Здоровьесберегающие технологии в работе учителя биологии
учебно-методический материал по биологии

Иванова Татьяна Семеновна

В помощь учителю для семинаров, конференций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                               Иванова Т.С., учитель биологии

                                                                               ГБОУ школа №640

                                                                               Приморского района Санкт-Петербурга

                  Здоровьесберегающие технологии в работе учителя биологии:

                                    аспекты реализации требований ФГОС

      В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества.        

     В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), в разделе «Предметные результаты освоения основной образовательной программы общего образования» естествознание обозначено, что выпускник должен:

– осознавать целостность окружающего мира, освоить основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, нормы здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

     Медицинские осмотры детей в школах показывают, что здоровых детей с каждым годом становится меньше. Самыми распространенными  являются болезни позвоночника, нервные расстройства и нарушения зрения-показатели неправильно организованного урока, учебного процесса в школе в целом, что еще раз доказывает о необходимости широкого применения здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательном процессе. 

     В связи с этим, не случайно, одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему.

 Выделяют несколько принципов здоровьесберегающей технологии (по Н. К. Смирнову «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе»):

  1. Организация обучения через разные каналы восприятия информации (зрение, слух, ощущение) в зависимости от возрастных особенностей учащихся, а также целей и задач урока.
  2. Создание здоровьесберегающего пространства классной комнаты.
  3. Знание недельных зон работоспособности и планирование уроков разной степени сложности.
  4. Знание об уровнях работоспособности учащихся в течение рабочего дня.
  5. Планирование контрольных работ, уроков нового материала, уроков обобщения в зависимости от места урока в сетке расписания.
  6. Распределение интенсивности умственной нагрузки в течение урока и рабочего дня.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Для достижения этой цели большую роль играет предмет "биология", преподавание которого позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания как на уроках, так и во время домашней работы.

 Яркие, эмоциональные уроки с использованием физкультурных упражнений, с примерами из жизни, непременно сделают  урок насыщенным, интересным, продуктивным и полезным. А поможет в этом несколько простых принципов, которые можно свободно использовать как на уроках биологии, так и на других предметах:

  1. Гигиенические условия в кабинете: чистота, температура, свежесть воздуха, освещение, отсутствие неприятных раздражителей.
  2. Смена видов деятельности, так как однообразие утомляет. Рекомендуется 4-7  видов за урок по 7-10 минут. Но нужно помнить, что частые смены деятельности также утомляют детей. Этот момент урока должен быть тщательно продуман.
  3. Желательно использовать на уроках не только словесный вид преподавания, но и наглядный, аудиовизуальный, так как среди детей выделяют аудиалов, визуалов и кинестетиков.
  4. Физкультминутки - обязательная составная часть урока. На 15-20 минут урока по 1 минуте из 3 легких упражнений с 3-4 повторениями. Учащиеся 5-6 классов выполняют их с большим удовольствием, а старшие классы могут работать самостоятельно.
  5. Умение учителя выделить и подчеркнуть в большинстве тем вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма (влияние вредных привычек на системы органов, СПИД, профилактика гельминтозов, животные в медицине, лекарственные растения и т. д.).
  6. В течение урока обращать внимание на позу ребенка (осанка).
  7. Дети с нарушениями слуха и зрения сидят за первыми партами.
  8. Часто болеющих детей рассаживать дальше от наружной стены
  9.  и другие принципы

     Большое внимание следует уделять строгому нормированию домашних заданий для недопущения перегрузок, обратив особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Основные пункты задания разбирать на уроке, а на дом оставлять повторение.

     Считаю, что для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса. Поэтому рациональная плотность урока должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %; в содержательной части урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у них ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем; количество видов учебной деятельности на уроке должно быть 4-7, а их смена осуществляться через 7-10 мин.; в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления; в течение урока должно быть использовано не менее 2-х технологий преподавания, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся; обучение должно проводиться с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.); должен осуществляться контроль научности изучаемого материала; необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся, осуществлять индивидуальный подход к детям с учетом личностных возможностей; на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата - в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее. 

     При изучении курса «Человек» в 8 классе, практически во всех разделах, при изучении систем органов рассматриваются вопросы затрагивающие здоровье человека. Знакомя учащихся со строением опорно-двигательной системы, акцентируется внимание школьников на значении физических упражнений для ее развития. При изучении дыхательной системы осуществлять тренировку дыхания, которая, не занимая много времени, позволяет не только развивать органы дыхания, но и способствует повышению культуры общения. При изучении пищеварительной системы дети знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Необходимо обращать внимание учеников на необходимость своевременного и сбалансированного питания, проводить работу по повышению культуры приема пищи, соблюдению основных гигиенических требований. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Проводится викторина "Знаешь ли ты витамины?"

Или на уроках курса «Общая биология»

Тема урока

Вопросы здоровьесбережения

Углеводы

Миф о пользе коричневого сахара, мёда. Ожирение – угроза здоровью.

Жиры

Влияние ненасыщенных жиров на обмен веществ.

Микроэлементы

Продукты, содержащие необходимый минимум

Огромную роль в укреплении здоровья учащихся играет и экологическое пространство: проветривание, озеленение, освещение кабинета. Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи, лучший источник которых - растения. Кроме этого решается воспитательная задача: дети, привлеченные к уходу за растениями, приучаются к бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания.

От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют и на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся.

Забота о здоровье учеников неотделима от заботы учителя о своем собственном здоровье. Педагог должен подавать пример своим образом жизни и своим здоровьем, так как собственный пример лучше всяких слов познакомит детей с правилами здорового образа жизни. 

Использование здоровьесберегающей технологии не требует от учителя специальной подготовки и больших затрат времени.

Главное – результат:

  • Снижение утомляемости.
  • Повышение продуктивности, работоспособности.
  • Меняется отношения к предмету, что особенно важно в 5-6 классах.
  • Учитель должен не только преподносить информацию, но и создавать для этого условия.

Интернет – ресурсы:

  1. Открытый урок 1 Сентября

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/520776/

  1. Корпорация Российский учебник

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/ispolzovanie_zdorovesberegayushih_tehnologij_na_ur_144134.html

  1. Мультиурок

https://multiurok.ru/files/primiery-eliemientov-zdorov-iesbierieghaiushchikh.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей физической культуры

Привлечь ребенка к самостоятельным занятиям спортом, отвлечь от пагубных привычек....

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя биологии

В статье представлен опыт работы учителя биологии...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей физической культуры

Аналитические материалы по реализации программы "Укрепление и сохранение здоровья школьников"...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Значительная часть современных проблем, отражающих сложность ситуации в системе общего образования, и требующих скорейшего разрешения, так или иначе, связаны со здоровьем школьников, с уровнем развити...

«Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии в работе учителей технологии»

Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться, это ещё и особый мир, в котором он проживает значительную часть своей жизни. Традиционно считаетс...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -дефектолога"

       В настоящее время учителя – дефектологи школьных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача учите...