Формирование ценностных отношений к природе в практике обучения биологии
статья по биологии
Перед школьным биологическим образованием, в связи с новым уровнем развития и новыми проблемами биологической науки, ставятся новые задачи. На первое место выходит формирование моральных ценностей человека, воспитание личностных качеств, саморазвитие и самосовершенствование.
За последние годы весь мир охватило стремительно развивающееся движение за охрану природы. Перед каждым жителем планеты встал вопрос о том, как должен относиться человек к окружающей среде. Чтобы воспитать ответственное, бережное отношения к природе у школьников необходимо формировать у них экологическую культуру.
В статье указаны основные принцыпы экологического образования школьников,виды деятельности, которые могут привлечь внимание учащихся к охране природы и формирования у них экологического мышления. А также говорится о том , что для формирования ценностного отношения к природе у учащихся необходимо содействовать развитию у детей познавательного интереса, эстетического и эмоционального восприятия природы, формировать у школьников природосообразное понимания мира и экологическое мировоззрение. При раскрытии экологических проблем в учебном процессе важно установить взаимосвязь краеведческого, национального и глобального уровней. Также важно постоянно приобщать учащихся к экологической культуре и к деятельности экологического характера. Они должны получить возможность применить свои знания на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические основы формирования ценностных отношений к природе в практике обучения биологии
Перед школьным биологическим образованием, в связи с новым уровнем развития и новыми проблемами биологической науки, ставятся новые задачи. На первое место выходит формирование моральных ценностей человека, воспитание личностных качеств, саморазвитие и самосовершенствование.
За последние годы весь мир охватило стремительно развивающееся движение за охрану природы. Перед каждым жителем планеты встал вопрос о том, как должен относиться человек к окружающей среде. Чтобы воспитать ответственное, бережное отношения к природе у школьников необходимо формировать у них экологическую культуру.
Основные принципы экологического образования школьников:
- систематичность и непрерывность изучения экологического материала;
- использование междисциплинарного подхода в формировании экологической культуры;
- единство эмоционально-волевого и интеллектуального начал в деятельности учеников по изучению и улучшению природной среды;
- взаимосвязь краеведческого, национального и глобального уровней в раскрытии экологических проблем в учебном процессе.
Ценностно-ориентационная деятельность предоставляет большую свободу выбора. Ни одна идея не может быть внедрена в сознание личности насильственно, без внутреннего принятия. Принуждение должно быть исключено в любых его формах. Также ценностно-ориентационная деятельность не может быть продолжительной. Ученики должны уходить от учителя с вопросами, на которые они могут получить ответы сами, обратившись к различным источникам, или с помощью педагога, обращающегося, при подготовке к встрече с детьми, к научной литературе.
Изучение биологического разнообразия на уроках биологии имеет большое значение в процессе формирования у школьников ценностного отношения к природе. В понятие о биологическом разнообразии входят не только научные компоненты (разнообразие экосистем, популяций, видов и генов), но и ценностно-нормативные аспекты. Благодаря этому изучение биоразнообразия на уроках биологии закладывает основы эмоционально-ценностного отношения к природе, а значит, придаёт ценностный смысл содержанию школьной биологии.
Обучение биологии в школе должно быть тесно связано с природоохранным просвещением учеников и деятельностью учащихся по охране природы. Чтобы научиться ценить природу, понимать ее и беречь природные богатства, заботиться о растениях и животных недостаточно одних знаний. Необходимы практические умения и навыки, которые школьники могут приобрести в процессе природоохранной деятельности. Существуют различные виды деятельности, которые могут привлечь внимание учащихся к охране природы, например:
- исследовательская работа школьников по проблемам охраны природы;
- сотрудничество образовательных учреждений с общественными организациями природоохранной направленности;
- экологические тропы;
- природоохранная пропаганда;
- массовая работа природоохранной направленности (посадку деревьев и кустарников, развешивание скворечников, кормушек);
- природоохранные учебные проекты.
Учащимся необходимо получать опыт применения полученных ими знаний в реальной жизни. Для этого отлично подходит внеклассная деятельность по природоохранным учебным проектам, к тому же она способствует воспитанию у школьников бережного отношения к природе. Такие учебные проекты могут быть индивидуальными, групповыми или массовыми.
Знания о глобальных катастрофах не способствуют формированию у школьников чувства сопричастности к разрешению рассматриваемых вопросов. Они не понимают своей роли в природоохранной деятельности, не связывают данные проблемы с личными практическими действиями, поэтому необходимо акцентировать внимание на экологических проблемах региона, в котором проживают дети с учетом возможности их личностного вклада в разрешение данной ситуации. Понимание причин и следствий региональных экологических проблем, определение своей роли в природоохранной деятельности способствует проявлению эмоций у учащихся по отношению к объектам природы, собственной сопричастности к их охране.
Поступок – это качественный показатель уровня экологической ответственности личности, степень готовности человека к позитивному деятельному отношению к объектам природы, требующим непосредственного внимания и порой в ущерб собственному благополучию.
Невозможно сформировать экологическое мышление без овладения тремя блоками знаний: о биологических системах, среде обитания и взаимовлиянии факторов среды и систем.
Основные виды деятельности, необходимые для формирования экологического мышления:
- выбор наиболее эффективных способов решения экологических задач и зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результатов деятельности человека;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении экологических проблем;
- прогнозирование конечного результата;
- выдвижение гипотезы и выбор из множества возможных вариантов наиболее приемлемого;
- установление причинно-следственных связей.
Качества личности, без которых невозможно формирование экологического мышления:
- знания из смежной дисциплины (биологические, физические, химические, математические и др.);
- умения выявлять причинно-следственные отношения между природными и антропогенными явлениями;
- моделирование экологических ситуаций;
- умение оценивать явления антропогенного характера с позиции приоритета общественных интересов над другими.
Таким образом формирование экологического мышление требует не предметного обучения, а проблемного обучения. Для формирования ценностного отношения к природе у учащихся необходимо содействовать развитию у детей познавательного интереса, эстетического и эмоционального восприятия природы, формировать у школьников природосообразное понимания мира и экологическое мировоззрение. При раскрытии экологических проблем в учебном процессе важно установить взаимосвязь краеведческого, национального и глобального уровней. Также важно постоянно приобщать учащихся к экологической культуре и к деятельности экологического характера. Они должны получить возможность применить свои знания на практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/09/picture-140839-1352473519.jpg)
Интерактивные стратегии обучения как средство формирования ценностного отношения к здоровью на уроках обществознания
Данная методическая разработка дает представление о формировании ценного отношения к здоровью в рамках реализации интерактивных стратегий обучения на уроках обществознания. Знакомит с конкретними мето...
Формирование гуманистического отношения к природе у школьников средней и старшей ступени в процессе изучения биологии
Работа раскрывает важность воспитания у детей средней и старшей школы гуманистического отношения к природе....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/05/picture-692026-1446740879.jpg)
Интенсификация урока и формирование ценностного отношения к здоровью в условиях личностно-ориентированного обучения
В работе отражаются проблемы на пути современного образования. раскрывается вопрос соотношение здороья и обучения....
Формирование ценностного отношения к природе у обучающихся объединения «Юный натуралист»
Одним из направлений духовно-нравственного развития и воспитанияобучающихся является разработка и совершенствование теоретических ипрактических основ экологического образования, направленных наформиро...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/01/picture-19663-1541090866.jpg)
Формирование эмоционально – ценностного отношения к природе и экологической культуры на уроках обществознания.
Три главных правила экологической морали.1. Я лично несу ответственность за сохранение природы.2. Я не причиню...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/01/picture-19663-1541090866.jpg)
Формирование эмоционально-ценностного отношения к природе и экологической культуры на уроках обществознания
Три главных правила экологической морали.1. Я лично несу ответственность за сохранение природы.2. Я не причиню...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/08/picture-1442380-1670502554.jpg)
Статья на тему: " Формирование у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к природе родного края посредством организации тематических экскурсий на уроках окружающего мира".
Экологическая пpoблeмa взaимoдeйствия чeлoвeкa и пpиpoды, a тaкжe влияния чeлoвeкa нa oкpужaющую сpeду пpинялa oгpoмныe мaсштaбы. В услoвиях глубoкoгo экoлoгичeскoгo кpизисa усиливaeтся знaч...