Рабочая программа по биологии 5 кл Пасечник - 1ч.
рабочая программа по биологии (5 класс)
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы курса «Биология» В Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2015 г. в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
Положением о рабочей программе АОУ школы №11.
В соответствии с учебным планом школы предусмотрено _1_учебный час в неделю на изучение предмета « Биология» в __5_ классе, соответственно ___33_ часа в учебном году.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения биологии в 5 классе обучающиеся научатся:
1. - осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3. – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4. – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
5. – понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
К концу обучения в 5 классе обучающиеся получат возможность научиться:
проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
- приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп)
- выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания;
типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
В результате освоения основной образовательной программы среднего общего образования учащиеся достигают личностных, метапредметных и предметных результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
b-5_aou_drofa.docx | 37.84 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. ДОЛГОПРУДНОГО
АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.ДОЛГОПРУДНОГО СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11
(АОУ ШКОЛА №11)
«УТВЕРЖДАЮ»
директор АОУ школы №11
_________________ Арапиди М.А.
“ ___ ” ____________ 2019 г.
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по биологии
5 б,в,г классы
Составитель: Иванова Л.А.,
учитель высшей квалификационной категории
2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы курса Биология В Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2015 г. в соответствии с:
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Положением о рабочей программе АОУ школы №11.
В соответствии с учебным планом школы предусмотрено _1_учебный час в неделю на изучение предмета « Биология» в __5_ классе, соответственно ___33_ часа в учебном году.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения биологии в 5 классе обучающиеся научатся:
1. - осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3. – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4. – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
5. – понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
К концу обучения в 5 классе обучающиеся получат возможность научиться:
проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
- приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп)
- выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания;
типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
В результате освоения основной образовательной программы среднего общего образования учащиеся достигают личностных, метапредметных и предметных результатов.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Биология.
Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
Введение (6 часов)
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Практические работы
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Раздел 1. Клеточное строение организмов (7часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ним. Изучение клеток растений с помощью лупы.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.
Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи..
Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (9 часов)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные работы
Строение плодовых тел шляпочных грибов.
Строение плесневого гриба мукора.
Строение дрожжей
Раздел 3. Царство Растения (12 часов)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе ижизни человека.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные работы
Строение зеленых водорослей
Строение мха (на местных видах).
Строение спороносящего хвоща.
Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Строение спороносящего папоротника
Основное содержание программы
- соответствует содержанию, изложенному авторами программы , автора Пасечник В.В., Биология. 5-9 классы: Рабочие программы :учебно методическое пособие/сост. Г.М. Пальдева- 4-е изд.,стереотип.- М. : Дрофа, 2015. -382, 2с. ФГОС стр 244-249
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы/раздела | Количество часов | Кол-во контр., лаборатор., практич. работ |
1 | Введение | 6 | 2+1 |
2 | Раздел 1. Клеточное строение организмов | 7 | 5 |
3 | Раздел 2. Царство бактерии | 3 | |
4 | Раздел 3. Царство Грибы | 6 | 3 |
5 | Раздел 4. Царство Растения (12ч) | 11 | 6 |
6 | Итого | 33 | 14лаб. работ 3 прак.раб |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Сроки изучения | |||
План | Факт 5б | Факт 5в | Факт 5г | ||
Введение (6 ч) |
| ||||
1(1) | Биология — наука о живой природе Пр.р. №1-2 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений» | 1неделя | |||
2(2) | Методы исследования в биологии | 2неделя | |||
3(3) | Разнообразие живой природы. | 3неделя | |||
4(4) | Среды обитания живых организмов | 4неделя | |||
5(5) | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | 5неделя | |||
6(6) | Обобщающий урок по теме «Введение» Экскурсия. Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных | 6 неделя | |||
Клеточное строение организмов (10 ч) | |||||
7(1) | Устройство увеличительных приборов Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.» Л.р.№2 «Изучение клеток растения с помощью лупы.» | 7неделя | |||
8(2) | Строение клетки | 8неделя | |||
9(3) | Л.р.№3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.» | 9неделя | |||
10(4) | Пластиды Л.р.№4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.» | 10 неделя | |||
11(5) | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества Л.р.№5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.» | 11неделя | |||
12(6) | Жизнедеятельность клетки, поступление веществ в клетку( дыхание, питание) | 12неделя | |||
13(7) | Жизнедеятельность клетки, ее рост | 13неделя | |||
14(8) | Деление клетки | 14неделя | |||
15(9) | Ткани Л.р.№6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.». | 15неделя | |||
16(10) | Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов» | 16неделя | |||
Царство Бактерии (3 ч) | |||||
17(1) | Строение и жизнедеятельность бактерий | 17неделя | |||
18(2) | Роль бактерий в природе и жизни человека | 18неделя | |||
19(3) | Обобщающий урок по теме «Царство Бактерии» | 19неделя | |||
Царство Грибы (5 ч) | |||||
20(1) | Общая характеристика грибов | 20неделя | |||
21(2) | Шляпочные грибы П.р.№3 «Строение плодовых тел шляпочных грибов. | 21неделя | |||
22(3) | Плесневые грибы и дрожжи Л.р.№7-8 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.». | 22неделя | |||
23(4) | Грибы-паразиты | 23неделя | |||
24(5) | Обобщающий урок по теме «Царство Грибы» | 24неделя | |||
Царство Растения (10 ч) | |||||
25(1) | Разнообразие, распространение растений | 25неделя | |||
26(2) | Водоросли Л.р.№9 «Строение зеленых водорослей.» | 26неделя | |||
27(3) | Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей | 27неделя | |||
28(4) | Лишайники | 28неделя | |||
29(5) | Мхи Л.р.№10 «Строение мха (на местных видах).» | 29неделя | |||
30(6) | Плауны, хвощи, папоротники. Л.р.№11 « Строение спороносящего хвоща» Л.р.№12 «Строение спороносящего папоротника | 30неделя | |||
31(7) | Голосеменные растения Многообразие голосеменные растения Л.р.№13 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)» | 31неделя | |||
32(8) | Покрытосеменные растения Л.р.№14 «Строение цветкового растения» | 32неделя | |||
33(9) | Происхождение растений. Обобщающий урок по теме «Царство Растения» | 33неделя |
СОГЛАСОВАНО : СОГЛАСОВАНО :
Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР
_____________ Иванова Л.А. _____________ Золотова Н.П
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...
Рабочая программа по биологии по Пасечнику В.В.
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы В.В. Пасечника по 6 классу ФГОС...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии (по Пасечнику)
Исходными документами для составления рабочей программы являются:Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1087 от 05.03....
Рабочая программа по биологии 8 класс. УМК В.В Пасечник (Биология. Человек)
Рабочая программа по биологии 8 класс. УМК В.В Пасечник (Биология. Человек) Д.В.Колесов. Р.Д.Маш, И.Н. Беляев 68 часов...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...