Интегрированный урок "Война в Заполярье"
план-конспект урока по биологии (11 класс)

Бастракова Марина Леонидовна

Урок "Война в Заполярье" проведён в 11 глухих классе после встречи с ветераном Великой Отечественной войны, участвовашем в боевых действиях в Заполярье, Бастраковым Анистифором Алексеевичем. На встрече ребята лично познакомились с ветераном, послушали его рассказ о войне, посмотрели письма, документы, награды, фотографии военых лет. На основе встречи, проведённых ранее уроков по истории, биологии, был проведён интегрированный урок комбинированного типа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc68.5 КБ
Office presentation icon urok.ppt1.48 МБ

Предварительный просмотр:

Семёновская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат для обучающихся,  воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  I и II вида

Интегрированный урок по теме:

«Война в Заполярье»  

(проведён для членов внутренней экспертной комиссии)

                                                                                           

Урок подготовлен учителями

истории

  Бастраковой Мариной Леонидовной

биологии

Савенко Светланой Борисовной

Йошкар-Ола

2010 г.

Паспорт урока

Тема урока: «Война в Заполярье»

Цель: изучение истории боевых действий во время Великой Отечественной войны в условиях Севера 

Задачи:  

1) Образовательные

-  расширить знания учащихся о войне в условия Севера;

-  систематизировать знания учащихся об оказании первой медицинской помощи при различных видах ранений и травм во время боевых действий;

2) Коррекционно- развивающие

- коррекция познавательной деятельности на основе интегрирования знаний по истории и биологии;

- коррекция переключаемости внимания на основе перехода от теоретических знаний к практическим навыкам;

 - коррекция словарного запаса на основе изучения новых слов и понятий, связанных с представленной темой;

 3) Воспитательные

- воспитание патриотизма;

- воспитание нравственных качеств учащихся.

Тип урока: интегрированный (история, биология) комбинированного типа

Оборудование:

Для педагога:  средства ТСО (компьютер, проектор, экран)

Для учащихся: 

Словарь:  Заполярье, природные зоны, тундра, лишайники, ягель, травмы, обморожения, контузия, кровотечения, закрутка, военные действия, ожесточённые бои, группа армий «Норвегия», Карельский фронт, моряки Краснознамённого Северного Флота, краснофлотец, артдивизион, полуостров Средний, полуостров Рыбачий, высоты Муста-Тунтури,

План урока

1. Организационный момент

2. Постановка цели и задач урока

3. Объяснение нового материала

4. Обобщение и систематизация учебного материала

5. Итоги урока и оценка знаний

6. Задание на дом

Ход урока

I. Организационный момент (1 мин)

II. Постановка цели и задач урока (3 мин)

   Ребята, сегодня мы продолжим изучать историю Великой Отечественной войны и остановимся на одном из малоосвященных событий - военных действиях  в Заполярье, систематизируем ваши знания о видах ранений и травм, об оказании первой медицинской помощи в условиях войны.

III. Объяснение нового материала (15 мин)

   Учитель биологии:

   Прежде чем говорить о военных действиях на Севере, давайте вспомним, какие существуют природные зоны. (Слайд)

   Как вы думаете, в какой природной зоне находится Заполярье? (Слайд)

   Вдоль побережья Северного Ледовитого океана расположена зона … . В … прохладное и … лето, а зима … и продолжительная. Полгода длится полярная … , полгода … день. Морозы достигают …-… градусов, зимой часто бывают снежные бури - … . В тундре произрастают … растения: … берёза и полярная … . На болотах много кустарничковых: …, …, …, мхов, лишайника - … ягеля, которым питаются олени. Почва …, вокруг много …, гор и ущелий.

   Вот в таких климатических условиях вели боевые действия наши войска в Заполярье во время Великой Отечественной войны.

   Учитель истории:

    Мы уже знаем, что фашисты напали на нашу Родину 22 июня 1941 года. Гитлер сосредоточил свои силы в трёх основных направлениях – Северном, Центральном и Южном. Вдоль всей границы шли ожесточённые бои.

   Что же происходило на Северном направлении, в Заполярье?

   Побережье Баренцева моря. Суровый северный край. Здесь, в пустынной горной тундре, под солнцем, сияющем круглые сутки, летом 1941 года развернулись ожесточённые сражения. Гитлер бросил сюда свои лучшие альпийские дивизии - группу армий «Норвегия», специально подготовленные для боёв в горах. Командование советских войск ставило боевую задачу для бойцов - не пропустить врага к порту Мурманск и Кольскому полуострову. В Заполярье  проходил Карельский фронт, где располагалась 14 армия и моряки Краснознамённого Северного Флота.

   Именно здесь воевал наш земляк, краснофлотец 51-го артдивизиона Тихоокеанского флота, Бастраков Анистифор Алексеевич. 

1.На каком острове базировалась часть краснофлотца Бастракова?

2.При каких погодных условиях происходила переброска войск на остров Рыбачий?

3.За какие высоты шли самые ожесточённые бои?

4.Почему фашисты так стремились захватить острова в Баренцевом море?

5.Какой батареей руководил А.А.Бастраков?

6.Почему в гористой местности применялся именно миномёт?

7.Какой снаряд предназначался для стрельбы из миномёта?

 IV.  Обобщение изученного материала (19 мин)

   Учитель биологии:

   В условиях сурового климата бойцы часто получали травмы кожи: ожоги и обморожения.  (Слайд) Напишите органы, наиболее часто подвергающиеся обморожению. Используя таблички, определите, какой вид помощи нужно оказывать при том или ином обморожении.

   Таблички с первой помощью (раздаточный материал):

  1. Растирание мягкой тканью
  2. Растирание снегом
  3. Укутывание ватой
  4. Укутывание шерстью
  5. Дать согревающее тепло
  6. Как можно быстрее доставить пострадавшего в тёплое помещение

   Найдите соответствия между признаками, видами ожогов и мерами оказания первой помощи. (Слайд)

   Учитель истории:

      В ходе боевых действий получил тяжёлое ранение ног и наш земляк.

      Наиболее распространёнными ранениями были – повреждения конечностей осколками снарядов. Вспомните, какие случаи рассказывал Анистифор Алексеевич об опасных случаях обращения с миномётом. (Однажды в миномёте застряла мина. Миномёт не выстрелил. Боевые действия продолжать было невозможно, а огонь прекращать было нельзя. Тогда командир орудия Бастраков А.А  приказал привести миномёт в боевую готовность чего бы это ни стоило. Мину извлекли и она чудом не взорвалась.)

       Учитель биологии:

   Ребята, но не всегда так было и всё благополучно заканчивалось. Бойцы получали ранения и контузии разной степени тяжести.

Контузия  – это общее поражение организма вследствие  воздействия воздушной, водяной или звуковой волны, удара о землю или воду, которое сопровождается потерей сознания,  утратой слуха, зрения, речи.

Рассмотрите рисунки и определите тип кровотечения. Закрасьте разноцветными фломастерами кровь при разных кровотечениях. (Слайд)

   Установите последовательность событий при оказании первой помощи при артериальном кровотечении конечностей.

  1. Конечность сгибают в определённом положении
  2. Зажимают сосуд выше места ранения в тех местах, где прощупывается пульс
  3. Подкладывают под место сгиба конечности валик из бинта и ваты
  4. Место наложения жгута обёртывают мягкой тканью
  5. Накладывают жгут или закрутку выше места ранения с указанием времени наложения
  6. Рану обрабатывают
  7. Накладывают давящую повязку

Учитель истории:

   Самые ожесточённые бои со множеством потерь в живой силе с обеих сторон продолжались до 1943 года. До этого времени высоты Муста-Тунтури занимали немцы и они могли контролировать передвижение советских войск.  В ходе боевых действий на полуострове Средний наши войска оттеснили фашистов с высот Муста –Тунтури, и наш земляк одним из первых  был награждён медалью «За отвагу». В октябре 1944 года войска Карельского фронта (14-я армия) и моряки Краснознамённого Северного Флота перешли в решительное наступление. Задачу, поставленную командованием перед войсками, бойцы выполнили с честью. Врагу так и не удалось в Заполярье продвинуться за пограничный столб № 1, расположенный на полуострове Рыбачий. Советское Заполярье было освобождено, а 63-я бригада морской пехоты в марте-апреле 1945 гола была переброшена в состав Краснознамённого Балтийского флота. Так закончил свой боевой путь в Заполярье командир миномётной батареи Бастраков Анистифор Алексеевич, награждённый за свои боевые заслуги медалями «За боевые заслуги», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией» и благодарностями от Верховного Главнокомандующего.

V. Итоги урока и оценка знаний. (2 мин)

   Ребята, на сегодняшнем уроке мы расширили свои знания о войне на Севере, закрепили умения оказывать первую медицинскую помощь.

Выставление оценок за урок.

VI. Домашнеее задание: § 31, повторить меры оказания первой медицинской помощи при ранениях и травмах. (1 мин)

   Медаль

 «За оборону Советского Заполярья»

                                           

Медалью «За оборону Советского Заполярья»

было награждено более 350 тысяч человек.

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Я помню! Я горжусь!

Слайд 2

Война в Заполярье

Слайд 3

Природные зоны Зона арктических пустынь Зона степей Тундра Зона лесов Зона пустынь

Слайд 4

Заполярье Вдоль побережья Северного Ледовитого океана расположена зона … . В … прохладное и … лето, а зима … и продолжительная. Полгода длится полярная … , полгода … день. Морозы достигают …-… градусов, зимой часто бывают снежные бури - … . В тундре произрастают … растения: … берёза и полярная … . На болотах много кустарничковых: …, …, …, мхов, лишайника - … , которым питаются олени. Почва …, вокруг много … и ущелий.

Слайд 5

22 июня 1941 года Гитлер сосредоточил свои силы в трёх основных направлениях – Северном, Центральном и Южном.

Слайд 6

Война на побережье Баренцева моря

Слайд 7

Противостояние двух армий Для достижения своих целей немцы создали армию "Норвегия". Им противостояла советская 14-я армия, занимавшая оборону на Мурманском направлении. С моря 14-ю армию прикрывали корабли Северного флота.

Слайд 8

Боец морской пехоты Именно здесь воевал наш земляк, краснофлотец 51-го артдивизиона Тихоокеанского флота, Бастраков Анистифор Алексеевич.

Слайд 9

Боевой путь нашего земляка 1. На каком полуострове базировалась часть краснофлотца Бастракова? А) Полуостров Камчатка Б) Полуостров Средний В) Полуостров Рыбачий 2. При каких погодных условиях происходила переброска войск на остров Рыбачий? А) Ясно, штиль на море Б) Пасмурно, шторм на море В) Переменная облачность 3. За какие высоты шли самые ожесточённые бои? А) Гора Средняя Б) Гора Белуха В) Скалистые горы Муста-Тунтури

Слайд 10

4. Почему фашисты так стремились захватить полуострова Средний и Рыбачий? А) Хотели построить здесь военный завод Б) Здесь находились полезные ископаемые – нефть, газ и золото В) Они загораживали выход на Кольский полуостров и порт Мурманск 5.Какой батареей руководил А.А.Бастраков? А) Танковой Б) Пехотной В) Миномётной 6.Почему в гористой местности применялся именно миномёт? А) Миномёты поражают цель на близких расстояниях Б) Миномёты поражают цель на дальних расстояниях В) Миномёты могут поражать цель на высоких от земли расстояниях 7.Какой снаряд предназначался для стрельбы из миномёта? А) Пули Б) Бомбы В) Мины

Слайд 11

Обморожения Щёки Руки Уши Ноги Нос Травмы кожи Используя таблички, определите, какой вид помощи нужно оказывать при том или ином обморожении .

Слайд 12

Ожоги Найдите соответствие между признаками, видами ожогов и мерами оказания первой помощи. Признаки Виды ожогов Меры первой помощи Наличие пузырей Лёгкие ожоги Протирание слабым раствором перманганата калия Краснота Припухлость Ожоги средней тяжести Охлаждение водой Жжение Тяжёлое нарушение кожных покровов Ожоги тяжёлой степени тяжести Накладывание стерильной повязки Поражение больших участков кожи Доставка в мед. учреждение

Слайд 13

Физкультминутка 1. Для улучшения мозгового кровообращения I. И.п. — сидя на стуле. 1 — голову наклонить вправо; 2 — и.п.; 3 — голову наклонить влево; 4 — и.п.; 5 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 — и.п. Повторить 3-4 раза. Темп медленный. 2. Для снятия утомления с плечевого пояса и рук И.п. — стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 — свести локти вперед, голову наклонить вперед; 3-4 — локти назад, прогнуться. Повторить 5-6 раз, затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный. 3. Для глаз Отвернувшись от экрана к окну, посмотреть на кончик носа на счёт 1- 4, а потом перевести взгляд вдаль на счёт 1- 6. Повторить 4-5 раз.

Слайд 14

Основное орудие, используемое на войне в Заполярье Мина Миномёт Наиболее распространёнными ранениями были повреждения конечностей осколками мин. Вспомните, какой случай рассказывал Анистифор Алексеевич об обращении с миномётом?

Слайд 15

Типы кровотечений А … Б … В …

Слайд 16

Установите последовательность событий при оказании первой помощи при артериальном кровотечении конечностей. Рану обрабатывают Конечность сгибают в определённом положении Зажимают сосуд выше места ранения в тех местах, где прощупывается пульс, используя подручные средства Подкладывают под место сгиба конечности валик из бинта и ваты Накладывают давящую повязку Место наложения жгута обёртывают мягкой тканью Накладывают жгут или закрутку выше места ранения с указанием времени наложения

Слайд 17

Окончание военных действий Самые тяжёлые бои продолжались до 1943 года. Высоты Муста-Тунтури были заняты немцами. В октябре 1944 года 14 армия перешла в решительное наступление и Заполярье было освобождено.

Слайд 18

Встреча с ветераном войны, воевавшем в Заполярье


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

экскурсия в школьный музей Бевой славы, посвящённая годовщине освобождения Заполярья от фашистских захватчиков

22 июня 1941 года гитлеровская Германия вероломно напала на нашу страну. Началась Великая Отечественная война. Она явилась суровым испытанием для народа, величайшим экзаменом мужества, стойкости и вер...

Герои заполярья

Литературно-музыкальная композиция...

Методическая разработка игры-викторины "Город Мурманск - гордость Заполярья"

Интересная викторина в формате "Своя игра" для учащихся среднего и срашего звена школ. Материал позволяет проверить или приобрести знания в области истории города Мурманска, может использова...

Поисково – исследовательский, социальный проект «Бескрайнее небо Заполярья»

Повысить интерес в изучение истории возникновение воздушного транспорта в заполярье и ее значимости....

Партизанское движение Заполярья

Изучение партизанского движения Заполярья в период Великой отечественной войны....

Северный олень- символ жизни Заполярья..

Основная цель : исследовать биологические черты дикого северного оленя в условиях Крайнего Севера, понять место данного вида в жизни народов Севера и экосистеме тундры.на уроке материал может ра...

Буклет краткосрочной профильной смены ГОБООУ ЗСШИ "Тропинками Заполярья"

Буклет краткосрочной профильной смены ГОБООУ ЗСШИ туристско-краеведческой направленности "Тропинками Заполярья", созданный по итогам работы....