Организация работы с одаренными детьми на уроках биологии
статья по биологии

В статье представлен опыт работы по выявлению и поддержке обучающихся проявивших способности в изучении биологии. Организация проектной и исследовательской работы с одаренными детьми, описаны наиболее интересные проекты, направленные на формирование и развитие  познавательных, творческих способностей обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kimsas.docx31.88 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы с одаренными детьми на уроках биологии

Т. В. Кимсас

Учитель биологии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 »с. Дивное

(посмотреть как у Светы)

Аннотация. В статье представлен опыт работы по выявлению и поддержке обучающихся проявивших способности в изучении биологии. Организация проектной и исследовательской работы с одаренными детьми, описаны наиболее интересные проекты, направленные на формирование и развитие  познавательных, творческих способностей обучающихся.

Ключевые слова:  проектная деятельность, исследовательская деятельность, одаренные дети,  экскурсия, проект.

Annotation. The article presents the experience to identify and support students who have shown ability in learning biology. Organization of project and research work with gifted children, describes the most interesting projects aimed at the formation and development of cognitive and creative abilities of the students.

Key words: project activities, research activities, gifted children, excursion, project.

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.

А.Н.Колмогоров

В 2016 году в  ежегодном Послании к Федеральному Собранию В. В. Путин отметил: «В основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип: каждый ребёнок, подросток одарён, способен преуспеть и в науке, и в творчестве, и в спорте, в профессии и в жизни» [1].            Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Президентская программа «Дети России».

Моя задача как педагога на уроках биологии и во внеурочной деятельности состоит не только в томчтобы дать необходимые знания по предметуно и  максимально способствовать выявлениюразвитию и поддержке талантливых учащихсяа также детейпроявивших выдающиеся способности по предметусоздавая вокруг них атмосферу заинтересованности и успеха.
Выявление мною на уроках  биологии одаренных детей происходит постепенно из урока в урок, и занимает  большой промежуток времени, я  анализирую деятельность обучающихся на уроках, кругозор ребенка в изучаемом предмете, его заинтересованность, желание в изучении дополнительной литературы по предмету. На уроках вместе с учениками веду индивидуальные карты личностного роста , в которых отражаются успехи в изучении предмета. С учащимисякоторые показывают хорошие знания и проявляют  интерес к изучению  биологии, провожу   дополнительные занятия, на которых готовимся к конкурсам, олимпиадам. Отдельно мною ведутся занятия по интересам, в большинстве случаев обучающиеся проявляют интерес к отдельным разделам биологии, поэтому ученики объединяются мною в группы. Группа ботаников, группа зоологов.  На дополнительных занятиях с одаренными детьми мною создается на каждого обучающегося индивидуальный планИндивидуальный  план может охватывать разные  временные периодыВажным моментом в подготовке индивидуального плана является участие  ученика в его разработкеопределяет для себя основные цели в изучении,  как отдельных темтак и предметной области в  в целом. Ставит перед собой задачи. Вместе с учеником выбираем средства и способы деятельностисогласовываем контроль и оценку деятельностиПосле того как план составлен приступаем к его реализации с подведением итогов работыГлавная цель при выполнении индивидуального плана – это результатРезультат может быть представлен в виде защиты реферата или проектаучастие в предметной олимпиадешкольной  конференции проектных и исследовательских работ и тд., что помогает развивать в ребенке чувство успешности.
В результате данной деятельности обучающиеся получают знания,  выходящие за рамки учебного предмета.

На учебных занятиях и во внеурочное время   я  использую  такие формы работы как:
• Индивидуальный подход , 

  дифференцированное обучение
Очень
 хорошо себя зарекомендовала в повышении  заинтересованности, развитии кругозора, самостоятельности  такая форма работы как проектно -  исследовательская деятельностьДанная форма работы не ограничивается рамками урока,  а плавно переходит во внеурочную работу по предмету.
Метод
 проектов,  используемый,  мною на уроках и во внеурочной деятельности дает сильный толчок к активизации познавательного интереса учащихсяразвитию их творческих способностейПредлагая детям (по желаниюработу над проектами можно уже на первых порах выявить интерес и мотивацию к изучению предмета.
Во время работы над проектом от обучающегося требуется показать не только ранее усвоенные знания и уменияно и умение добывать новую информациюставить перед собой задачии в ходе работы над проектом добиваться их выполненияОдаренные и высокомотивированные обучающиесякак правилос большим желанием работают над проектами. Именно желание узнать большестимулирует самостоятельную поисковую деятельность. В ходе работы обучающихся над проектами учитель видит умение владеть материалом по теме предмета: знание терминологии, понимании сущности явлений, процессов, т. е. все то, что отличает одаренного ребенка.
Работа над проектом делится на несколько стадий:
1Разработка проектного задания.
1.1 Выбор темы проекта.
1.2  Подготовка материалов к исследовательской работеформулировка вопросовна которые нужно ответитьвыбор информационных источников.
1
.3  Подведения итогов проектной деятельности.
2Разработка проекта.
3Оформление результатов.
4Презентация проекта.
5Рефлексия.
Обучающиеся
 представляют свои работы  на уроках биологиина школьной ежегодной конференции проектных и исследовательских работ.
Использование мною метода проектно – исследовательской деятельности в работе с одаренными детьми при изучении биологиипозволило моим ученикам  подготовить  и представить следующие  проекты :
1Исследовательский проект «Зависимость остроты зрения обучающихся от величины освещенности в школьных кабинетах».
2
Проекты видеофильмы «Физические упражнения во время уборки квартиры», «Школа и здоровье».
3
Роль вакцинации в жизни человека.
4
Рукокрылые Апанасенковского  района.
5
Комплексное исследование реки Калаус.
С
 каждым годом все большее число школьников  проявляет интерес к  олимпиадам и конкурсам по биологииЗа последние три года число детей участвующих в олимпиадах и конкурсах по биологии возрослоЯ считаючто причина  тому – целенаправленная работа  с  одаренными детьми.
Большой
 интерес у школьников  вызывают экскурсииИменно экскурсии позволяют выявить детейинтересующихся жизнью растений и животныхВо время предварительной подготовки к экскурсии одаренные дети изъявляют желание подготовить  опережающие заданиятаким образомэти дети  будут не только слушателямино и сами выступят в роли экскурсоводов.
На
 экскурсиях одаренные детикак правиловыполняют больший объем заданийболее широко  описывают те или иные процессы жизни в природерезультаты экскурсии у таких детей  научно обоснованыЭкскурсии в природу помогают обучающимся применять свои теоретические знания на практике.
Работа с одаренными детьми – это очень трудоемкий процесскоторый требует от педагога знаний в области психологииглубокие знания по предметусмежным дисциплинам.
Большое
 внимание я уделяю работе  с родителями по созданию условий успешности обучения одаренных обучающихсяВ первую очередьименно родителимотивируя ребенка к  деятельности и поддерживая его веру в успех помогая в развитии интересов и увлеченийспособствует развитию одаренности.

Литература

  1. Послание Президента Федеральному Собранию в 2016 [1].

  2. Интернет-ресурсы:  https://studfiles.net/preview/3302143/
  3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов –      технология комплексно-ориентированного образования. Самара,2006. Самара,2006.
  4.  Леонтович А.В. “Исследовательская деятельность учащихся” А. В. Леонтович, М., 2003. – 134 с. 6.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2011. – 192 с. – (Работаем по новым стандартам).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с одаренными детьми на уроках литературы

Описание работы учителя литературы с одаренными детьми....

Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время

Данная работа направлена на выявлениесторон детской одаренности и их использование для повышения образовательного процесса....

Организация работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности

Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Но есть вопрос вопросов: «Как работать на уроке с...

Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время

поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач системы образования, так как в современном обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, твор...

Выступление на педагогическом совете. Тема "Организация работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка"

Выступление на педагогическом совете. Тема "Организация работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка"ГБОУ ГО №1085...

Методическая разработка на тему: «Выявления одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры».

Социально-экономические условия в современном мире вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы для решении новых задач. Вопрос одаренности человека актуален...

Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры

Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры....