технологическая карта урока "Современные методы цитологических исследований" 11 класс, углублённый уровень, УМК Пономарёва И.Н., ФГОС
план-конспект урока по биологии (11 класс)

Шинкарь Лидия Ивановна

технологическая карта урока по теме "Современные методы цитологических исследований" разработана в соответствии с требованиями ФГОС и может быть использована при проведении урока в 11 классе (углублённый уровень) УМК  Пономарёва И.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_metody_tsitologicheskih_issledovaniy.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Современные методы цитологических исследований

 Цель: создать условия для  усвоения знаний о разнообразии методов цитологических исследований; понимания особенностей и значения разных видов технических средств и методов цитологических исследований живой клетки

 Задачи урока: • расширить и углубить понятие «метод исследования»;

• раскрыть сущность и значение современных методов в цитологии;

 • показать практическое значение метода клеточных культур.

Средства обучения: Световой микроскоп, микропрепараты; изображение электронного микроскопа; электронные микрофотографии клетки; научно-популярная литература; CD «Биологический энциклопедический словарь», «Большая энциклопедия» (изд. ООО «Кирилл и Мефодий»); ЭОРы (электронные образовательные ресурсы), представленные на порталах «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» и «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов».

Планируемые результаты обучения: предметные: • знание о разнообразии методов цитологических исследований; • понимание особенностей и значения разных видов технических средств и методов цитологических исследований живой клетки;

метапредметные: • умение постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов; • проявление интеллектуальных умений (сравнивать, анализировать, классифицировать биологические объекты и явления, делать выводы);

личностные: • проявление этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и результатам; • сформированность научной картины мира как компонента общечеловеческой и личностной культуры.

Тип урок:  Урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Этап урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

Мотивация

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами.  Я желаю вам успехов и хорошего настроения.

Приветствуют учителя.

Регулятивные: саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

Актуализация и пробное учебное действие 

(10 мин)

 Контроль и актуализация знаний о методах изучения клетки в XVIII—XIX веках, о значении электронного микроскопа для развития цитологии, о цитологических методах, используемых в XX веке.

Постановка проблемы: «Почему применение светового микроскопа в цитологии  ограничено?»

Беседа с учителем.

Ответы учеников

Самооценка.

Выдвижение гипотез, их обсуждение

Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания,

Коммуникативные: управление поведением партнёра; коррекция,

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование

Выявление места и причины затруднения

(2 мин)

 Я знаю, что…

Я хотел бы узнать …

Выдвижение гипотез, их обсуждение.

Познавательные: умение строить речевое высказывание. общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение

задач. Регулятивные: прогнозирование

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

- Определите  цель урока (для устранения возникшего затруднения)

- Предположите тему урока.

- Постройте  проект своих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели (задачи).                                                                

Согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства алгоритмы, модели и т.д.

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества со сверстниками;

Познавательные: общеучебные: умение   строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений;

Реализация построечного проекта.

Метод цитологических исследований

Суть метода

  1. Световая микроскопия в цитологии. Разрешающая способность светового микроскопа. Значение бокового освещения. Методы фазово-контрастной, интерференционной, поляризационной и флуоресцентной микроскопии.

2. Электронная микроскопия. Принцип действия электронного микроскопа. Разрешающая способность электронного микроскопа. Типы электронных микроскопов и их возможности.

  1. Цитохимические и гистохимические исследования. Качественные химические реакции на присутствие определённых химических веществ и их значение. Использование метода радиоавтографии при изучении клеток.

4. Метод фракционирования клеточных структур. Различная скорость осаждения (седиментации) частиц разного размера с разным удельным весом в жидкости. Метод клеточных культур. Образование клеточного пласта из нескольких отдельных клеток. Значение однородного клеточного материала для точности исследований. Генетические, вирусологические и биохимические исследования. Методы микрохирургии в цитологии.

 Заполнение таблицы по мре изучения нового материала

Беседа с демонстрацией таблиц, светового микроскопа, микропрепаратов или цифровых микрофотографий

Сообщения, демонстрация электронных микрофотографий рис. 71 учебника, обсуждение, вывод.

Беседа с элементами объяснения, демонстрация таблиц.

Самостоятельная работа в парах с информационными источниками, заполнение таблицы

Представления  результатов исследовательской работы

Коммуникативные:

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, логические: УУД постановки и решения проблем

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

1. Каков принцип действия светового микроскопа?

2. Какие типы электронных микроскопов существуют? Приведите примеры.

3. В чём вы видите преимущества электронной микроскопии при исследовании клетки?

 4. Охарактеризуйте значение цитохимических и гистохимических методов исследования.

5. Что представляет собой метод фракционирования клеточных структур? На чём он основан?

 6. Охарактеризуйте значение микрохирургии в цитологии

Выполняют задания

Коммуникативные:

управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Включение в систему знаний

Вопросы учебника стр.190

Решение биологических задач

Регулятивные: прогнозирование

Информация о домашнем задании

изучить текст § 39 учебника и выполнить задания в конце параграфа. Творческое задание: подготовить реферат по темам, указанным в рубриках «Темы рефератов» и «Темы самостоятельных исследований» на с. 238 учебника,

сообщения о многообразии форм и размеров клеток живых организмов по материалам дополнительной литературы и Интернета

Записывают Д/з

Рефлексия

  1. - Что главное я открыл  для себя с сегодняшнего урока?
  2. Что было самым трудным?
  3. О чем бы я хотел узнать дополнительно?

Анализируют выполнение цели и задач урока.

Познавательные. Регулятивные. Коммуникативные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Метод координат", 5 класс

Технологическая карта урока информатики "Метод координат", 5 класс (ФГОС)УМК Л.Л. Босова...

Технологическая карта урока химии в 10 классе "Систематизация и обобщение знаний по теме «Спирты и фенолы». Применение спиртов и фенолов." ФГОС , профильный уровень

Последний урок в теме «Спирты и фенолы», раздел «Кислородсодержащие органические вещества» Урок- практикум. Технологическая карта урока составлена в соответствии с требов...

Технологическая карта урока алгебры в 7 классе по теме «Формула разности квадратов» (ФГОС)

Тема урока:    Формула разности квадратов.Тип урока:    Урок открытия новых знаний.Цель урока:    Овладение умением применять формулу разности квадратов пр...

технологическая карта урока "Из истории развития науки о клетке" 11 класс, углублённый уровень, УМК Пономарёва И.Н., ФГОС

Технологическая карта соответствует требования ФГОС и может быть использованна при проведении урока по теме "Из истории развития науки о клетке" в 11 классе (углублённый уровень)...

Технологическая карта открытого урока биологии 6 класса по теме «Внешнее строение листа», ФГОС

Цель: изучить внешнее строение листа, формы листовых пластинок, виды жилкования и типы листорасположения листьев; развивать речевые навыки учащихся через групповую форму работы.Задачи:Сформироват...

Алгебра и начала математического анализа. Базовый уровень (для 10 класса), Углублённый уровень ( для 11 класса)

Рабочая программа составлена в соответствии с ФОП и обновлённым ФГОС СОО с помощью конструктора рабочих программ на портале "Единое содержание общего образования".  В структуре учебного...

Технологическая карта урока экономики в 10 классе (углубленный уровень) по теме "Страхование. Страховые услуги"

Финансовая грамотность — важная составляющая благополучия человека в современном обществе. Финансовая грамотность помогает эффективно планировать и использовать личный бюджет, принимать решения ...