравнительная характеристика царства Растения и царства Животные"

Разработка технологической карты урока биологии 7 класса по теме "Сравнительная характеристика царства Растения и царства Животные"...

Презентация к уроку " Царство Растений. Строение семени покрытосеменных растений" для 6 класса

Презентация к уроку состоит из двух частей. Дело в том, что Царство растений по УМК Пасечника подробно изучается в 5 классе. А физиология и анатомия растений  - в 6 классе. Чтобы подвести к изуче...