Рабочая программа по литературе 9 класс к учебнику Т.Ф.Курдюмовой
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме

Кожевникова Алёна Алексеевна

Данная рабочая программа включает пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 9_klass.zip66.65 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, № 1312;

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089;

Примерная государственная программа по литературе, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;

Методическое письмо Министерством образования и науки РФ «О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;

Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010 г.

Данная рабочая учебная программа является продолжением курса литературы в 5 классе по авторской программе Т.Ф. Курдюмовой.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература. В  9  классе  решаются задачи  предпрофильной  подготовки  учащихся, закладываются  основы  систематического  изучения  историко-литературного  курса.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность.

Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы. Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.

Программа 9 класса рассчитана на 3 часа в неделю.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации

в 5классе - 70 часов;

в 6 классе – 70 часов;

в 7 классе – 70 часов

в 8 классе – 72 часа

в 9 классе – 102 часа;

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Изучение литературы в 9 классе  призвано обеспечить:

приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;

формирование гуманистического мировоззрения учащихся;

развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;

воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;

воспитание культуры речи учащихся.

Устно: 

Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная).

Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев (на основе прочитанного).

Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изученных произведений (в процессе беседы, сообщений, докладов и пр.).

Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.

Письменно:

Письменный развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с изученным.

Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).

Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.

Создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).

Создание письменного оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).

Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.

В результате освоения обязательного минимума содержания предмета «Литература» выпускники должны:

чтение и восприятие

прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,

воспроизвести их конкретное содержание,

дать оценку героям и событиям;

чтение,  истолкование и оценка

анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;

особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера;

род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;

выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;

обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем его написания;

объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;

чтение и речевая деятельность

пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;

давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении;

писать изложения на основе литературно-художественных текстов;

писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;

писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям;

выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.

Требованиями к проверке и оценке достижения учащимися обязательного уровня подготовки по литературе таким образом должны стать:

обращенность любого задания (прямая или косвенная) к тексту художественного произведения; при этом предлагаются тексты произведений, разбиравшиеся в процессе обучения;

ориентация заданий на свободное речевое высказывание в его полной или краткой форме;

оценка ответов по двоичной (альтернативной) шкале: «верно» — «неверно», «достаточно» — «недостаточно»;

ориентация оценки на минимально допустимый уровень понимания художественного текста; при оценке ответов учащихся учитываются как различные возможные толкования содержания произведения, так и вариативность словесного выражения.

Общими показателями учебных достижений школьников в области литературного образования являются:

начитанность учащихся в области художественной литературы (разносторонность, систематичность, направленность чтения;

факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы);

глубина освоения идейно-художественного содержания произведения (личностный характер восприятия, широта охвата раз личных сторон содержания и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценки);

уровень овладения знаниями по литературе (умение применять важнейшие из них к анализу и оценке художественных произведений);

качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказываний).

Эти показатели в тесной взаимосвязи друг с другом характеризуют основные планируемые результаты обучения литературе.

Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Введение.

1

Из древнерусской литературы.

4

Из литературы XVIII века.

11

Из литературы XIX века.

54

Из литературы XX века.

28

Из зарубежной литературы.

4

ИТОГО

102

Календарно-тематическое планирование. 9 класс

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля, вид самостоятельной работы

Домашнее задание

Дата

П

Ф

1

Введение. 

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.

1

Урок усвоения новых знаний

Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе

Уметь выделять  характерные причинно-следственные связи.

Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни.

-Чтение и анализ высказывания историка Ключевского: «Человек – главный предмет искусства..»

- Ответ на основной вопрос: «Согласны ли вы с мнением Ключевского, что литература дает понимание себя»?

Древнерусская литература ( 4 часа)

2

«Слово о полку Игореве» -величайший памятник литературы

1

Урок усвоения новых знаний

Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция "Слова…".

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

Составление плана «Слова…». Сопоставление с летописным источником: сходства и различия

Заполнить таблицу в тетради

3.

«Слово..» как высокопатриотическое и высокохудожественное произведение

1

Урок усвоения новых знаний

Образы русских князей. Характер князя Игоря

Знать нравственно-патриотическую идею «Слова».

Уметь выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения, выразительно читать текст.

Выучить отрывок из «Слова…» наизусть

4.

Образ русской земли в «Слове…», основные идеи произведения

1

Урок усвоения новых знаний

 Нравственно-патриотическая идея «Слова».

Знать понятие образ автора, лирическое отступление.
Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции

Анализ образа автора. Почему можно сказать, что автор - патриот? Доказать это примерами из текста.

5.

Подготовка к домашнему сочинению По «Слову…»

1

Урок усвоения новых знаний

Уметь писать сочинение по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

Написать сочинение

Русская литература ХVIII века (11 часов)

6.

Классицизм как литературное направление

1

Урок усвоения новых знаний

Основные черты классицизма как литературного направления.

Знать основные черты классицизма как литературного направления.

Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции

Чтение статьи учебника, составление тезисного плана или выписок

Выучить конспект в тетради

7.

«Пётр Великий русской литературы» (В.Белинский) М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка

1

Урок усвоения новых знаний

«Теорию трёх штилей», теорию стихосложения, особенности жанра оды

Знать биографию М.В. Ломоносова, теорию 3 штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

Пересказ прочитанной статьи о поэте, ученом и реформаторе русского литературного языка.

Прочитать «Оду на день восшествия…»

8.

М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия…» типичное произведение в духе классицизма

1

Урок усвоения новых знаний

Средства создания образа идеального монарха.

Знать содержание оды, его особенность и форму.

Уметь назвать отличительные черты жанра оды, привести примеры прославления родины, мира, жизни и просвещения в оде.

Ответ на проблемный вопрос: «Можете ли вы согласиться с тем, что в оде есть черты, которые выводят ее за пределы классицизма?» Определение авторской позиции, композиционных ее частей, идейного содержания. Нахождение метафор как ведущего художественного изобразительного средства языка в оде.

Индивидуальное сообщение о личности Г.Р.Державина

9.

Творчество Г.Р.Державина

1

Урок усвоения новых знаний

Жанры поэзии Державина

Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра,  темы, идеи, композиции.

Выразительное чтение оды «Властителям и судиям». Анализ оды. Ответ на проблемный вопрос: «Почему автора волнует позиция власти, ее отношения к народу и положение народа?»

Ответить на вопрос: « В чём ода Державина соответствует, а в чём отходит от строгих канонов жанра классицизма?»

10.

Стихотворения Г.Р.Державина

1

Урок усвоения новых знаний

Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики.

Знать, какую роль отводит поэту и поэзии.

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст.

Выразительно читают «Памятник». Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведения

Выучить наизусть стихотворение Державина (на выбор)

11.

12.

13.

Д.И.Фонвизин «Сатиры смелый властелин…». Комедия «Недоросль»

3

Уроки усвоения новых знаний

Комедия как драматический жанр. Особенности творчества Д.И.Фонвизина

Знать содержание комедии. Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения.

Письменный ответ на вопрос:  « Каким я увидел Митрофана?»

Ответы на вопросы с. 79

Выписать афоризмы из комедии.

Охарактеризовать Митрофанушку

14.

А.Н.Радищев. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву» («Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть»),

Особенности повествования, жанра путешествия и его содержательного наполнения.

1

Урок усвоения новых знаний

Знакомство с особенностями творчества писателя. Взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие

Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие.
Уметь
 формулировать идею, проблематику изучаемого произведения,  находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию.

Кратко сообщают черты классицизма и сентиментализма в прочитанных главах, особенности жанра путешествия, факты из жизни и биографии А.Н.Радищева, пересказывают, комментируя главы «Путешествия…», определяют тему, идею произведения, авторскую позицию.

Ответить на вопрос: «Почему А.С.Пушкин назвал Радищева «врагом рабства»?»

15.

Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление

1

Урок усвоения новых знаний

Знакомство с особенностями творчества писателя. Сентиментализм как литературное направление

Знать биографию Карамзина, его заслуги как историка, журналиста, писателя, новаторский характер его литературного творчества, признаки сентиментализма.

Уметь строить монологическое высказывание, работать с литературоведческим словарем

Опрос

Прочитать повесть Карамзина «Бедная Лиза»

16.

Н.М.Карамзин «Бедная Лиза» - произведение сентиментализма

1

Урок усвоения новых знаний

Выявление основных признаков сентиментализма в произведении

Знать содержание произведения.

Уметь коротко пересказывать содержание произведения формулировать его идею, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств 

Коротко пересказывают содержание повести «Бедная Лиза», отвечают на вопросы (монологические ответы), в том числе и на проблемный вопрос: почему ускользает от человека счастье?

Подготовиться к проверочной работе по теме «Сентиментализм»

Литература XIX века (54 часа)

17.

«Золотой век русской литературы». Романтизм  как  литературное  направление

1

Урок усвоения новых знаний

Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Особенности романтического пейзажа

Знать общую характеристику русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы.

Уметь давать развернутый ответ на вопрос.

Читают статью «Шедевры русской литературы, «Романтизм», развернуто отвечают на вопрос: «Как вы понимаете слова Салтыкова-щедрина, что литература – «сокращенная вселенная»?»

Выучит лекцию о романтизме в тетради

18

19.

В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.)

2

Урок усвоения новых знаний

Особенности баллады как лироэпического жанра

Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения.

Уметь воспринимать романтический характер баллады и анализировать художественное произведение

Читают статью учебника «Жанр баллады у Жуковского» и балладу «Светлана», отвечают на вопросы, в том числе и основной: «Почему поэт утверждает, что «главное – вера в провиденье?»

Вопросы с.153

20.

А.С.Грибоедов: личность и судьба

1

Урок усвоения новых знаний

Жизнь и творчество А.С.Грибоедова.

История создания комедии «Горе от ума»

Знать основные этапы жизненного и творческого пути  А.С. Грибоедова.
Уметь создавать хронологическую канву прочитанного
.

Чтение статьи учебника о Грибоедове, воспоминаний современников о писателе. Составление таблицы. Развернутое устное монологическое высказывание «Портрет писателя».

Прочитать 1 действие комедии

21.

Комедия «Горе от ума». Анализ 1 действия

1

Урок усвоения новых знаний

Особенности комедии как драматического жанра

Знать особенности комедии как жанра,
теоретико-литературные понятия
экспозиция, завязка,
конфликт.

Выявление специфики жанра комедии: работа со словарем (комедия, конфликт, интрига, сюжет) для понимания природы общественной комедии, «условности разговорного стиха». Краткий пересказ сюжета 1 действия.

Прочитать 2 действие

22.

«Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия комедии

1

Урок усвоения новых знаний

Проблематику пьесы, идейное содержание,  внутренний конфликт, речевая характеристика персонажей

Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.
Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание,  внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую.

Ответить на вопросы: «Какие черты «века нынешнего» и «века минувшего» изображаются в споре Чацкого и Фамусова? Какие стороны московской жизни привлекают и отталкивают героев?»

Чтение 3 действия

23.

«Можно ль против всех!» Анализ 3 действия

1

Урок усвоения новых знаний

Проблематику пьесы, идейное содержание,  внутренний конфликт, речевая характеристика персонажей

Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.
Уметь давать характеристику данных персонажей, в том числе речевую, делать их сравнительную характеристику с Чацким,  выявлять авторскую позицию.

Устные сочинения на основе кратких характеристик персонажей через речь, жесты, авторские ремарки, оценочные эпитеты.  Выразительное чтение монологов и комментирование.

Развернутый ответ на вопрос: «Кто из московских аристократов явился на бал в дом Фамусова, каковы их взгляды на службу, крепостное право, воспитание и образование, подражание иностранному?»

Чтение 4 действия

24.

«Не образумлюсь, виноват…» Анализ 4 действия

1

Урок усвоения новых знаний

Проблематику пьесы, идейное содержание,  внутренний конфликт, речевая характеристика персонажей, выявление идеи комедии

Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала.

Уметь давать характеристику  персонажа, в том числе речевую, отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты

Цитатные рассказы об одном из героев: Чацком, Молчалине, Софье, Фамусове.

Выучит наизусть отрывок из комедии

25.

И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой

1

Урок усвоения новых знаний

Критическая литература

Знать основные положения статьи. 

Уметь давать характеристику  персонажа, в том числе речевую, отбирать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний»  и из заметок А.С. Пушкина о Чацком.

Чтение статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний», запись основных положений (конспект или план-конспект)

Конспект статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний», написать сочинение по предложенным темам

26.

Классное сочинение  обучающего характера по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

1

Повторительно-обобщающий урок

Содержание комедии

Знать содержание комедии.
Уметь
 сопоставлять эпизоды,

составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст.

Сочинение

Написать сочинение по предложенным темам

27.

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика.

1

Урок усвоения новых знаний

Своеобразие творчества поэта

Знать основные этапы жизненного и творческого пути  А.С.Пушкина, основные черты реализма как литературного направления

Ответ на вопрос: что вы знаете о трагических обстоятельствах жизни А.С.Пушкина?

Стихотворения Пушкина о дружбе и друзьях

28.

Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина

1

Урок усвоения новых знаний

Адресаты пушкинской

дружеской лирики, история создания стихотворений.

Знать адресаты пушкинской любовной и дружеской лирики, историю создания стихотворений.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

Рассказ о друзьях А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений на тему «Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина. Развернутый ответ на вопрос: «Какие идеалы утверждает дружеская лирика

Вольнолюбивая лирика Пушкина

29.

Развитие темы свободы в творчестве А.С.Пушкина

1

Урок усвоения новых знаний

Свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал

Знать свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения.
Уметь
 анализировать стихотворное произведение с  точки зрения  его жанра,  темы, идеи, композиции,  изобразительно-выразительных средств.

Пересказ статьи учебника «Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина», выразительное чтение стихотворений «К морю», «Чаадаеву»

Любовная лирика Пушкина

30.

Любовная лирика А.С.Пушкина

1

Урок усвоения новых знаний

Адресаты любовной лирики поэта

Знать адресатов любовной лирики.

Понимать образно-стилистическое богатство любовной лирики.                

Уметь выразительно читать стихотворения, комментировать их, давать развернутые ответы на вопросы

Сообщение о любовных адресатах А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений. Ответ на вопрос: «Почему же лирический герой не отрекается от любви, а воспевает ее?»

Стихотворения о поэте и поэзии

31.

Тема поэта и поэзии («Я памятник…», «Пророк». Обучение анализу одного стихотворения

1

Урок усвоения новых знаний

Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина

Знать взгляды поэта на назначение поэта и поэзии.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

Ответы на вопросы

Выбрать для анализа любое стихотворение Пушкина А.С.

32.

Анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина (по выбору учащихся)

1

Урок- практикум

Анализ лирического произведения

Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать

Анализ стихотворения по предложенному плану

33.

Роман в стихах «Евгений Онегин»

История создания. Замысел и композиция романа

1

Урок усвоения новых знаний

Своеобразие жанра и композиции романа в стихах

Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию онегинской строфы.

Уметь выделять смысловые части текста

Ответы на вопросы

Работа в группах: характеристика Онегина, Ленского

34.

Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе. Онегин и Ленский

1

Урок усвоения новых знаний

Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе. Онегин и Ленский.

Уметь перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства языка

Ответы на вопросы

Характеристика Татьяны и Ольги Лариных

35.

Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина

1

Урок усвоения новых знаний

Тема любви и долга в романе

Знать авторское отношение к героиням, оценку Татьяны Белинским.

Уметь давать характеристику героя произведения

Сравнительная характеристика: монологический ответ с цитированием

Выучить наизусть отрывок из романа

36.

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни

1

Урок усвоения новых знаний

Идея произведения, авторская позиция

Знать идею произведения, лирические отступления в романе, авторскую позицию.

Уметь различать образ автора и героя

Ответить на вопрос: «Почему без анализа лирических отступлений романа невозможно понять произведение?»

Подготовиться к сочинению

37.

Подготовка к домашнему сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

1

Повторительно-обобщающий урок

Подготовка к домашнему сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка.

Сочинение

Написать сочинение

38.

А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери» - проблема «гения и злодейства»

1

Урок усвоения новых знаний

Проблематику произведения, идейное содержание,  внутренний конфликт, речевая характеристика персонажей

Знать содержание трагедии,  уметь определять основную проблему: талант, труд, вдохновение

Уметь писать рассуждать по поднятым в произведении проблемам.

Ответы-рассуждения по поднятым проблемам

Индивидуальное сообщение о М.Ю.Лермонтове

39.

Лирика М.Ю.Лермонтова. Жизнь и творчество.

1

Урок усвоения новых знаний

Развитие в творчестве М. Ю. Лермонтова пушкинских традиций.

Уметь перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства языка

Опрос

40.

Образ поэта – пророка в творчестве М.Ю. Лермонтова.

1

Урок усвоения новых знаний

Образ поэта в лермонтовской лирике

Уметь анализировать  и интерпретировать произведение

Анализ стихотворений

Поэт и поэзия в творчестве М.Ю.Лермонтова

41.

Тема родины. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.

1

Урок усвоения новых знаний

Тема родины. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.

Уметь анализировать  и интерпретировать произведение

Анализ стихотворений

Тема Родины в произведениях Лермонтова

42.

Эпоха безвременья в лирике поэта.

1

Урок усвоения новых знаний

Эпоха безвременья

Знать основные признаки эпохи.

Уметь выделять смысловые части текста

Анализ стихотворений

«Дума», «Бородино»

43.

Подготовка к домашнему  сочинению. Анализ  стихотворения

1

Урок контроля

Подготовка к домашнему  сочинению. Анализ  стихотворения

Уметь писать сочинение по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений

Анализ стихотворения

44.

Роман «Герой нашего времени».

Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман.

1

Урок усвоения новых знаний

Психологический роман

Знать понятия роман, психологический роман, содержание романа.

Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции

Ответ на вопрос (на основе первичного восприятии): «Какова основная проблема романа?»

Глава «Бэла»

45.

Печорин как представитель «портрета поколения

1

Урок усвоения новых знаний

Эпизод романа, характеристика персонажей

Знать текст повести «Бэла».

Уметь сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей

Ответ на вопрос: как в портрете Печорина угадывается противоречивость его характера. Устное словесное рисование.

«Журнал Печорина»

46.

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

Печорин в системе образов романа.

1

Урок усвоения новых знаний

Содержание «Журнала Печорина».

Знать содержание «Журнала Печорина».

Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов.

Ответы на проблемные вопросы

Групповое задание

47.

Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители "водяного общества", Вернер, Вулич).

1

Урок усвоения новых знаний

Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители "водяного общества", Вернер, Вулич).

Уметь анализировать  и интерпретировать произведение.

Ответы на проблемные вопросы

48.

Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы.

1

Урок усвоения новых знаний

Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы.

Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности

Ответы на проблемные вопросы

Подготовиться к сочинению

49.

Подготовка к домашнему сочинению по роману «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова

1

Урок контроля

Нравственно-философская проблематика произведения.

Уметь писать сочинение по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

Сочинение

Написать сочинение

50.

Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества.

1

Урок усвоения новых знаний

Жизнь и творчество Н.В.Гоголя

Знать  страницы жизни и творчества, проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород».

Опрос

1-6 глава читать

51

52.

Образы помещиков и чиновников и средства их создания

2

Урок усвоения новых знаний

Образы помещиков и чиновников и средства их создания.

Знать содержание поэмы, представителей помещичьей  Руси Манилов, Коробочка, Собакевич и Чичиков.

Уметь анализировать эпизод,

Ответы на проблемные вопросы

Прочитать “Повести о капитане Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче

53.

Место в сюжете поэмы “Повести о капитане Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче.

1

Урок усвоения новых знаний

Место в сюжете поэмы “Повести о капитане Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче

Уметь анализировать  и интерпретировать произведение.

Ответы на проблемные вопросы

Найти лирические отступления в поэме

54.

Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги.

1

Урок усвоения новых знаний

Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги.

Уметь анализировать  и интерпретировать произведение

Ответы на проблемные вопросы

Подготовиться к сочинению

55.

Подготовка к домашнему сочинению  по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

1

Урок контроля

Подготовка к домашнему сочинению  по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Уметь писать сочинение по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений

Сочинение

Написать сочинение

56

57

58.

Поэзия второй половины ХIХ века. Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.

Многообразие жанров, эмоциональное богатство.

3

Уроки усвоения новых знаний

Своеобразие лирики Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.

Знать представителей русской поэзии второй половины ХIХ века: Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.

Уметь анализировать поэтические произведения

Анализ  поэтических произведений поэзии  Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.

Выучить наизусть стихотворение

59

60

61.

И.С.Тургенев. Повесть «Первая любовь». Нравственная проблематика произведения

3

Уроки усвоения новых знаний

Сюжет, композиция, основная идея произведения

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

Ответы на проблемные вопросы

Ф.М.Достоевский. «Белые ночи».

62

63

64.

Ф.М.Достоевский. «Белые ночи».

Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира.

3

Уроки усвоения новых знаний

Сюжет, композиция, основная идея произведения

Знать содержание, уметь характеризовать изобразительно-выразительные средства

Уметь определять элементы сентиментализма в повести, анализировать произведение, выделять проблему.

Ответы на проблемные вопросы

Л.Н.Толстой «Юность»

65

66

67.

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания трилогии. Формирование личности героя повести.

3

Уроки усвоения новых знаний

Автобиографическая трилогия. Сюжет, композиция, основная идея произведения

Знать особенности автобиографического произведения, содержание произведения,   о трех периодах жизни человека в трилогии

Уметь характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления.

Рассказ о писателе, определение черт личности героя

А.П.Чехов «Маленькая трилогия»

68.

А.П. Чехов

Жизнь и творчество.

Рассказы: «Тоска», «Смерть чиновника».

1

Урок  усвоения новых знаний

Комическое и трагическое в прозе Чехова.

Знать творческую биографию писателя, содержание рассказа, индивидуальную особенность рассказов писателя, эволюцию образа «маленького человека».

Ответы на проблемные вопросы

69

70.

Маленькая трилогия А.П.Чехова

2

Уроки усвоения новых знаний

Особенности авторской позиции в рассказах.

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

Ответы на проблемные вопросы

Эссе на тему «Футлярность» существования и духовная свобода в наши дни»

Русская литература ХХ века ( 28 часов)

71.

Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений.

1

Урок усвоения новых знаний

Жанровые

особенности литературы ХХ века

Знать особенности русской литературы ХХ века.

Иметь представление о многообразии жанров и литерных направлений.

Сообщение об особенностях русской литературы ХХ века: жанры, литературные направления.

Индивидуальное сообщение о Бунине.

72.

И.А.Бунин «Жизнь Арсеньева»

1

Урок усвоения новых знаний

Автобиографический роман

Знать о жизни и творчестве писателя, роман  «Жизнь Арсеньева»

 Уметь анализировать произведение

Анализ фрагментов романа,

монологические ответы

Горький «Мои университеты»

73

74

75.

М.Горький «Мои университеты»

3

Уроки усвоения новых знаний

Автобиографическая трилогия

Знать о жизни и творчестве писателя,

 Уметь анализировать произведение

Анализ фрагментов произведения,

монологические ответы

М.А.Булгаков «Мертвые души»

75

76.

Комедия М.А.Булгакова «Мёртвые души» по поэме Н.В.Гоголя.

2

Уроки усвоения новых знаний

Драматургическое произведение

Знать о жизни и творчестве писателя,

 Уметь анализировать произведение

Анализ фрагментов произведения,

монологические ответы

77.

Подготовка к домашнему сочинению по комедии М.А.Булгакова «Мёртвые души»

1

Урок контроля

Подготовка к домашнему сочинению

Уметь писать сочинение по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений

Сочинение

Написать сочинение

78.

Русская поэзия Серебряного века.

1

Урок усвоения новых знаний

Серебряный век

Знать содержание теоретико-литературных терминов. Уметь выделять главное и значимое в учебном материале, конспектировать лекцию

Ответы на проблемные вопросы

Стихотворения А.А.Блока

79

80.

А.А.Блок. Слово о поэте. Лирика А.А.Блока. Тема России в творчестве поэта

2

Уроки усвоения новых знаний

Своеобразие лирики А.А.Блока

Художественные средства создания образа России. Лирический герой стихотворения.

Уметь анализировать  и интерпретировать произведение.

Сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение стихотворений.

Выучить наизусть стихотворение А.А.Блока

(на выбор)

81

82.

С.А.Есенин. Народно-песенная основа лирики поэта. Тема Родины.

Размышления о жизни, природе, человеке.

2

Уроки усвоения новых знаний

Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина.

Знать основные события творческой биографии поэта, его программные произведения.

Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Выучить наизусть стихотворение С.А.Есенина

(на выбор)

83

84.

В.В.Маяковский. Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонаций.

Маяковский о труде поэта.

2

Уроки усвоения новых знаний

Новаторство поэзии В.В.Маяковского

Знать отдельные факты биографии поэта. Своеобразие ритма, интонации.

Уметь выразительно читать стихотворения Маяковского

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Выучить наизусть стихотворение С.А.Есенина

(на выбор)

85

86.

А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.

Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики

2

Уроки усвоения новых знаний

Особенности поэзии А.А.Ахматовой

Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений, трагические интонации в любовной лирике,

отношение к поэту и поэзии.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Сообщение о поэтессе.

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Выучить наизусть стихотворение А.А.Ахматовой

(на выбор)

87

88.

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин». Образ русского солдата в поэме

2

Уроки усвоения новых знаний

Особенности поэмы

Знать факты биографии поэта. Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

Опрос

Вопросы  с. 190

89

90.

М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».

Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины.

2

Уроки усвоения новых знаний

Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова

Знать особенности композиции рассказа «Судьба человека».

Уметь характеризовать образ главного героя

Ответы на проблемные вопросы

Вопросы с.187

91.

Просмотр кинофильма режиссёра С.Бондарчука «Судьба человека»

1

Повторительно-обобщающий урок

Уметь сравнивать художественное произведение и одноимённую постановка кинофильма

А.И.Солженицын «Как жаль»

92.

А.И.Солженицын. Слово о писателе.

Рассказ «Как жаль»

1

Урок усвоения новых знаний

Знать и уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа

Анализ рассказа с элементами художественного пересказа и акцентом на художественном своеобразии.

В.М.Шукшин «Ванька Тепляшин»

93.

Русская литература 60-90 годов XX века

В.М.Шукшин «Ванька Тепляшин»

1

Урок усвоения новых знаний

Основные темы русской литература 60-90 годов XX века

Особенности прозы В.М.Шукшина

Знать особенности композиции рассказа «Ванька Тепляшин».

Уметь характеризовать образ главного героя

Анализ рассказа: монологические ответы.

В.П.Астафьев «Царь-рыба"

94.

Нравственные проблемы повествования в рассказе В.П.Астафьева «Царь-рыба"

1

Урок усвоения новых знаний

Особенности рассказов В.П.Астафьева.

Нравственная проблематика произведения

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

Анализ рассказа: монологические ответы.

В.Г.Распутин «Деньги для Марии»

95.

Гуманистический смысл повести В.Г.Распутина «Деньги для Марии» и её нравственные проблемы

1

Урок усвоения новых знаний

Особенности рассказов В.Г.Распутина.

Нравственная проблематика произведения

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

Анализ рассказа: монологические ответы

А.В.Вампилов «Старший сын»

96.

Человек и стечение обстоятельств в пьесе А.В.Вампилова «Старший сын»

1

Урок усвоения новых знаний

Особенности драматических произведений А.В.Вампилова

Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Анализ рассказа: монологические ответы

Стихотворения

Б.Ш.Окуджавы, Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенского

97

98.

Особенности поэзии Б.Ш.Окуджавы, Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенского

2

Урок усвоения новых знаний

Особенности поэзии Б.Ш.Окуджавы, Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенского

Знать факты биографии поэтов. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения

Анализ лирического произведения

Вопросы с. 278

Из зарубежной литературы (4 часа)

99

100.

Ж.Б.Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве»

2

Уроки усвоения новых знаний

Особенности творчества Ж.Б.Мольера, комедия как драматический жанр

Уметь находить черты классицизма в комедии, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения

Ответы на вопросы

Подготовиться к итоговому уроку

101

102.

Итоговые занятия по курсу 9 класса.

1

Урок контроля

Ответы на вопросы (по уровням)

Ответы на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"

Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....

рабочая программа по литературе 9класс по учебнику В.Я.Коровиной

полная рабочая программа по литературе 9класс...

Рабочая программа для 11 класса по учебнику Биболетова

Данная рабочая программа является хорошим помошником при составлении конспекта урока....

Рабочая программа для 2 класса к учебнику В.П.Кузовлева

Здесь Вы найдете материал, который, возможно, поможет тем кто работает с УМК В.П. Кузовлева. Это рабочая программа для 2 класса, составленная в соответсвии со стандартом основ...

Рабочая программа по литературе (ФГОС). К учебнику Г.С. Меркина (5 класс)

Рабочая программа 5 класса по литературе к учебнику Г.С. Меркина составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, включает развернутое календарно-тематическе планирова...

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...

Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...