Формирование здорового образа жизни в школе через реализацию программ внеурочной деятельности
материал по теме

Гаврилова Елена Ивановна
Здоровье – это главный результат воспитания, развития интеллекта и заложенных в детстве родителями и педагогами сценариев поведения в плане укрепления физического, психического и духовного здоровья.
В связи с этим перед школой встала задача сохранения и восстановления здоровья детей, подростков и учителей. Решение ее возможно только в контексте совместных усилий медицинской службы, педагогов, психолога и родителей.
В школе разработана программа "Здоровье", координатором которой я являюсь. С переходом на ФГОС, в школе моим руководством разработана программа "Здоровейка" . Программы успешно реализуются в школе через урочную и внеурочную деятельность.Ожидаемыми результатами от реализации мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья школа считает:
Положительная динамика показателей здоровья участников образовательного процесса.
Снижение заболеваемости, уменьшение пропусков уроков по болезни.
Воспитание здорового образа жизни (профилактика курения, алкоголизма, наркомании).
Улучшение результатов образовательной деятельности.
Вовлечение всех субъектов образовательного процесса, общественности района в решение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей.
Расширение и пополнение материальной базы.
Поскольку школа является местом активной деятельности ребенка в течение 9-11 лет (наиболее интенсивного его развития) и в соответствии с Законом РФ «Об образовании» должна создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.
C целью полной реализации имеющихся резервов для формирования гармонично-развитой личности, снижения патологической пораженности школьников, усиления коррекционно-оздоровительной работы, а также мониторинга состояния здоровья детей в критические периоды их развития, устранения из жизни школы тех факторов, которые вызывают различные нарушения жизнедеятельности, разработан комплекс оздоровительных мероприятий, валеологического, экологического и гигиенического воспитания и образования учащихся. В них мы видим основной инструмент управления и формирования культуры здоровья как состояние физического, духовного и нравственного комфорта.
Оздоровительная деятельность охватывает урочную  и внеурочную (кружки, секции, клубные объединения по интересам), в соответствии с приоритетными направлениями деятельности медико-психолого-педагогической службы. Основные направления деятельности школы:
учебно-воспитательная работа – научно обоснованная, строго регламентированная, оптимально организованная учебная, физкультурно-спортивная и трудовая деятельность, лечебно-коррекционная, профилактическая просветительская деятельность, которая должна способствовать формированию, сохранению и укреплению здоровья школьников, обеспечению правильного физического и психического развития, формированию здорового образа жизни, повышению качества образования в школе;
диагностическая деятельность - комплекс мер, направленных на отслеживание параметров здоровья, как учащихся, так и учителей, изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов окружающей среды;
профилактическая и коррекционная работа - предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья школьников, а при наличии каких-либо недугов – профилактика обострений и прогрессирования болезненного процесса;
научно-методическая и опытно-экспериментальная работа – скорейшее внедрение результатов научных достижений в плане сохранения и укрепления здоровья (здоровьесберегающих технологий) в практику работы школы, разработку новых авторских программ, методик и методов обучения, их экспериментальное введение в учебный процесс;
информационно-просветительская деятельность - пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, санитарный бюллетень, консультации по всем вопросам, связанным со здоровьем учащихся, учителей, включая формы: индивидуальную, групповую, коллективную; 
координационная работа - формирование систем непрерывного экологического     и валеологического образования.
 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Благовещенская муниципальная средняя общеобразовательная школа №1» Благовещенского района Алтайского края

« Формирование здорового образа жизни в школе через реализацию программ внеурочной деятельности»

Каждый человек хочет быть здоровым, каждый мечтает о полном, идеальном здоровье. Но что же это такое – здоровье? В Большой  медицинской энциклопедии, в статье «Здоровье», указано: «Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных явлений». Однако здоровье не выдаётся как выигрыш по лотерее. Для того чтобы иметь его, надо, прежде всего, сохранять нормальное функционирование всего организма. И не в зрелом возрасте, а гораздо раньше. Учёные доказали, что фундамент здоровья или, наоборот, предпосылки, к болезням у человека закладываются как до рождения, так и в период младенчества и детства. А позже, в зрелом возрасте, усилия тратятся уже на то, чтобы сохранить, не дать истощиться раньше времени имеющемуся потенциалу здоровья.

От начальных к средним и старшим классам здоровье школьников ухудшается, увеличивается число детей со сколиозом, близорукостью, вегето-сосудистой дистонией, хроническими заболеваниями органов пищеварения. Причиной этих заболеваний является месторасположение школы. Влияние на окружающую среду, в том числе и на жителей микрорайона, оказывают  расположенное в нескольких километрах градообразующее предприятие - Кучукский сульфатный  завод. Нельзя оставить без внимания влияние Семипалатинского полигона и космодрома Байконур. «Здоровье ребенка - это состояние жизнедеятельности, соответствующее его биологическому возрасту, гармоническое единство физических и интеллектуальных характеристик, формирование адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста». От состояния медицинской помощи соматический компонент здоровья (физическое здоровье) зависит 10-15%, а 50-55% определяют стиль, образ жизни, укрепляющее и сохраняющее здоровье поведение личности. Ребенок, как правило, не знает, как вести разумный, правильный образ жизни. Этому его надо учить.

Вот почему коллектив нашей школы считает, что здоровье – это главный результат воспитания, развития интеллекта и заложенных в детстве родителями и педагогами
сценариев поведения в плане укрепления физического, психического и духовного здоровья.

В связи с этим перед школой встала задача сохранения и восстановления здоровья детей, подростков и учителей. Решение ее возможно только в контексте совместных усилий медицинской службы, педагогов, психолога и родителей.

Поскольку школа является местом активной деятельности ребенка в течение 9-11 лет (наиболее интенсивного его развития) и в соответствии с Законом РФ «Об образовании» должна создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.

C целью полной реализации имеющихся резервов для формирования гармонично-развитой личности, снижения патологической пораженности школьников, усиления коррекционно-оздоровительной работы, а также мониторинга состояния здоровья детей в критические периоды их развития, устранения из жизни школы тех факторов, которые вызывают различные нарушения жизнедеятельности, разработан комплекс оздоровительных мероприятий, валеологического, экологического и гигиенического воспитания и образования учащихся. В них мы видим основной инструмент управления и формирования культуры здоровья как состояние физического, духовного и нравственного комфорта.

Оздоровительная деятельность охватывает урочную  и внеурочную (кружки, секции, клубные объединения по интересам), в соответствии с приоритетными направлениями деятельности медико-психолого-педагогической службы. Основные направления деятельности школы:

  • учебно-воспитательная работа – научно обоснованная, строго регламентированная, оптимально организованная учебная, физкультурно-спортивная и трудовая деятельность, лечебно-коррекционная, профилактическая просветительская деятельность, которая должна способствовать формированию, сохранению и укреплению здоровья школьников, обеспечению правильного физического и психического развития, формированию здорового образа жизни, повышению качества образования в школе;
  • диагностическая деятельность - комплекс мер, направленных на отслеживание параметров здоровья, как учащихся, так и учителей, изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов окружающей среды;
  • профилактическая и коррекционная работа - предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья школьников, а при наличии каких-либо недугов – профилактика обострений и прогрессирования болезненного процесса;
  • научно-методическая и опытно-экспериментальная работа – скорейшее внедрение результатов научных достижений в плане сохранения и укрепления здоровья (здоровьесберегающих технологий) в практику работы школы, разработку новых авторских программ, методик и методов обучения, их экспериментальное введение в учебный процесс;
  • информационно-просветительская деятельность - пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, санитарный бюллетень, консультации по всем вопросам, связанным со здоровьем учащихся, учителей, включая формы: индивидуальную, групповую, коллективную;
  • координационная работа - формирование систем непрерывного экологического     и валеологического образования.

Для успешной реализации приоритетных направлений школа сотрудничает  со следующими организациями:

-            поликлиникой Благовещенского района;

-            школой искусств;

-            детско-юношеским центром;

-            детско-юношеской спортивной школой;

-            бассейном «Дельфин»;

-           хореографическим центром «Счастливое детство»;

-           изостудией;

-           борцовским центром «Сибиряк».

Принципами оздоровительной работы являются:

1. Систематичность – регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений, усложнение техники их выполнения.

2. Доступность – обучение упражнениями от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности ребенка.

3. Закрепление навыков – многократное выполнение упражнений

4.  Принцип индивидуальности – учет психофизических и возрастных особенностей каждого ребенка.

5. Сознательность – понимание пользы, эмоциональная увлеченность, самостоятельность, активность, творчество.

6. Непрерывность, преемственность в организации оздоровительной работы между  поликлиникой и медицинской службой школы.

7. Взаимосвязь с семьей.

8. Повышение уровня санитарной культуры родителей и педагогов (широкая санитарно – просветительская работа).

9. Поиск новых форм оздоровительной работы.

10. Оценка эффективности оздоровительной работы

Средства реализации оздоровительной работы:

- Полноценное питание

- Развитие движений

- Закаливающие процедуры (активация защитных сил организма)

- Гигиена режима

- Совместная работа с родителями

         Главное направление в оздоровительной работе – создание оптимального двигательного режима, для этого используются следующие формы работы:

- Физкультурные занятия в зале и на свежем воздухе (круглый год)

- Прогулки

- Туристические походы

- Закаливающие процедуры

- Подвижные и спортивные игры (в зале и на свежем воздухе)

- Физкультминутки, динамические паузы

- Активный отдых

- Самостоятельная двигательная активность

- Дни здоровья

- Медицинские мероприятия

- Психопрофилактика (внимание, ласка, любовь)

- Наглядная агитация, консультации

- Спортивные праздники

- Широкое внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих  технологий.

А для этого создана в школе предметно-развивающая среда:

- Физкультурный зал

- Гимнастический зал

- Актовый зал

- Информационный уголок здоровья

- Условия для самостоятельной двигательной активности детей

- Спортивная площадка

- Военизированная полоса препятствий

- Кабинет психолога

- Кабинет логопеда

- Библиотека-медиатека.

Ожидаемыми результатами от реализации мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья школа считает:

  • Положительная динамика показателей здоровья участников образовательного процесса.
  • Снижение заболеваемости, уменьшение пропусков уроков по болезни.
  • Воспитание здорового образа жизни (профилактика курения, алкоголизма, наркомании).
  • Улучшение результатов образовательной деятельности.
  • Вовлечение всех субъектов образовательного процесса, общественности района в решение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей.
  • Расширение и пополнение материальной базы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни школьников на уроке и во внеурочной деятельности в условиях малокомплектной школы

Формирование здорового образа жизни школьников на уроке и во внеурочной деятельности в условиях малокомплектной школы...

Программа "Формирования здорового образа жизни учащихся школы"

комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составл...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Проблемы сохранения здоровья людей, борьба против болезней получили в наше время глобальное значение, требующее усилий всего человечества для её решения. При решении этих задач важно понять, как ...

Статья "Формирование здорового образа жизни школьников на уроках и во внеурочное время"

В статье рассмотрены основные факторы, способствующие укреплению здоровья детей в школе....

Формирование здорового образа жизни на уроках биологии и во внеурочное время

Пропаганда здорового образа жизни является актуальной для формирования эколого-нравственных компонентов подрастающего поколения.Необходимо создавать соответствующие мотивации и правильное отношение к ...

Формирование здорового образа жизни в школе.

В статье говориться о формирование здорового образа жизни в урочной и внеурочной деятельности....