Рабочая программа по литературе. 5 класс (по учебнику Т.Ф.Курдюмовой)
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) на тему

Данилина Ольга Николаевна

Материал содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по литературе 5 класс

Автор: Курдюмова Т.Ф.

Общая характеристика предмета

     Литература как учебный предмет тесно связана с изучением русского языка и совершенствованием речевой культуры и коммуникационных навыков.

     Широко используя ряд гуманитарных наук, литература помогает формировать человека мыслящего и гуманного. Этот процесс учитывает логику развития подростка, его возрастные этапы.

     В 5-9 классах проходят годы взросления учеников. Учитывая особенности возраста, в программу включаются авторы и произведения разных жанров: эпоса, лирики, драматургии. При этом большую роль играет осознание литературного процесса.

     В рабочей программе курс 5 класса представлен разделами:

1. Устное народное творчество.

2. Древнерусская литература.

3. Русская литература 18 века.

4. Русская литература 19 века.

5. Русская литература 20-21 веков.

6. Литература народов России.

7. Зарубежная литература.

8. Сведения по теории и истории литературы.

     В разделах 1-7 даются: перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует изложение жизни и творчества писателя.

     Программа 5 класса содержит доступный возрасту и интересный юному читателю материал.

    На уроке литературы мы имеем дело с художественной речью. Перед юным читателем стоит двойная задача: дать достойную оценку прочитанному произведению и включить в собственную речь то, что дает конкретный текст.

     В 5 классе ученики начинают постигать специфику литературы, происходит первое практическое знакомство с путями развития искусства слова и богатством его родов и жанров. Поскольку юных читателей более всего интересуют события, то в центре внимания учащихся  находится  именно сюжет  и активная работа с теми художественными особенностями, знакомство с которыми так обогащает речь школьников.

     Требования к результатам изучения предмета.

     Личностными результатами являются:

формирование общей культуры и мировоззрения,соответствующего практике сегодняшнего дня;

осознание себя представителями своего народа и гражданами многонационального Российского государства;

формирование чувства любви к Родине и патриотизма;

выработка четкого представления о нравственных категориях и нормах поведения, определяющих характер общения человека с окружающими его людьми;

формирование основ коммуникативной компетентности в общении;

совершенствование духовно-нравственных качеств личности.

     Предметные результаты изучения литературы предполагают:

понимание ключевых проблем изученных произведений;

понимание связи произведений с эпохой его написания;

владение элементарными навыками анализа художественного произведения: определение его темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль изобразительно-выразительных средств, художественного своеобразия произведений;

владение навыками сопоставления произведений;

освоение техники самостоятельных творческих работ;

понимание образной природы литературы как одного из видов искусства;

понимание слова в художественном произведении в его эстетической функции;

овладение техникой написания сочинений и изложений на темы, связанные с содержанием уже изученных произведений, а также на свободные темы, которые отражают творческие интересы учеников;

создание рефератов на литературные и общекультурные темы.

Метапредметные результаты расширяют сферу практического применения сведений и навыков, сопутствующих изучению литературы. Они включают:

использование понятийного аппарата и научных методов познания;

умение формулировать и аргументировать свои мысли;

умение привлекать новый и изученный материал;

совершенствование устной и письменной речью;

самостоятельное анализирование и планирование учебной деятельности;

владение первоначальными навыками научной деятельности и представления ее результатов;

формирование и развитие компетентности в области использования интернет-ресурсов.

Место курса «Литература» в базисном учебном плане

обязательное изучение литературы в 5 классе предусматривает ресурс учебного времени в объеме 102 часа (3 часа в неделю).

Содержание программы

5 класс (102 часа)

Происхождение и развитие литературы

     Искусство как одна из форм освоения мира. Происхождение литературы. Роль литературы в образовании и воспитании человека. Искусство слова как наиболее совершенная форма человеческой речи. Особенности художественного слова. Тропы и фигуры художественной речи: эпитеты, метафора, сравнение, риторическое обращение, риторический вопрос и др.

     Уроки литературы. Труд писателя и труд читателя. Работа ученика с художественным текстом как школа читательского мастерства. Знания и умения читателя. Ученик как слушатель и как исполнитель — чтец художественного текста.

     Теория. Литература как искусство слова и другие виды искусств. Общее понятие о тропах и фигурах в художественном слове.

Мифы народов мира

     Миф как форма познания и эстетического освоения окружающего мира. Мифы разных времен и народов. Календарные мифы и календарные праздники. Связь мифов с ритуалами. Масленица, народные обычаи, связанные с этим праздником. Яркость поэтического изображения природы и Вселенной в мифах. Персонажи славянской мифологии. Греческие мифы. Подвиги Геракла. «Золотые яблоки Гесперид».

     Теория. Мифы.

Устное народное творчество

(Фольклор)

     Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Жанровое многообразие фольклорных произведений. Детский фольклор. Национальное восприятие мира, отраженное в фольклоре. Эстетическое совершенство произведений русского фольклора.

     Теория. Фольклор. Жанры фольклора. Детский фольклор.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

     Сказка как популярный жанр народного творчества. Нравственная взыскательность и эстетическое совершенство народных сказок. Рассказчики и слушатели сказок.

     «Царевна-лягушка». Волшебные превращения героини. Василиса Премудрая и Иван-царевич. Роковая ошибка героя и стремление добиться перелома в судьбе. Способность героев волшебной сказки преодолевать препятствия и добиваться победы. Волшебные помощники. Характер отражения реальной жизни в волшебной сказке. Народные идеалы в сюжете и образах сказки. Художественное совершенство сказок. Любимое число сказок (троекратное повторение).  

     Народные сказки в творчестве художников (В.М.Васнецов, И.А.Билибин и др.).

     Теория. Художественные особенности волшебной сказки: волшебный сюжет, волшебные герои, яркость языка.

СКАЗКИ НАРОДОВ МИРА

     Отражение полноты жизни в сказках народов мира. Утверждение нравственных идеалов в лучших сказках разных народов. Смелость, трудолюбие, честность, доброта, находчивость, изобретательность как главные достоинства героев сказок.

     Теория. Сюжет сказки и реальная жизнь.

     «Тысяча и одна ночь» ( «Путешествия Синдбада-морехода»). «Тысяча и одна ночь» - сборник народных сказок. «Путешествия Синдбада-морехода» - сказки об освоении незнакомого мира. Стремление Синдбада познать тайны далеких стран — причина его путешествий и приключений.

     Теория. Путешествие как жанр.

МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА.

     Разнообразие малых жанров фольклора. Пословица, поговорка, загадка, частушка как наиболее популярные малые жанры фольклора. Детский фольклор.

     Использование малых форм фольклора в других его жанрах и в авторской литературе. Активная роль малых жанров фольклора в современной устной и письменной речи.

     Теория. Малые жанры фольклора. Лаконизм и эмоциональная выразительность малых жанров фольклора.

     Пословицы. Поговорки. Богатство и разнообразие тематики, форм и способов включения пословиц и поговорок в живую речь и в тексты художественных произведений. Отличие пословиц от поговорок по роли в речи и по завершенности мысли. Связь с другими жанрами фольклора. Процесс постоянного обогащения речи малыми формами фольклора.

     Теория. Пословица. Поговорка. Отличительные особенности. Афоризм.

     Загадки. Загадка как один из видов фольклора и как древнейшая форма «тестов» на сообразительность. Особенности процесса создания загадок: роль метафоры и сравнения в их создании. Роль и место загадки в фольклоре и литературе.

     Теория. Загадка и особенности ее строения. Отгадка.

     Анекдот. Анекдот как один из малых жанров фольклора. Популярность анекдота. Рождение анекдотов. Герои и сюжеты анекдотов. Циклы анекдотов. Судьба анекдота в устной речи и в литературе.

     Теория. Анекдот.

     Причины создания произведений, сочетающих разные жанры: сказка-загадка, сказка-анекдот.

     Песни. Частушки. Песня как форма словесно-музыкального искусства. Виды народных песен, их тематика. Одна из самых поздних форм песенного фольклора — частушка. Стих и мелодия в песне и частушке. Причины популярности этих жанров.

     Теория. Песня. Частушка. Музыка в произведениях фольклора.

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТЕАТР

     Народный театр в истории русской культуры. Кукольный театр русских ярмарок и гуляний. Самый популярный герой кукольных пьес — озорник Петрушка. Синкретический характер представлений народного театра. Тесная связь народного театра с другими формами      

фольклора.

     Теория.   Театр. Сцена. Пьеса. Особенности построения и оформления драматического произведения: акт, действие, явление; мизансцена; декорация.

     «Озорник Петрушка». Пьесы о Петрушке и их сюжеты.  Петрушка и другие герои пьесы. Острота столкновения Петрушки и его врагов. Стремительность развития действия и яркость диалогов. Насыщенность пьесы малыми жанрами фольклора. Особенности кукольного театра.

     Теория. Диалог, реплика, ремарка.   

     Методика. При изучении фольклора важно учитывать, что эти произведения долгое время существовали  только в устной форме. Поэтому их изучение предполагает активное использование звучащей речи, а там, где это представляется возможным, - обращение к импровизации.

ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА

РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА

     Славные имена русских писателей 19 века. Популярность русской классики. Золотой век русской поэзии.

     Теория. Классика. Классическое произведение.

      И. А. Крылов. «Свинья под Дубом», «Осел и мужик». Расцвет русской басни в начале 19 в. Великий баснописец Крылов. Обличение воинствующего невежества в баснях Крылова. Невежа и невежда. Злободневность морали басни «Свинья под Дубом». Герои басен. Мораль басен. Басня и ее читатели.

     Теория. Басня. Аллегория. Олицетворение. Сюжет и мораль басни.

     А.С.Пушкин. «Няне», «Зимнее утро», «Зимний вечер». Детство и юность поэта. Начало творческого пути. Родная природа в лирике поэта. Сказки Пушкина (повторение изученного в начальной школе).

     «Руслан и Людмила». Связь пролога к поэме с русскими народными сказками. Фантастические события сюжета. Руслан, его друзья и помощники, соперники и враги. Людмила — героиня поэмы. Волшебник Черномор и его злодеяния. Поражение злых сил. Яркость сказочных описаний. Особенности стиха поэмы. Поэма в других видах искусства. Иллюстрации к поэме. Опера М.И.Глинки.

     Теория. Поэма. Сюжет поэмы. Стопа. Двусложный стихотворный размер — ямб.

 

     М.Ю.Лермонтов. «И вижу я себя ребенком...», «Парус», «Листок», «Из Гёте» («Горные вершины...»). Детство поэта. Родное гнездо — Тарханы. Начало творчества. Воспоминания о детстве в лирике поэта. Начало творчества. Стихотворения, в которых отражено отношение поэта к окружающему миру.

     Теория. Рифма.

     Н.В.Гоголь. «Пропавшая грамота» или «Ночь перед Рождеством». Детство и юность Гоголя. Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Забавные истории, близкие народным сказкам, поверьям, быличкам, как основа сюжетов повестей Гоголя. Словари, которые Гоголь создавал для своих читателей. Сюжет и герои повести. Язык повести.

     Теория. Поверье. Быличка.

    И.С.Тургенев. «Муму». Детство в Спасском-Лутовинове. История создания рассказа. Сюжет и герои рассказа. Богатырский облик и нравственная чистота Герасима. Герасим и барыня. Герасим и дворня. Причины самовольного возвращения в родную деревню. Роль пейзажа в сюжете рассказа. Ритм прозы Тургенева (описание пути Герасима в родную деревню).

     Теория. Портрет. Связь между внешним обликом и поступками героя.

ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ РОДИНЫ

     И.С.Никитин «Русь»;  М.Ю.Лермонтов. «Москва, Москва! Люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»);  А.В.Кольцов. «Песня пахаря»;  А.К.Толстой. «Край тымой, родимый край...»;  Н.А.Некрасов. «Соловьи»;  Ф.И.Тютчев. «весенняя гроза», «Летний вечер», «Есть в осени первоначальной...», «Листья»;  А.А.Фет. «Весенний дождь», «Летний вечер тих и ясен...», «Учись у них — у дуба, у березы...», «Я пришел к тебе с приветом...». Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов.

     Теория. Двусложные размеры стиха — ямб и хорей.

     Методика. Возможна композиция их двух уроков по этим темам или урок-концерт с этими и другими стихотворениями.

ГЕРОИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ РОДИНЫ В СТИХАХ И ПРОЗЕ

     М.Ю.Лермонтов. «Бородино». Патриотическая тема в стихотворениях о войне 1812 года. «Бородино»: композиция и герои произведения. Образ старого солдата. Рассказ-монолог старого солдата о знаменитой битве. Молодой солдат как слушатель. Автор и его оценка героев и событий.

     Теория. Строфа. Монолог и диалог в стихотворении.

     Л.Н.Толстой. «Петя Ростов» (отрывки из романа-эпопеи «Война и мир»). Роман-эпопея «Война и мир». Партизанская война на страницах романа-эпопеи и ее герои. Петя Ростов в партизанском отряде. Петя в разведке. Последний бой и героическая гибель как кульминация подвига.

     Теория. Роман-эпопея. Эпизод (фрагмент) как элемент развития сюжета.

     М.А.Булгаков. «Петя Ростов» (отрывок из инсценировки романа-эпопеи «Война и мир» Л.Н.Толстого). Петя Ростов в партизанском отряде. Точное сохранение в инсценировке эпизодов партизанской войны из романа-эпопеи. Диалог в инсценировке.

     Теория. Инсценировка прозаического произведения.

     Методика. Сопоставление прозаического текста и его инсценировки — возможность освоения особенностей и характера творческого взаимодействия различных жанров.

ЛИТЕРАТУРА 20  ВЕКА

Век 19 и века 20 — 21. Связь веков

     Неразрывная связь русской литературы 19 и 20 — 21 вв. Богатство литературы 20 в. Авторы, произведения и герои 20 столетия. Сохранение культурных традиций в литературе 20 века. Память о А.С.Пушкине в литературе 20 века: И.А.Бунин. «26 мая»; А.А.Ахматова. «В Царском Селе»; В.А.Рождественский. «Памятник юноше Пушкину»; К.Д.Бальмонт. «Пушкин»; П.Г.Антокольский. «Бессмертие» и другие стихотворения, посвященные великому поэту (по выбору учителя и учащихся).

     Теория. Темы лирики.

     Методика. Возможен урок-концерт с чтением стихотворений, изученных в начальной школе. Возможно использование этих текстов во вступительной беседе по теме.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ ПИСАТЕЛЕЙ 19 — 20 ВЕКОВ

     Сказка как постоянно живой и вечно новый жанр. Расцвет сказки в 20 в. сказки писателей-ученых.

     Методика. При изучении сказок писателей возможен самостоятельный выбор сказок и использование сочетания домашнего чтения и обобщающих уроков по его итогам. Можно использовать сопоставление народных сказок и их литературных обработок («Волшебное кольцо» и др.).

     К.Г.Паустовский. «Рождение сказки». Рассказ автора о творческом процессе создания художественных произведений.

     А.П.Платонов. «Волшебное кольцо». Любовь автора к фольклору. Народная сказка «Волшебное кольцо». Герой сказки Платонова — Семен и его друзья: кошка, собака и змея. Победа дружбы и справедливости над жадностью и корыстью. Сохранение примет народной сказки и ярость собственной стилистики автора.

     Сказка в переработке Б.В.Шергина (вариант сопоставления).

     Теория. Фольклорная и литературная сказки.

     Х.К.Андерсен. «Снежная королева». Слово о писателе. Сюжет сказки из семи рассказов. Роль Снежной королевы в развитии событий сказки. Герои сказки — Герда и Кай. Дружба, верность, коварство, жестокость и предательство в сюжете сказки. Победа Герды в неравной борьбе. Мастерство писателя в построении сюжета и создании характеров. «Снежная королева» в театре, кино.

     Теория. Композиция и сюжет большого произведения.

     Дж. Родари. «Сказки по телефону». Джанни Родари — любимец многих поколений читателей. «Сказки по телефону» - отклик на стремление людей 20 века к лаконизму и оперативности. Сказки, которые решают важные нравственные проблемы: «Страна без углов», «Человек, который купил Сткгольм», «Вопросы наизнанку», «Старые пословицы», «Про мышь, которая ела кошек», «Война колоколов» и др. Стремительные сюжеты и активные герои. Современный подход к традиционным сюжетам. Лаконизм и афористичность повествования как характерная черта «Сказок по телефону».

     Теория. Лаконизм как один из способов организации художественного текста. Его особенности и достоинства.

     Л.Кэррол. «Алиса в Стране чудес». Сказка ученого Льюиса Кэррола и ее перевод-обработка В.В.Набокова: «Аня в Стране чудес». Алиса (она же Аня) — героиня сказки. Любознательность героини и ее способность к быстрым решениям и необычным поступкам. Чудо и парадокс на страницах сказки ученого. Сказка ученого для детей и для взрослых.

     Теория. Парадокс.

     Дж.Р.Толкиен. «Хоббит, или Туда и обратно». Джон Роналд Руэл Толкиен — один из самых читаемых в мире авторов второй половины 20 века. Смысл двойного названия повести «Хоббит, или туда и обратно». Сказочная страна. Герои повести: Бильбо, Гэндальф и др. Ожесточенность битвы добра со злом. Нравственные принципы, утверждаемые автором. Многочисленные исследования, которые созданы в разных странах, о выдуманной писателем стране. Связь его Средиземноморья с фольклором. Малые формы фольклора (загадки) на страницах произведения. Новый жанр в литературах мира — фэнтези.

     Теория. Фэнтези как жанр.

     Методика. При изучении сказок писателей можно использовать уроки-сопоставления как с народными сказками, так и сопоставления вариантов их литературных переработок.

ПРОЗА РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ НАЧАЛА 20 ВЕКА

     И.С.Шмелев. «Как я встечался с Чеховым. За карасями». Встреча юных рыболовов с «бледнолицым братом» - Антоном Чеховым на пруду в Замоскворечье. Облик и поведение писателя в восприятии его спутника. Двойное название рассказа.

     Теория. Название произведения.

     А.И.Куприн. «Мой полёт», «Чудесный доктор».

     «Мой полёт». Автобиографический очерк и его герои. Полет одного из первых русских летчиков — Заикина с Куприным над Одессой. Отвага и решительность героев.

     «Чудесный доктор». Рождественский рассказ о добром докторе.

     Теория. Очерк.

     Е.И.Замятин. «Огненное «А»». Корабел, инженер, писатель Евгений Замятин. Рассказ о мечте подростков начала века. Герой рассказа как читатель. Сюжет, который рожден прочитанной книгой. Комическая развязка.

     Теория. Рассказ.

     Методика. Авторы начала 20 века, включенные в этот перечень, могут быть использованы при обращении к литературе 20 века в рассказе-обзоре литературы этого века в ходе урока-обсуждения самостоятельно прочитанных произведений.  

ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ РОДИНЫ В ЛИРИКЕ И ПРОЗЕ 20 ВЕКА

     А.А.Блок. «На лугу», «Ворона»;  И.А.Бунин. «Сказка»;  К.Д.Бальмонт. «Снежинка», «Фейные сказки» ( «У чудищ», «Осень» );  С.А.Есенин. «Пороша», «Черемуха»;  М.М.Пришвин. «Времена года» (фрагменты);  Н.А.Заболоцкий. «Оттепель»;  Д.Б.Кедрин. «скинуло кафтан зеленый лето...»; Н.М.Рубцов. «В горнице» и другие стихотворные и прозаические произведения о красе родной земли (по выбору). Чувство привязанности к окружающему человека миру природы. Точность и неожиданность взгляда на мир в стихотворениях поэтов. Отражение красоты природы. Бережное отношение к живой природе и стремление ее защитить. Художественные приемы и музыка стиха. Изучение произведений разных авторов как своеобразного калейдоскопа мгновенных поэтических зарисовок живых картин природы. Эстетическое совершенство этих зарисовок.

МИР БРАТЬЕВ НАШИХ МЕНЬШИХ В ПОЭЗИИ

     Любовь и сострадание ко всему живому. Осуждение человеческой жестокости к братьям нашим меньшим.

     С.А.Есенин. «Песнь о собаке»;  В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Произведения писателей и поэтов обо всем живом объединяют мир вокруг нас в единое пространство. Гуманное отношение человека к природе и животным.

     В беседах о друзьях наших меньших активно использовать самостоятельное чтение таких произведений, как «Белый клык» Дж.Лондона, рассказы Э. Сетона-Томпсона, «Жизнь Трезора» В.П.Астафьева, «Арктур — гончий пес» Ю.П.Казакова и др.

     Теория. Лирическая проза.

     Методика. Целесообразна организация уроков-концертов с выбором текстов и их фрагментов по желанию учеников. При этом возможно использование произведений местных авторов. Урок можно назвать «Край ты мой, родимый край...» и в подготовке к нему использовать конкурс ученических произведений по этой тематике.

ГЕРОИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ РОССИИ

     А.И.Фатьянов. «Соловьи»;  А.Т.твардовский. «Я убит подо Ржевом...»;  А.А.Ахматова. «Мужество»;  Р.Г.Гамзатов. «Журавли». Стихи о Великой Отечественной войне. Стихи и песни, созданные на стихи поэтов и их популярность в годы Великой Отечественной войны и после нее. Чтение и исполнение произведений ( по выбору).

     Теория. Песня: слово и музыка в их единстве.

     Методика. Возможна организация урока-концерта.

СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

     В.П.Астафьев. «Васюткино озеро». Автобиографическое произведение писателя о детских годах как произведение о формировании характера подростка в сибирской деревне. Васютка и его путешествие по осенней тайге. Путь от детского сочинения к рассказу писателя.

     Теория. Автобиографический рассказ.

     Т.Янссон. «Последний в мире дракон». Писательница и художница Туве Янссон. Мир нарисованных и описанных в книгах сказочных героев, созданных писательницей и художником Туве Янссон. Мумми-тролли, хемули, снусмумрики и другие существа, которых придумала и нарисовала художница, как герои ее книг.

     Теория. Литературная сказка и ее иллюстрация.

     Методика. На этом этапе необходимо подвести итоги наблюдений за сюжетом и композицией в художественных произведениях: выделить элементы построения произведения (завязка, кульминация, развязка); показать особенности композиции произведения.

ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ НА СТРАНИЦАХ КНИГ

ПОКОРЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ

     Методика. Чтение и изучение последующих тем предполагают использование нескольких уроков, причем возможен выбор определенных произведений для обсуждения в классе после домашнего чтения. Такие уроки будут подготовкой к самостоятельному летнему чтению.

     Д.Дефо. «Робинзон Крузо». Жизнь талантливого писателя и энергичного купца Даниэля Дефо. Герой его книги — Робинзон. Характерные черты героя Дефо: способность не поддаваться обстоятельствам, мужество, стойкость, трудолюбие, оптимизм. Робинзон как нарицательное имя. Рождение термина «робинзонада».

     Теория. «Робинзонада».

     Р.Э.Распэ. «Приключения барона Мюхгаузена». Барон Мюхгаузен и придуманные им истории. «Конь на крыше», «Волк, запряженный в сани», «Искры из глаз», «Удивительная охота» и др. Использование в подлинных историях иронии и гротеска, гиперболы и литоты.

     Теория. Гротеск. Литота.

     М.Твен. «Приключения Тома Сойера». Автобиографическая повесть и ее герои. Марк Твен — мастер занимательного и веселого повествования. Провинциальный американский Санкт-Петербург на Миссисипи и его обитатели. Том и Гек. Приключения подростков. Их смелость, авантюризм и неуемная фантазия. Бэкки Тэтчер.

     Теория. Прототип.

     А.Линдгрен. «Приключения Калле Блюмквиста». Астрид Линдгрен и ее тезис: «Не хочу писать для взрослых!» Знакомые герои произведений писательницы: Карлсон, который живет на крыше, Пеппи Длинныйчулок, Эмиль из Леннеберги и др. Три детективные повести о Калле Блюмквисте: «Калле Блюмквист играет», «Калле Блюмквист рисует», «Калле Блюмквист и Расмус». События и приключения повести «Калле Блюмквист играет». Детективный сюжет повести. Калле и его друзья: Андерс и Ева-Лотта. Находчивость, энергия и изобретательность главного героя. Утверждение положительного идеала и нравственных ценностей в повести.

     Теория. Трилогия. Детективный сюжет.

     Методика. Можно использовать специальный урок для обсуждения тех книг, которые увлекли кого-то из учеников для расширения круга чтения всего класса. В этот урок можно включить и материалы всей последующей темы - «Новая жизнь старых героев».

НОВАЯ ЖИЗНЬ СТАРЫХ ГЕРОЕВ

     Н.С.Гумилев. «Орел Синдбада». Образы знакомых сказок в стихах поэта 20 века.

     Б. Лесьмян. «Новые приключения Синдбада-морехода». Синдбад 20 века в сказке польского классика. Знакомый герой в новом произведении. Что принес новый век в облик героя и события его жизни. Почему новый рассказ о старом герое признан классическим произведением польской литературы.

     Теория. Новая жизнь героев художественных произведений. Что меняется и что сохраняется в сюжетах новых произведений о старых героях.

ИТОГИ

     Картина мира и художественное произведение. Сюжеты изученных произведений. Сюжет и герой. Герои книг вокруг нас. Чтение летом.

     М.И.Цветаева. «Книги в красном переплете». Советы поэта и собственные вкусы и пристрастия учеников-читателей в организации летнего чтения.

     Методика. Обзор книг для самостоятельного летнего чтения с включением произведений курса следующего класса.

Распределение учебных часов по темам

1

Литература — искусство слова

2

Художественные приемы

3

Мифы

4

Фольклор

12ч

5

Литература 19 века

22ч

6

Поэтический образ Родины в стихах поэтов 19 в.

7

Героическое прошлое Родины в стихах и прозе

8

Литература 20-21 веков

17ч

9

Проза русских писателей 20 века

10

Поэтический образ Родины в лирике и прозе 20 века

11

Мир братьев наших меньших в поэзии

12

Новые страницы героического прошлого России

13

Современная литература

14

Покорение пространства и времени

11ч

15

Новая жизнь старых героев

16

Итоги. Рекомендации по летнему чтению

итого: 102 часа

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 КЛАСС (105 ЧАСОВ)

№ урока

Кол-во часов

Дата проведения

Тематическое планирование

Характеристика основных видов деятельности учащихся

I четверть – 27 уроков

1

01.09.14

Литература — искусство слова.

Новый предмет и новый учебник. Ученик — читатель. Правила для читателя.

Общая беседа с активным использованием чтения художественных текстов. Проверка общей начитанности, и владения навыком беседы по поводу произведения искусства.

Встреча с учебником  и коллективное обсуждение его содержания, в том числе и требований к читателю («Правила для слушающего», «Правила для говорящего», «Правила для читателя»). Первые ученические комментарии, характеризующие оценку собственного чтения.

Обсуждение читательской биографии учеников и заполнение первой анкеты по литературе.

2,3

03.09.14

05.09.14

Художественные приемы. Практикум.

Мифы

Беседа с активным привлечением тем из области самостоятельного чтения и зрительских впечатлений от мифов (кино, телевидение).

Выразительное чтение мифов.

Активное использование различных форм пересказов. Сюжеты мифов и их герои в обсуждении самостоятельного чтения учеников. Ученики как зрители фильмов, основанных на мифах (устные рецензии).

4

08.09.14

Миф. Особенности создания мифов. Мифы народов мира.

5

1 ч

10.09.14

Мифы древних славян

6

1 ч

12.09.14

Календарные мифы. Масленица.

7

1 ч

15.09.14

Мифы Древней Греции

8

1 ч

17.09.14

12 подвигов Геракла

9

1 ч

19.09.14

Вн.чтение. Миф в литературе. Р.Киплинг. Кошка, гулявшая сама по себе.

14ч

Фольклор

10

22.09.14

Особенности устного народного творчества.

11

24.09.14

Фольклор и народные промыслы.

12

26.09.14

Жанры фольклора. Сказка как жанр фольклора.

Коллективное обсуждение самостоятельно прочитанных сказок народов мира.

Выразительное чтение и различные виды пересказов. Использование цитирования при пересказе.

Диалог в сказках и его использование при пересказе.

Конкурс на выразительное чтение любимой сказки.

Конкурс пересказов любителей сказки.

Общая беседа о судьбах фольклора и его основных жанрах.

Борьба добра со злом в событиях сказки «Царевна-лягушка» и обсуждение этой проблемы в коллективной беседе.

Творческие работы при изучении сказки: создание иллюстраций и их обсуждение.

Создание альбома или выставки иллюстраций к сказкам.

Проект электронного альбома «Наши любимые сказки» (лучшие иллюстрации).

Работа со словарем. Обсуждение вопроса о жанрах фольклора с использованием словарика учебника. Комментарии учеников к справкам словаря.

Сказка в судьбах родной литературы по мнениям учеников-читателей.

Диалог и полилог в обсуждении роли малых жанров фольклора в нашей речи.

13,

14

29.09.14

30.09.14

Народные сказки. Русская народная сказка «Царевна -лягушка». Народные идеалы в сюжете и образах сказки.

15,

16

03.10.14

06.10.14

Сказки народов мира. Арабские сказки «Тысяча и одна ночь» («Путешествия Синдбада-морехода»).

Малые жанры фольклора

17

07.10.14

Пословицы и поговорки

Решение вопроса о том, что сложнее — создание загадки или ее отгадка. (Беседа или дискуссия). Самостоятельная работа по созданию загадок. Конкурс на лучшую загадку или конкурс на лучший комментарий к отгадке загадки. Творческая работа — создание загадок об окружающих предметах под названием «Не выходя из класса».

Роль смеха в чтении и исполнении художественных текстов: выразительное чтение забавных текстов (обсуждение выводов учеников).

Обсуждение вопроса о роли музыки в песне и частушке. Патриотические и героические песни и их исполнение. Чтение текстов песен.

Особенности исполнения частушек и способы их создания.

Обращение к технике записи текста и музыки.

Творческая работа по созданию частушек о своем классе и друзьях.

Обсуждение особенностей драматического произведения.

Подготовка исполнения: репетиция, создание костюма и декораций, сбор реквизита.

Подготовка к исполнению ролей в пьесах народного театра.

Чтение с листа и подготовленное чтение роли.

Сообщение любителей сцены о судьбах героя народных пьес — Петрушки на народных сценах — на ярмарках, народных гуляниях и др.

18

10.10.14

Загадки. Метафора в загадке.

19

13.10.14

 Анекдоты. Песни и частушки.

20, 21,

22

3 ч

14.10.14

17.10.14

20.10.14

Народная драма. Особенности драмы.  Знакомство с пьесой «Озорник Петрушка».

23

21.10.14

Итоговый урок по теме «Фольклор». Проверочная работа.

31ч

Литература XIX века

Беседа о русской классической литературе XIX века (по самостоятельному чтению).

Чтение басен наизусть. Чтение басен по ролям.

Инсценировка басен и подготовка к ней.

Обсуждение морали басни.

Обсуждение и суждения о роли басни в истории литературы.

Обращение к интернет-ресурсам (под руководством учителя).

И. А. Крылов

24

24.10.14

Жанр басни в творчестве И.А.Крылова.

25

27.10.14

Анализ басен «Свинья под Дубом». Спор о «Осел и Мужик». Герои басен и аллегория.

26

28.10.14

Жанр басни в мировой литературе. Викторина.

11ч

А. С. Пушкин

Беседа на тему «Мой Пушкин». Стихи поэта о родной природе: чтение наизусть. Подготовка выразительного чтения вновь прочитанных стихотворений. Выразительное чтение фрагментов поэмы «Руслан и Людмила», начиная с «Пролога». Поиски самых важных событий и их связь с композицией поэмы. Обсуждение сюжета поэмы, завязки, кульминации, развязки.

Поэма Пушкина и ее иллюстраторы. Комментарии учеников к иллюстрациям и создание собственных творческих работ и отзывов. Рассказ о героях поэмы.

Сообщение учащихся — любителей музыки об опере М.И.Глинки и ее судьбе на сцене.

27

31.10.14

А.С.Пушкин. Биографический очерк

II четверть – 20 уроков

1 (28)

12.11.14

Поэма «Руслан и Людмила» (пролог).

2 (29)

14.11.14

Поэма «Руслан и Людмила». Песнь первая. Герои поэмы

3 (30)

17.11.14

.Поэма «Руслан и Людмила». Песнь вторая. Развитие действия

4 (31)

19.11.14

Поэма «Руслан и Людмила». Песнь третья. Юмор в поэме

5 (32)

20.11 14

Сюжет поэмы. Кульминация

6 (33)

24.11.14

Развязка поэмы

7 (34)

26.11.14

Традиции народной сказки в поэме

8 (35)

28.11.14

Родная природа и мир народной фантазии в лирике А.С.Пушкина.

9 (36)

01.12.14

Анализ стихотворения «Зимнее утро».

10 (37)

03.12.14

Речь стихотворная и прозаическая

М. Ю. Лермонтов

Знакомство с графическим изображением размеров стиха — запись особенностей ямба и хорея с использованием графики.

Подготовка выразительного чтения стихотворений Лермонтова.

Выразительное чтение стихотворений.

Знакомство со словарем рифм. Создание словаря рифм поэта с использованием стихотворений учебника.

11, 12 (38, 39)

05.12.14

08.12.14

М.Ю.Лермонтов. Детство поэта. Анализ стихотворения «Парус».

13 (40)

10.12.14

Тема одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворения «Листок», «Из Гёте».

Н. В. Гоголь

Комментарий учеников к словарю Гоголя, созданный им для своих читателей, и расширение словаря.

Пересказ, близкий к художественному тексту.

14 (41)

11.12.14

Знакомство с детством Н.В.Гоголя. История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

15 (42)

15.12.14

Сюжет и герои  повести Н.В.Гоголя «Пропавшая грамота».

16 (43)

17.12.14

Фантастическое и реальное в повести Н.В.Гоголя «Пропавшая грамота».

И. С. Тургенев

Обсуждение важности сюжета рассказа «Муму» для решения вопроса о судьбах «братьев наших меньших». Нравственная позиция автора и ее толкование учениками в беседе.

Создание партитуры описания «Путь Герасима в родную деревню».

План рассказа о герое произведения — Герасиме.

Выразительное чтение фрагментов рассказа.

Изображение природы на страницах рассказа.

17 (44)

19.12.14

Знакомство с детством И.С.Тургенева. История создания рассказа «Муму».

18 (45)

22.12.14

Герасим  - главный герой рассказа.

19 (46)

24.12.14

 Богатырский поступок.

20 (47)

26.12.14

Тема и идея рассказа

III четверть – 27 уроков

Поэтический образ Родины в стихах поэтов XIX века

Богатство форм изображения Родины в лирике XX века. Выразительное чтение стихов и подготовка к этому при анализе стихотворений классиков. Комментарий учеников и создание толковых словарей и

словарей рифм. Живопись и графика в изображении родной природы. Создание альбома иллюстраций с подбором близких по настрою стихотворений.

Проект электронного альбома «Родная природа в лирике XIX века».

1 (48)

12.01.15

Анализ стихотворения И.С.Никитина «Русь».

2 (49)

14.01.15

Пейзажная лирика русских поэтов. Анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.

3 (50)

16.01.15

Размеры стиха. Ритм и рифма

Героическое прошлое Родины в стихах и прозе

Творческие пересказы.

Конкурс исполнителей героических стихов и комментарий слушателей.

Анализ инсценировки как формы переработки текста.

Исполнение по ролям фрагмента инсценировки М.А.Булгакова по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» («Петя Ростов»).

Творческий отклик на героическую тему (стихи, рисунки, фотографии и другие формы творчества) и обсуждение в коллективной беседе.

Начало работы над созданием электронного альбома по героической теме «Защита Родины».

4 (51)

19.01.15

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение  «Бородино». История создания, особенности повествования.

5 (52)

21.01.15

Композиция и идейное содержание стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».

6 (53)

23.01.15

Л.Н.Толстой. «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»). Анализ эпизодов.

7 (54)

26.01.15

М.А.Булгаков. «Петя Ростов». сопоставление инсценировки и фрагмента романа.

17ч

Литература XX – XXI веков.

Самостоятельные суждения «Как мы понимаем связь веков?»

комментарий к стихотворениям, помещенным в учебнике.

Создание словарика рифм этих стихотворений.

Работа со словарем.

Беседа о знакомых ученикам литературных сказках и о процессе их создания. Обсуждение рассказа К.Г.Паустовского о рождении сказки. Возможны дискуссии на следующие темы: «Почему только в XIX веке могла возникнуть сказка по телефону?»; «Можно ли точно определить, что отличает сказки только что завершившегося XX века?»

Диалог или полилог на тему «Как сюжет большой сказки «Снежная королева» складывается из семи маленьких сказок-эпизодов?»

обсуждение плана коллективного пересказа, предложенного самим Андерсеном или создание собственного плана.

Герои и их судьбы. Краткие или обстоятельные рассказы с мотивировкой собственных суждений о сюжете (по выбору учеников).

Создание инсценировки фрагмента одной из 7 глав. Обсуждение видов воплощения сказки в других искусствах. Устные рецензии на театральное, кино и телевоплощение сказки.

Собственные иллюстрации к сказке.

Чтение и сравнение сказок. Обсуждение вопроса об особенностях чтения вариантов.

8 (55)

28.01.15

Литературная сказка. К.Г.Паустовский. «Рождение сказки».

Х. К. Андерсен. «Снежная королева».

9, 10 (56, 57)

30.01.15

02.02.15

Х.К.Андерсен. Жизнь и творчество.  «Снежная королева». Силы добра и зла в сказке.

11 (58)

04.02.15

Мотив дороги. Испытания героини. Герда отправляется на поиски Кая.

12 (59)

09.02.15

Победа добра и любви.

13 (60)

11.02.15

Идейное содержание сказки. Христианские мотивы.

А. П. Платонов. «Волшебное кольцо».

14 (61)

13.02.15

Комментированное чтение сказки А.П.Платонова «Волшебное кольцо»

15 (62)

16.02.15

Традиционное и новое в  сказке А.П.Платонова.

Дж. Родари. «Сказки по телефону».

Лаконизм как примета времени. Выбор формы пересказа. Диалог в пересказе. Динамика повествования в передаче текста исполнителем.

Обсуждение роли и места краткого пересказа.

Язык нашего века и способ видеть мир и его описывать.

Коллективные поиски экономной манеры точного повествования. (Краткий пересказ точнее других форм подходит к этому решению).

16 (63)

18.02.15

Дж.Родари. Очерк жизни и творчества

17 (64)

20.02.15

Сказки по телефону. Жанровые особенности

18 (64)

25.02.15

Сказки Дж.Родари. Их сюжеты

В.В.Набоков. «Аня в стране чудес».

«Как понять парадокс?» - обсуждение событий сказки «Алиса в Стране чудес» в переводе В.В.Набокова ( «Аня в Стране чудес» ). примеры комментариев к эпизодам сказки. Как объясняют ученики, почему сказку ценят ученые? - рассуждение с подбором доказательств.

19 (65)

27.02.15

В.Набоков «Аня в стране чудес»

20 (66)

02.03.15

Игра словами в сказке В.Набокова.

Дж. Р. Толкиен. «Хоббит, или Туда и обратно».

Объяснение появления нового жанра — фэнтези. Какие новые страны и новые герои появляются в фэнтези о Хоббите? Самостоятельный ответ о причинах рождения новых жанров.

21 (67)

04.03.15

Новый жанр фэнтези.

22 (68)

06.03.15

Герой фэнтези — хоббит Бильбо.

23 (69)

11.03.15

Обобщение по теме «Литературные сказки XX века». Проверочная работа.

Проза русских писателей XX века. Встреча веков.

24, 25 (70, 71)

13.03.15

16.03.15

И. С. Шмелёв. «Как я встречался с Чеховым. За карасями», «На Святой».

Создание реалистического описания портрета героя — писателя Чехова по рассказу Шмелева

26, 27 (72, 73)

18.03.15

20.03.15

А. И. Куприн. «Мой полёт»,  «Чудесный доктор».

Графическое решение — создание схемы (графика) полета.

IV четверть – 24 урока

1 (74)

02.04.15

Е. И. Замятин. «Огненное «А». Мечты века и мечты подростков.

Описание представления о Марсе, которое было в сознании ровесников в начале XX в.

Поэтический образ Родины в лирике и прозе XX века

Выразительное чтение стихотворений XX в. о родной природе. Сообщения любителей музыки о музыкальном воплощении любимых стихов о природе. Слушаем и обсуждаем! Обсуждение вопроса о музыке стиха и различных его размерах в лирике XX века. Проект создания электронного альбома «Стихи и музыка наших лет».

2 (75)

03.04.15

Анализ стихотворений А.А.Блока. «На лугу», «Ворона».

3 (76)

07.04.15

Анализ стихотворений К.Бальмонта.

4 (77)

09.04.15

Анализ стихотворений С.Есенина.

5 (78)

10.04.15

Проверочная работа по теме.

Мир братьев наших меньших в поэзии.

Подготовка к творческой работе.

6 (79)

14.04.15

Анализ стихотворения С.А.Есенина «Песнь о собаке»

7 (80)

16.04.15

Анализ стихотворения В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

8 (81)

17.04.15

Творческая работа.

Новые страницы героического прошлого России

Подготовка к уроку-концерту: выразительное чтение, обсуждение записей.

9 (82)

21.04.15

Анализ стихотворений А.И.Фатьянова «Соловьи» и А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом...»

10 (83)

22.04.15

Анализ стихотворений А.А.Ахматовой «Мужество» и Р.Г.Гамзатова «Журавли».

11 (84)

24.04.15

Урок-концерт. Чтение стихотворений

Современная литература

Обсуждение вопроса о роли воспоминаний в создании автобиографических произведений. Событие и поступок. Поступок и характер.

Обсуждение вопроса о художественном произведении и его изображении в рисунке.

В. П. Астафьев. «Васюткино озеро».

12 (85)

28.04.15

Комментированное чтение начала рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

13 (86)

29.04.15

 Сюжет и композиция рассказа.

14 (87)

05.05.15

Герой рассказа В.П. Астафьева.

15 (88)

06.05.15

Сочинение по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

16 (89)

08.05.15

Туве Янссон. «Последний в мире дракон».

17 (90)

12.05.15

Итоговый урок по темам «Современная литература», «Литература XX века».

Покорение пространства и времени.

Обсуждение вопроса о покорении пространства и времени в литературе.

Творческое обсуждение вопроса о приключенческой литературе и ее роли в нашем чтении.

Мотивированный выбор вида пересказа для любой из прочитанных по этой теме книг.

Работа по составлению плана краткого пересказа всей книги, представленной в учебнике фрагментом (по выбору читателей).

Инсценировка эпизода. (Тщательная отработка всех этапов создания инсценировки: создание афиши для инсценировки, подготовка ремарок и др.)

18 (91)

13.05.15

Роман «Робинзон Крузо» и его автор.

19 (92)

15.05.15

Герой романа Д.Дефо «Робинзон Крузо».

20 (93)

19.05.15

Рудольф Эрих Распэ. «Приключения барона Мюнхгаузена».

21 (94)

20.05.15

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера».

22 (95)

22.05.15

Главный герой романа М.Твена.

23 (96)

26.05.15

Астрид Линдгрен. «Приключения Калле Блюмквиста».

24 (97)

27.05.15

Урок-практикум. Сюжет и композиция художественного произведения. Итоговый урок.

25 (98)

29.05.15

Путешествия и приключения. Итоговый урок. Рекомендации на лето


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"

Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....

рабочая программа по литературе 9класс по учебнику В.Я.Коровиной

полная рабочая программа по литературе 9класс...

Рабочая программа для 11 класса по учебнику Биболетова

Данная рабочая программа является хорошим помошником при составлении конспекта урока....

Рабочая программа для 2 класса к учебнику В.П.Кузовлева

Здесь Вы найдете материал, который, возможно, поможет тем кто работает с УМК В.П. Кузовлева. Это рабочая программа для 2 класса, составленная в соответсвии со стандартом основ...

Рабочая программа по литературе (ФГОС). К учебнику Г.С. Меркина (5 класс)

Рабочая программа 5 класса по литературе к учебнику Г.С. Меркина составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, включает развернутое календарно-тематическе планирова...

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...

Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...