Внеурочная деятельность ГБОУШИ ОР по формированию здорового образа жизни.
статья по биологии

В данной статье я делюсь опытом организации здоровьесберегающей среды в ГБОУШИ ОР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность ГБОУШИ ОР по формированию здорового образа жизни

Автор статьи О.Н. Алексеева

Учитель биологии ГБОУШИ ОР

             Во всех цивилизованных странах главным богатством        человека является здоровье. С рождения ребенок усваивает эту великую истину.

 Обязательное всеобщее среднее образование отрицательно сказалось на здоровье детей и подростков. Об этом говорят факты: только в процессе дошкольного воспитания и обучения нарушения осанки приобретают 50-60% детей, отклонения в деятельности сердечно-сосудистой системы—30-40% детей, нервно-психические дисфункции—20-30 % детей и т.д. Причин этому много, но следует выделить главные: отсутствие постоянного режима дня, достаточной физической нагрузки, повышенный обмен веществ (после уроков он возрастает на 15-30%, а для нормализации его требуется 2-3 суток). Если при этом учесть бедственное экологическое положение, наличие огромного количества информации, стрессы и другие факторы, отрицательно влияющие на здоровье, то остается удивляться, что еще попадаются здоровые дети.

 Здоровье подрастающего человека—это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.

 Приобщение школьника к проблеме сохранения своего здоровья это прежде всего процесс социализации—воспитание. Это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь.

 Уровни жизни и здоровья сегодня рассматриваются как важнейшие условия гуманитарного прогресса и его критерии. Такой подход заставляет рассматривать здоровый образ жизни как сложную динамическую и функциональную систему, характеризующуюся семейно-бытовой, общественно-трудовой и коммуникативной деятельностью. Здоровый образ жизни рассматривается как гармония современного человека.

 Здоровый образ жизни не может состояться без знаний человека о себе, о тех закономерных изменениях, которые происходят в физическом и психическом состоянии человека, о влиянии этих изменений на здоровье индивида, его интеллектуальное развитие. Также здоровый образ жизни не может состояться без знаний о том, какие факторы сохраняют и преумножают здоровье, а какие—наоборот.

 Естественный вопрос: что есть здоровье, каковы его показатели? В большой медицинской энциклопедии здоровье определяется, как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. Но организм не может находиться в течение всей жизни в уравновешенном раз и навсегда состоянии, так как меняются формы отношения с окружающей средой, меняется и сам человек, будучи неравновесной системой. Меняется организм и в зависимости от физиологии в различные возрастные периоды, так как он сам устанавливает соответствующие формы взаимодействия с природой.

 В подавляющем числе научных исследований подчеркивается, что абсолютное здоровье—не более как абстракция. Однако в уставе ВОЗ дается определение понятия «здоровье»: состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

 Для оценки состояния здоровья обычно пользуются разными показателями: антропометрическим, физиологическим, биохимическим и т.д. В практической деятельности при определении индивидуальных критериев и целей здорового образа жизни обычно выделяют два альтернативных подхода: традиционный, ставящий своей целью достижения всеми одинакового поведения, которое считается правильным, в котором критерием является не конечный результат, а промежуточное поведение, пусть даже на деле не способствующее увеличению ресурсов здоровья. Практика же убедительно показывает, что заболеваемость неизбежно оказывается различной, если одинаковое поведение соблюдают разные по генотипу и фенотипу люди. (Например—одному для закаливания нужно обливаться холодной водой, а другому достаточно снять один свитер из трех, на него надетых—для него это будет закаливанием). Таким образом, здоровый образ жизни не может быть одинаковым для всех, т.к. люди исходно различны; следовательно, чтобы достичь определенного эффекта, люди должны вести себя по-разному. Тогда можно исходить из посылки, что здоровым считается такой стиль поведения, который приводит человека к желаемой продолжительности и требуемому качеству жизни.

 Уровень здоровья оценивается рядом обобщенных показателей: временная организация функций организма; физическая работоспособность; индивидуальная магниточувствительность, что также не может быть определено без участия индивида. Учитывая, что здоровье—это совокупность процессов, протекающих согласованно, но с различной скоростью, то стать властелином своего здоровья—значит научиться этому искусству, значит управлять своим здоровьем с момента рождения. Успех этой миссии зависит изначально от родителей, воспитателей и учителей.  

Далее я познакомлю вас со структурой организации службы здоровья ГБОУШИ ОР, целями ее создания, составом, основными направлениями и целями работы:

Особенности организации работы службы здоровья в ГБОУ ШИ «Олимпийский резерв».

Я работаю в несколько необычной образовательной системе—это школа-интернат, целью которой является не только дать детям образование, но и воспитать и подготовить из них профессиональных спортсменов. В соответствии со спецификой заведения в работе службы здоровья есть свои плюсы и минусы, которые необходимо учитывать для того, чтобы работа имела положительный результат.

Плюсы:

  1. В наш интернат учащиеся поступают после 7 класса общеобразовательной школы, помимо спортивных достижений ведется жесткий отбор по состоянию здоровья, т.е. общий уровень здоровья наших учащихся выше, чем в общеобразовательных школах (есть что сохранять!)
  2. Регулярно проводятся углубленные медицинские осмотры, на которых тщательно изучается состояние здоровья учащихся. Бывают ситуации, когда здоровья для «обычной жизни подростка» хватает, но для большого спорта недостаточно. В таком случае детей переводят в обычные школы.
  3. Учащиеся нашей школы, благодаря занятиям спортом, умеют сами отслеживать свое состояние (например, измерять пульс), ведут регулярные наблюдения за своим организмом, записывают показатели, делают выводы из наблюдений.
  4. Опять же--благодаря спорту они знают, что им полезно, а что вредно в плане здорового образа жизни (знают, как нужно одеваться, что полезно и что вредно из продуктов, принимают душ и переодевают белье после каждой тренировки и т.д.), т.е. навыки здорового образа жизни у них развиты.
  5. Образ жизни наших учащихся исключает глобально вредные привычки (курение, алкоголь, наркотики), как несовместимые с большим спортом. Образно говоря, выбор «спорт или наркотики» для них уже сделан.
  6. Учащиеся живут в интернате—закрытой системе под постоянным контролем множества взрослых—учителей, воспитателей, тренеров, медицинского персонала, что практически исключает негативное влияние извне.
  7. Режим дня учащихся очень жестко расписан—у них очень мало свободного времени, а как известно, часто вредные для здоровья привычки появляются от недостаточной занятости ребенка, от скуки, от незнания, на что потратить свободное время и как еще себя развлечь.
  8. В нашем учебном заведении постоянно находится медицинский персонал (врач или медсестра), поэтому если возникают вопросы по здоровью, их можно решить сразу.

        Сложности:

  1. Школа-интернат—это не только плюс, но и минус. На педагогах лежит большая, чем на учителях обычных школ, ответственность за состояние детей. Педагоги должны обеспечить помимо прочего психологический климат, благоприятный для ребенка; должны контролировать то, что обычно контролируют родители и т.д.
  2. Так как учащиеся занимаются спортом, им приходится выдерживать очень большие физические и психологические (например, во время соревнований) нагрузки, у них большая опасность травм.
  3. Учащиеся нацелены на успех в спорте, поэтому, бывает, скрывают недомогание, чтобы не освободили от тренировок.
  4. Некоторые учащиеся достаточно тяжело проходят период адаптации к жизни в интернате (мамы рядом нет, в комнате—несколько человек, каждый со своим характером; новые учителя, новые требования и т.д.)
  5. Несмотря на то, что наши учащиеся—спортсмены, многие—с весомыми достижениями в спорте, они в первую очередь остаются детьми, которым, бывает, хочется того, чего нельзя (нарушить режим, сходить в макдональдс, походить без шапки, а иногда и покапризничать).

 Исходя из вышесказанного мы (служба здоровья) и стараемся строить свою работу.

 Как я уже сообщила, наша служба здоровья выбрала два направления работы:

1.Создание условий для сохранения и преумножения здоровья учащихся.

 Это достигается несколькими путями: контроль чистоты и проветривания жилых и учебных помещений, контроль соблюдения режима дня, контроль питания (в нашем интернате есть программа витаминизации пищи), контроль соблюдения гигиенических норм, и другие виды контроля, осуществляемые специалистами службы здоровья. Благодаря данной работе обеспечивается благоприятный гигиенический режим, создаются условия для сохранения и преумножения здоровья. Также большое внимание уделяется оформлению учебных кабинетов, комнат отдыха и школьной территории для того, чтобы учащимся было уютно, чтобы они чувствовали себя, как дома. В нашей школе классы включают в себя небольшое количество учащихся, что позволяет на уроке уделить внимание каждому ученику. Учителя используют на уроках здоровьесберегающие технологии. Но самое главное в данном направлении—создание благоприятной психологической обстановки. Специалисты службы здоровья сопровождают детей в период адаптации, ведут индивидуальную работу с проблемными учащимися. В состав службы здоровья входит психолог, проводит групповые занятия, направленные на снижение агрессивности, умение общаться в коллективе, а также индивидуальные консультации. Специалисты службы здоровья много общаются с учениками, выявляя и решая в индивидуальном порядке различные проблемы.

2. Работа по профилактике нарушений здоровья, осознанному соблюдению правил здорового образа жизни.

 Несколько лет назад ученые провели большое исследование, чтобы выяснить, от каких факторов зависит продолжительность жизни. Сравнивали разных людей по 49 параметрам (пол, национальность, профессия, место проживания и т.д.). В ходе исследования выяснились очень интересные вещи: на первом месте по продолжительности жизни оказались люди богатые (представители королевских семей, потомственной аристократии), а на втором месте—информированные. Мы не можем сделать наших учащихся потомственными аристократами, но сделать их по максимуму информированными—наша реальная возможность и первоочередная задача. И вот что мы делаем для ее выполнения:

 Большая работа проводится по профилактике вредных привычек. В школе есть план работы по профилактике алкоголизма, табакокурения, наркозависимости, включающий в себя беседы, диспуты, просмотр и обсуждение видеоматериалов по данной теме. Учащиеся участвуют в районных мероприятиях (например, в конкурсе плакатов «Мы—против наркотиков»), интернет-уроках, мероприятиях, посвященных всемирному дню борьбы со СПИДом и других. Но, как было сказано ранее, в выборе «спорт или наркотики» учащиеся выбрали спорт, поэтому большое внимание мы уделяем профилактике бытовых вредных привычек (ковыряние в носу, несоблюдение правил гигиены, несоблюдение режима дня и других, о которых обычно с детьми говорят родители). Также большая работа ведется по профилактике различных заболеваний. Специалисты службы здоровья разъясняют детям, например, чем вреден насморк, к чему приводит долгое прослушивание музыки в наушниках, как может отразиться недостаток сна на организме подростка и другие вопросы. Большое внимание уделяется вопросам репродуктивного здоровья, т.к. сегодняшние учащиеся—будущие родители и от них зависит не только их личное здоровье, но и здоровье следующего поколения. Так как представителям службы здоровья трудно охватить вниманием всех учащихся, часть бесед по здоровьесбережению проводят классные руководители. Для них у нас создана и постоянно пополняется «копилка здоровья»--сборник бесед и мероприятий по здоровому образу жизни (примеры бесед—в приложении). Для «визуалов» у нас оформлены стенды, призывающие к здоровому образу жизни (очень хороший материал для таких стендов предоставляет Музей гигиены, например). А поскольку учителя также должны быть подкованы в вопросах здорового образа жизни, для них регулярно проводятся семинары, подготовленные специалистами службы здоровья. Для родителей на сайте школы в рубрике «Это интересно» также предоставляется информация по здоровому образу жизни.

И в заключение я хочу сказать, что данная работа проводится систематически, несмотря на отсроченный глобальный результат. Но небольшие промежуточные результаты мы можем наблюдать уже сейчас. Если ученик осознанно выполняет хотя бы некоторые правила здорового образа жизни, если понимает «что такое хорошо и что такое плохо» для своего здоровья, если количество заболеваний (например простудных) из года в год снижается, если ребенок каждый день ест суп в столовой, а питаться фаст-фудом не стремится, если может ответить уверенное НЕТ на предложение попробовать алкоголь или наркотики, значит все, что мы делаем—не зря.

Для подготовки данной статьи я использовала следующую литературу:

  1. Л.Г. Татарникова, Н.Б. Захаревич, Т.О. Калинина «Валеология и основы безопасности жизни ребенка» Санкт-Петербург 1994г.
  2. Л.Г. Татарникова «Педагогическая валеология» Санкт-Петербург 1995г.
  3. В.В. Ильющенков, Т.А. Берсенева «Здоровье и образование».Санкт-Петербург 1993г.
  4. Журналы «Здоровье школьника» за 2015-2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность "Формы и методы формирования здорового образа жизни у младших школьников"

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровь...

Формирование здорового образа жизни школьников на уроке и во внеурочной деятельности в условиях малокомплектной школы

Формирование здорового образа жизни школьников на уроке и во внеурочной деятельности в условиях малокомплектной школы...

Формирование здорового образа жизни в школе через реализацию программ внеурочной деятельности

Здоровье – это главный результат воспитания, развития интеллекта и заложенных в детстве родителями и педагогами сценариев поведения в плане укрепления физического, психического и духовного здоровья.В ...

Особенности формирования здорового образа жизни учащихся во внеурочной деятельности (в рамках предмета «ОБЖ»

Учитель ОБЖ формирует у учащихся первичные знания о таких понятиях как «здоровье», «здоровый образ жизни», способствует формированию культуры безопасного поведения, развивает у...

Статья по теме «Формирование здорового образа жизни у детей с нарушениями интеллекта на уроках биологии и во внеурочной деятельности».

В статье представлен материал  о формах, разных направлениях  и системе коррекционной работы, направленной на формирование знаний, умений, навыков здорового образа жизни у детей с интеллекту...

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Часть 2. Анализ эффективности деятельности по формированию у младших школьников представлений о здоровом образе жизни

Приводится анализ эффективности педагогической деятельности по формированию правильных представлений о здоровом образе жизни. Анализ выполнен на основе анкетирования учащихся....