Применение кейс-технологий на уроках биологии для обучающихся с ОВЗ ( из опыта работы
методическая разработка по биологии

Юсупова Надежда Николаевна

Использование электронных средств обучения на уроках биологии способствует реализации принципа наглядности в обучении и значительно увеличивает доступность объяснений, что будет достигнуто обеспечением достаточного количества разнообразного информационно-наглядного материала. При этом объекты набора сочетают простоту использования всех элементов электронных средств обучения на уроках с высоким уровнем интерактивности. Но несмотря на это, компьютер со всеми его возможностями, не является единственно правильным методом образовательного процесса. Только в разумно дозированных пределах, в совокупности с иными формами и методами образования, можно достичь высоких результатов в географическом и  биологическом образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_sovrem_ped_tehnologii.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Н.Н.Юсупова,учитель биологии

ГБОУ школа 656( коррекционная )

 Курортного района

Санкт-Петербург

Методическая разработка

для учителей биологии

Применение кейс-технологий на уроках биологии

 для обучающихся с ОВЗ

 ( из опыта работы).

В современном образовательном пространстве широко применяется деятельностный подход как педагогическая технология.

 Использование электронных средств обучения – это один из современных педагогических технологий ,своего рода кейс-технологии, программные средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения средствами информационно-коммуникационных технологий, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Использование электронных средств обучения в образовательном процессе::

  • направлены на повышение эффективности и качества обучения учащихся.
  • влияет на формы и методы представления учебного материала, характер взаимодействия между обучаемым и педагогом, и, соответственно, на методику проведения занятий в целом.
  • не заменяют традиционные подходы к обучению, а значительно повышают их эффективность.
  •  Главное для педагога – найти соответствующее место для данной формы занятий в образовательном  процессе.
  • Повышена эффективность и качество процесса обучения по географии и  биологии.
  • Повышен познавательный интерес учащихся к изучению биологии путем максимальной визуализации явлений и понятий, созданы условия для самостоятельных исследований явлений и законов в виртуальной лаборатории; заложены условия для формирования навыков самостоятельного обучения.
  •  Повышена личностная ориентация учебного процесса за счет индивидуализации  обучения учащихся.
  •  Снижены затраты на организацию и проведение учебных мероприятий за счет:

• переноса части рутинных функций с преподавателей на средства компьютерной поддержки процесса обучения (упрощение изложения базового учебного материала, подбора и предъявления иллюстративного ряда на уроках, возможность упрощенной подготовки и проверки контрольных заданий, подготовки авторских уроков в компьютерном классе и др.);
• снижения нагрузки на средства материально-технического обеспечения учебного процесса (таблицы и коллекции предметного кабинета).

 На уроках биологии считаю целесообразным использовать электронные средства обучения для мотивации учебной деятельности, при изучении нового материала, закреплении пройденного материала, развитии творческих способностей учащихся по предмету.    Я считаю, что электронные средства обучения на уроках географии и биологии можно использовать несколькими способами:

Во-первых, учитель может вести урок на основе содержания цифровых образовательных ресурсов, а на экране отображаются все необходимые элементы, описанные в методических рекомендациях. При работе в компьютерном классе учитель организует работу учеников с интерактивными объектами, схемами, аудио- и видеоматериалами, тренажерами и электронными тестами, осуществляя контроль с помощью своего компьютера; организует работу учеников с коллекциями и электронными энциклопедиями.

         Я пользуюсь такими электронными программами как: «Человек и его здоровье», «Биология. Генетика», «1С Репетитор», «Атлас анатомии человека».. По предмету география мною в преподавании ранее использовалась программа «География 7»; учебные диски - «Туристический атлас мира », «Страны мира – энциклопедия путешественника».

          Электронные средства обучения не заменяют, но существенно дополняют школьные учебники по биологии. База электронных программ по биологии, дополняет и расширяет возможности методического аппарата действующих учебников. Включение электронных средств обучения в образовательный процесс позволяет осуществлять контроль усвоения знаний как в ходе закрепления знаний на отдельном уроке, так и по окончанию изучения всей темы или раздела.

Во-вторых, учитель может самостоятельно разработать урок, используя готовые блоки электронных ресурсов. В своей практике преподавания биологии и географии я использую следующие электронные возможности:

 Информационные материалы. Эта группа элементов включает в себя наглядные материалы различных типов. Примером таких форм могут служить - фотографии и рисунки, рисунки-реконструкции, изучаемых объектов, процессов и явлений, портреты учёных. . Ряд иллюстраций может сопровождаться пояснительным текстом. Данные изображения могут быть использованы на разных этапах обучения и в разных технологических приёмах:

 • При подготовке презентаций учителем для объяснения учебного материала. Фотографии и рисунки сделают более разнообразным видеоряд, давая возможность для проведения сравнительных характеристик. При этом, используя возможности инструментария Power Point, учитель может вносить свою корректировку в выбираемые объекты: делать необходимые на его взгляд подписи, вырезать части фотографий или, наоборот, составлять комбинации из нескольких иллюстраций.

• Использовать презентации с фотографиями и рисунками для закрепления материала. Это могут быть те же иллюстрации, но уже без подписей или с частично убранными подписями; здесь можно проводить сравнение нескольких объектов изучения.

          Презентация позволяет создавать новый, иногда отсутствующий и в учебниках, но нужный для учащихся материал. В презентациях логично использовать схемы, графики и таблицы, они способствуют обобщению полученных знаний. Схемы и таблицы акцентируют внимание на определённом моменте изучаемого материала и могут служить опорными конспектами при изложении учебного материала учителем. А также данные виды изображений могут быть использованы при самостоятельной работе учащихся с учебниками для структурирования изучаемого материала. Считаю, что электронные средства обучения можно использовать в организации самостоятельной работы учащихся вне урока, что способствует выстраиванию индивидуальных траекторий движения в учебном предмете.

Используя возможности программы “Microsoft Office 2007 Power Point” мною были подготовлены презентации по различным тема. В-третьих, сам ученик может организовать самостоятельную познавательную деятельность, которая в данном режиме действует как программированное обучение; на этапе тренинга и контроля программа предлагает ему задания по поиску новой информации в учебнике или систему подводящих вопросов для совершения следующего шага; а так же самостоятельную работу с электронными тестами. Наиболее важным является факт, самостоятельного получения знаний учащимися и как следствие – повышения их познавательной мотивации.

          Использование электронных средств обучения по географии и   биологии обеспечивает:

1. Расширение и углубление знаний и умений по биологии за счет возможности и моделирования, имитации изучаемых и явлений, организации экспериментально – исследовательской деятельности.

2. Повышение мотивации обучения за счет компьютерной визуализации изучаемых объектов и закономерностей, возможности управления изучаемыми объектами, ситуацией, самостоятельного выбора форм и методов обучения.

3. Индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения за счет реализации возможностей интерактивного диалога, самостоятельного выбора режима учебной деятельности, организационных форм и методов обучения.

4. Расширение сферы самостоятельной деятельности учащихся (как индивидуальной, так и групповой, коллективной) за счет возможности организации разнообразных видов учебной деятельности (экспериментально-исследовательской, учебно-игровой и т.д.).

5. Формирование информационной культуры учащихся.

          В итоге отмечу, использование электронных средств обучения на уроках биологии способствует реализации принципа наглядности в обучении и значительно увеличивает доступность объяснений, что будет достигнуто обеспечением достаточного количества разнообразного информационно-наглядного материала. При этом объекты набора сочетают простоту использования всех элементов электронных средств обучения на уроках с высоким уровнем интерактивности. Но несмотря на это, компьютер со всеми его возможностями, не является единственно правильным методом образовательного процесса. Только в разумно дозированных пределах, в совокупности с иными формами и методами образования, можно достичь высоких результатов в географическом и  биологическом образовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание слайд - фильма в Киностудии Windows Live. Проект: «Поздравление классному руководителю ко дню учителя». Урок информатики с применением кейс - технологии

Урок информатики на тему «Создание слайд - фильма в Киностудии WindowsLive. Проект: «Поздравление классному руководителю ко дню учителя».  Используемые технологии: метод проектов  с исполь...

Применение кейс-технологий на уроках информатики и ИКТ

Выступление на педсовете (тема: "Применение кейс-технологий на уроках информатики")...

мастер-класс "Применение кейс-технологии как метода проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Опыт применения проблемного метода обучения, в частности, использование кейс-технологии на уроках русского языка и литературы. Выступление на областном семинаре учителей русского языка и литературы 03...

Урок с применением кейс-технологии "What’s more dangerous: earthquake or flood?"

Урок обобщения и углубления знаний по теме "Natural disasters" c применением кейс-технологии. Разработка включает в себя цели, тип, ход урока, содержание кейса, рекомендации педагогу....

Применение кейс-технологии на уроках математики при изучении раздела «Многогранники».

Учение только тогда становится радостным и привлекательным, когда ученики сами учатся: проектируют, конструируют, исследуют, открывают, т.е. познают мир в полном смысле этого слова. Познание через нап...

Социализация обучающихся с ОВЗ на уроках истории и обществознания с применением кейс-технологий

Презентация "Социализация обучающихся с ОВЗ на уроках истории и обществознания с применением кейс-технологий" рассматриваетиспользование методовданной технологии....

Применение кейс-технологии на уроках истории ( из опыта работы)

Кейс-технологии как один из новых методов современной школы. Его применение и достоинства методов ситуационного анализа и ситуационно-ролевых игр....