Урок биологии в 8 классе "Аукцион здоровья"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Комбинированный урок с систематизацией знаний и контролем уровня усвоения материала данной темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon auktsion.doc69 КБ
Файл prilozhenie_1.docx10.93 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Аукцион здоровья.

 Тип урока: комбинированный урок с систематизацией знаний и контролем уровня усвоения материала данной темы.

Форма урока: групповая.

Методы обучения: частично-поисковый метод, программированный.

  В ходе урока применяются различные формы контроля: проверка основных понятий, программированный опрос, работа с рисунками, устные ответы и задания на сопоставление.    

Цель: обобщить знания обучающихся по теме «Пищеварение» и «Обмен веществ», закрепить основные понятия.

Задачи:

1. Закрепить знания учащихся о строении и функционировании органов пищеварения,  скорректировать выявленные пробелы в знаниях.

2. Развивать речь, мышление, творческие способности, умение применять пословицы и поговорки по данной теме, объяснять их смысл.

Продолжить формирование у учащихся ответственности, выражать свои мысли чётко и кратко, уметь слушать и оценивать других.

3.Воспитывать у обучающихся бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. 

Планируемые результаты:

Личностные: Формирование ответственного отношения к обучению, формирование навыков безопасного, здоровьесберегающего поведения.

Метапредметные: Умение работать с источником информации, выделять и находить главное для решения учебных и познавательных задач

Предметные: Иметь представление о строение пищеварительной системы человека, оценить значение пищеварительной системы в жизни человека.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, рисунки пищеварительной системы, презентация.

Эпиграф урока:

«Встав из-за стола голодным - вы наелись; если вы встаете наевшись - вы переели; если встаете переевши - вы отравились".

                                                                                     Антон Павлович Чехов.

 Схема  лотов-этапов урока:

Изюминка → Аппликация→Товар лицом→Черный ящик→ Витаминный→

Почемучка→ Народная мудрость→Гигиена питания→Художественный.

                               

                                            Ход урока.

I. Организационный момент. Учитель проверяет подготовку к уроку, настраивает на работу: «Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. У вас хорошее пищеварение, значит-вы здоровы!»

 II. Мотивация. 

Учитель: Однажды Сократа спросили: “Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни – богатство или слава?” Великий мудрец ответил: “Ни богатство, ни слава не делают еще человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!”

 Наш урок называется «Аукцион здоровья». Самое главное на аукционе - это товар и торговля. Что же мы можем купить и продать? (Знания).

Давайте определим цель нашего урока, ведь мы закончили большую тему «Пищеварение. Обмен веществ». Определяют цель - обобщение знаний по теме.

 Какие задачи поставим перед собой?

Определяют задачи, учитель дополняет.

Работаем в 2-х командах. Победит та команда, которая выгоднее других продаст свои знания.   Команды придумывают названия, выбирают капитанов.

(Класс разделен на две команды. В качестве денежной единицы-«лимончики». Можно пригласить жюри для подсчета баллов.)

  1. Актуализация знаний.    (Работа с использованием презентации)

                             Первый лот - Изюминка.

Учитель «продает» понятия по теме. Одно понятие - один  «лимончик». Отвечает  тот член команды, который раньше других поднимает руку

 (слайд 3).

Понятия по теме:

-питательные вещества;                       - основной обмен;

-перистальтика;                                     - общий обмен;

-пищеварение;                                        - нормы питания;

-кариес;                                                  - энергоемкость;

-витамины;                                               - ферменты;                                               - энергетический обмен;

-пластический обмен;                           - обмен веществ;

-гликоген;                                                - аппендикс;


                                     Лот 2 - Аппликация.

Обучающимся раздаются рисунки частей пищеварительной системы. Нужно правильно и быстро собрать  схему   пищеварительной системы. После этого учитель зачитывает описание органа, его нужно узнать и прикрепить табличку с названием. Команда  получает от жюри « лимончик» за каждый правильный ответ. Схема собирается на двух половинках доски так, чтобы команды не видели, как соперники выполняют задание. Доска открывается после выполнения всего задания. Проверяется с использованием презентации, слайд 4.

1. Орган представляет собой резервуар из мышечной ткани, в котором с помощью выделяемых ферментов и  других активных веществ происходит расщепление пищи, усвоение углеводов, воды и некоторых других веществ.

2. Орган представляет собой цилиндрическую трубку, расположен между глоткой и желудком. По нему пища попадает в желудок. Выстлан слизистой оболочкой, в которой находятся специальные железы, вырабатывающие секрет, увлажняющий пищу во время ее прохождения.

3. Часть толстого кишечника, короткий и тонкий отросток слепой кишки длиной около 7-10 см. Его функции, а также причины его воспаления медикам до сих пор четко не ясны. По современным данным и мнению некоторых ученых является одним из органов иммунной системы.

4. Орган стоит из слепой кишки с червеобразным отростком – аппендиксом, ободочной и прямой кишки. Здесь происходит скапливание остатков непереваренной пищи, а процессы пищеварения практически отсутствуют; происходят два основных процесса: всасывание воды и формирование каловых масс.

5.Орган представляет собой верхнюю, или первую, часть тонкого кишечника. Длина этой части тонкой кишки равняется длине сложенных вместе двенадцати пальцев. 

 6.  Это  первый отдел пищеварительной системы, поэтому от того, насколько хорошо и правильно в нм протекают все процессы по первоначальной переработке пищи, зависит и весь дальнейший процесс пищеварения. Именно здесь полости определяется вкус пищи, здесь она пережевывается и смачивается слюной.

7. Орган в целом имеет длину примерно 5–6 м.  В нем протекают практически все основные процессы пищеварения (переваривание пищи и ее всасывание). На внутренней стороне  имеются пальцеобразные выросты, за счет которых поверхность значительно увеличивается.

8. Орган следует за ротовой полостью и представляет собой воронкообразный канал, выстланный слизистой оболочкой. В нем перекрещиваются дыхательные и пищеварительные пути, деятельность которых должна четко регулироваться организмом (не зря говорят, когда человек поперхнется, что пища попала «не в то горло»). 

                               Лот 3 - Товар лицом.

Ученикам раздаются листы, на которых записаны верные и неверные утверждения. Необходимо выбрать верные утверждения. Приложение 1. Ответы на слайде 5.

Лот 4- Черный ящик.

 Учитель зачитывает рассказ о том, что лежит в черном ящике. Это рисунки продуктов, которые богаты белками, жирами и углеводами. Команды должны угадать по описанию, что за вещества в черном ящике.

 Приложение 2.

                            Лот 5 – Витаминный.

Команды образуют общий круг. Ведущий кидает мяч и называет признак   по теме «Витамины». Ученик должен назвать витамин. Жюри внимательно следит за ответами.

  1. При длительном отсутствии этого витамина развивается цинга. (С)
  2. Антирахитичный, участвует в обмене кальция и фосфора. (Д)
  3. По химическому составу близок к каротину моркови. (А)
  4. Входит в состав зрительного пигмента. (В1)
  5. Содержаться в оболочке семян ржи, риса, бобовых. (В)
  6. Проявлением недостатка этого витамина является заболевание «куриная слепота». (А)
  7. Образуется в коже под действием солнечных лучей. (Д)
  8. Регулирует кроветворную функцию, рост нервной ткани. (В12)
  9. В значительной мере содержится в квашеной капусте, смородине, шиповнике. (С)
  10.  Каким витамином богаты продукты - яичный желток, подсолнечное масло/говяжья и тресковая печень, арахис, облепиха, шиповник, черноплодная рябина. (Витамин Е.)

                                  Лот 6-Почемучка

  1.  Людям с пониженным уровнем зрения рекомендуется употреблять морковь, чернику? Почему?
  2. В месте перехода желудка в двенадцатиперстную кишку имеется толстый слой круговых мышц, которые закрывают выход из желудка. Эта область была названа «привратник», сторож. Почему?
  3. При эпидемиях чумы и оспы перед и внутри дома развешивали гирлянды их лука и чеснока. Почему?
  4. «Обжора роет себе могилу зубами»,- говорит народная пословица. Почему?
  5. В весенние месяцы повышается утомляемость, вялость, раздражительность. Кровоточат десны. На коже могут появиться синяки. Почему?
  6.  Применение антибиотиков может вызвать нарушение пищеварения. Почему?

                          Лот 7 - Народная мудрость

 Предлагается собрать две пословицы. Они написаны на листах бумаги и разрезаны. Части выдаются в беспорядке. Нужно собрать пословицы и дать им физиологическое обоснование. (Слайд 9)

1 команда -Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, ужин отдай врагу.

Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.

2 команда - Вечером чистят зубы для здоровья, а утром для красоты.

Чем тоньше талия, тем длиннее жизнь.

                  Лот 8- Гигиена питания.

                     Обоснуйте  правила  гигиены питания.

  • Тщательно пережевывайте пищу.
  • Ешьте не торопясь, делайте перерывы между блюдами - хотя бы 5, а лучше 10 минут. Завтрак и ужин должны продолжаться не менее получаса, обед - не менее 40 минут.
  • Не надо пить непосредственно перед приемом пищи, во время и сразу после еды. Пить надо минимум за полчаса до еды и не ранее чем через час после еды.
  • Не употребляйте очень холодную (значительно ниже комнатной температуры) и очень горячую (обжигающую рот и губы) пищу и напитки.
  • Сразу после еды не принимайтесь за работу, а немного отдохните. Перерыв должен составлять не менее 15 минут в случае легкой и не менее получаса в случае тяжелой физической работы.
  • Правильное физиологическое распределение количества пищи по её приемам в течение дня. 

                Лот 9 -Художественный.

 Учитель: Давайте «нарисуем» портрет здорового школьника. Обучающиеся предлагают те качества, которыми должен обладать здоровый школьник. (Слайд 11)

IV.Самоанализ: (Слайд 12)
Рефлексия.

- С каким настроением вы пришли на урок?

- Какие ощущения в конце урока?

 -Где вы можете применить знания, полученные на уроке?

Использованные  литературные источники:

1. Драгомилов, А.Г., Маш, Р.Д., Биология, 8 класс. Вентана-Граф, 2014.

2. http://www.anatomus.ru/foods.htm1

 3.http://images.yandex.ru

4.http://www.redov.ru/medicina/zdorove_pishevaritelnoi_sistemy/p2.php

.



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Найдите верные утверждения.

1.Твердая часть зуба называется пульпа.

2. Жиры при расщеплении выделяют 17, 7 кДж энергии.

3. Печень-самая большая железа.

4.Расщепление питательных веществ заканчивается в толстой кишке.

5.Слюна содержит соляную кислоту.

6. Соляная кислота убивает бактерии.

7. К  питательным веществам относятся белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли, витамины.

8. Расщепление белков начинается в ротовой полости.

9.Всасывание воды происходит в толстом кишечнике.

10. Белки при переваривании распадаются до аминокислот.



Предварительный просмотр:

Приложение 2.

1 вопрос.  

Эти вещества - обязательная составляющая всех тканей человеческого организма. Для того чтобы рос ребенок ему нужны эти вещества.. Для того чтобы в организме взрослого человека шел процесс обновления тканей, который должен идти постоянно, тоже необходимы эти вещества.. Они  нужны всем и всегда, независимо от возраста и сферы деятельности. Но если человек подвергается тяжелым физическим нагрузкам или если организм растет, то  этих веществ ему нужно больше. В человеческом организме есть запасы многих веществ, но запасов этого вещества  почти нет. Именно поэтому эти вещества должны быть в Вашем меню всегда.

  (Ответ-белки) 

2 вопрос.

 Природные органические соединения, полные сложные эфиры глицерина и одноосновных жирных кислот; входят в класс липидов. В живых организмах выполняют структурную, энергетическую и др. функции,  являются одним из основных источников энергии для млекопитающих. Энергетическая ценность этих веществ примерно в 2 раза выше, чем углеводов, при условии их биологической доступности и здорового усвоения организмом. Благодаря крайне низкой теплопроводности,  служат термоизолятором, предохраняющим организм от потери тепла (у китов, тюленей и др.).

(Ответ-жиры)

3 вопрос.

 Эти вещества являются неотъемлемым компонентом клеток и тканей всех живых организмов представителей растительного и животного мира, составляя (по массе) основную часть органического вещества на Земле. Источником  этих веществ для всех живых организмов является процесс фотосинтеза, осуществляемый растениями.   Они составляют большую (часто основную) часть пищевого рациона человека.

(Ответ-углеводы)

http://www.tiensm Вed.ru/articles/correctfeed7.html

http://dic.academic.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока биологии с ЭОР на тему "Дыхание и здоровье человека"

Вашему вниманию представлен урок биологии в 8 классе по теме «Дыхание и здоровье человека». Данный урок – один из заключительных уроков по теме «Дыхание». Он тесно связан с предыдущими и работает на п...

Статья "Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках биологии"

Ямало-Ненецкий автономный округ как область, географически относящаяся к районам высоких широт, является дискомфортной территорией с интенсивным природным и техногенным прессингом на здоровье лю...

Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"

Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы  учащихся. К уроку разработана презентация...

Формирование знаний, умений, навыков культуры здоровья и здорового образа жизни школьников на уроках биологии и экологии

Важную роль в формировании здорового образа жизни играет школа. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровья человека и здорового образа жизни, формируется ценностное отношение не только к...

Презентация к уроку биологии "Факторы, определяющие здоровье"

Данная презентация использована на уроках биологии в основной и средней школы. Помогает учителю раскрыть понятия, характеризующие здоровье. Позволяет связать между собой ряд биолических понятий. Учите...

Формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии

Формирование у обучающихся экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни  является  приоритетным направление в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья....

Урок биологии я выбираю здоровый образ жизни

Урок посвящён здоровому образу жизни....