Использование технологии проблемного обучения на уроках ботаники
методическая разработка по биологии

Макарова (Коряковцева) Анна Михайловна

В данном материале приводится подборка проблемных задач и вопросов по ботанике

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование  технологии проблемного обучения на уроках ботаники.

«Обучать ребенка - значит не давать ему нашей истины,

но развивать его собственную истину до нашей,

иными словами, не навязывать ему нашего мира,

созданного нашей мыслью, но, помогать ему,

перерабатывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир».

П.П. Блонский

         Проблемное обучение является одним из видов развивающего обучения.  Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Цель проблемно–развивающего обучения: формирование универсальных учебных действий, развитие теоретического мышления, познавательной активности, любознательности, эрудиции, творческого мышления и других личностно значимых качеств.

В чем состоит суть проблемной ситуации?

 В ней содержится неизвестное (это может быть новое усваиваемое отношение, способ или условие действия). Думается, что сам факт столкновения с трудностью, невозможностью выполнить предложенное задание с помощью имеющихся знаний и способов действия рождает потребность в новом знании. Эта потребность и является основным условием возникновения проблемной ситуации.

Уроки с применением технологии проблемного обучения всегда проходят успешно. Но, хочу отметить, что применение  проблемного подхода на уроках биологии имеет свои трудности.

Требуется большее количество времени, чем при «традиционном» изложении материала учителем. Ученик должен обладать определённой системой знаний,  поскольку отсутствие их не позволит ему успешно обсуждать поставленную проблему. Учитель должен постоянно повышать свою эрудицию, быть оперативным в работе в целом и на уроке в частности.

         При проблемном обучении, у обучающихся формируется умение творчески, нестандартно решать поставленные задачи. При реализации проблемного подхода большинство обучающихся проявляют больший интерес к изучению предмета, что позволяет вывести их на уровень проектов, олимпиад.

          Активная мыслительная работа ученика на уроке, познавательная самостоятельность - залог успешного обучения. Основными приемами, стимулирующими познавательную активность обучающихся, можно считать создание на уроках проблемных ситуаций. Они являются эффективным средством развития творческих способностей учащихся и позволяют решить на уроках ряд конкретных дидактических задач: закрепить знания школьников по определенной части темы; повысить интерес к изучаемому предмету; создать стимул к самостоятельному приобретению дополнительных знаний по теме; научить работать в коллективе.                                                                            Проблемные вопросы позволяют применять такие методические приемы, как поиск способов разрешения противоречия, изложения различных точек зрения на один и тот же вопрос и с разных позиций, что побуждает учащихся делать сравнения, обобщения и выводы.

         Так, например, проблемные вопросы и задачи по ботанике.

Тема «Вегетативное размножение растений»

1. Было время, когда в Австралии не произрастал клевер. Потом туда завезли семена и посеяли клевер. Он рос и цвел хорошо, но плодов и семян не давал. Затем в Австралию завезли шмелей, и растение стало плодоносить. Почему?

 Ответ.

1.Плод у растения образуется только после опыления.                                                                 2.Плоды у клевера начали образовываться только после посещения цветков шмелями                     (клевер – насекомоопыляемое растение).                                                                                   3.Насекомые, перелетая с цветка на цветок, переносят на своем теле пыльцу и опыляют цветки.

2. Объясните, почему большинство видов цветковых растений размножаются как семенным, так и вегетативным способами, а не каким-то одним. Почему?

3. Один юный садовод решил размножить землянику корневищами. Как вы думаете, добьется ли он успеха и почему?

4. Семена многих цветковых растений могут оказаться очень далеко от того растения, на котором они образовались. Как вы думаете, каким образом это возможно?

5. Подруги увлеклись цветоводством. Наташа хотела, чтобы у неё была такая же фиалка, как у Ольги. Она попросила у подруги семена этой фиалки. Но Ольга ответила, что можно получить такое же растение не из семян. Как вы думаете, что предложила Ольга своей подруге?

6. Почему у заборов чаще всего растут растения, семена которых распространяются ветром? 

Тема «Основные отделы растений»

1.Взрослое мужское растение мха кукушкиного льна обычно выше, чем женское растение. Как вы можете объяснить подобный факт?

2. Красные водоросли произрастают на глубине 200–250 м, где бурые и зеленые водоросли расти, уже не могут. Как глубоководные водоросли выживает в таких условиях, где едва пробивается солнечный свет?

3. В каком лесу (сосновом или еловом) мы найдем большее количество видов травянистых растений и животных? Почему?

4. Почему наибольшее разнообразие и изобилие папоротников характерно для влажных тропических лесов?

5. Известно, что папоротники могут жить в более засушливых местах, чем мхи. Как можно объяснить это отличие между растениями?

6. Цианобактерии нередко называют сине-зелеными водорослями. Почему?

7. В лесу произрастало много папоротников, однако после его вырубки растения исчезли. Почему?

8. Правда ли, что в ночь на Ивана Купалу можно найти клад с помощью цветка папоротника?

9. Экспедиция Беринга подходила к концу, но болезнь наступала на всех — расшатывались и выпадали зубы. Большая часть экипажа погибла, погиб и Витус Беринг. В живых осталась группа, которая по совету ботаников стала употреблять и пишу водоросли. Что спасло людей?

10. В 1919 году на севере Советской республике, в Олонецкой губернии, наступали белогвардейские банды и англо-американские интервенты. Раненых красноармейцев было много, но не было ни ваты, ни бинтов, ни йода. На бинты рвали белье. Врач С. А. Новотельнов организовал заготовку сфагнума, которым и спас положение. Объясните почему?

Тема “Значение воды в жизни растения. Экологические группы растений”.

1. У водяного ореха чилима под водой образуются тяжелые плоды. Почему они не могут потопить растение? (Образуются вздутия – своего рода “спасательные пояса”, наполненные воздухом, увеличивается объем подводной части растения, уравновешивая плод в воде).

2. Эвкалипт – самое высокое дерево, но под ним не бывает тени и никогда не растет трава, а в августе вся кора сбрасывается и ствол совершенно гол, в народе его называют “бесстыдница”. Почему? (Эвкалипт – живой “насос”. Листья расположены ребром к солнцу, не нагреваются, а устьица открыты круглосуточно. Листья не дают тени. Земля под деревом сухая, а травы не могут расти без влаги. Древесина по мере роста дерева увеличивается быстрее, чем кора. Последняя поэтому разрывается и падает).

Тема «Жизненные формы растений».

1.Пижма - это высокие растения, в высоту могут достигать до одного метра, а черника — кустарничек высотой до 15-40 см, с гладкими остро ребристыми зелеными ветвями. Почему низкорослую чернику относят к кустарничкам, а пижму к травам?

Тема «Цветок. Плод».

1.Предположим, что цветки данного растения опыляются животным, не различающим цвета. Какие особенности должно иметь это растение?

2. Предположим, что цветковые растения потеряли способность к распространению своих семян. Семена начали падать под «родительские» растения и там прорастать. К каким последствиям это могло бы привести и почему?

3. Один из сотрудников радиостанции на берегу Северного Ледовитого океана обнаружил семя тропического растения — энтады. Семя было величиной с десертную тарелку, с толстыми покровами и обладало хорошей плавучестью. Как оно могло попасть на берег Северного Ледовитого океана?

4. Почему на планете мало цветов с красной окраской?

5. Почему деревья, растущие на открытых пространствах, вступают в пору плодоношения раньше по сравнению с теми, что растут в лесу?

Тема «Корень»

1. В книге «Жизнь растения» К. А. Тимирязев пишет: «Природа здесь прибегла к уловке Корень при возможно малой затрате строительного материала в состоянии обежать большее число частиц почвы, прийти с ней в возможно тесное прикосновение...» О какой уловке говорит Тимирязев? При помощи чего корень в состоянии «обежать большее число частиц почвы»?

Тема «Фотосинтез»

1. «Ни один растительный орган, — писал К. А. Тимирязев, — не испытывал на себе человеческой несправедливости в такой степени, как лист... До конца прошлого столетия... лист продолжал пользоваться легкомысленной славой пышного, но бесполезного наряда». Защитите лист.

2. В опыте лист растения смазали вазелином. Несмотря па то, что этот лист хорошо освещался солнцем, органические вещества в нем не образовались. Объясните результаты опыта.

3. На Крайнем Севере, в условиях полярной ночи и вечной мерзлоты, в теплицах выращивают огурцы и помидоры. Кругом снег, а в темноте зреют плоды. Каким образом создаются необходимые условия для выращивания данных овощей?

5. Одна богатая лондонская дама, узнав о том, что растения очищают воздух, велела слугам перенести из зимнего сада в ее спальню, которая не проветривалась, пять самых больших кадок с тропическими растениями. Утром дама проснулась с головной болью. После этого она стала утверждать, что растения не очищают, а, наоборот, портят воздух. Как бы вы объяснили этой даме ее ошибку?

6. К. А. Тимирязев писал: «Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, что бы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно,— он решит, что вы над ним смеетесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растении». Объясните суть высказывания ученого.

7. Весной около корней лиственных деревьев можно заметить растения с чешуйчатыми листьями, лишенными хлорофилла. Если раскопать немного землю, обнажив корни, то можно убедиться, что это растение имеет присоски, которыми прикрепляется к корням лиственных деревьев. Растение называется «петров крест». Как же данное растение питается, если оно лишено хлорофилла?

8. «В весенний день мальчишка злой пронзил ножом кору, и капли сока, словно слезы, текли прозрачною струей». Откуда весной взялся сладкий сок у березы? Ведь листьев, где образуется сахар в процессе фотосинтеза, нет. Почему автор приведенных строк Ф. Сологуб сравнивает капли сока со слезами? Какие отрицательные для рева последствия могут иметь нанесенные ему раны?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания

Статья содержит материал из опыта работы по практическому применению технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания в средней школе. При...

Обобщение актуального педагогического опыта по теме "Использование технологии проблемного обучения на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся "

Актуальный педогогический опыт расскрывать роль технологии проблемного обучения в современном образовательном процессе....

Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению

             Стандарт второго поколения определяет главные цели и задачи современного педагога - построение  образовательного ...

Использование технологии проблемного обучения на уроках английского языка

Данная статья посвящена проблемному обучению детей, их способности добывать знания самостоятельно.Таким образом, проблемное обучение учит детей добывать знания самостоятельно. Иными словами проблемное...

Использование технологии проблемного обучения на уроках ИЗО

Включает теоретическое обоснование использования технологии и описание практического опыта работы. Включает методическую разработку урока....

Актуальный педагогический опыт: «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся»

Материал содержит информацию об использовании проблемного обучения на уроках русского языка и литературы для формирования коммуникативной компетенции?  комплекс педагогических условий, обеспечива...

Использование технологии проблемного обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС

В этом материале представлены методы и приемы, используемые при технологии проблемного обучения на уроках химии....