Главные вкладки

    конспект урока "Плоды. Разнообразие и значение плодов"
    план-конспект урока по биологии (6 класс)

    Немирович Наталия Николаевна

    Урок на тему "Плоды. Разнообразие плодов" . При изучении нового материала на уроке использован опорный конспект - схема. Путем выполнения заданий учителя обучающиеся изучали новый материал. Опорный конспект можно использовать для провеки знаний на следующем уроке.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Плод – важнейший орган размножения цветковых растений

    Плод      =      _____________________+ _______________

    Околоплодник                ____________________________________

                                         

                                           _____________________________________

    Семя                             ______________________________________                                  

                                         

    Околоплодник  может быть образован из части цветка,

    основания тычинок, лепестков, чашелистиков,   цветоложем.

    Классификация плодов.

     

    С у х и е

    С о ч н ы е

    Односемянные

    • ___________(лещина, фундук)
    • _________________(подсолнечник)
    • __________________ (пшеница)
    • _________________________(клён)
    • костянка (_________________

    ___________________________)

    Многосемянные

    • боб (фасоль, ____________________)
    • стручок, стручочек (_______________)
    • коробочка (______________________)
    • листовка (__________________)
    • _______________(виноград)
    • _________________ (груша)
    • __________________ (огурец)
    • померанец (лимон)

    Сборные

    • сборная семянка (земляника)
    • сборная костянка (малина)
    • соплодие (ананас)

     

      Строение плода

                       1-наружная часть-кожица

                       2-средняя часть - сочная мякоть

                       3- внутренняя часть - косточка; семя

    Вывод:



    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 6»

    Урок биологии в 6 классе

    на тему: "Плод.

    Разнообразие и значение плодов".

    Выполнила: Немирович. Наталия Николаевна

    учитель биологии высшей категории

    Сергиев Посад

    2016 год

    ХОД УРОКА

    1. Организация класса. Проверка д/з параграф 35
    2. Я начну сегодняшний урок с загадки: перед вами чёрный ящик, попробуйте отгадать, что в нём находится, используя описания?

    1. Это орган растения, который ему жизненно необходим.

    2. Этот орган появляется в определённый период жизни растения.

    3. С помощью него растения могут распространяться по Земле.

    4. Он может быть сочным или сухим, съедобным или не съедобным.

    Это плод. Итак, сегодня на уроке мы будем изучать плоды, их образование, и их виды.

    Слайд 1    (Ученики записывают в тетради число и тему) Слайд 2   

    Актуализация:

    А для чего человеку надо знать всё о плодах?
    Каково значение плодов в жизни человека? Как и где человек использует плоды?
    Слайд  3

    Молодцы, вы сами сказали, как важно изучать человеку плоды. Каждый человек должен знать о плодах все, чтобы получать хорошие урожаи и знать, как лучше использовать плоды.

    Постановка познавательной задачи: Слайд 4

    Биологические задачи: 

    1. На новом участке неопытный садовод посадил кусты облепихи. Прошло несколько лет, а он так ни разу не собрал урожай, хотя у соседа облепиха каждый год была усыпана плодами. Почему у горе-садовода не было урожая? И что вы ему посоветуете? Слайд 5

    1. Один огородник на огуречной грядке обрывал цветы – пустоцветы, объясняя свои поступки тем, что все равно цветки без огурчиков. Как, по-вашему, правильно ли он делал? Объясните, почему и дайте совет огороднику. Слайд 6

    Следовательно, для увеличения количества плодов нужно создать условия для лучшего опыления цветков. (Что такое опыление?  Какие виды опыления вам известны?)  Слайд 7.

    Что происходит после опыления?

    Вы произносите слово оплодотворение – это очень мудрое слово, из каких частей оно состоит? Плод и творение, следовательно, после этого процесса начинает формироваться и зреть плод.

    Давайте, выясним, что такое плод? (Версии, работа с учебником)

    Плод – важнейший орган размножения цветковых растений.

    Из чего же состоит плод? Плод состоит из семян и околоплодника. Слайд 8 - 9

    Семя образуется из семязачатка, следовательно, сколько в завязи семязачатков, столько, после оплодотворения, подразумевается образоваться семян.

    Околоплодник – это наружная часть плода. Она образуется из стенок завязи.

    Для чего у плода образуется околоплодник? (Беседа о значении околоплодника) Слайд 10.

    Моделирование фрагментов конспекта

    Плод = околоплодник +  семя

    Семязачаток даёт начало  семени.

    Стенки завязи это разросшийся и видоизменившийся  околоплодник.

    Слайд 11.  Классификация плодов:

    Чем определяется разнообразие форм и размеров плодов? Вспомните плоды известных вам растений. На какие группы их можно поделить? Существует несколько классификаций плодов:

    1. По особенностям околоплодника плоды делят на сухие и сочные. Слайд 12
    2. По количеству семян плоды делят на односемянные (слива, пшеница) и многосемянные (горох, виноград).  Слайд 12
    3. По вскрываемости плода: делятся на вскрываемые (горох, редис) и не вскрываемые (яблоко, пшеница).
    4. Учитывают так же, срастается или нет околоплодник с семенем.

    Мы возьмём за основу классификацию по количеству семян и по околоплоднику: (таблица в опорном конспекте)

    Работа с презентацией: Характеристика сухих плодов: Слайды  13 – 23

    Слайд 24 – 28  Задание: Найди лишнее.

    Работа с презентацией: Характеристика сочных плодов Слайды  29 – 35

    Слайды 36 – 40 Характеристика соплодий

    Слайд 41 – 43  Задание: Найди лишнее.

    Моделирование фрагментов конспекта.

     Для закрепления блока полученных знаний и смены деятельности учащимся предлагается работа с опорным конспектом:

    Впишите пропущенные слова раздел ЛОК Классификация плодов

    Эволюция плодов связана с эволюцией животных, которые питаются ими и обеспечивают распространение семян. Слайд 45 - 48 

    Например, копытные животные – степные злаки, птицы – ягоды и орехоплодные.

    Незрелые плоды – горькие, кислые, ядовитые; зрелые – сладкие, съедобные.

    Если на растение плодов образуется очень много, они могут распространяться с помощью ветра или самораспространения. Плоды растений, которые растут у воды, могут распространяться с ее помощью.

    IV. Закрепление. Итак, мы сегодня познакомились с понятием плод, узнали, какое большое значение играют плоды в жизни человека, и какое значение они имеют в жизни растения; познакомились так же со строением плодов и их классификацией.

    1. Моделирование фрагментов конспекта. Распространение плодов

    2. Тест «Верю – не верю»

    Домашнее задание

    Прочитай материал в учебнике стр. 96 – 97, параграф 37.

    Практикум Л/Р № 16 стр 38. Сравни два-три реальных плода, которые у тебя найдутся дома.

    Тренажер стр 65 № 8, стр 55 № 5

    Ну, а сейчас, проверим, как вы усвоили сегодняшний урок - сыграем в игру “верю – не верю”.

    Задание

    Прочитав предложения, определите, правильное оно или нет. Если предложение правильное, тогда в карточке поставьте “+”, если оно не верное, поставьте “-”.

    Карточка-задание

    “Верю – не верю”

    Фамилия, имя

    +/-

    1. Плод – образование, возникающее из завязи растений после оплодотворения яйцеклетки и служащее для формирования, защиты и распространения, заключенных в нем семян.
    2. Околоплодник образуется из разросшейся тычинки.
    3. Околоплодник – это наружная часть плода, образованная из стенок завязи.
    4. Плоды бывают только односемянные.
    5. К сухим плодам принадлежат зерновка, боб, стручок, коробочка, орех, семянка.
    6. К сочным плодам относят ягоду, костянку, померанец, яблоко, тыквину.
    7. Плоды нужны для вегетативного размножения.
    8. Боб и стручок – это сочные плоды.
    9. В околоплодниках накапливаются питательные вещества для привлечения животных.
    10. Плоды образуются только у цветковых растений.

     

    Задание проверила:

    Оценка:

    А теперь, поменяйтесь работами с соседкой, проверьте и оцените ( каждый “+” оцените в 0,5 баллов)

    Подведём итоги работы: (соотнесение целей и результатов). Выставление оценок.

    Моделирование фрагментов конспекта  Запись вывода.

    Домашнее задание

    1. Прочитай материал в учебнике стр. 96 – 97, параграф 37.
    2. Практикум Л/Р № 16 стр 38. Сравни два-три реальных плода, которые у тебя найдутся дома.
    3. Тренажер стр 65 № 8, стр 55 № 5

    Приложение 1.

    Виды плодов

     

    С у х и е

    С о ч н ы е

    Односемянные

    Орех – плод, имеющий деревянистый околоплодник (лещина, фундук). 

    Семянка – плод с кожистым околоплодником, не сросшимся с семенем (подсолнечник).

    Зерновка – плод, имеющий кожистый околоплодник, сросшийся с семенем (пшеница, рожь).

    Крылатка – плод с кожистым околоплодником, имеющим крыловидный вырост (клён, берёза).

    Желудь - плод с кожистым околоплодником, погруженным в крышечку – плюску (дуб).

    Костянка - односемянный плод с сочным околоплодником, в центре находится одно семя (косточка)

    Многосемянные

    Боб – удлиненный плод, раскрывающийся от верхушки к месту прикрепления, с семенами, прикреплёнными к створкам (горох, фасоль). 

    Стручок и стручочек - удлиненный плод, раскрывающийся двумя створками, имеющий внутри перегородку на которой располагаются семена (редис, сурепка).

    Коробочка – кубышкообразный плод, открывающийся крышечкой (мак, лилия).

    Листовка – одногнёздный многосемянный плод (пион, ветреница) 

    Ягода - многосемянный плод с сочным околоплодником и тонкой кожицей. Семена погружены в сочную мякоть околоплодника (виноград, томат, смородина).

    Яблоко – многосемянный плод с сочным околоплодником и тонкой кожицей, семена лежат в плёнчатых сухих камерах (яблоко, груша).

    Тыквина – многосемянный плод с наружным деревянистым слоем околоплодника (огурец, тыква).

    Померанец - многосемянный плод с сочным околоплодником и толстой кожицей, разделён внутри на отдельные дольки (лимон, апельсин).

    Сборные

    Сборная семянка – многочисленные сухие плоды, лежащие на сочном разросшемся цветоложе (земляника). 

    Сборная костянка - многочисленные сочные плоды, лежащие на сухом коническом цветоложе (малина).

    Соплодие – несколько сросшихся между собой отдельных плодов (шелковица, ананас).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока "Плод. Разнообразие и значение плодов."

    Данный урок применим в 6 классе при изучении темы "Органы цветковых растений". Достоинство: в плане имеются активные гиперссылки на электронные образовательные ресурсы, которые не надо искать дополнит...

    Плод. Разнообразие и значение плодов.

    Презентация, для открытого урока в 6 классе  по изучению плодов (сухих и сочных), их значение для человека и живых организмов....

    Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС

    Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС...

    Плоды. Разнообразие и значение плодов урок 6 класс

    Проверка домашнего задания: о строение цветка. Какие есть плоды, какое значение они имеют....

    Урок по биологии «Плод. Разнообразие и значение плодов»

    Учебник: Биология, авторская линия под редакцией И. Н. ПономаревойКласс: 6Ф. И. О.: Солодова Елена АлексеевнаТема урока: Плод. Разнообразие и значение плодовТип урока: комбинированный урокЦелевы...

    Технологическая карта урока "Плод. Разнообразие и значение плодов"

    Учебник: Биология, авторская линия под редакцией И. Н. ПономаревойКласс: 6Ф. И. О.: Солодова Елена АлексеевнаТема урока: Плод. Разнообразие и значение плодовТип урока: комбинированный урокЦелевы...