Тема: Строение растительной клетки.
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Марышева Екатерина Александровна

Урок разработан в соответствии с содержанием программы по обучению биологии в 6 классе. Обучающая, развивающая, воспитывающая задачи взаимосвязаны и обоснованны, отвечают программным требованиям и содержанию материала. Тип урока комбинированный, с использованием ИКТ технологий. ИКТ технологии позволяют провести урок эмоционально, сделать его живым, интересным, способствуют устойчивости внимания на материале урока и активизации мыслительной деятельности обучающихся. Комбинированный тип урока позволяет использовать разные методы и формы организации урока в зависимости от его этапов. Межпредметные связи –  история (история открытия микроскопа). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_stroenie_rastitelnoy_kletki.docx37.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Строение растительной клетки.

1 урок- 40минут

Учитель: Марышева Екатерина Александровна(1 квалификационная категория, стаж 7 лет)

Предмет: биология

Тип урока: комбинированный урок

Класс: 6

Технологии: Урок с использованием интерактивного оборудования (биологические микролаборатории, световые микроскопы).

 Аннотация: Урок разработан в соответствии с содержанием программы по обучению биологии в 6 классе. Обучающая, развивающая, воспитывающая задачи взаимосвязаны и обоснованны, отвечают программным требованиям и содержанию материала. Тип урока комбинированный, с использованием ИКТ технологий. ИКТ технологии позволяют провести урок эмоционально, сделать его живым, интересным, способствуют устойчивости внимания на материале урока и активизации мыслительной деятельности обучающихся. Комбинированный тип урока позволяет использовать разные методы и формы организации урока в зависимости от его этапов. Межпредметные связи –  история (история открытия микроскопа).

Приобретаемые навыки детей: активизация познавательной и самостоятельной деятельности (выделение главного, выявление причинно-следственных связей), опора на образы (наглядный показ основных органоидов клетки), использование полученного практического опыта.

Методы: 
- наглядный 
- словесный 
- репродуктивный 

- практический
- частично-поисковый 

- проблемно-исследовательский
Формы организации урока: 
- индивидуальная 
- фронтальная

Конспект урока: 

Девиз урока:

То, что мы знаем –ограничено,

А то, что мы не знаем – бесконечно.

Лаплас

Цель: сформировать у учащихся знания о клетке как о живой единице растительного организма.

Задачи:

Образовательная: Углубить знания учащихся о клеточном строении растений, выяснить микроскопическое строение  клетки, освоить методику приготовления временных микропрепаратов;

Развивающая: Продолжить развитие умений учащихся работать с  микроскопом, делать схематические зарисовки,  продолжить развитие наблюдательности и внимания в ходе лабораторной работы;

Воспитательная: Воспитание прилежания, трудолюбия, эстетического восприятия растительных организмов.

Оборудование: учебник «БИОЛОГИЯ.» 6 класс, дополнительная литература  раздаточный материал (журнал наблюдений, «Технический инструктаж по работе с микроскопом», «Лабораторная работа «Препарат кожицы чешуи лука под микроскопом», «Правила выполнения зарисовок на лабораторных работах»), компьютер, мультимедийный проектор, биологические микролаборатории, световые микроскопы, презентация «Строение растительной клетки», оборудование для лабораторной работы «Строение кожицы лука».

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент (1 мин)

Приветствие учеников. Проверка готовности к уроку.

Постановка темы и цели урока.

2.Подготовка к восприятию нового материала (Актуализация знаний) (2 мин)

Представим наш сегодняшний урок как путешествие в мир растений. А для любого путешественника необходимо: журнал наблюдений (приложение №1) лежит на парте, письменные принадлежности и хорошее настроение.

А из чего состоят все растения, как и любой другой живой организм?

(Из клеток)

Назовите универсальную единицу жизни.

Клетка является универсальной ячейкой жизни.

Какая наука изучает клетка?

Клетку изучает наука цитология (сitos – клетка, logos-наука)

А как человек открыл клетку?

Клетки могли быть открыты только после изобретения микроскопа.

А кто был создателем первого микроскопа?

Одним из первых создателей микроскопа был английский физик Роберт Гук. 1665 г. Р.Гук

На ткани какого растения Р. Гук впервые обнаружил клетку?

Тонкий срез пробковой ткани дерева, структура которого напоминала соты, четкое и правильное расположение “микроскопических пор”, или “клеток”. Р. Гук впервые употребил слово “клетка”.

А чем известен голландский ученый Антони ванн Левингук?

Создатель более двухсот микроскопов особой конструкции. Он наблюдал различные одноклеточные организмы.

Когда появился первый электронный микроскоп?

1930-е годы появился электронный микроскоп (США).

Каковы главные особенности клетки?

Оболочка клеток растений состоит из вещества целлюлозы. Только в растительных клетках имеются пластиды.

Рассмотрите рисунок «Растительная клетка», какие органоиды клетки вам известны?

Оболочка, цитоплазма, ядро с ядрышком, вакуоль, хлоропласты.

Все эти клеточные структур называются органоидами. Давайте запишем: Органоиды – это клеточные структуры, каждая из которых выполняет свою функцию.

Делают запись  в тетрадь

Демонстрация слайдов в компьютере (фотографии клеток и органоидов) (Приложение №2)

Заполнение журнала наблюдений

4.Лабораторная работа: “Препарат кожицы чешуи лука под микроскопом”.

(10 мин)

Фронтальный опрос среди учеников: Устройство микроскопа.

(Приложение №3)

  1. Какие основные части микроскопа вы знаете?

  1. Подготовьте микроскоп к работе.

  1. Определите какое увеличение дает ваш микроскоп? Как это выяснить?

Окуляр, тубус, зеркало, винты, предметный столик, держатели

Цифра на окуляре умножается на цифру на цифру на объективе

  А сейчас ребята найдите среди готовых микропрепаратов микропрепарат «Кожица лука».

Помещают препарат на предметный столик. ». Рассматривают его сначала при малом увеличении 4х, потом на 10х а в конце на 40х.

Что вы видите? (демонстрация слайда «Фотография готового микропрепарата «Кожица лука»).

Цитоплазма, оболочка, ядро

Найдите на нем темную полоску, окружающую клетку, оболочку; под ней золотистое вещество – цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету).

Вот такой препарат мы должны с вами сделать во время лабораторной работы.

5.Практическая работа: “Строение клеток кожицы лука» (15мин)

 (Приложение №4) - индивидуальные листы на каждой парте.

Цель: Изучить особенности строения растительной клетки на примере кожицы лука

Оборудование: Световой микроскоп, предметное стекло, марля, пипетки, химический стаканчик с водой, препаровальная игла, покровное стекло, раствор йода, фильтровальная бумага, чешуя лука.

Работа по приложению 6.

  1. Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части клетки вы видите.
  2. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?

Работа по приложению 5

Отчет по работе: рисунки группы клеток. На рисунке указать основные части клетки (оболочка, цитоплазма, вакуоль, ядро).

Работа по приложению1.

Делаем вывод по лабораторной работе

Клетка кожицы чешуи лука состоит из оболочки, цитоплазмы, вакуоли, ядра. На неокрашенном препарате можно увидеть оболочку, цитоплазму, вакуоль. При окраске препарата йодом становится видно ядро. Препараты окрашиваю для того, чтобы стали видны части клетки, невидимые ранее.

6. Закрепление пройденного материала

1.Плотное образование, ограничивает клетку, определяет её форму

  1.         цитоплазма
  2.         оболочка
  3.         поры
  4.         вакуоль
  5.         пластиды

2.Небольшое плотное тельце

  1.         цитоплазма
  2.         оболочка
  3.         поры
  4.         ядро
  5.         пластиды

3.         Полость, заполненная клеточным соком

  1.         вакуоль
  2.         хромопласты
  3.         цитоплазма
  4.         оболочка
  5.         лейкопласты

4.         Бесцветное вязкое вещество, заполняющее клетку

  1.         цитоплазма
  2.         пластиды
  3.         вакуоль
  4.         оболочка
  5.         Ядро

5.       Бесцветные пластиды

  1.         поры
  2.         лейкопласты
  3.         вакуоль
  4.         хромопласты
  5.         оболочка

Отвечают на вопросы

7. Домашнее задание (2 мин)

Для всех: Прочитать параграф «Строение клетки» стр 17

На выбор: - Составить кроссворд;

Рефлексия (3 мин)

И в завершение нашего урока выскажите свое мнение об уроке, о своем самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками:

- Сегодня я узнал …

- Я удивился …

- Теперь я умею …

- Я хотел бы …

Спасибо за активную работу!

Тема: Строение растительной клетки.

Девиз урока:

То, что мы знаем –ограничено,

А то, что мы не знаем – бесконечно.

Лаплас

Цель: сформировать у учащихся знания о клетке как о живой единице растительного организма.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент (1 мин)

Приветствие учеников. Проверка готовности к уроку.

Постановка темы и цели урока.

 Сегодня мы познакомимся со  строением растительной клетки при помощи светового микроскопа.  

2.Подготовка к восприятию нового материала (Актуализация знаний) (2 мин)

Представим наш сегодняшний урок как путешествие в мир растений. А для любого путешественника необходимо: журнал наблюдений (приложение №1) лежит на парте, письменные принадлежности и хорошее настроение.

А из чего состоят все растения, как и любой другой живой организм?

Назовите универсальную единицу жизни.

(Из клеток)

Клетка является универсальной ячейкой жизни.

Какая наука изучает клетка?

Клетку изучает наука цитология (сitos – клетка, logos-наука)

Как человек открыл клетку?

Клетки могли быть открыты только после изобретения микроскопа.

Кто был создателем первого микроскопа?

Одним из первых создателей микроскопа был английский физик Роберт Гук. 1665 г. Р.Гук

На ткани какого растения Р. Гук впервые обнаружил клетку?

Тонкий срез пробковой ткани дерева, структура которого напоминала соты, четкое и правильное расположение “микроскопических пор”, или “клеток”. Р. Гук впервые употребил слово “клетка”.

А чем известен голландский ученый Антони ванн Левингук?

Создатель более двухсот микроскопов особой конструкции. Он наблюдал различные одноклеточные организмы.

Когда появился первый электронный микроскоп?

1930-е годы появился электронный микроскоп (США).

На прошлых уроках вы познакомились со строением растительной клетки.

 Перечислите особенности растительной клетки. Рассмотрите рисунок клетки, изображенной на экране, какие органоиды клетки вам известны?

Кто может показать органоиды?

Какие функции выполняет оболочка? Ядро? Цитоплазма (вязкая)? Вакуоль?

Оболочка клеток растений состоит из вещества целлюлозы. Только в растительных клетках имеются пластиды.

Оболочка, цитоплазма, ядро с ядрышком, вакуоль, хлоропласты.

Все эти клеточные структур называются органоидами. Давайте запишем: Органоиды – это клеточные структуры, каждая из которых выполняет свою функцию.

Делают запись  в тетрадь

Фронтальный опрос

среди учеников: Устройство микроскопа.

(Приложение №3)

  1. Какие основные части микроскопа вы знаете?

  1. Подготовьте микроскоп к работе.

  1. Определите какое увеличение дает ваш микроскоп? Как это выяснить?

Окуляр, тубус, зеркало, винты, предметный столик, держатели

Цифра на окуляре умножается на цифру на цифру на объективе

Вот такой препарат мы должны с вами сделать во время лабораторной работы.

Физкультминутка

5.Практическая работа: “Строение клеток кожицы лука» (15мин)

 (Приложение №4) - индивидуальные листы на каждой парте.

Цель: Изучить особенности строения растительной клетки на примере кожицы лука

Оборудование: Световой микроскоп, предметное стекло, марля, пипетки, химический стаканчик с водой, препаровальная игла, покровное стекло, раствор йода, фильтровальная бумага, чешуя лука.

Работа по приложению 6.

  1. Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части клетки вы видите.
  2. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?

Работа по приложению 5

Отчет по работе: рисунки группы клеток. На рисунке указать основные части клетки (оболочка, цитоплазма, вакуоль, ядро).

Работа по приложению1.

Делаем вывод по лабораторной работе - результат

Клетка кожицы чешуи лука состоит из оболочки, цитоплазмы, вакуоли, ядра. На неокрашенном препарате можно увидеть оболочку, цитоплазму, вакуоль. При окраске препарата йодом становится видно ядро. Препараты окрашиваю для того, чтобы стали видны части клетки, невидимые ранее.

6. Закрепление пройденного материала

Тест на экране

Отвечают на вопросы

7. Домашнее задание (2 мин)

Для всех: Прочитать параграф «Строение клетки» стр 17

На выбор: - Составить кроссворд «Органоиды растительной клетки»

Рефлексия (3 мин)

И в завершение нашего урока выскажите свое мнение об уроке.  Сегодня я узнал …

- Я удивился …

- Теперь я умею …

Спасибо за активную работу!

Продолжите фразы:

1) Сегодня я узнал(а)…,

2) Было интересно…,

3) Было трудно…,

4) Я понял(а), что…,

5) Теперь я могу…,

6) Я научился (научилась)…,

7) Я смог (смогла)…,

8) Меня удивило…,

9) Урок дал мне для жизни…

Сегодня я узнал

Сегодня я узнал

Я удивился

Я удивился

Теперь я умею

Теперь я умею

Я хотел бы

Я хотел бы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование по теме «Строение растительной клетки»

Данный конспект урока используется при повторении и закреплении  темы "Строение растительной клетки"...

Открытый урок с технологической картой по теме «Строение растительной клетки».

Задачи урока:1 –образовательные: определить уровень знаний по теме «Строение растительной клетки»; способствовать выработке умений применять полученные знания при работе со схемами, карточками – задан...

План-конспект урока по биологии. Тема: "Строение растительной клетки"

Цель урока:  изучить строение растительной клетки.Задачи урока:Образовательные:-сформировать понятие о клетке как о живой единице растительного организма, об оболочке, цитоплазме, ядре и вакуолях...

Открытый урок на тему "Строение растительной клетки"

Урок повторения, обобщения и систематизации знаний о строении растительной клетки. Комбинированный урок с выполнением лабораторных работ....

Тест по теме: "Строение растительной клетки"

Тест по теме: "Строение растительной клетки"...

Конспект урока по теме "Строение растительной клетки" 5 класс

Конспект выполнен на основе программы Пономаревой по теме Строение клетки. Ткани. 5 класс...