Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме: "Растительные сообщества"
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Данный урок разработан по УМК  В.В.Пасечника в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_biologii_v_6_klasse.docx76.93 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока биологии в 6 классе

 

Тема урока: «Растительные сообщества»

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по данной теме (ознакомление учащихся с новым материалом).

Тип урока: открытия нового знания.

Метод обучения: проблемный,частично-поисковый

Формы работы:фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование:

  • учебник  биологии В.В. Пасечника «Многообразие покрытосеменных растений» для 6 класса,  
  • ПК;
  • мультимедийный проектор;
  • электронная презентация;
  • гербарий растений;
  • видеофрагменты

Цели урока:

  • Образовательные: Сформировать у учащихся знания о растительных сообществах, их типах, ярусном строении.  

создание условий для самостоятельной деятельности, направленной на изучение растительных сообществ.              

  • Развивающие:развивать умение работать с текстом учебника, раздаточным материалом; навык распознавания типов растительных сообществ.развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное.
  • Воспитывающие: воспитание у школьников положительной мотивации учения, вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью, умение работать индивидуально и в группах, воспитывать бережное отношения к природе, экологическую культуру.

Способствовать формированию компетенций:информационно-коммуникативной и рефлексивной.

Универсальные учебные действия:

Личностные УУД: проявлять интерес к новому содержанию, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, оценивать собственный вклад в работе парами.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить презентации, представлять результаты работы классу.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в  паре.

Планируемые результаты:

1.Предметные:Учащиеся должны знать: - определение понятия “фитоценоз”;

- жизненные формы растений в местных фитоценозах;

- основные экологические группы растений по отношению к произрастанию в растительном сообществе;

- приспособления растений к произрастанию в фитоценозе.

Учащиеся должны уметь: - классифицировать растения на экологические группы по отношению к произрастанию в фитоценозе на основании морфологических признаков;

- объяснять связи между особенностями внешнего строения и особенностями среды, в которой произрастает растения;

- описывать ярусную структуру фитоценоза.

2.Личностные: умение провести самооценку, организовать взаимооценивание и взаимопомощь в группе.

3.Метапредметные:

  • регулятивные:  умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка.
  • коммуникативные : умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы
  • познавательные:  умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение

Основные понятия: Растительное  сообщество, фитоценоз, доминирующие виды (эдификаторы), сопутствующие виды, ярусность, природный фитоценоз, искусственный фитоценоз.

Межпредметные связи: экология,  география

Структура урока:

  1. Организационный этап.

Цель: включить учащихся в работу;

  1. Актуализация знаний.

Цель: подготовить базу для восприятия нового материала.

  1.  Изучение нового материала

Цель:Сформировать у учащихся знания о растительных сообществах, расширить знания о многообразии растительного мира

  1. Физкультминутка

Цель: создать здоровьесберегающие моменты на уроке.

  1. Первичное закрепление изученного материала.

Цель:закрепить полученные знания

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель:дать оценку успешности достижения урока; оценить собственную деятельность.

  1. Информация о домашнем задании.

Цель:сообщить учащимся домашнее задани, провести инструктаж по его выполнению.

 Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организационный момент

- Встаньте ровно и красиво

Прозвенел уже звонок.

 С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и искать.

Я желаю вам плодотворной работы.

Думаю, что сегодняшний день

нам позволит подняться на ступеньку

выше. Успехов вам и удач!

Будет трудно, я помогу.

Посмотрите все ли готово у нас для урока, а для урока нам  сегодня понадобится учебник, лист самооценки, и опорные конспекты.

Учащиеся настраиваются на работу на уроке.

Регулятивные: волевая саморегуляция на усвоение знаний.

2. Актуализация знаний

- Начнем мы с вами урок с повторения терминов изученного материала. Но вот беда, я очень волновалась сегодня и перепутала все термины. Все, которые  мы уже знаем и новые которые нам предстоит узнать. Давайте будем разбираться.

На доске вывешенные термины нужно разложить на те которые мы знаем и те которые не знаем.Теперь предлагаю вам распределить растения по семействам. Интерактивное приложение

https://learningapps.org/5409276

Продолжаем работу .

Здесь среди терминов есть все группы систематики растений. Выстроите  их по порядку пожалуйста

Называют поочередно термины подходят к доске и делят на две колонки.

  1. Я знаю (вид, царство, семейство, род,класс, отдел, крестоцветные, розоцветные, пасленовые, лилейные)
  2. Я хочу узнать( фитоценоз, доминирующие, сопутствующие,ярусы, бор , дубрава, роща)

 Выстраивают систематику.

Оценивают свою работу в оценочном листе.

Регулятивные: оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Коммуникативные: оценка действий партнёра.

3. Изучение нового материала

(Целепологание)

Ребята, мы с вами разделили термины, увидели новые термины которые нам предстоит узнать, но что же за тема урока у нас будет сегодня? Давайте попробуем ее сформулировать. Давайте на минуточку вернемся к нашей систематике. С чего она начинается?

Какие царства мы знаем?  

- Скажите, а в природе  организмы одного царства живут изолированно от организмов другого царства?

-Как вы думаете, как будет называться явление, когда  организмы, относящиеся к разным царствам,   обитают совместно.

- А коль мы с вами изучаем растения, то, как вы думаете,  о каком сообществе сегодня пойдет речь?

- Абсолютно верно.

- Итак, тема урока «Растительные сообщества».

(слайд № 2)

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

-С царств.

- Бактерии. Грибы. Растения.

-Нет, совместно.

Высказывают свои предположения.

-Сообщество.

- О растительном сообществе.

Познавательные, общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные:
владение монологической и диалогической формами речи.
Познавательные, логические:
синтез как составление целого из частей;

А теперь попробуем определить цель нашего урока

(слайд № 2)

Совместно формулируем цели урока: выяснить, что называется растительным сообществом, какие бывают типы растительных сообществ, особенности конкретных сообществ, какие растительные сообщества встречаются в нашей местности.

Познакомиться с особенностями организации растительного сообщества

 1.

-Как вы думаете, взаимодействуют ли между собой растения?

- А как вы думаете, могут ли растенияобитающие на одной территории , оказывать влияние друг на друга?

-Какое влияние оказывают растения друг на друга?

И пришло время дать определение новому понятию « растительное сообщество».

- А поможет вам в этом карточка – шифрограмма. (Приложение 1). В ней зашифровано определение, попробуйте его расшифровать. На работу вам 2 минуты. Работаем парами.

Проверяем с помощью проектора. (слайд № 3)

- Все растения взаимодействуют между собой

- Да могут

- Большие деревья создают тень для тенелюбивых растений, корни растений тесно переплетаются под землей, Мхи например, создают большую влажность которая нужна не всем растениям.

-Растения произрастающие на определенной территории взаимодействуют между собой и с окружающей средой.

Работают в группах. Выполняют задание, используя карточку – шифрограмму, озвучивают полученное определение.

Оценивают свою работу, выставляя  баллы в лист оценивания (Приложение 2).

  Коммуникативные:
владение монологической и диалогической формами речи.

Познавательные, общеучебные: поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные: умение работать в паре

2  

Попробуйте самостоятельно привести примеры растительных сообществ   (слайд № 4)

Лес, луг, болото,  степь.  

 

 Приводят примеры растительных сообществ.

- В общих чертах и лес и луг и болото являются растительными сообществами. Но если посмотреть внимательнее, леса, болота и луга могут быть разными. На одном из этих сообществ мы остановимся подробнее.

 Читаю стихотворение Р Рождественского. (слайд № 5)

- И какое сообщество мы будем изучать подробнее.

- Какие типы лесов встречаются на территории нашей страны.

- И для каждого из этих  типов лесных сообществ характерны свои  условия жизни, что определяет их видовой состав. Среди видового многообразия выделяются основные виды –эдификаторы и сопутствующие

- Сейчас  пользуясь учебником и  инструктивной карточкой (Приложение 3) – в ней прописаны этапы вашей работы, работая в паре должны будите изучить свое растительное сообщество и рассказать нам о нем. На работу вам 5 мин на выступление 2 мин

Каждое выступление ребят сопровождаю презентацией. (слайд № 6-9)

-   лесное сообщество.

- Хвойные (сосновые и еловые), смешанные,широколиственные.

 Разбирают задания

- Еловый лес

- Сосновый лес

- Лиственный лес

Работают с учебником. Заполняют инструктивную карточку. Готовятся к выступлению.

Работают парами

 

Ведя свою хозяйственную деятельность. в жизнь растений. сильно вмешивается человек. Он может уничтожать одни растительные сообщества и создавать другие.

- Перед вами примеры растительных сообществ . Разделите их на две группы.

 Показываю на экране что должно получится(слайд № 10)

 Ребята должны разделить природные сообщества на естественные и искусственные.

 

-   Как вы думаете растения приспосабливаются к совместной жизни?

-Предлагаю посмотреть видеоролик о жизни леса и выяснить что же за приспособление такое , которое позволяет существовать вместе всем растениям не мешая друг другу?

Просмотр видеоролика.

Отвечают на вопрос

-Ярусность.

3

 На экране картинка ярусности (слайд № 14)

- Какие растения будут занимать верхний ярус?

-Как мы можем назвать их?

-Почему?

- Какие растения занимают второй ярус

- Третий ярус?

- Какие растения занимают четвертый ярус ?

- Пятый ярус ?

 - Верхний ярус образуют кроны самых высоких деревьев.

-видами –эдификаторами.

-они регулируют поступление света на нижние ярусы сообщества.

- второй ярус занимают кустарники.

- третий ярус занимают травы и кустарнички.

- М хи

Познавательные :

  Логический анализ объектов,

4

 Показываю картинку ярусности.

-какой еще ярус можетбыть

- У вас на столах лежит гербарий . Разложите растения по ярусам.

Проверяю на проекторе(Слайд № 15)

- В каком же растительном сообществе  есть такие ярусы.

 - Малые деревья.

- Раскладывают гербарий.

Работают в паре.

Оценивают свою работу в оценочном листе.

Познавательные :

Поиск информации, логический анализ объектов, умение структурировать знания, свободное восприятие текста,  

Коммуникативные:  умение работать в паре

5

Первичное закрепление

   А теперь ребята, давайте заполним схему которая систематизирует наши знания полученные на уроке

Предлагаю на проекторе заполнить  схему

(Слайд № 17)

Заполняют кластер

Познавательные :

составление схем,  Регулятивные: выделение и осознание учащимися    усвоенного,  осознание качества и уровня усвоения

6

https://learningapps.org/504517

Индивидуальная работа.

Познавательные, общеучебные: контроль и оценка процесса и результата деятельности.

7. Итог урока.

Рефлексия

 - А теперь ребята подсчитайте количество баллов, которые вы набрали   за урок и поставьте  себе отметку.

 

Ответь на вопросы, подчеркнув нужные, на твой взгляд слова.

  • Понравился ли тебе урок?  (Да, нет,  не очень)
  • Урок для тебя был полезным? (Да, нет, хотелось большего)
  • Доволен ли ты своими действиями? (Да, нет, не очень)
  • Как ты оцениваешь свои знания по данной теме? (Отличные, хорошие,     плохие,  не достаточные)
  • Покажи, с каким настроением ты уходишь с урока?

Картинки по запросу смайлик плохое  настроение

Делают выводы о работе на уроке,

оценивают свою работу

Общеучебные оценка процесса и результата деятельности.

8. Домашнее задание

Это  домашнее задание, которое вы должны будете выполнить к  следующему  уроку.

  На проекторе задание :  пр. 31 стр 188-192 р.т. П 31 № 136, 137 .

Раздаю всем по пакетику чая либо  с  липой либо с  барбарисом.   Написать в каком растительном сообществе встречается это растение и какой ярус занимает.

Задание  на выбор: а) составить кроссворд по теме «Лес»

                                    б) подобрать стихи о растениях, лесе.

- Всем спасибо за урок!  

Записывают домашнее задание в дневник.

Познавательные, общеучебные: выбор наиболее эффективных способов подготовки д/з.

Приложение 1

Тема урока:   ----------------------------------------------                                                                                                  

Карточка – шифрограмма

Растительное сообщество, или фитоценоз – этоооогрууппавзаимосвяязанныхххмеждусообойраастениий,произрастаююющиххнаоднойтерриториииоказыыывающихвлиияниедруггнадругаинасредусвоеегообитания.

Приложение 2

Лист оценки учащихся

Тема урока:  «Растительные сообщества»

Класс: 6

 

ФИ участника

Этап урока

Самооценка

( от 0 до 5 баллов)

Проверка домашнего задания

Задание 1. «Шифрограмма»

Задание 2.   « Описание типов растительных сообществ»

-

Задание 3. « Работа с гербарием»

-

Задание 4. «Выполнение интерактивного задания»

Итого

17-20 баллов – «5»

16-13 баллов – «4»

10-12 баллов – «3»

Место для отметки

______________________

Приложение 3

Инструктивная карточка

  1. Внимательно изучите  информацию, представленную вам о растительном сообществе (параграф №31, пункт «Типы растительных сообществ», стр. 188-190) .

  1. Установите, какая почва, влажность, освещенность и другие факторы характерны для данного растительного сообщества.

  1. Установите, какие растения являются в данном сообществе основными (преобладающими), а какие сопутствующими.

  1.  На работу Вам отводится 5 минут, а на выступление  - 1 минута.

Желаю удачи!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение. Методические разработки уроков биологии /10 класс/ профильный уровень

Основное содержание уроков в предлагаемых конспектах отражено в табличном варианте, что упрощает усвоение учебного материала школьниками...

Методическая разработка урока биологии. 8 класс. Тема "Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ".

урок биологии 8 класс: Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ....

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока биологии 5 класс "Живые организмы. Что это такое?"

 Данная методическая разработка - это один из вариантов проведения урока по теме "Живые организмы. Что это такое?" по учебнику Природоведение. Введение в биологию. 5 кл. Здесь отражена попытка реализо...

Разработка урока в 6 классе по теме: "Растительный и животный мир океана".

Материал предназначен для проведения урока географии в 6 классе. Урок об организмах,  населяющих  Мировой океан. На какие группы делятся, какие условия жизни и распространения организмов сущ...

Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани"

Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани"  к учебнику Н.И. СонинаПо причине большого объема файла данная презентация доступна для скачивания по ссылке:...