Рабочая программа по литературе в 5 классе под редакцией Т. Ф. Курдюмовой
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме

Рабочая программа по литературе разработана на основе типовой программы, рекомендованной Министерством образования РФ. Образовательная программа, согласно статье №32 Закона РФ "Об образовании", - это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объёме, предназначенный для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся по предмету учебного плана ОУ. Учебная программа определяет ценности и цели, состав и логическуюпоследовательность усвоения элементов содержания, выявляет уровни и нормы оценки знаний обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_5_klass.doc270 КБ
Microsoft Office document icon literatura_5_klass.doc270 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»

с. Уборка Чугуевского района

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

в 5 классе

(II ступень обучения)

составлена на основе программы общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Москва «Дрофа», 2005 г.

Разработчик: Проценко Е. В.

Рассмотрено и согласовано

на заседании МО учителей русского языка,

литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Авторы: V—VII классы — Т. Ф. Курдюмова.

Главнейшая цель школы — подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности. Она может быть плодотворной лишь тогда, когда се реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире. Цель литературного образования — способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе.

Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, познает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим.

Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики:

формируют представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

осознают своеобразие и богатство литературы как искусства;

осваивают теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

овладевают знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика;

используют различные формы общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.

Огромную роль играет активное использование принципа вариативности. Именно обращение к этому принципу предполагает насыщение программы большим количеством произведений, а в обзорных темах — и авторов, чтобы возможность выбора не была бы беспочвенной декларацией.

Решение названных задач обеспечивает высокий уровень читательского мастерства, способствует формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и оказывает ученику реальную помощь в осознании ценности окружающего мира. Логика литературного образования предопределена содержанием и структурой программы.

Средние (V—VIII) классы. Ученики обращаются к новому предмету, который называется Литература. Литературное произведение в программе этих классов предстает и как самостоятельное произведение искусства и как звено в сложном процессе, поскольку структура курса каждого из средних классов воспроизводит литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней.

Программа фиксирует не только границы, по и пропорции этапов литературного процесса. Наиболее полно в программе представлены те этапы развития литературы, которые живы сегодня в читательской практике. Именно по этой причине литература XX века занимает в нашей программе место, примерно равное тому, которое занимает в ней литература всех предшествующих веков. Это помогает показать роль литературы XX века в истории культуры и литературы и эффективней использовать силу ее воздействия на читателя. Последовательность расположения материала помогает увидеть связь времен и связь литератур разных народов.

В V классе ученики начинают постигать принципы построения курса литературы. Происходит первое практическое знакомство с путями развития искусства слова и богатством его родов и жанров. Поскольку учеников более всего интересуют события, которые происходят на страницах произведения, его сюжет, то в V классе особое внимание уделяется сюжету.

Возможности творческой работы с сюжетом уже на первых уроках дают волшебные сказки. Затем, обращаясь к современной литературе, ученики наблюдают за судьбой сказочных героев. Например, народная сказка «Волшебное кольцо» дана в переработке двух писателей — А. П. Платонова и Б. В. Шергина.

Возможность осознать связь различных жанров предоставляют уроки' по изучению фольклора. Эти наблюдения дают убедительное представление о жизни искусства слова.

Наконец, рассказ о подвиге Пети Ростова, сюжет героический и волнующий читателя, дан в двух воплощениях — в прозаических главах «Войны и мира» и в инсценировке этих глав, созданной М. А. Булгаковым. Такое сопоставление расширяет представление о жизни одного и того же сюжета в различных жанрах. Таким образом, набор основных базовых понятий: сюжет — герой — жанр — автор предстает уже в V классе в их взаимных связях, хотя в центре внимания остается сюжет.

Основные теоретические понятия, которые осваиваются в каждом классе, подчинены ведущей проблеме учебного года.

В V классе это сюжет со всеми связанными с ним понятиями: композиция, завязка, кульминация, развязка, пролог, эпилог, эпизод и др.

Рассмотрим в таблице основные слагаемые процесса литературного образования в V классе.

Структура курса литературы

Ведущие аспекты курса

литературы

Теоретическое оснащение

V класс

Литературный процесс от древности до наших дней

Первое знакомство со структурой курса литературы. Демонстрация богатства и многообразия произведении литературы в процессе ее становления и развития. В центре 1за конкретного зведеиия — сюжет

Знакомство с опорными теоретическими понятиями: искусство, искусство слова, композиция, сюжет, тропы и фигуры, элементарные вопросы стихосложения

На каждом из этапов литературного образования предусмотрены связи с другими искусствами. Логика этого взаимодействия схематично изображена в таблице:

Средние классы

Русская литература

Элементы повествования

Литература народов России

различных видов искусств

Литература народов мира

на уроках литературы,

истории, музыки,

изобразительного

искусства

Последовательное осуществление принципа вариативности дает учителю право выбора. Оно предполагает возможность сокращения или расширения списка предложенных произведений, если подготовленность класса или какие-то иные обстоятельства подскажут учителю целесообразность такого решения. Так, возможен пропуск отдельных произведений, находящихся в программе, или использование их для самостоятельного чтения. Например, в V классе можно изучать две волшебные сказки и сопоставлять их, а можно ограничиться одной из них. В тематических подборках произведений, рассчитанных на чтение и обсуждение нескольких небольших произведений, возможен свободный выбор учителя (например, «Поэтический образ Родины», «Героическое прошлое России» и др.).

5 класс (102 часа)

Происхождение и развитие литературы (2)

Художественная литература как одна из форм освоения мира. Происхождение литературы. Роль литературы в образовании и воспитании человека. Искусство слова как наиболее совершенная форма человеческой речи. Особенности художественного слова. Тропы и фигуры художественной речи: эпитет, метафора, сравнение, риторическое обращение, риторический вопрос и др. Уроки литературы. Труд писателя и труд читателя. Работа ученика с художественным текстом на страницах учебника как школа читательского мастерства. Знания и умения читателя. Ученик как слушатель, как читатель и как исполнитель — чтец художественного текста.

Теория. Литература как искусство слова и другие виды искусств. Общее понятие о тропах и фигурах в художественном слове.

МИФЫ НАРОДОВ МИРА (3)

Миф как форма познания и эстетического освоения окружающего мира. Мифы разных времен и разных народов. Мифы, изученные на уроках истории (повторение). Календарные мифы и календарные праздники. Масленица, народные обычаи, связанные с этим праздником. Яркость поэтического изображения природы и Вселенной в мифах. Персонажи славянской мифологии. Мифы о сотворении мира. Древнегреческие мифы.

Теория. Мифы. Праздники и обычаи, связанные с мифологическими представлениями о мире.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (ФОЛЬКЛОР)

Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Жанровое многообразие фольклорных произведений. Детский фольклор. Национальное восприятие мира, отраженное в фольклоре. Эстетическое совершенство произведений русского фольклора.

Теория. Фольклор. Жанры фольклора. Детский фольклор.

Былины (2)

Русский народный эпос — былины. Циклы былин. Герои и события былин. Старшие богатыри: Святогор, Микула Селянинович. Основные герои былин: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Патриотический пафос былин. Художественные особенности. Исполнители (сказители) былин.

«Святогор-богатырь», «На заставе богатырской». Богатырь как защитник родной земли. Нравственный выбор героя. Сила, смелость, решительность и отсутствие жестокости как характерные качества героя былин. Прозаический пересказ былины и его особенности.

Сюжеты былин в других видах искусств.

Теория. Былина. Сюжет былины. Гипербола.

Русские народные сказки (3)

Сказка как популярный жанр народного творчества. Нравственная взыскательность и эстетическое совершенство народных сказок. Рассказчики и слушатели сказок.

Теория. Сказка. Виды сказок.

«Марья Моревна». Роковая ошибка героя и способность добиться перелома в своей судьбе.

Способность положительных героев волшебной сказки справляться с собственными ошибками, преодолевать препятствия и добиваться победы. Волшебные помощники. Характер отражения реальной жизни в волшебной сказке. Народные идеалы в сюжете и образах сказки. Художественное совершенство сказок. Любимое число сказок (троекратное повторение).

Сюжеты народных сказок в картинах художников В. М. Васнецова, И. Я. Билибина.

Теория. Художественные особенности волшебной сказки: волшебный сюжет, волшебные герои, яркость языка. Элементы сюжета.

Сказки народов мира (2)

Богатство отражения жизни в сказках народов мира. Утверждение нравственных идеалов в лучших сказках разных народов. Смелость, трудолюбие, честность, доброта, находчивость, изобретательность как главные достоинства героев сказок.

Теория. Сюжет сказки и реальная жизнь.

«Тысяча и одна ночь» («Путешествия Синдбада-морехода»). «Тысяча и одна ночь» — сборник народных сказок. «Путешествия Синдбада-морехода» — сказки об освоении незнакомого мира. Стремление Синдбада познать тайны далеких стран — причина его путешествий и приключений.

Теория. Путешествие как жанр.

Малые жанры фольклора (4)

Разнообразие малых жанров фольклора. Пословица, поговорка, загадка, анекдот, песня, частушка как наиболее популярные малые жанры фольклора. Детский фольклор. Использование малых форм фольклора в других его жанрах и в авторской литературе. Активная роль малых жанров фольклора в современной устной и письменной речи.

Теория. Малые жанры фольклора. Лаконизм и эмоциональная выразительность малых жанров фольклора.

Пословицы. Поговорки. Богатство и разнообразие тематики, форм и способов включения пословиц и поговорок в живую речь и в текст художественного произведения. Отличие пословиц от поговорок по роли в речи и по завершенности мысли. Связь с другими жанрами фольклора. Процесс постоянного обогащения речи этими формами фольклора.

Теория. Пословица. Поговорка. Отличительные особенности. Афоризм.

Загадки. Загадка как один из видов фольклора и как древнейшая форма «тестов» на сообразительность. Особенности процесса создания загадок: роль метафоры и сравнения в их создании. Процесс поиска отгадки. Типы и циклы загадок. Роль и место загадки в фольклоре и современной, литературе.

Сказка-загадка.

Теория. Загадка и особенности ее строения. Отгадка.

Анекдот. Анекдот как один из малых жанров фольклора. Популярность анекдота. Рождение анекдотов. Герои и сюжеты анекдотов. Циклы анекдотов. Судьба анекдота в устной речи и литературе.

Теория. Анекдот.

Сказка-анекдот. Богатство связей различных жанров фольклора. Сказка-загадка, сказка- анекдот как типы сказок, в которых сливаются признаки различных жанров.

Теория. Соединение жанров в фольклоре.

Песни. Частушки. Песня как форма словесно-музыкального искусства. Виды народных песен, их тематика. Одна из самых поздних форм песенного фольклора — частушка. Стихи и мелодия в песне и частушке. Причины популярности этих фольклорных жанров.

Теория. Песня. Частушка. Рифма. Музыка в произведениях фольклора.

Русский народный театр (3)

Народный театр в истории русской культуры. Кукольный театр русских ярмарок и гуляний. Самый популярный герой кукольных пьес — Петрушка. Синкретический характер народного театра. Тесная связь народного театра с другими формами фольклора; насыщенность народных пьес малыми формами фольклора.

Теория. Театр. Сцена. Пьеса. Особенности построения и оформления драматического произведения: акт, действие, явление, декорация.

«Озорник Петрушка». Пьесы о Петрушке и их сюжеты. Петрушка и другие герои пьесы. Острота столкновения Петрушки и его врагов. Стремительность развития действия и яркость диалогов. Насыщенность пьесы малыми жанрами фольклора.

Теория. Пьеса, диалог, реплика, ремарка. Стремительность развития сюжета. Особенности кукольного театра.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Русская классическая литература XIX века (24)

Славные имена русских писателей XIX века. Популярность русской классики. Золотой век русской поэзии.

Теория. Классика. Классическое произведение.

И. А. Крылов. «Свинья под Дубом», «Зеркало и Обезьяна», «Осел и Мужик». Расцвет русской басни в начале XIX века. Великий баснописец Крылов. Обличение воинствующего невежества в баснях Крылова. Невежа и невежда. Злободневность морали басни «Свинья под Дубом». Герои басен. Мораль басен. Афоризмы из текста басен. Басня и ее читатели.

Теория. Басня. Аллегория. Олицетворение. Сюжет и мораль басни.

А.С.Пушкин. «Няне», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога». Детство и юность поэта. Начало творческого пути. Родная природа в лирике поэта. Сказки Пушкина (повторение изученного в начальной школе).

«Руслан и Людмила». Связь пролога к поэме с русскими народными сказками. Фантастические события сюжета. Руслан, его друзья и помощники, соперники и враги. Людмила — героиня поэмы. Волшебник Черномор и его злодейства. Борьба Руслана за спасение Людмилы и поражение злых сил в этом поединке. Яркость сказочных описаний. Особенности стиха поэмы.

Теория. Поэма. Сюжет поэмы. Стопа. Двусложный стихотворный размер — ямб.

М. Ю. Лермонтов. «И вижу я себя ребенком...», «Парус», «Листок», «Из Гёте» («Горные вершины...»). Детство поэта. Родное гнездо — Тарханы. Воспоминания о детстве в лирике поэта («И вижу я себя ребенком...»). Начало творчества. Стихотворения («Парус», «Листок», «Из Гёте»), в которых выражено отношение поэта к окружающему миру.

Теория. Рифма.

Н. В. Гоголь. «Пропавшая грамота». Детство и юность Гоголя. Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Забавные истории, близкие народным сказкам, поверьям, быличкам, как основа сюжетов повестей Гоголя. Сюжет и герои повести «Пропавшая грамота». Фома Григорьевич и его рассказ о памятном событии. Нечистая сила в повести. Словари, которые Гоголь создавал для своих читателей. Язык повести.

Теория. Поверье. Быличка.

И. С. Тургенев. «Муму». Детство в Спасском-Лутовинове. История создания рассказа. Сюжет и герои рассказа. Богатырский облик и нравственная чистота Герасима. Герасим и барыня. Герасим и дворня. Причины самовольного возвращения героя в родную деревню. Роль пейзажа в сюжете рассказа. Ритм прозы Тургенева (описание пути Герасима в родную деревню).

Теория. Портрет. Связь между внешним обликом и поступками героя.

Поэтический образ Родины (2)

И. С. Никитин «Русь»; М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»); А. В. Кольцов. «Косарь»; А. К. Толстой. «Край ты мой...»; Н.А.Некрасов. «Соловьи»; Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Летний вечер», «Есть в осени первоначальной...», «Листья»; А, А. Фет. «Весенний дождь», «Летний вечер тих и ясен...», «Учись у них — у дуба, у березы...», «Я пришел к тебе с приветом...». Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов.

Теория. Двусложные размеры стиха — ямб и хорей.

Героическое прошлое России (7)

М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Патриотическая тема в стихотворениях о войне 1812 года. «Бородино»: композиция и герои произведения. Образ старого солдата. Рассказ-монолог старого солдата о знаменитой битве. Молодой солдат как слушатель. Автор и его оценка героев и событий.

Теория. Строфа. Монолог и диалог в стихотворном произведении.

Л. Н. Толстой. «Петя Ростов» (фрагмент из романа-эпопеи «Война и мир»). Роман-эпопея «Война и мир». Партизанская война на страницах романа и ее герои. Петя Ростов в партизанском отряде. Петя в разведке. Последний бой и героическая гибель как кульминация подвига.

Теория. Роман-эпопея. Эпизод (фрагмент) как элемент развития сюжета.

М. А. Булгаков. «Петя Ростов» (фрагмент из инсценировки романа Л. П. Толстого «Война и мир»). Петя Ростов в партизанском отряде. Точное сохранение в инсценировке эпизодов партизанской войны из романа-эпопеи. Диалог в инсценировке.

Теория. Инсценировка прозаического произведения.

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА. Век XIX и век XX.

Связь веков (1)

Богатство литературы XX века. Авторы, произведения и герои XX столетия. Неразрывная связь русской литературы XIX и XX веков. Сохранение культурных традиций в литературе XX века. Память о А. С. Пушкине в литературе XX века:

И. А. Бунин. «26-е мая», А.А. Ахматова. «В Царском Селе», В. А. Рождественский. «Памятник юноше Пушкину»; К. Д. Бальмонт. «Пушкин» и др. (по выбору учителя и учащихся).

Теория. Темы лирики.

Литературные сказки XIX—XX веков (14)

Сказка как постоянно живой и вечно новый жанр. Расцвет сказки в XX веке. Сказки писателей-ученых.

К. Г. Паустовский. «Рождение сказки» как объяснение психологических причин постоянного рождения сказок (не только фольклорных) в наши дни.

Теория. Пути рождения сказок.

А. П. Платонов. «Волшебное кольцо». Писатель о своем детстве и привязанности к тяжелому «потному» труду. Любовь автора к фольклору. Герой сказки Платонова — Семен и его друзья: кошка, собака и змея. Победа дружбы и справедливости над жадностью и корыстью. Сохранение примет народной сказки и яркость собственной стилистики автора.

Б. В. Шергин. «Волшебное кольцо».

Дж. М. Даррелл. «Говорящий свёрток».

Теория. Фольклорная и литературная сказки.

Дж. Родари. «Сказки по телефону». Джанни Родари — любимец многих поколений юных читателей. «Сказки по телефону» — отклик на стремление людей XX века к краткости и оперативности. Сказки, которые решают множество нравственных проблем: «Страна без углов», «Человек, который купил Стокгольм», «Вопросы наизнанку», «Старые Пословицы», «Про мышь, которая ела кошек», «Война колоколов» и др. Стремительные сюжеты и активные герои. Современный подход к знакомым сюжетам. Лаконизм и афористичность повествования как характерная черта «Сказок по телефону».

Теория. Лаконизм как одно из свойств художественного текста. Его особенности и достоинства.

Льюис Кэрролл. «Алиса в Стране чудес». В. В. Набоков. «Аня в Стране чудес». Сказка ученого Льюиса Кэрролла и ее перевод-обработка В. В. Набокова. Алиса (она же Аня) — героиня сказок. Любознательность героини сказки и ее способность к необычным решениям и поступкам. Чудо и парадокс на страницах сказки ученого. Сказка ученого для детей и для взрослых.

Теория. Парадокс.

Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно». Джон Роналд Руэл Толкин — один из самых читаемых в мире авторов второй половины XX века. Смысл двойного названия повести «Хоббит, или Туда и обратно». Сказочная страна. Герои повести: Бильбо, Гэндальф и др. Ожесточенность битвы добра со злом. Нравственные принципы, утверждаемые автором. Многочисленные исследования о выдуманной автором стране. Связь произведения с фольклором. Малые формы фольклора (загадки) на страницах произведения. Новый жанр в литературах мира — фэнтези.

Теория. Фэнтези как жанр.

Проза русских писателей XX века (8)

И. С. Шмелев. «Как я встречался с Чеховым. За карасями». Встреча юных рыболовов с «бледнолицым братом» — Антоном Чеховым на пруду в Замоскворечье. Облик и поведение писателя в восприятии «коллеги» по рыбной ловле. Двойное название рассказа.

А. М. Ремизов. «Змей».

Теория. Название произведения.

А. И. Куприн. «Мой полет». Автобиографический очерк и его герои. Полет одного из первых русских летчиков — Заикина с его спутником писателем Куприным в небе над Одессой. Отвага и решительность героев.

Теория. Очерк.

Е. И. Замятин. «Огненное «А». Корабел, инженер, писатель Евгений Замятин. Рассказ о мечте подростков начала XX века. Герой рассказа как читатель. Сюжет, который рожден прочитанной книгой. Комическая развязка.

Ф. Сологуб «Крылья».

М. М. Зощенко «Великие путешественники», «Золотые слова».

Теория. Рассказ.

Поэтический образ Родины (7)

А. А. Блок «На лугу», «Ворона»; И. А. Бунин. «Сказка», «Канарейка»; К. Д. Бальмонт. «Снежинка», «Фейные сказки» («У чудищ», «Осень»); С. А. Есенин. «Пороша», «Ночь», «Черемух а»; М. М. Пришвин. «Времена года» (фрагменты); Н. А. Заболоцкий. «Оттепель»; Д. Б. Кедрин. «Скинуло кафтан зеленый лето...»; Н. М. Рубцов. «В горнице» и другие стихотворные и прозаические произведения о красе родной земли (по выбору). Отражение красоты природы в стихах и прозе. Искренность и доброта, чувство привязанности к окружающему человека миру природы. Точность и неожиданность взгляда на мир в стихотворениях поэтов. Бережное отношение к живой природе и стремление ее защитить. Художественные приемы и музыка стиха. Изучение стихотворений как своеобразного калейдоскопа мгновенных зарисовок живых картин природы.

Героическое прошлое России (2)

  1. И. Фатьянов. «Соловьи»; А. Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом...»; А. А. Ахматова. «Мужество»; Р. Г. Гамзатов. «Журавли». Стихи о Великой Отечественной войне. Песни, созданные на стихи поэтов и их популярность в годы Великой Отечественной войны и после нее. Чтение и исполнение произведений (по выбору).

Теория. Песня: слово и музыка в их единстве.

СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА (8)

  1. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Автобиографическое произведение писателя о детских годах. «Васюткино озеро» как произведение о формировании характера подростка в сибирской деревне. Васютка и его путешествие по осенней тайге. Путь от детского сочинения к рассказу писателя.

Теория. Автобиографический рассказ.

Ф. А. Абрамов «Валенки».

В. И. Белов «Скворцы».

К. Булычев «Заповедник сказок».

Т. Янссон. «Последний в мире дракон». Писательница и художница Туве Янссон. Утверждение права современной литературы на сказку. Мир нарисованных и описанных в книгах сказочных героев, созданных писательницей и художником Туве Янссон. Мумми-тролли, хемули, снусумрики и другие существа, которых придумала и нарисовала художница, как герои ее книг.

Теория. Литературная сказка и иллюстрация.

ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ НА СТРАНИЦАХ КНИГ

Покорение пространства и времени (8)

Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Жизнь талантливого писателя и энергичного купца Даниэля Дефо. Герой его книги — Робинзон. Характерные черты героя Дефо: способность не поддаваться обстоятельствам, мужество, стойкость, трудолюбие, оптимизм. Робинзон как нарицательное имя. Рождение термина «робинзонада».

Теория. «Робинзонада».

Р. Э. Распэ. «Приключения барона Мюнхгаузена». Барон Мюнхгаузен и придуманные им истории: «Конь на крыше», «Волк, запряженный в сани», «Искры из глаз», «Удивительная охота» и др. Использование в «подлинных историях» иронии и гротеска, гиперболы и литоты.

Теория. Гротеск. Гипербола. Литота.

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Автобиографическая повесть и ее герои. Марк Твен — мастер занимательного и веселого повествования. Провинциальный американский Санг:-Петерс;, гг на Миссисипи и его обитатели. Том и Гек. Приключения подростков, их смелость, авантюризм и неуемная фантазия. Бэкки Тэтчер.

Теория. Прототип.

А. Линдгрен. «Приключения Калле Блюмквиста». Астрид Линдгрен и ее тезис: «Не хочу писать для взрослых!» Знакомые герои произведений писательницы: Карлсон, который живет на крыше, Пеппи Длинный чулок, Эмиль из Ланнеберги и др. Три детективные повести о Калле Блюмквисте: «Калле Блюмквист играет», «Калле Блюмк-вист рискует» и «Калле Блюмквист и Расмус». События и приключения повести «Калле Блюмквист играет». Детективный сюжет повести. Калле и его друзья: Андерс и Ева-Лотта. Находчивость, энергия и изобретательность главного героя. Утверждение положительного идеала и нравственных ценностей в повести.

Теория. Трилогия. Детективный сюжет.

Новая жизнь знакомых героев (1)

Н. С. Гумилёв «Орёл Синдбада». Образы знакомых сказок в стихах поэта XX века.

Б. Лесьмян. «Новые приключения Синдбада-морехода». Синдбад XX века в сказке польского классика. Знакомый герой в новом произведении. Что принёс новый век в облик героя и события его жизни. Почему новый рассказ о старом герое признали классическим произведением польской литературы.

Теория. Новая жизнь героев художественных произведений. Что меняется и что сохраняется в сюжетах новых произведений о старых героях.

Итоги (1)

Сюжеты изученных произведений. Сюжет и герой.

М. И. Цветаева. «Книги в красном переплете». Советы поэта и собственные вкусы и пристрастия учеников-читателей в организации летнего чтения.

Требования к знаниям и умениям учащихся

Программа предусматривает овладение занятиями и умениями, которые формируют культурного, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова читателя.

Ученик должен знать:

авторов и содержание изученных художественных произведений;

основные теоретические понятия, в первую очередь связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация, развязка, пролог, эпилог и др.).

Ученик должен уметь:

воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

пользоваться важнейшими формами пересказа (краткий, близкий к тексту и др.) изученных текстов и самостоятельно прочитанных произведений;

использовать формы диалога как при чтении (исполнении) художественных текстов, так и в процессе обсуждения прочитанного. При этом важно владение стилистически грамотным и точным ответом на вопросы и умение самостоятельно формулировать их;

отличать стих от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа, ямб, хорей и др.);

использовать сведения по теории литературы при обсуждении художественного произведения;

работать с доступным справочным материалом;

видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление (например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению).

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса.

  1. Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
  2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
  3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
  4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
  5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений, умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному - двум из этих компонентов ответа могут быть допущены неточности.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения; ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух-трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятии и слабое владение литературной речью.

Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой.

Литература 5 класс (102 ч.)

№ п/п темы

Название темы (раздела)

Колич.

часов

Дата

Происхождение и развитие литературы.

1

Художественная литература - это искусство слова.

1

Мифы народов мира.

2

Мифы народов мира.

1

3

Календарные мифы. Масленица.

4

Мифы о сотворении мира.

1

5

Древнегреческие мифы. Золотые яблоки Гесперид.

1

Устное народное творчество.

6

Устное народное творчество как предмет изучения. Былина «Святогор- богатырь».

1

7

Былина «На заставе богатырской».

1

8,9

Сказка как популярный жанр народного творчества. Сказка «Марья Моревна».

10

Особенности «сказывания». Тема добра и зла в сказке «Марья Моревна».

1

11, 12

Сказки народов мира. Сказка «Тысяча и одна ночь».

2

Малые жанры фольклора.

13

Разнообразие малых жанров фольклора. Пословицы и поговорки.

1

14

Загадки.

1

15

Анекдоты. Сказка-анекдот.

1

16

Песни. Частушки.

1

Русский народный театр.

17, 18

Кукольный театр русских ярмарок и гуляний. Пьеса «Озорник Петрушка».

2

19

Урок-конкурс «Моя любимая сказка».

1

Русская литература XIX века.

20

Поэтический образ Родины. Героическое прошлое России в русской классической литературе XIX века.

1

21

Великий баснописец И. А. Крылов. Басня как вид литературного произведения. Басня «Свинья под дубом». Аллегория и мораль в басне.

1

22

Злободневность морали басен «Зеркало и обезьяна», «Осёл и мужик». Роль афоризма в басне.

1

23

Урок-конкурс инсценированной басни. Жанр басни в мировой литературе.

1

24

Жанр баллады. В. А. Жуковский. Детство и начало литературного творчества.

1

25

В. А. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна».

1

26

Сказка «Спящая царевна». Сопоставление сказок с одним сюжетом. Повествование, описание и рассуждение в художественном произведении

1

27

А. С. Пушкин. Начало творческого пути. Поэма «Руслан и Людмила». Пролог к поэме «У лукоморья...». Знакомство с героями.

1

28

Песнь первая. Поединок добра и зла в поэме.

1

29

Песнь вторая. Руслан и его соперники. Рассказ старца. Людмила в плену у Черномора.

1

30

Песнь третья. Добрые и злые силы в поэме. Победа добра над злом. Финал поэмы.

1

31

Лирика А. С. Пушкина. Поэтические картины зимы.

1

32

Стихи и проза. Ритм, рифма и стопа.

1

33

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения «Парус», «Из Гёте», «И вижу я себя ребенком…», «Листок». Отношение поэта к окружающему миру.

1

34,35

Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» (знакомство со сборником и чтение одной повести).

1

36

Сюжет и герой повести Н. В. Гоголя «Пропавшая грамота».

1

37

И. С. Тургенев. Рассказ «Муму». Сюжет и герой рассказа.

1

38

Богатырский облик и нравственная чистота Герасима.

1

39

Герасим и Муму. Счастливый год.

1

40

Нравственное превосходство Герасима над барыней.

1

41,42

Сочинение на литературную тему. Как писать сочинение.

2

43

Анализ сочинений. Работа над ошибками.

1

44

Образ родины в стихотворениях русских поэтов.

1

45

Урок-концерт. Моё любимое стихотворение, олицетворяющее поэтический образ Родины. (Сопоставление стихотворений А.Фета и        И. Бунина «Вечер»).

1

Героическое прошлое России.

46

М. Ю. Лермонтов. Стихотворение о войне 1812 года «Бородино». Тема патриотизма русского солдата в Отечественной войне 1812 года.

1

47

М. Ю. Лермонтов «Бородино». Композиция, особенности повествования.

1

48

Защитники Родины в изображении М. Ю. Лермонтова.

1

49

Л. Н. Толстой. Петя Ростов (отрывок из романа «Война и мир»).

1

50

Петя Ростов в партизанском отряде.

1

51

Первый бой и гибель Пети.

1

52

М. А. Булгаков. «Петя Ростов». Особенности драматического произведения.

1

Литература XX века.

53

Богатство литературы XX века. Связь веков в поэзии XX века.

1

54

Литературные сказки XX века. Черты народной сказки в произведении К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб».

1

55

К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб» - сказка о труде и взаимной выручке.

1

56

А. Платонов «Волшебное кольцо». Сюжет и герои сказок.

1

57

Сказка Б.Шергина «Волшебное кольцо». Особенности языка сказки.

1

58

Дж. Даррелл «Говорящий свёрток».

1

59

Дети в борьбе за справедливость, гармонию в природе.

1

60

«Слово о словарях». Роль словарей в нашей жизни.

1

61,62

Дж. Родари «Сказки по телефону». Нравственные проблемы сказок.

2

63

Дж. Родари «Старые пословицы». Современный подход к знакомым сюжетам.

1

64

Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес» (в переводе В. Набокова).

1

65

Парадокс как основа повествования Л. Кэрролла.

1

66

Дж. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно». Ожесточенность битвы добра со злом.

1

67

«Огонь» и «полымя» в жизни героев.

1

Русская литература XX века.

68

Лирика и проза XX века. Стихотворения И. А. Бунина.

1

69

И. А. Бунин «Канарейка». Анализ стихотворения.

1

70

К. Д. Бальмонт «Снежинка», «Золотая рыбка».

1

71

И. Северянин. Чувство доброты и красоты в стихотворениях «В парке плакала девочка», «Что шепчет парк».

1

72

И. С. Шмелёв «Как я встречался с Чеховым. За карасями».

1

73

«Я и теперь слышу его в сердце» (глава «Мартовская капель» по роману «Лето Господне» И. С. Шмелёва).

1

74

А. Ремизов «Змей». Комический рассказ.

1

75

Рассказ Е. И. Замятина о мечте подростков начала ХХ века

«Огненное «А».

1

76

Очерк А. И. Куприна «Мой полёт». Отвага и решительность героев.

1

77

Ф. Сологуб. Сказка о полёте «Крылья».

1

78

М. Зощенко «Великие путешественники». Приёмы создания комического эффекта.

1

79

М. Зощенко «Золотые слова».

1

80

Поэтический образ Родины. Весна в стихах и лирической прозе М. Пришвина.

1

81,82

Лирика поэтов начала XX века. Отражение красоты природы в стихотворениях поэтов начала ХХ века.

2

Героическое прошлое России.

83

Героическое прошлое России. Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

1

84

Урок-концерт «Эта память, люди, всей земле нужна...»

1

Современная литература.

85,86

В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Охотничий азарт мальчика и его последствия в рассказе.

2

87

Васютка и его путешествие по тайге. Радость спасения.

1

88

Ф. Абрамов «Валенки». Драматизм человеческой судьбы.

1

89

В. И. Белов «Скворцы». Бережное отношение к живой природе героя рассказа и стремление ее защитить.

1

90

К. Булычев «Заповедник сказок». Алиса - девочка из будущего.

1

91

Туве Янссон «Последний в мире дракон». Цена настоящей дружбы.

1

92

Мир сказочных героев. Утверждение права современной литературы на сказку.

1

Путешествия и приключения на страницах книг. Покорение пространства и времени.

93,94

Д. Дефо «Робинзон Крузо». Удивительные приключения морехода Робинзона Крузо.

2

95

Образ главного героя Робинзона, его мужество, стойкость, трудолюбие, оптимизм.

1

96

Р. Э. Распэ «Приключения барона Мюнхаузена». Барон Мюнхаузен и придуманные им истории.

1

97

М. Твен «Приключения Тома Сойера».  Автобиографическая повесть и ее герои.

1

98

Том и Гек. Дружба мальчиков и их приключения.

1

99

А. Линдгрен и её детектив «Приключения Калле Блюмквиста».

1

100

Сюжет и композиция художественного произведения.

1

101

Новая жизнь знакомых героев.

1

102

Урок-итог. М. И. Цветаева «Книги в красном переплёте». Обзор книг для самостоятельного летнего чтения.

1



Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»

с. Уборка Чугуевского района

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

в 5 классе

(II ступень обучения)

составлена на основе программы общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Москва «Дрофа», 2005 г.

Разработчик: Проценко Е. В.

Рассмотрено и согласовано

на заседании МО учителей русского языка,

литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Авторы: V—VII классы — Т. Ф. Курдюмова.

Главнейшая цель школы — подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности. Она может быть плодотворной лишь тогда, когда се реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире. Цель литературного образования — способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе.

Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, познает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим.

Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики:

формируют представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

осознают своеобразие и богатство литературы как искусства;

осваивают теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

овладевают знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика;

используют различные формы общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.

Огромную роль играет активное использование принципа вариативности. Именно обращение к этому принципу предполагает насыщение программы большим количеством произведений, а в обзорных темах — и авторов, чтобы возможность выбора не была бы беспочвенной декларацией.

Решение названных задач обеспечивает высокий уровень читательского мастерства, способствует формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и оказывает ученику реальную помощь в осознании ценности окружающего мира. Логика литературного образования предопределена содержанием и структурой программы.

Средние (V—VIII) классы. Ученики обращаются к новому предмету, который называется Литература. Литературное произведение в программе этих классов предстает и как самостоятельное произведение искусства и как звено в сложном процессе, поскольку структура курса каждого из средних классов воспроизводит литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней.

Программа фиксирует не только границы, по и пропорции этапов литературного процесса. Наиболее полно в программе представлены те этапы развития литературы, которые живы сегодня в читательской практике. Именно по этой причине литература XX века занимает в нашей программе место, примерно равное тому, которое занимает в ней литература всех предшествующих веков. Это помогает показать роль литературы XX века в истории культуры и литературы и эффективней использовать силу ее воздействия на читателя. Последовательность расположения материала помогает увидеть связь времен и связь литератур разных народов.

В V классе ученики начинают постигать принципы построения курса литературы. Происходит первое практическое знакомство с путями развития искусства слова и богатством его родов и жанров. Поскольку учеников более всего интересуют события, которые происходят на страницах произведения, его сюжет, то в V классе особое внимание уделяется сюжету.

Возможности творческой работы с сюжетом уже на первых уроках дают волшебные сказки. Затем, обращаясь к современной литературе, ученики наблюдают за судьбой сказочных героев. Например, народная сказка «Волшебное кольцо» дана в переработке двух писателей — А. П. Платонова и Б. В. Шергина.

Возможность осознать связь различных жанров предоставляют уроки' по изучению фольклора. Эти наблюдения дают убедительное представление о жизни искусства слова.

Наконец, рассказ о подвиге Пети Ростова, сюжет героический и волнующий читателя, дан в двух воплощениях — в прозаических главах «Войны и мира» и в инсценировке этих глав, созданной М. А. Булгаковым. Такое сопоставление расширяет представление о жизни одного и того же сюжета в различных жанрах. Таким образом, набор основных базовых понятий: сюжет — герой — жанр — автор предстает уже в V классе в их взаимных связях, хотя в центре внимания остается сюжет.

Основные теоретические понятия, которые осваиваются в каждом классе, подчинены ведущей проблеме учебного года.

В V классе это сюжет со всеми связанными с ним понятиями: композиция, завязка, кульминация, развязка, пролог, эпилог, эпизод и др.

Рассмотрим в таблице основные слагаемые процесса литературного образования в V классе.

Структура курса литературы

Ведущие аспекты курса

литературы

Теоретическое оснащение

V класс

Литературный процесс от древности до наших дней

Первое знакомство со структурой курса литературы. Демонстрация богатства и многообразия произведении литературы в процессе ее становления и развития. В центре 1за конкретного зведеиия — сюжет

Знакомство с опорными теоретическими понятиями: искусство, искусство слова, композиция, сюжет, тропы и фигуры, элементарные вопросы стихосложения

На каждом из этапов литературного образования предусмотрены связи с другими искусствами. Логика этого взаимодействия схематично изображена в таблице:

Средние классы

Русская литература

Элементы повествования

Литература народов России

различных видов искусств

Литература народов мира

на уроках литературы,

истории, музыки,

изобразительного

искусства

Последовательное осуществление принципа вариативности дает учителю право выбора. Оно предполагает возможность сокращения или расширения списка предложенных произведений, если подготовленность класса или какие-то иные обстоятельства подскажут учителю целесообразность такого решения. Так, возможен пропуск отдельных произведений, находящихся в программе, или использование их для самостоятельного чтения. Например, в V классе можно изучать две волшебные сказки и сопоставлять их, а можно ограничиться одной из них. В тематических подборках произведений, рассчитанных на чтение и обсуждение нескольких небольших произведений, возможен свободный выбор учителя (например, «Поэтический образ Родины», «Героическое прошлое России» и др.).

5 класс (102 часа)

Происхождение и развитие литературы (2)

Художественная литература как одна из форм освоения мира. Происхождение литературы. Роль литературы в образовании и воспитании человека. Искусство слова как наиболее совершенная форма человеческой речи. Особенности художественного слова. Тропы и фигуры художественной речи: эпитет, метафора, сравнение, риторическое обращение, риторический вопрос и др. Уроки литературы. Труд писателя и труд читателя. Работа ученика с художественным текстом на страницах учебника как школа читательского мастерства. Знания и умения читателя. Ученик как слушатель, как читатель и как исполнитель — чтец художественного текста.

Теория. Литература как искусство слова и другие виды искусств. Общее понятие о тропах и фигурах в художественном слове.

МИФЫ НАРОДОВ МИРА (3)

Миф как форма познания и эстетического освоения окружающего мира. Мифы разных времен и разных народов. Мифы, изученные на уроках истории (повторение). Календарные мифы и календарные праздники. Масленица, народные обычаи, связанные с этим праздником. Яркость поэтического изображения природы и Вселенной в мифах. Персонажи славянской мифологии. Мифы о сотворении мира. Древнегреческие мифы.

Теория. Мифы. Праздники и обычаи, связанные с мифологическими представлениями о мире.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (ФОЛЬКЛОР)

Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Жанровое многообразие фольклорных произведений. Детский фольклор. Национальное восприятие мира, отраженное в фольклоре. Эстетическое совершенство произведений русского фольклора.

Теория. Фольклор. Жанры фольклора. Детский фольклор.

Былины (2)

Русский народный эпос — былины. Циклы былин. Герои и события былин. Старшие богатыри: Святогор, Микула Селянинович. Основные герои былин: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Патриотический пафос былин. Художественные особенности. Исполнители (сказители) былин.

«Святогор-богатырь», «На заставе богатырской». Богатырь как защитник родной земли. Нравственный выбор героя. Сила, смелость, решительность и отсутствие жестокости как характерные качества героя былин. Прозаический пересказ былины и его особенности.

Сюжеты былин в других видах искусств.

Теория. Былина. Сюжет былины. Гипербола.

Русские народные сказки (3)

Сказка как популярный жанр народного творчества. Нравственная взыскательность и эстетическое совершенство народных сказок. Рассказчики и слушатели сказок.

Теория. Сказка. Виды сказок.

«Марья Моревна». Роковая ошибка героя и способность добиться перелома в своей судьбе.

Способность положительных героев волшебной сказки справляться с собственными ошибками, преодолевать препятствия и добиваться победы. Волшебные помощники. Характер отражения реальной жизни в волшебной сказке. Народные идеалы в сюжете и образах сказки. Художественное совершенство сказок. Любимое число сказок (троекратное повторение).

Сюжеты народных сказок в картинах художников В. М. Васнецова, И. Я. Билибина.

Теория. Художественные особенности волшебной сказки: волшебный сюжет, волшебные герои, яркость языка. Элементы сюжета.

Сказки народов мира (2)

Богатство отражения жизни в сказках народов мира. Утверждение нравственных идеалов в лучших сказках разных народов. Смелость, трудолюбие, честность, доброта, находчивость, изобретательность как главные достоинства героев сказок.

Теория. Сюжет сказки и реальная жизнь.

«Тысяча и одна ночь» («Путешествия Синдбада-морехода»). «Тысяча и одна ночь» — сборник народных сказок. «Путешествия Синдбада-морехода» — сказки об освоении незнакомого мира. Стремление Синдбада познать тайны далеких стран — причина его путешествий и приключений.

Теория. Путешествие как жанр.

Малые жанры фольклора (4)

Разнообразие малых жанров фольклора. Пословица, поговорка, загадка, анекдот, песня, частушка как наиболее популярные малые жанры фольклора. Детский фольклор. Использование малых форм фольклора в других его жанрах и в авторской литературе. Активная роль малых жанров фольклора в современной устной и письменной речи.

Теория. Малые жанры фольклора. Лаконизм и эмоциональная выразительность малых жанров фольклора.

Пословицы. Поговорки. Богатство и разнообразие тематики, форм и способов включения пословиц и поговорок в живую речь и в текст художественного произведения. Отличие пословиц от поговорок по роли в речи и по завершенности мысли. Связь с другими жанрами фольклора. Процесс постоянного обогащения речи этими формами фольклора.

Теория. Пословица. Поговорка. Отличительные особенности. Афоризм.

Загадки. Загадка как один из видов фольклора и как древнейшая форма «тестов» на сообразительность. Особенности процесса создания загадок: роль метафоры и сравнения в их создании. Процесс поиска отгадки. Типы и циклы загадок. Роль и место загадки в фольклоре и современной, литературе.

Сказка-загадка.

Теория. Загадка и особенности ее строения. Отгадка.

Анекдот. Анекдот как один из малых жанров фольклора. Популярность анекдота. Рождение анекдотов. Герои и сюжеты анекдотов. Циклы анекдотов. Судьба анекдота в устной речи и литературе.

Теория. Анекдот.

Сказка-анекдот. Богатство связей различных жанров фольклора. Сказка-загадка, сказка- анекдот как типы сказок, в которых сливаются признаки различных жанров.

Теория. Соединение жанров в фольклоре.

Песни. Частушки. Песня как форма словесно-музыкального искусства. Виды народных песен, их тематика. Одна из самых поздних форм песенного фольклора — частушка. Стихи и мелодия в песне и частушке. Причины популярности этих фольклорных жанров.

Теория. Песня. Частушка. Рифма. Музыка в произведениях фольклора.

Русский народный театр (3)

Народный театр в истории русской культуры. Кукольный театр русских ярмарок и гуляний. Самый популярный герой кукольных пьес — Петрушка. Синкретический характер народного театра. Тесная связь народного театра с другими формами фольклора; насыщенность народных пьес малыми формами фольклора.

Теория. Театр. Сцена. Пьеса. Особенности построения и оформления драматического произведения: акт, действие, явление, декорация.

«Озорник Петрушка». Пьесы о Петрушке и их сюжеты. Петрушка и другие герои пьесы. Острота столкновения Петрушки и его врагов. Стремительность развития действия и яркость диалогов. Насыщенность пьесы малыми жанрами фольклора.

Теория. Пьеса, диалог, реплика, ремарка. Стремительность развития сюжета. Особенности кукольного театра.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Русская классическая литература XIX века (24)

Славные имена русских писателей XIX века. Популярность русской классики. Золотой век русской поэзии.

Теория. Классика. Классическое произведение.

И. А. Крылов. «Свинья под Дубом», «Зеркало и Обезьяна», «Осел и Мужик». Расцвет русской басни в начале XIX века. Великий баснописец Крылов. Обличение воинствующего невежества в баснях Крылова. Невежа и невежда. Злободневность морали басни «Свинья под Дубом». Герои басен. Мораль басен. Афоризмы из текста басен. Басня и ее читатели.

Теория. Басня. Аллегория. Олицетворение. Сюжет и мораль басни.

А.С.Пушкин. «Няне», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога». Детство и юность поэта. Начало творческого пути. Родная природа в лирике поэта. Сказки Пушкина (повторение изученного в начальной школе).

«Руслан и Людмила». Связь пролога к поэме с русскими народными сказками. Фантастические события сюжета. Руслан, его друзья и помощники, соперники и враги. Людмила — героиня поэмы. Волшебник Черномор и его злодейства. Борьба Руслана за спасение Людмилы и поражение злых сил в этом поединке. Яркость сказочных описаний. Особенности стиха поэмы.

Теория. Поэма. Сюжет поэмы. Стопа. Двусложный стихотворный размер — ямб.

М. Ю. Лермонтов. «И вижу я себя ребенком...», «Парус», «Листок», «Из Гёте» («Горные вершины...»). Детство поэта. Родное гнездо — Тарханы. Воспоминания о детстве в лирике поэта («И вижу я себя ребенком...»). Начало творчества. Стихотворения («Парус», «Листок», «Из Гёте»), в которых выражено отношение поэта к окружающему миру.

Теория. Рифма.

Н. В. Гоголь. «Пропавшая грамота». Детство и юность Гоголя. Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Забавные истории, близкие народным сказкам, поверьям, быличкам, как основа сюжетов повестей Гоголя. Сюжет и герои повести «Пропавшая грамота». Фома Григорьевич и его рассказ о памятном событии. Нечистая сила в повести. Словари, которые Гоголь создавал для своих читателей. Язык повести.

Теория. Поверье. Быличка.

И. С. Тургенев. «Муму». Детство в Спасском-Лутовинове. История создания рассказа. Сюжет и герои рассказа. Богатырский облик и нравственная чистота Герасима. Герасим и барыня. Герасим и дворня. Причины самовольного возвращения героя в родную деревню. Роль пейзажа в сюжете рассказа. Ритм прозы Тургенева (описание пути Герасима в родную деревню).

Теория. Портрет. Связь между внешним обликом и поступками героя.

Поэтический образ Родины (2)

И. С. Никитин «Русь»; М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»); А. В. Кольцов. «Косарь»; А. К. Толстой. «Край ты мой...»; Н.А.Некрасов. «Соловьи»; Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Летний вечер», «Есть в осени первоначальной...», «Листья»; А, А. Фет. «Весенний дождь», «Летний вечер тих и ясен...», «Учись у них — у дуба, у березы...», «Я пришел к тебе с приветом...». Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов.

Теория. Двусложные размеры стиха — ямб и хорей.

Героическое прошлое России (7)

М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Патриотическая тема в стихотворениях о войне 1812 года. «Бородино»: композиция и герои произведения. Образ старого солдата. Рассказ-монолог старого солдата о знаменитой битве. Молодой солдат как слушатель. Автор и его оценка героев и событий.

Теория. Строфа. Монолог и диалог в стихотворном произведении.

Л. Н. Толстой. «Петя Ростов» (фрагмент из романа-эпопеи «Война и мир»). Роман-эпопея «Война и мир». Партизанская война на страницах романа и ее герои. Петя Ростов в партизанском отряде. Петя в разведке. Последний бой и героическая гибель как кульминация подвига.

Теория. Роман-эпопея. Эпизод (фрагмент) как элемент развития сюжета.

М. А. Булгаков. «Петя Ростов» (фрагмент из инсценировки романа Л. П. Толстого «Война и мир»). Петя Ростов в партизанском отряде. Точное сохранение в инсценировке эпизодов партизанской войны из романа-эпопеи. Диалог в инсценировке.

Теория. Инсценировка прозаического произведения.

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА. Век XIX и век XX.

Связь веков (1)

Богатство литературы XX века. Авторы, произведения и герои XX столетия. Неразрывная связь русской литературы XIX и XX веков. Сохранение культурных традиций в литературе XX века. Память о А. С. Пушкине в литературе XX века:

И. А. Бунин. «26-е мая», А.А. Ахматова. «В Царском Селе», В. А. Рождественский. «Памятник юноше Пушкину»; К. Д. Бальмонт. «Пушкин» и др. (по выбору учителя и учащихся).

Теория. Темы лирики.

Литературные сказки XIX—XX веков (14)

Сказка как постоянно живой и вечно новый жанр. Расцвет сказки в XX веке. Сказки писателей-ученых.

К. Г. Паустовский. «Рождение сказки» как объяснение психологических причин постоянного рождения сказок (не только фольклорных) в наши дни.

Теория. Пути рождения сказок.

А. П. Платонов. «Волшебное кольцо». Писатель о своем детстве и привязанности к тяжелому «потному» труду. Любовь автора к фольклору. Герой сказки Платонова — Семен и его друзья: кошка, собака и змея. Победа дружбы и справедливости над жадностью и корыстью. Сохранение примет народной сказки и яркость собственной стилистики автора.

Б. В. Шергин. «Волшебное кольцо».

Дж. М. Даррелл. «Говорящий свёрток».

Теория. Фольклорная и литературная сказки.

Дж. Родари. «Сказки по телефону». Джанни Родари — любимец многих поколений юных читателей. «Сказки по телефону» — отклик на стремление людей XX века к краткости и оперативности. Сказки, которые решают множество нравственных проблем: «Страна без углов», «Человек, который купил Стокгольм», «Вопросы наизнанку», «Старые Пословицы», «Про мышь, которая ела кошек», «Война колоколов» и др. Стремительные сюжеты и активные герои. Современный подход к знакомым сюжетам. Лаконизм и афористичность повествования как характерная черта «Сказок по телефону».

Теория. Лаконизм как одно из свойств художественного текста. Его особенности и достоинства.

Льюис Кэрролл. «Алиса в Стране чудес». В. В. Набоков. «Аня в Стране чудес». Сказка ученого Льюиса Кэрролла и ее перевод-обработка В. В. Набокова. Алиса (она же Аня) — героиня сказок. Любознательность героини сказки и ее способность к необычным решениям и поступкам. Чудо и парадокс на страницах сказки ученого. Сказка ученого для детей и для взрослых.

Теория. Парадокс.

Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно». Джон Роналд Руэл Толкин — один из самых читаемых в мире авторов второй половины XX века. Смысл двойного названия повести «Хоббит, или Туда и обратно». Сказочная страна. Герои повести: Бильбо, Гэндальф и др. Ожесточенность битвы добра со злом. Нравственные принципы, утверждаемые автором. Многочисленные исследования о выдуманной автором стране. Связь произведения с фольклором. Малые формы фольклора (загадки) на страницах произведения. Новый жанр в литературах мира — фэнтези.

Теория. Фэнтези как жанр.

Проза русских писателей XX века (8)

И. С. Шмелев. «Как я встречался с Чеховым. За карасями». Встреча юных рыболовов с «бледнолицым братом» — Антоном Чеховым на пруду в Замоскворечье. Облик и поведение писателя в восприятии «коллеги» по рыбной ловле. Двойное название рассказа.

А. М. Ремизов. «Змей».

Теория. Название произведения.

А. И. Куприн. «Мой полет». Автобиографический очерк и его герои. Полет одного из первых русских летчиков — Заикина с его спутником писателем Куприным в небе над Одессой. Отвага и решительность героев.

Теория. Очерк.

Е. И. Замятин. «Огненное «А». Корабел, инженер, писатель Евгений Замятин. Рассказ о мечте подростков начала XX века. Герой рассказа как читатель. Сюжет, который рожден прочитанной книгой. Комическая развязка.

Ф. Сологуб «Крылья».

М. М. Зощенко «Великие путешественники», «Золотые слова».

Теория. Рассказ.

Поэтический образ Родины (7)

А. А. Блок «На лугу», «Ворона»; И. А. Бунин. «Сказка», «Канарейка»; К. Д. Бальмонт. «Снежинка», «Фейные сказки» («У чудищ», «Осень»); С. А. Есенин. «Пороша», «Ночь», «Черемух а»; М. М. Пришвин. «Времена года» (фрагменты); Н. А. Заболоцкий. «Оттепель»; Д. Б. Кедрин. «Скинуло кафтан зеленый лето...»; Н. М. Рубцов. «В горнице» и другие стихотворные и прозаические произведения о красе родной земли (по выбору). Отражение красоты природы в стихах и прозе. Искренность и доброта, чувство привязанности к окружающему человека миру природы. Точность и неожиданность взгляда на мир в стихотворениях поэтов. Бережное отношение к живой природе и стремление ее защитить. Художественные приемы и музыка стиха. Изучение стихотворений как своеобразного калейдоскопа мгновенных зарисовок живых картин природы.

Героическое прошлое России (2)

  1. И. Фатьянов. «Соловьи»; А. Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом...»; А. А. Ахматова. «Мужество»; Р. Г. Гамзатов. «Журавли». Стихи о Великой Отечественной войне. Песни, созданные на стихи поэтов и их популярность в годы Великой Отечественной войны и после нее. Чтение и исполнение произведений (по выбору).

Теория. Песня: слово и музыка в их единстве.

СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА (8)

  1. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Автобиографическое произведение писателя о детских годах. «Васюткино озеро» как произведение о формировании характера подростка в сибирской деревне. Васютка и его путешествие по осенней тайге. Путь от детского сочинения к рассказу писателя.

Теория. Автобиографический рассказ.

Ф. А. Абрамов «Валенки».

В. И. Белов «Скворцы».

К. Булычев «Заповедник сказок».

Т. Янссон. «Последний в мире дракон». Писательница и художница Туве Янссон. Утверждение права современной литературы на сказку. Мир нарисованных и описанных в книгах сказочных героев, созданных писательницей и художником Туве Янссон. Мумми-тролли, хемули, снусумрики и другие существа, которых придумала и нарисовала художница, как герои ее книг.

Теория. Литературная сказка и иллюстрация.

ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ НА СТРАНИЦАХ КНИГ

Покорение пространства и времени (8)

Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Жизнь талантливого писателя и энергичного купца Даниэля Дефо. Герой его книги — Робинзон. Характерные черты героя Дефо: способность не поддаваться обстоятельствам, мужество, стойкость, трудолюбие, оптимизм. Робинзон как нарицательное имя. Рождение термина «робинзонада».

Теория. «Робинзонада».

Р. Э. Распэ. «Приключения барона Мюнхгаузена». Барон Мюнхгаузен и придуманные им истории: «Конь на крыше», «Волк, запряженный в сани», «Искры из глаз», «Удивительная охота» и др. Использование в «подлинных историях» иронии и гротеска, гиперболы и литоты.

Теория. Гротеск. Гипербола. Литота.

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Автобиографическая повесть и ее герои. Марк Твен — мастер занимательного и веселого повествования. Провинциальный американский Санг:-Петерс;, гг на Миссисипи и его обитатели. Том и Гек. Приключения подростков, их смелость, авантюризм и неуемная фантазия. Бэкки Тэтчер.

Теория. Прототип.

А. Линдгрен. «Приключения Калле Блюмквиста». Астрид Линдгрен и ее тезис: «Не хочу писать для взрослых!» Знакомые герои произведений писательницы: Карлсон, который живет на крыше, Пеппи Длинный чулок, Эмиль из Ланнеберги и др. Три детективные повести о Калле Блюмквисте: «Калле Блюмквист играет», «Калле Блюмк-вист рискует» и «Калле Блюмквист и Расмус». События и приключения повести «Калле Блюмквист играет». Детективный сюжет повести. Калле и его друзья: Андерс и Ева-Лотта. Находчивость, энергия и изобретательность главного героя. Утверждение положительного идеала и нравственных ценностей в повести.

Теория. Трилогия. Детективный сюжет.

Новая жизнь знакомых героев (1)

Н. С. Гумилёв «Орёл Синдбада». Образы знакомых сказок в стихах поэта XX века.

Б. Лесьмян. «Новые приключения Синдбада-морехода». Синдбад XX века в сказке польского классика. Знакомый герой в новом произведении. Что принёс новый век в облик героя и события его жизни. Почему новый рассказ о старом герое признали классическим произведением польской литературы.

Теория. Новая жизнь героев художественных произведений. Что меняется и что сохраняется в сюжетах новых произведений о старых героях.

Итоги (1)

Сюжеты изученных произведений. Сюжет и герой.

М. И. Цветаева. «Книги в красном переплете». Советы поэта и собственные вкусы и пристрастия учеников-читателей в организации летнего чтения.

Требования к знаниям и умениям учащихся

Программа предусматривает овладение занятиями и умениями, которые формируют культурного, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова читателя.

Ученик должен знать:

авторов и содержание изученных художественных произведений;

основные теоретические понятия, в первую очередь связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация, развязка, пролог, эпилог и др.).

Ученик должен уметь:

воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

пользоваться важнейшими формами пересказа (краткий, близкий к тексту и др.) изученных текстов и самостоятельно прочитанных произведений;

использовать формы диалога как при чтении (исполнении) художественных текстов, так и в процессе обсуждения прочитанного. При этом важно владение стилистически грамотным и точным ответом на вопросы и умение самостоятельно формулировать их;

отличать стих от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа, ямб, хорей и др.);

использовать сведения по теории литературы при обсуждении художественного произведения;

работать с доступным справочным материалом;

видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление (например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению).

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса.

  1. Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
  2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
  3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
  4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
  5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений, умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному - двум из этих компонентов ответа могут быть допущены неточности.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения; ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух-трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятии и слабое владение литературной речью.

Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой.

Литература 5 класс (102 ч.)

№ п/п темы

Название темы (раздела)

Колич.

часов

Дата

Происхождение и развитие литературы.

1

Художественная литература - это искусство слова.

1

Мифы народов мира.

2

Мифы народов мира.

1

3

Календарные мифы. Масленица.

4

Мифы о сотворении мира.

1

5

Древнегреческие мифы. Золотые яблоки Гесперид.

1

Устное народное творчество.

6

Устное народное творчество как предмет изучения. Былина «Святогор- богатырь».

1

7

Былина «На заставе богатырской».

1

8,9

Сказка как популярный жанр народного творчества. Сказка «Марья Моревна».

10

Особенности «сказывания». Тема добра и зла в сказке «Марья Моревна».

1

11, 12

Сказки народов мира. Сказка «Тысяча и одна ночь».

2

Малые жанры фольклора.

13

Разнообразие малых жанров фольклора. Пословицы и поговорки.

1

14

Загадки.

1

15

Анекдоты. Сказка-анекдот.

1

16

Песни. Частушки.

1

Русский народный театр.

17, 18

Кукольный театр русских ярмарок и гуляний. Пьеса «Озорник Петрушка».

2

19

Урок-конкурс «Моя любимая сказка».

1

Русская литература XIX века.

20

Поэтический образ Родины. Героическое прошлое России в русской классической литературе XIX века.

1

21

Великий баснописец И. А. Крылов. Басня как вид литературного произведения. Басня «Свинья под дубом». Аллегория и мораль в басне.

1

22

Злободневность морали басен «Зеркало и обезьяна», «Осёл и мужик». Роль афоризма в басне.

1

23

Урок-конкурс инсценированной басни. Жанр басни в мировой литературе.

1

24

Жанр баллады. В. А. Жуковский. Детство и начало литературного творчества.

1

25

В. А. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна».

1

26

Сказка «Спящая царевна». Сопоставление сказок с одним сюжетом. Повествование, описание и рассуждение в художественном произведении

1

27

А. С. Пушкин. Начало творческого пути. Поэма «Руслан и Людмила». Пролог к поэме «У лукоморья...». Знакомство с героями.

1

28

Песнь первая. Поединок добра и зла в поэме.

1

29

Песнь вторая. Руслан и его соперники. Рассказ старца. Людмила в плену у Черномора.

1

30

Песнь третья. Добрые и злые силы в поэме. Победа добра над злом. Финал поэмы.

1

31

Лирика А. С. Пушкина. Поэтические картины зимы.

1

32

Стихи и проза. Ритм, рифма и стопа.

1

33

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения «Парус», «Из Гёте», «И вижу я себя ребенком…», «Листок». Отношение поэта к окружающему миру.

1

34,35

Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» (знакомство со сборником и чтение одной повести).

1

36

Сюжет и герой повести Н. В. Гоголя «Пропавшая грамота».

1

37

И. С. Тургенев. Рассказ «Муму». Сюжет и герой рассказа.

1

38

Богатырский облик и нравственная чистота Герасима.

1

39

Герасим и Муму. Счастливый год.

1

40

Нравственное превосходство Герасима над барыней.

1

41,42

Сочинение на литературную тему. Как писать сочинение.

2

43

Анализ сочинений. Работа над ошибками.

1

44

Образ родины в стихотворениях русских поэтов.

1

45

Урок-концерт. Моё любимое стихотворение, олицетворяющее поэтический образ Родины. (Сопоставление стихотворений А.Фета и        И. Бунина «Вечер»).

1

Героическое прошлое России.

46

М. Ю. Лермонтов. Стихотворение о войне 1812 года «Бородино». Тема патриотизма русского солдата в Отечественной войне 1812 года.

1

47

М. Ю. Лермонтов «Бородино». Композиция, особенности повествования.

1

48

Защитники Родины в изображении М. Ю. Лермонтова.

1

49

Л. Н. Толстой. Петя Ростов (отрывок из романа «Война и мир»).

1

50

Петя Ростов в партизанском отряде.

1

51

Первый бой и гибель Пети.

1

52

М. А. Булгаков. «Петя Ростов». Особенности драматического произведения.

1

Литература XX века.

53

Богатство литературы XX века. Связь веков в поэзии XX века.

1

54

Литературные сказки XX века. Черты народной сказки в произведении К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб».

1

55

К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб» - сказка о труде и взаимной выручке.

1

56

А. Платонов «Волшебное кольцо». Сюжет и герои сказок.

1

57

Сказка Б.Шергина «Волшебное кольцо». Особенности языка сказки.

1

58

Дж. Даррелл «Говорящий свёрток».

1

59

Дети в борьбе за справедливость, гармонию в природе.

1

60

«Слово о словарях». Роль словарей в нашей жизни.

1

61,62

Дж. Родари «Сказки по телефону». Нравственные проблемы сказок.

2

63

Дж. Родари «Старые пословицы». Современный подход к знакомым сюжетам.

1

64

Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес» (в переводе В. Набокова).

1

65

Парадокс как основа повествования Л. Кэрролла.

1

66

Дж. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно». Ожесточенность битвы добра со злом.

1

67

«Огонь» и «полымя» в жизни героев.

1

Русская литература XX века.

68

Лирика и проза XX века. Стихотворения И. А. Бунина.

1

69

И. А. Бунин «Канарейка». Анализ стихотворения.

1

70

К. Д. Бальмонт «Снежинка», «Золотая рыбка».

1

71

И. Северянин. Чувство доброты и красоты в стихотворениях «В парке плакала девочка», «Что шепчет парк».

1

72

И. С. Шмелёв «Как я встречался с Чеховым. За карасями».

1

73

«Я и теперь слышу его в сердце» (глава «Мартовская капель» по роману «Лето Господне» И. С. Шмелёва).

1

74

А. Ремизов «Змей». Комический рассказ.

1

75

Рассказ Е. И. Замятина о мечте подростков начала ХХ века

«Огненное «А».

1

76

Очерк А. И. Куприна «Мой полёт». Отвага и решительность героев.

1

77

Ф. Сологуб. Сказка о полёте «Крылья».

1

78

М. Зощенко «Великие путешественники». Приёмы создания комического эффекта.

1

79

М. Зощенко «Золотые слова».

1

80

Поэтический образ Родины. Весна в стихах и лирической прозе М. Пришвина.

1

81,82

Лирика поэтов начала XX века. Отражение красоты природы в стихотворениях поэтов начала ХХ века.

2

Героическое прошлое России.

83

Героическое прошлое России. Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

1

84

Урок-концерт «Эта память, люди, всей земле нужна...»

1

Современная литература.

85,86

В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Охотничий азарт мальчика и его последствия в рассказе.

2

87

Васютка и его путешествие по тайге. Радость спасения.

1

88

Ф. Абрамов «Валенки». Драматизм человеческой судьбы.

1

89

В. И. Белов «Скворцы». Бережное отношение к живой природе героя рассказа и стремление ее защитить.

1

90

К. Булычев «Заповедник сказок». Алиса - девочка из будущего.

1

91

Туве Янссон «Последний в мире дракон». Цена настоящей дружбы.

1

92

Мир сказочных героев. Утверждение права современной литературы на сказку.

1

Путешествия и приключения на страницах книг. Покорение пространства и времени.

93,94

Д. Дефо «Робинзон Крузо». Удивительные приключения морехода Робинзона Крузо.

2

95

Образ главного героя Робинзона, его мужество, стойкость, трудолюбие, оптимизм.

1

96

Р. Э. Распэ «Приключения барона Мюнхаузена». Барон Мюнхаузен и придуманные им истории.

1

97

М. Твен «Приключения Тома Сойера».  Автобиографическая повесть и ее герои.

1

98

Том и Гек. Дружба мальчиков и их приключения.

1

99

А. Линдгрен и её детектив «Приключения Калле Блюмквиста».

1

100

Сюжет и композиция художественного произведения.

1

101

Новая жизнь знакомых героев.

1

102

Урок-итог. М. И. Цветаева «Книги в красном переплёте». Обзор книг для самостоятельного летнего чтения.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературе 5 класс, к учебнику Т.Ф. Курдюмовой

Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Т.Ф.Курдюмовой.Рабочая программа содержит: пояснительную записку, тематическое планирование, содержание,календарно- тематическое планирование, т...

Рабочая программа по литературе 7 класс.По учебнику Т.Ф. Курдюмовой

Рабочая программа по литературе 7 класс. По учебнику Курдюмовой Т.Ф....

Рабочая программа по литературе 9 класс к учебнику Т.Ф.Курдюмовой

Данная рабочая программа включает пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование....

рабочая программа по литературе, 5 класс, 102 часа (Т. Ф. Курдюмова)

пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, программно-методическое обеспечение...

Рабочая программа по литературе. 5 класс (по учебнику Т.Ф.Курдюмовой)

Материал содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе...

рабочая программа по литературе, 8 класс, под редакцией Т.Ф. Курдюмовой

Пояснительная записка.Рабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе программы по литературе Министерства образования РФ для образовательных школ 2010 года, федерального компонента го...

Рабочая программа по литературе 8 класс по учебнику Т.Ф. Курдюмовой по ФГОС.

Рабочая программа по литературе 8 класс по учебнику Т.Ф. Курдюмовой по ФГОС. Готовая программа, адаптированная для детей с ОВЗ с контрольно-измерительными материалами....