Рабочая программа к учебнику "Бология". 10-11 классы под редакцией Д.К.Беляева и Г.М.Дымшица
рабочая программа по биологии (10, 11 класс)

Хохлова Марина Николаевна
Рабочая программа реализуется при использовании учебников «Биология 10 класс» и «Биология. 11 класс» под редакцией академика Д.К.Беляева и профессора Г.М. Дымшица. Программа составлена в соответствии с требованиями к результатам среднего общего образования, утвержденными Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования.. Программа включает обязательную часть учебного курса, изложенную в «Примерной программе по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень)», и рассчитана на 68 ч.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.progr_.10-11baz.doc144.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 35 п. Новомихайловский

муниципального образования Туапсинский район

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от _________ 20      года протокол № 1

Председатель ____________________    

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По    биологии

Уровень образования (класс)  среднее общее образование 10-11 классы, базовый уровень     

Количество часов     68               

Учитель   Хохлова Марина Николаевна  

Программа разработана на основе авторской  программы     Г.М.Дымшица, О.В.Саблиной. « Рабочие программы. Биология. Базовый уровень. 10-11 классы». М.- Просвещение, 2018                                                  

Структура рабочей программы по предмету биология.

Пояснительная записка.

            Рабочая программа реализуется при использовании учебников «Биология 10 класс» и «Биология. 11 класс» под редакцией академика Д.К.Беляева и профессора Г.М. Дымшица.

           Программа составлена в соответствии с требованиями к результатам среднего общего образования, утвержденными Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования.. Программа включает обязательную часть учебного курса, изложенную в «Примерной программе по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень)», и рассчитана на 68 ч.

           В программе приводится список возможных лабораторных и практических работ, не все из которых обязательны для выполнения. Учитель может выбрать из них те, для проведения которых есть соответствующие условия в школе.

           Освоение программы по биологии обеспечивает овладение основами учебно-исследовательской деятельности, научными методами решения различных теоретических и практических задач.

          Изучение биологии на базовом уровне ориентированно на обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета.

            В системе естественно-научного образования биология как учебный предмет занимает важное место в формировании: научной картины мира; функциональной грамотности, необходимой для повседневной жизни; навыков здорового и безопасного для человека и окружающей среды образа жизни; экологического сознания; ценностного отношения к живой природе и человеку; собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников. Изучение биологии создаёт условия для формирования у обучающихся интеллектуальных, гражданских, коммуникационных и информативных компетенций.

             Изучение курса «Биология»  в старшей школе направлено на решение следующих задач :

  1. Формирование системы биологических знаний как компонента естественно-научной картины мира;
  2. Развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
  3. Выработку понимания общественной потребности в развитии биологии, а также формирование отношения к биологии как возможной области будущей практической деятельности.

     

Место курса биологии в учебном плане.

        Рабочая программа рассчитана на проведение 1 часа классных занятий в неделю при изучении предмета в течение двух лет (10-11 классы). Общее число учебных часов за два года обучения составляет 68 ч, из них 34 ч (1 ч в неделю) в 10 классе, 34 ч (1 ч в неделю) в 11 классе.

Результаты освоения курса биологии.

          Личностные результаты:

  1. реализация этических установок по отношению к биологическим    

          открытиям, исследованиям и их результатам;        

  1. признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, реализацию установок здорового образа жизни;
  2. сформированность познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.

Метапредметные результаты:

  1. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  2. умения работать с разными источниками биологической  информации:  находить биологическую  информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  3. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;
  4. умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; сравнивать различные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

Предметные результаты базового уровня:

  1. В познавательной (интеллектуальной сфере):

 характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Дарвина); учения Вернадского о биосфере; законов Менделя, закономерностей изменчивости; вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;

выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и процессов ( обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере);

 объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира;  отрицательного влияния никотина, алкоголя, наркотических веществ на развитие человека; влияния мутагенов на организм человека, экологических фактор на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;

 приведения доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов;

 умение пользоваться биологической терминологией и символикой;

 решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

 описание особей видов по морфологическому критерию;

• выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания,

Источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своей местности; изменений в экосистемах на биологических моделях;

• сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародыша человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессов (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение)  и формулировка выводов на основе сравнения.

  1. В ценностно-ориентационной сфере:

• анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения человека и возникновения жизни, глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде;  биологической информации полученной из разных источников;

• оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).

  1. В сфере трудовой деятельности:

• овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов.

  1. В сфере физической деятельности:

• обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркомании); правил поведения в окружающей среде.

 

Таблица тематического распределения количества часов

п\п

Разделы\Темы

Количество часов

Авторская (примерная) программа

Рабочая программа

10 класс (34 часа)

1.

Введение. Биология как комплекс наук о живой природе

1

1

2.

Раздел I. КЛЕТКА — ЕДИНИЦА ЖИВОГО

16

16

Глава 1. Химический состав клетки

4

4

Неорганические соединения клетки. Углеводы и липиды

Свойства и функции белков. Л.р. № 1 «Активность фер-ментов катлазы в животных  и растительных тканях»

 Нуклеиновые кислоты

АТФ и другие органические соединения клетки

Глава 2. Структура и функции клетки

5

5

Клеточная теория. Плазмолемма. Пиноцитоз. Фагоцитоз.

Цитоплазма. Немембранные органоиды клетки. Л.р. № 2 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука»

Мембранные органоиды клетки.

Ядро. Прокариоты и эукариоты.

Л.р.3 «Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом»

Глава 3. Обеспечение клеток энергией

2

2

Обмен веществ. Фотосинтез. Хемосинтез.

Обеспечение клеток энергией.

Глава 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке

5

5

Генетическая информация. Удвоение ДНК

Биосинтез белков

Регуляция работы генов у прокариот и эукариот.

Вирусы. Неклеточная форма жизни.

Генная и клеточная инженерия

3.

Раздел II. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

6

6

Глава 5. Размножение организмов

3

3

Бесполое и половое размножение

Деление клетки. Митоз

Мейоз. Образование половых клеток.

Глава 6. Индивидуальное развитие организмов.

3

3

Зародышевое развитие организмов.

Постэмбриональное развитие.

Развитие взрослого организма.

4.

Раздел III.  ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ

12

11

Глава 7. Основные закономерности наследственности.

6

6

Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Г.Менделя

Генотип и фенотип.

Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя. П.р. «Решение генетических задач»

Сцепленное наследование генов. Взаимодействие генов

Отношения ген-признак

Взаимодействие фенотипа и среды при формировании признака.

Глава 8. Основные закономерности изменчивости

4

3

Модификационная изменчивость. Комбинативная изменчивость.

Мутационная изменчивость.

Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека

Глава 9. Генетика и селекция

2

2

Одомашнивание как начальный этап селекции.

Методы селекции. Успехи селекции Л.р. № 4«Фенотипы местных сортов растений»

Итого

35

34

11 класс (34 часа)

1

Раздел I .   ЭВОЛЮЦИЯ

22

22

Глава 1. Свидетельства эволюции.

4

4

Возникновение и развитие эволюционной биологии

Молекулярные свидетельства эволюции

Морфологические и эмбриологические свидетельства эволюции.

Палеонтологические и биогеографические свидетельства эволюции.

Глава 2. Факторы эволюции.

9

9

Популяционная структура вида

Л.р. № 1. «Морфологические особенности растений различных видов»

Наследственная изменчивость – исходный материал эволюции. Л.р. № 2. «Изменчивость организмов»

Направленные и случайные изменения генофондов в ряду поколений.

Формы естественного отбора.

Возникновение адаптаций в результате естественного отбора.

Л.р. № 3. «Приспособленность организмов к среде обитания»

Видообразование.

Макроэволюция. Микроэволюция.

Глава 3. Возникновение и развитие жизни на Земле.

4

4

Современные представления о возникновении жизни.

Основные этапы развития жизни.

Развитие жизни в криптозое.

Многообразие органического мира. Систематика.

Глава 4. Происхождение человека.

5

5

Положение человека в системе живого мира.

Предки человека.

Появление человека разумного.

Факторы эволюции человека.

Расы человека

2

Раздел 2.     ЭКОСИСТЕМЫ

12

12

Глава5. Организмы и окружающая среда.

7

7

Взаимоотношения организма и среды.

Популяция в экосистеме.

Экологическая ниша и межвидовые отношения.

Сообщества и экосистемы.

Экосистема: устойчивость и динамика.

Биоценоз и биогеоценоз.

Влияние человека на экосистемы. Агроэкосистемы.

Глава 6 Биосфера.

3

3

Биосфера и биомы.

Живое вещество и биогеохимические круговороты в биосфере.

Биосфера и человек. П.р. «Сравнительная характеристика природных и нарушенных экосистем».

Глава 7. Биологические основы охраны природы.

2

2

Охрана видов и популяций.

Биологический мониторинг. П.р. «Определение качества воды водоемов»

Резервное время

1

-

Итого

35

34

Содержание курса биологии.

Биология как комплекс наук о живой природе.

Биология как комплексная наука. Основные критерии живого. Биологические системы. Уровни организации жизни. Методы изучения биологии. Значение биологии.

Структурные и функциональные основы жизни.

 Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества и их значение. Роль воды в составе живой материи.    Органические вещества (углеводы, липиды, белки нуклеиновые кислоты, АТФ), их строение и функции. Биополимеры и другие органические вещества.

Клетка структурная и функциональная единица организма. Цитология , методы цитологии. Современная клеточная теория. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции. Строение и функции хромосом.

Жизнедеятельность клетки. Метаболизм. Энергетический и пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез.

Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Биосинтез белка. Вирусы – неклеточная форма жизни, меры профилактики  вирусных заболеваний.

Организм.

Организм – единое целое.

Основные процессы, происходящие в организме. Регуляция функций организма, гомеостаз.

Самовоспроизведение организмов и клеток. Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и половые клетки. Размножение организмов (половое и бесполое). Способы размножения у растений и животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов.

Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы наследственности

 Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом наследование.

Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики.

Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутации. Мутагены, их влияние на здоровье человека.

Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, её направления и перспективы развития.

Теория эволюции.

Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч.Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Свидетельства эволюции живой природы. Микроэволюция и макроэволюция. Вид, его критерии. Популяция – элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Направления эволюции.

Развитие жизни на Земле.

Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического мира на Земле. Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации, систематика.

 Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и единство.

Организмы и окружающая среда.

Экологические факторы и их влияние на организмы. Приспособления организмов к действию экологических факторов. Экологическая ниша.

Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы.

Структура биосферы. Закономерности существования биосферы. Круговорот веществ в биосфере.

Роль человека в биосфере. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития. Перспективы развития биологических наук.

Перечень практических и лабораторных работ.

10 класс

  1. Л.р. № 1«Активность ферментов каталазы в животных  и растительных тканях»
  2. Л.р. № 2 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука»
  3. Л.р.3 «Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом»
  4. П.р. «Решение генетических задач»
  5. Л.р. № 4«Фенотипы местных сортов растений»

11 класс

  1. Л.р. № 1. «Морфологические особенности растений различных видов»
  2. Л.р. № 2. «Изменчивость организмов»
  3. Л.р. № 3. «Приспособленность организмов к среде обитания»
  4. П.р. «Сравнительная характеристика природных и нарушенных экосистем»
  5. П.р. «Определение качества воды водоемов»

 

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШТЛ естественных дисциплин

от ______ 20      года № 1

__________________________

     подпись руководителя МО            Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________________

                          подпись                             Ф.И.О.

______________ 20       года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе для 5 класса(под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая программа по литературе для 5 класса (под редакцией В.Я.Коровиной)на  2012-2013 учебный год...

Рабочая программа по литературе для 8 класса (под редакцией В.Я.Коровиной)

    Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основн...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс под редакцией Т.А.Ладыженской

Рабочая программа рассчитана на 5 часов в неделю, соответствует требованиям ФГОС...

Рабочая программа по литературе для 6 класса под редакцией В.Я.Коровиной.

Программа содержит все основные разделы, включая учебное планирование и тематический контроль.Программа рассчитана на  68 часов....

Рабочая программа по литературе для 5 класса под редакцией В.Я.Коровиной.

Рабочая программа по литературе рассчитана на102 часа. Содержит  все необходимые разделы, включая учебно-тематическое планирование и тематический контроль....

Рабочая программа по литературе в 5 классе под редакцией Т. Ф. Курдюмовой

Рабочая программа по литературе разработана на основе типовой программы, рекомендованной Министерством образования РФ. Образовательная программа, согласно статье №32 Закона РФ "Об образовании", - это ...

Рабочая программа по литературе в 5 классе по редакцией Т. Ф. Курдюмовой

Рабочая программа по литературе разработана на основе типовой программы, рекомендованной Министерством образования РФ. Образовательная программа, согласно статье №32 Закона РФ "Об образовании", - это ...