Работа с одаренными детьми на уроках биологии
статья по биологии по теме

Мешезова Ирина Хасановна

Игровые методы на уроках стимулируют познавательную деятельность учащихся и увеличивают качество усвоения учебного материала. Игровые приемы на уроках биологии можно использовать  на любом этапе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_priemy_biologii.docx36.61 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Игровые приемы на уроках биологии.

Для  усвоения нового материала важное  значение имеет, в каком виде учитель проводит закрепление новых знаний. Часто используется самостоятельная работа с учебником, работа с рисунками,  схемами, лабораторные работы. Несомненно, они закрепляют новый материал и должны присутствовать в структуре урока. Но и для усвоения  темы этого бывает недостаточно.

Как закрепляющий материал, а также на уроках – обобщениях можно использовать игровые методы, которых в настоящее время достаточно много.   Учащиеся с большим интересом участвует в таком закреплении знаний, и каждый урок ждут чего-то нового.  Именно поэтому в своей практике я часто использую игровые методы закрепления.  Игра –  особый вид деятельности. Играть приятно и весело, она имеет целевое содержание. Игра часто требует напряжения, но все же «играть», в отличие от «работать»,  вовсе не трудно. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры.

На практике используют такие известные игры, как «Слабое звено», «Счастливый случай», «Третий лишний» и т.д. Таких игр бесконечно много. На своих уроках я использую простые, не требующие много времени, игры.  Но они помогают установить, как учащиеся усвоили материал. Игровые моменты на уроках биологии экономят время, отведенное программой на изучение курса биологии, позволяют систематически контролировать знания большого числа учеников на каждом уроке, что приучает их к неизбежности контроля, побуждает постоянно готовиться к урокам, не забывать пройденный материал.

«Разветвленное тестирование»  вызывает наибольший интерес у учащихся. Суть такого тестирования заключается в том, что правильный ответ на вопрос  дает возможность  «перепрыгнуть » через несколько вопросов. Учащийся, не давший правильный         ответ, должен отвечать на дополнительные вопросы. Таким образом, тот, кто усвоил материал достигает «финиша» быстрее. В случае неправильного ответа даются дополнительные вопросы. Например, если учащийся неправильно отвечает на вопрос 1, происходит переход на 5, 6 вопросы, которые ведут ученика к правильному ответу на 1 вопрос. Номера вопросов у учащихся закрыты, поэтому  они с большим интересом передвигаются к «финишу».

Приведу пример  разветвленного программированного обучения, которое я использую  в 8 классе при изучении темы «Гуморальная регуляция организма».

1. Гуморальная регуляция происходит с помощью:

а) центральной нервной системы………………………………………………………………….5

б) гормонов…………………………………………………………………………………………………….4

2.Нервные узлы относятся к

а) центральной нервной системе…………………………………………………………….…...3

б) периферической нервной системе…………………………………………………….…..…6

3.Нейроны состоят из:

а) аксонов и дендритов……………………………………………………………..…………….4

б) гормонов……………………………………………………………………………………..……….1

4. С помощью гормонов осуществляется:

а)нервная регуляция………………………………………….…………….……………….……..1

б)гуморальная регуляция……………………………………………………………….………..6

5. Центральная нервная система  включает:

а)Спиной и головной мозг…………………….………………………….…..………………..2

б)Железы внутренней секреции……………………………………..………………………6

6. Гормоны вырабатываются:

а) железами……………………………………..……………………………………………….……..9

б)кровью……………………………………………………..………………………………….…………7

7.Железы, вещества которых поступают непосредственно в кровь, называются железами:

а)внутренней секреции……………………………..………………………..………………….8

б)смешанной секреции……………………………………………………..……………………9

8.К железам внутренней секреции относится:

а)слезные………………………………………………………..……………………………………….7

б)гипофиз…………………………………………………………………………….………….…………9

9.гормон роста выделяется

а)гипофизом……………………………………..…….………………………………………………10

б)поджелудочной железой………………………………………………….…………………17

10. к железам внешней секреции относится:

а)слезные……………………………………………………………………………….………………..11

б)гипофиз……………………………………………………….…………………..……………………12

11. половые железы входят в состав  желез:

а)внутренней секреции…………………………………………………………………….……..7

б)смешенной секреции……………………………………………………………..……..…….20

12.Железа, регулирующая работу всех других желез – это:

а)гипофиз………………………………………………….………………………………..………….13

б)половые железы……………………………………..………………………………………….10

13. Инсулин выделяется железой:

а)поджелудочной……………………………..…………………………………….………….17

б)гипофизом………………………………….……………………………………………………14

14.Гипофиз:

а)Регулирует работу всех других желез…………………………………….…………15

б)является железой внешней секреции…………………………….…….………….10

15.Гигантизм возникает при:

а)недостатке гормона поджелудочной железы……………………….………..13

б)избытке гормона гипофиза……………………………………………….……..………16

 16.при недостатке гормона щитовидной железы возникает:

а)Базедова болезнь…………………………………………….……………………………..17

б)гигантизм………………………………………………………….…………………….……….15

17.Поджелудочная железа не образует гормон:

а)адреналин……………………………………………………..…………………………….….13

б)глюкагон……………………………………………………….…………………………………18

18.Гормон щитовидной железы – это:

а)адреналин………………………………………………..……………………………………19

б)тироксин………………………………………………..……………………………………...20

19. К железам смешанной секреции ( действующие как железы внешней и внутренней)  относятся:

а)половые……………………………………………………………………………..…………..8

б)Слезные……………………………………………………………………………..…………10

20. «Финиш»

Занимательной игрой для учащихся является «Горячий стул». Ученик сидит спиной к доске. Учитель записывает на доске термин, а класс должен дать определение этого понятия, а ученик на стуле – угадать. Например,  при изучении  делении клетки в 9 классе:

На доске  слово «митоз»

Ожидаемые определения от класса:

  1. Способ деления клетки;

  1. Таким способом размножаются соматические клетки;

  1.  Состоит из подготовительной фазы и 4 фаз; и т.д.

Эту игру можно проводить во всех классах. При таком закреплении нового материала  работает весь класс и выявляется степень освоенности материала.

«Черный ящик» - игра, которую можно использовать для закрепления, например, экологических групп животных. В коробке лежит рисунок,  фотография или чучело животного, которого учащиеся должны отгадать по описанию.  Можно положить несколько фотографий.

Например: « в «Черном ящике» находится рисунок птицы, которую кубинцы называют «пахро-моска» - птица-муха. Что это за птица.

«ДА - нет» - известный метод закрепления или проверки знаний. Учащиеся решают. Правильно или неправильно то или иное суждение и составляют диаграмму. Если ответ на  вопрос или суждение – да, то пишется знак -

Если учащийся отвечает – нет, то знак-

Приведу пример по теме «Пищеварение в ротовой полости» в 8 классе:

1.Пищеварительная трубка у взрослого человека  может достигать 7-8 метров.

2.В ротовой полости происходит только механическая переработка пищи.

3. Каждая челюсть имеет по 2 резца.

4. У взрослого человека 32 зуба.

5. В состав слюны входят ферменты, вещества, придающие ей клейкость и убивающие микробов.

6.Замена молочных зубов начинается с15 лет.

7.Из ротовой полости смоченный, пережеванный комочек пищи поступает в пищевод.

8. В ротовую полость открываются 3 пары слюнных желез.

Таким образом, учащиеся, которые усвоили материал, ответившие на вопросы правильно, построят диаграмму:

Диаграммами меняются соседи по парте и проверяют. Такую диаграмму намного легче проверить, но единственный недостаток узнать на каком вопросе учащийся дал неправильный ответ.

«Биологическое домино» интересно для учащихся средних классов. Эту игру использую при изучении системы органов и их функций.  Для игры необходимы карточки, разделенные не две половинки, в одной части которой  написана функция, выполняющая органом, во второй- орган или система органов. Ребята должны составить цепочку  из этих карточек, соединяя  орган с выполняющей функцией. Например,

Пищеварительная система

Обеспечивает связь организма с внешней средой

Нервная система

Удаляет вредные вещества

 Выделительная

 система

Дыхательная система

Участвует в воспроизведении потомства

Половая система

Переваривает пищу

При хороших знаниях учащиеся быстро и правильно составляют цепочку домино.         

Игра «Выбери квадрат». Класс делится на несколько команд,  на доске игровое поле. Команды выбирают вопрос, зашифрованный  под  блоком, совещаются и отвечают на вопрос. При этом выявляется не только степень усвоение материала, но и умение работать в группе.

Приведу пример по теме « Класс Земноводные», которая изучается в 7 классе.

1.«Древний мир»

2.«Перевертыш»

3. «На выкате»

4. « Мой дом»

5. «Моя семья»

6. «Шар»

7. «Голова да хвост»

8. «По одежке встречают»

9. « Без ног»

        Под блоками находятся следующие вопросы:

1.Дать полную характеристику предкам земноводных.

2.Строение и функции  языка у лягушки.

3. Глаза, строение и функции глаз лягушки.

4. Особенности жизнедеятельности квакши.

5. Распределить животных по  отрядам: квакша, тритон, червяга, саламандра, жаба, тритон.

6.Резонатор.

7.Развитие лягушки.

8.Кожа земноводных.

9. Безногие.

Решение Биологических задач помогает усвоению материала и повышению  логического мышления учащихся. Задачи решаем во всех классах.

Например:

  1.  В скелете змей отсутствует грудина. В связи с чем она была утрачена?
  2. Почему в сильную жару собака высовывает язык?
  3. Некоторые виды рыб проходят к местам нереста несколько тысяч километров, сильно худеют и после икрометания погибают. Как объяснить это явление?

В своей практике я применяю три типа биологических диктантов.

Диктанты первого типа представляют собой ряд предложений, в которых пропущены слова, обозначающие биологические термины, вставить эти слова должны сами учащиеся.

Содержание диктантов второго типа составляет ряд вопросов, ответы на которые должны дать школьники.

Диктанты третьего типа содержат перечень признаков и условий обитания двух живых организмов, назвать которые должны учащиеся.

Рассмотрим подробнее все типы диктантов.

Приведем пример диктанта первого типа:

К уроку "Строение цветка" 6 класс

Цветки многих растений развиваются на тонких стеблях, называемых

:::::(цветоножкой).

Все части цветка размещаются на ::

:(цветоложе).

Главными частями цветка являются ::

:::::..(пестик и тычинка).

Тычинка состоит из ::

::.(тычиночной нити и пыльника).

Пестик состоит из :::

:...(рыльца, столбика и завязи).

Плод развивается из ::

::...(завязи пестика).

Лепестки цветка образуют:

::::(венчик).

Чашечка состоит из :::

::.(чашелистиков).

Диктанты такого типа я провожу с целью закрепления новых знаний (в приведенном примере - знания главных и вспомогательных частей цветка, последовательности их расположения на цветке) и обучения школьников грамотности в написании биологических терминов.

Необходимо предварительно знакомить ребят с целью проведения данного диктанта, объяснять им, что сначала следует записывать порядковый номер диктуемого предложения, а затем необходимые по смыслу слова.

В случае, если кто-то будет испытывать затруднения в ответе, предлагаю оставить свободное место, а при самопроверке задания заполнить его.

При проверки всегда читаю вслух полный ответ (или поручаю читать одному из школьников), причем начинаю предложение с пропущенного в тексте диктанта слова.

Например, "Цветоножкой называют тонкий стебель, на котором развиваются цветки многих растений" или "На цветоложе размещаются все части цветка" и т.д.

Такая вариативность благоприятствует запоминанию названий частей цветка и грамотному употреблению этих названий в устной речи.

А теперь рассмотрим один вариантов диктанта второго типа:

К уроку "Внутреннее строение стебля" 6 класс

Какие слои различимы невооруженным глазом на пне спиленного дерева? (кора, древесина, сердцевина).

Какое строение имеет древесная кора? (кожица, пробка, лубяные волокна, ситовидные трубки).

В какой части стебля располагаются сосуды? (в древесине).

Какие вещества передвигаются по сосудам стебля? (вода и минеральные соли).

Как называется слой клеток, расположенный между корой и древесиной? (камбий).

Какую роль в жизни древесного растения выполняет камбий? (осуществляет рост стебля в толщину).

Какую роль в жизни древесного растения выполняет сердцевина стебля? (в ней откладываются в запас питательные вещества).

На уроке я зачитываю вопрос, а учащиеся в тетрадях записывают его порядковый номер и краткий ответ.

Диктанты такого типа провожу после изучения нового материала на заключительном этапе урока, чтобы выяснить все ли ребята усвоили новый материал на уроке.

Предлагаю учащимся в течение 5 минут подготовиться к биологическому диктанту. За это время, как правило, школьники успевают просмотреть соответствующий материал в учебнике и рабочей тетради.

Подобные диктанты целесообразно проводить при изучении внутреннего строения органов и систем органов растительных и животных организмов.

Более сложными являются диктанты третьего типа:

К уроку "Жгутиковые. Зеленая эвглена. Вольвокс"

7 класс 

  1. Форма тела непостоянная.
  2. Обязательно присутствуют хлоропласты.
  3. Передвигается с помощью ложноножек.
  4. Форма тела постоянная.
  5. Питается бактериями, водорослями, простейшими.
  6. Питается органическими веществами, образующимися в процессе фотосинтеза.
  7. Есть цитоплазма, ядро, сократительная вакуоль.
  8. Дышит растворенным в воде кислородом.
  9. Избыток воды и продукты выделения удаляются через сократительную вакуоль.
  10. Есть чувствительный к свету глазок.
  11. Образует цисту.

Игровые моменты на различных этапах урока

Игры для начала урока

«Рассказ — небылица»

Тема «Плоские черви».

Ребятам предлагается рассказ с биологическими ошибками. Чтобы исправить их, необходимо изучить данную тему.

«Лето нынче было жаркое. Я целыми днями просиживал в пруду.

По дну ползали огромные, до 10 метров, плоские черви желтого цвета. Они особыми крючками и присосками цеплялись мне за ноги, а однажды один даже заполз на грудь и посмотрел на меня добрыми умными глазами. Я очень испугался и, едва оторвав от себя этого червя, бросился на берег. Со страху мне очень захотелось есть, я схватил булку и быстро проглотил. К вечеру у меня очень сильно заболел живот. Мама сказала, что это от того, что я трогал червя, а потом кушал и заразился бычьим цепнем, а это уже навсегда».

Игры на закрепление и тренировку

«Дурная голова ногам покоя не дает»

Для игры нужен помощник. Им может быть ученик, лучше других усвоивший тему. Имея по комплекту вопросов и ответов, учитель и помощник располагаются друг от друга на определенном расстоянии.

Класс слушает вопрос учителя, любой ученик дает ответ. В случае затруднений все дружно отправляются в дальний уголок школы к помощнику, который сообщает ответ на интересующий вопрос, но только в случае выполнения дополнительного задания. Ребята заинтересованы отвечать правильно сразу, чтобы не терять времени, потому что от количества правильных ответов зависит отметка. Обязательные условия: тишина при передвижении по школе, участие в перемещении всех участников игры. Можно организовать соревнование, тогда понадобится больше помощников и комплектов заданий.

Тема «Соцветия»

1. Как называются ярко окрашенные лепестки цветка?

2. Что является главной частью цветка?

3. Как называется растение, в котором есть мужские и женские цветы?

4. Какое соцветие у ромашки?

5. Какое соцветие у пшеницы?

6. Какое соцветие у клеверов?

7. Какое соцветие у ландыша?

8. Какое соцветие у моркови?

9. Какое соцветие у овса?

10 Какое соцветие у кукурузы?

11. Назовите растение с соцветием «колос».

12. Назовите растение с соцветием «сложный колос».

13. Назовите растение с соцветием «сложный зонтик».

14. Назовите растение с соцветием «кисть».

15. Какое соцветие у георгина?

Игра как средство контроля

«Заморочки»

Тема «Разнообразие млекопитающих».

Играющие достают из мешка или выбирают карточку с номером. Ведущий читает текст под выбранным номером. Играющие дают ответ.

1) В Японии в XVII-XVIII веках ни одно судно не отправлялось в плавание без рыжей кошки. Зачем?

(Когда начинался шторм, их выбрасывали за борт — приносили жертвы морским богам.)

2) Какая была погода в день, когда у ослика Иа-Иа был день рождения?

(Ослы чувствуют перемену погоды. Они печально свешивают голову и пребывают в плохом настроении.)

3) Лучшим ловцом мышей признана пестрая кошка по кличке Таузер. За всю жизнь она поймала 28899 мышей, т.е. по 3 шт. в день. Будут ли ловить мышей ваши питомцы, если вы их кормите мясом? (Да, сработает рефлекс, охотничий инстинкт.)

4) В 1950 году четырехмесячный котенок из Женевы вслед за группой альпинистов вскарабкался на вершину Альп на высоту 4478 м.

Кружилась ли у котенка голова?

(Нет, потому что у котов четыре точки опоры, а орган равновесия устроен так, что центр тяжести смещается в нужном направлении.)

Игра как домашнее задание

«Сочинялка

Темы: «Разговор деревьев о своем назначении»,

«Собрание простейших в луже»,

«Клеточный базар»,

«Спор овощей о витаминах».

Повышают логическое мышление учащихся биологические  ребусы, кроссворды, загадки, которые используют учителя на современных уроках.

Этапы уроков, в которых есть игровые методы, повышают интерес к биологии, развивают логику, внимание, память учащихся, а также способствуют закреплению материала. Во время

 игры учащиеся переключают все внимание на задания, на тему и стараются показать свои знания.

 Использование  игровых методов в современной школе также необходимы, как и уроки с использованием компьютерных технологий. А если соединить игру с компьютером на уроке биологии, то можно добиться наилучших результатов.  

Игра дает свободу мысли и деятельности, вызывает у детей обостренный интерес к происходящему на уроке, активизирует познавательную деятельность школьника, развивает коммуникативные навыки, снижает утомляемость, способствует формированию здорового психологического климата класса …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми на уроках биологии

Статья, описыващая возможные методы работы с одаренными детьми на уроках биологии....

«Система работы с одаренными детьми на уроках биологии и во внеурочное время»

Программа работа с одаренными детьми на уроках биологии...

Организация работы с одаренными детьми на уроках биологии

В статье представлен опыт работы по выявлению и поддержке обучающихся проявивших способности в изучении биологии. Организация проектной и исследовательской работы с одаренными детьми, описаны наиболее...

Работа с одаренными детьми на уроках биологии

Одаренные дети характеризуются тем, что в основе их деятельности, вне зависимости от предметной ориентации, доминируют мотивы, связанные с содержанием деятельности, такие как влечения, желания, склонн...

Работа с одаренными детьми на уроках биологии

Работа с одаренными детьми на уроках биологии...

Работа с одаренными детьми на уроках биологии

Главная задача учителя при работе с одаренными заключается в том, чтобы создать условия, в которых ученик мог бы проявить себя и дать ребенку возможность развить свой интеллект в самостоятельной творч...


 

Комментарии

Маслак Екатерина Николаевна

Уважаемая Ирина Хасановна, большое спасибо за Ваши игровые приемы! Успехов Вам и всего самого доброго!