Главные вкладки

    Открытый урок по биологии на тему: "Экологические факторы среды"
    план-конспект урока по биологии (5 класс)

    Благинина Вероника Евгеньевна

    Предварительный просмотр:

    ОУ

    МАОУ СОШ №1

    Учитель

    Благинина Вероника Евгеньевна

    Предмет

    Биология

    Класс

    5 Б

    Тема

    Экологические факторы среды

    Тип урока

    урок открытия новых знаний

    Форма урока

    Групповая работа

    Цель урока

    Изучение влияния экологических факторов на живых существ.

    Задачи урока

    • Образовательная: познакомить учащихся с экологическими факторами: абиотическими, биотическими (формами взаимоотношений между организмами), влиянием деятельности человека на природу.
    • Развивающая:  развивать умение работать с текстом, рисунками, составлению схем
    • Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе.

    Планируемые результаты

    Познавательные УУД: самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.

    Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в паре, освоение разных способов коммуникаций.

    Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

    Личностные результаты обучения: умение оценивать свою деятельность с точки зрения сохранения окружающей среды, умение использовать жизненный опыт при изучении нового материала.

    Метапредметные результаты обучения: умение применять понятия, работать с различными источниками информации, схемами, рисунками; умение преобразовывать эту информацию.

    Предметные результатыобучения: освоение знаний по теме и основным понятиям.

    Термины и понятия

    Экологические факторы, абиотические, биотические, антропогенные

    Межпредметные связи

    Экология, русский язык

    Учебно-методическое обеспечение

    И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова  Биология 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Под редакцией. проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2017 г.

    Оборудование и дидактический материал

    Ноутбук, проектор, экран, презентация «Экологические факторы среды»,  инструкции с заданиями, листы, раздаточный материал

    Организация пространства

    Работа фронтальная, индивидуальная, в группе.


    Основная часть

    Технологическая карта урока биологии в 5 классе

    Этапы занятия, цели

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    УУД

    I этап         

    Мотивационный этап

    Цель:

    активизация учащихся;

    создание условий для возникновения у ребят внутренней потребности включения в учебную деятельность.

    Приветствует и настраивает учащихся на работу. Организует внимание, проверяет готовность к уроку. Создаёт ситуацию значимости каждого ученика. Предлагает поприветствовать друг друга улыбкой, поделиться хорошим настроением.

    (Слайд 1)

    Подготовка к уроку. Приветствие друг друга. Самоконтроль готовности.  

    Развивать умение настроиться на работу (Личностные).

    Уметь слушать и понимать речь других,

    оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные).

    Уметь планировать свою деятельность

    (Регулятивные).

    II этап

    Актуализация опорных знаний

    Цель: проверка уровня имеющихся знаний о средах жизни; подготовка учащихся  

    к восприятию новой информации.

    Задаёт вопросы. Корректирует ответы учащихся.

    Организует проверку и фиксирование учащимися индивидуального затруднения. Создаёт проблемные ситуации.  Включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов.

    (слайд 2, 3)

    Отвечают на вопросы. Решают проблемные задачи. Соотносят картинки со средами жизни. Выстраивают устные высказывания.

    Участвуют  в обсуждении.

    Уметь ориентироваться в своей системе знаний (Познавательные).

    Принимать и сохранять учебную задачу Регулятивные).

    Уметь оформлять свои мысли в устной форме, аргументировать свою точку зрения

    (Коммуникативные).

    Развивать способность к  самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

    (Личностные).

    III этап

    Самоопределение к  учебной деятельности

    Цель:

    создание условий для повышения уровня учебной мотивации; определение (уточнение) темы и цели урока.

    Организует подготовку к работе в группах с соблюдением «закона тишины». Предлагает выполнить задание №1 «работа с текстом». Организует ситуацию для определения (уточнения) темы, цели урока (беседа).

    Выполняют задание №1. Работают с текстом, отвечают на поставленные учителем вопросы, определяют явления, влияющие на живой объект. Формулируют тему, цель, задачи. Дополняют схему на доске.

    Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстником

    (Коммуникативные).

    Принимать участие в обсуждении и формулировании цели урока

    (Регулятивные).

    Уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

    (Познавательные).

    IV этап

    Открытие нового знания, решение проблемы

    Цель: создание условий, помогающих решить поставленные перед учащимися учебные задачи (проблемы).

    Организует выполнение заданий из инструкций в группах.

    Консультирует учащихся при работе в группах.

    Предлагает сделать вывод по итогу выполнения заданий по распознаванию экологических факторов.

    Знакомятся с инструкцией и заданием №2 «Определите принадлежность признака к определённому экологическому

    фактору». Распределяют признаки, вклеивают в рабочий лист и вносят в схему на доске.

    Отвечают на вопросы учителя.

    Развивать конструктивные способы взаимодействия  в группе

    (Коммуникативные).

    Уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания

    (Познавательные).

    Принимать учебную задачу, анализировать  проблемную ситуацию, планировать действия при поиске решения (Регулятивные).

    Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение

    и аргументировать его

    (Коммуникативные).

    V этап

    Физкультминутка

    Цель: снятие физической и эмоциональной усталости.

    Организует физкультминутку.

    .

    Выполняют упражнения, предложенные учителем.

    Уметь снять  или предупредить физическую  и эмоциональную усталость (Личностные).

    VI этап

    Закрепление новых знаний

    Цель: организация ролевой групповой игры для закрепления новых знаний.

    Проверяет готовность учащихся к продолжению работы в группе. Объясняет задание №3 и №4. Консультирует участников групп.

    Знакомятся с заданием №3 «Определите принадлежность рисунков к определённому экологическому  фактору».

    Распределяют рисунки, вклеивают в рабочий лист и вносят в схему на доске.

    Отвечают на вопросы учителя.

    Выполняют задание №4 (фронтально). Внимательно слушают загадки и после обсуждения в группе, выбирают карточку с ответом.

    Уметь ориентироваться в понятиях биотические, абиотические , антропогенные факторы; (Познавательные).

    Принимать учебную задачу, анализировать  проблемную ситуацию, планировать действия при поиске решения; участвовать в оценке и обсуждении

    полученного результата

    (Регулятивные).

    Развивать конструктивные способы взаимодействия  в группе

    (Коммуникативные).

    Понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач

    (Личностные).

    VII этап

    Домашнее задание

    Цель: создание условий для понимания значения полученных знаний и необходимости их закрепления при выполнении домашнего задания.

    Формулирует и объясняет домашнее задание. Обеспечивает понимание детьми цели, содержания и способов  его выполнения.

    Восприятие и осмысление информации.

    Домашнее задание (на выбор):

    1.Напишите сочинение от имени любого живого существа (растения, животного, гриба) на одну из следующих тем:

    «Жалобная книга планеты Земля»»

    «Как человек влияет на природу»

    2. Придумайте знаки поведения в природе.

    3. Индивидуальное задание

    Уметь слушать в соответствии с целевой установкой

    (Регулятивные).

    Развивать  познавательный интерес,  желание расширить свой кругозор по изученной теме

    (Познавательные).

    VIII этап

    Подведение итогов, рефлексия

    Цель: фиксация нового содержания урока; оценивание своей деятельности;

    создание ситуации для осмысления всей работы на уроке.

    Комментирует задание №5 «Знаки поведения в природе».

    Подводит итоги.

    Проводит рефлексию.

    Выполняют задание №5. Дают название знакам поведения в природе.

    Подводят итоги урока (фронтально). Подводят итог проделанной на уроке работы (рефлексия). Оценивают себя.

    Уметь формулировать выводы

    (Познавательные).

    Уметь осуществлять контроль по результату (Регулятивные).

    Умение  отвечать на вопросы, строить законченное смысловое высказывание (Коммуникативные).

    Понимать  значения полученных знаний в жизни человека;

    испытывать гордость и удовлетворение от выполненной работы (Личностные).



    Предварительный просмотр:

    Инструкция для работы на уроке (Группа №1)

    Задание 1. Прочитайте текст. Ответьте на вопрос: что влияет на жизнь окуня?

    Окунь живет в пресных водоемах. В зимний период, когда температура воды падает, а водоем покрывается льдом, окунь опускается на дно и ведет малоподвижный образ жизни. С повышением температуры окунь начинает активно расти и размножаться. При недостатке кислорода в водоеме окунь погибает.

    Задание 2. Определите принадлежность признака к фактору живой природы. Возьмите рабочий лист с названием фактора «Живая природа» и наклейте на него подходящие признаки (слова или словосочетания).

    Задание 3. Найдите картинки, относящиеся к антропогенным факторам среды. Наклейте картинки на рабочий лист с название «Антропогенные факторы».

    Задание 4. Слушаем загадки и определяем, о каких взаимоотношениях между живыми организмами идет речь. Обсудив в группе в течение 10-15 секунд, один член команды поднимает карточку с ответом. 

    Задание 5. Дать название знаку, находящемуся на парте. Объяснить, почему так нельзя делать.


    Инструкция для работы на уроке (Группа №2)

    Задание 1. Прочитайте текст . Ответьте на вопрос: что влияет на жизнь окуня?

    Окунь – небольшая рыбка, достигающая в размерах до 30 см в длину. Но, несмотря на это является хищной рыбой, любит полакомиться колюшками, плотвой, ершами. Летом окуни образуют небольшие до 10 рыб стаи.

    Задание 2. Определите принадлежность признака к фактору, определяющему влияние деятельности человека на природу. Возьмите рабочий лист с названием фактора «Человек» и наклейте на него подходящие признаки (слова или словосочетания).

    Задание 3. Найдите картинки, относящиеся к абиотическим факторам среды. Наклейте картинки на рабочий лист с название «Абиотические факторы».

    Задание 4. Слушаем загадки и определяем, о каких взаимоотношениях между живыми организмами идет речь. Обсудив в группе в течение 10-15 секунд, один член команды поднимает карточку с ответом.  

    Задание 5. Дать название знаку, находящемуся на парте. Обьяснить почему так нельзя делать.


    Инструкция для работы на уроке (Группа №3)

    Задание 1. Прочитайте текст . Ответьте на вопрос: что влияет на жизнь окуня?

    Окунь – популярный объект любительского рыболовства, имеет важное промысловое значение. В ХМАО люди ежегодно вылавливает около 5715 тонн рыбы. Окунь очень чувствителен к загрязнению водоемов отходами промышленного производства.

    Задание 2. Определите принадлежность признака к фактору неживой природы. Возьмите рабочий лист с названием фактора «Неживая природа» и наклейте на него подходящие признаки (слова или словосочетания).

    Задание 3. Найдите картинки, относящиеся к биотическим факторам среды. Наклейте картинки на рабочий лист с название «Биотические факторы».

    Задание 4. Слушаем загадки и определяем, о каких взаимоотношениях между живыми организмами идет речь. Обсудив в группе в течение 10-15 секунд, один член команды поднимает карточку с ответом.  

    Задание 5. Дать название знаку, находящемуся на парте. Объяснить, почему так нельзя делать.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презинтация урока по биологии по теме "Экологические факторы"

    Данную презинтацию предлагается использовать на уроках биологии в 11 классе....

    Урок биологии на тему "Экологические факторы и их значение" (10 кл.)

    Урок проводится с компьютерной поддержкой и с использованием опорных схем....

    Презентация по биологии на тему "Абиотические факторы среды. Влажность" для 11 класса

    Данная презентация содержит информацию о влиянии влажности на живые организмы, о группах организмов по их отношению к воде. Эту презентацию можно использовать как дополнительный материал к уроку по да...

    Презентация по биологии на тему "Взаимодействие факторов среды" для 11 класса

    Данная презентация содержит информацию о взаимодействии факторов среды, законе оптимума. Эта презентация является дополнением к уроку по данной теме и используется в профильном (биологическом) классе,...

    Технологическая карта конспекта урока по биологии 5 класс "Экологические факторы среды".

    Технологическая карта конспекта урока по биологии 5 класс "Экологические факторы среды". с использованием элементов технологии смыслового чтения....

    Разработка открытого урока по биологии на тему:"Экологические факторы среды. Экологические ресурсы. Адаптация."

    Разработка открытого урока по биологии на тему:"Экологические факторы среды. Экологические ресурсы. Адаптация."...

    Тест по биологии на тему "Экологические факторы среды"(11 класс)

    Данные тесты предназначены для обучающихся 11 класса. Тестирование проводится после изучения экологических факторов.Экологические факторы - это определенные условия и элементы среды, которые оказывают...