«Система работы с одаренными детьми на уроках биологии и во внеурочное время»
методическая разработка по биологии
Программа работа с одаренными детьми на уроках биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 25.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Суг-Аксынская средняя общеобразовательная школа
Сут-Хольского кожууна Республики Тыва
«Система работы с одаренными детьми на уроках
биологии и во внеурочное время»
Автор работы: Ондар Ольга Каадыр-ооловна
учитель биологи и
Пояснительная записка
Актуальность проблемы обучения одаренных детей для современной системы образования отражает осознание государством особой ценности творческого потенциала его граждан.
Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Согласно теории Л.С. Выготского и его ученика В.Б. Эльконина одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком необычных, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Таким образом, одаренный ребенок- это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
В данной программе предлагается материал, расширяющий базовые темы биологии основанный на знаниях, полученных при изучении этого предмета. Программа позволяет ученику сравнивать, анализировать, выявлять логические закономерности в заданиях разного уровня сложности, на основе которого впоследствии ученик может участвовать в олимпиадах и конкурсах по биологии.
Цель программы: развитие у обучающихся интереса к олимпиадной, проектной, исследовательской деятельности, выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.
Задачи программы:
1. развитие творческой, исследовательской активности детей;
2. развитие творческого мышления;
3. развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками в процессе исследовательской деятельности.
4. повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка.
5. создать условия для самореализации одарённых детей.
6. создать максимально благоприятные условия для интеллектуально - творческого и физического развития детей.
- Условия успешной работы с одаренными учащимися.
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к чтению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
- Формы работы с одаренными учащимися.
- разноуровневая обучение;
- конкурсы;
- участие в олимпиадах;
- проектно-исследовательская деятельность;
- работа с дополнительной литературой и оформление реферат;
- работа с презентациям;
- индивидуальные консультации;
- работа с электронными учебниками и ресурсами Интернет.
3. Принципы работы с одаренными детьми
1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).
2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
4.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружок.
5.Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
6.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
4. Ожидаемые результаты реализации программы:
- Положительная динамика результативности участия обучающихся в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах разного уровня.
- Оформление портфеля достижений каждого учащегося.
- Развитие творческих и умственных способностей ученика,
- Устойчивый интерес к биологии, желание самостоятельно работать и проявлять творческий подход при решении поставленных задач;
- Участие в олимпиадах и достижение результата.
5. Этапы реализации программы:
I этап (подготовительный) сентябрь-октябрь 2017г:
- при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях.
II этап (практический) ноябрь-март 2017г:
- индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.
На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, фестивалях, проектах.
III этап (рефлексивно-аналитический) апрель 2018г:
этап формирования, углубления и развития способностей учащихся. Анализ и оформление результатов реализации научно-исследовательских работ, проектов. Обобщение и представление своих достижений в интеллектуальных мероприятиях различного уровня.
План работы с одарёнными детьми
№ | Мероприятие | сроки |
1 | Формирование банка данных учащихся имеющих высокий уровень учебно познавательной деятельности. | сентябрь |
2 | Выявление одаренных детей. Проведение диагностик по выявлению степени одаренности, уровня развития интеллектуальных возможностей учащихся | октябрь |
3 | Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов. | в течение года |
4 | Участие школьников в предметных олимпиадах, конкурсах | постоянно |
5 | Организация консультаций, дополнительных занятий для мотивированных учащихся | регулярно |
6 | Разработка планов индивидуальной работы с детьми;
создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми | еженедельно |
7 | Анализ работы с одаренными учащимися, перспективы в работе | апрель |
6.Ресурсное обеспечение программы:
- библиотечный фонд – наличие литературы;
- ИКТ.
7.Критерий эффективности:
1. Высокий уровень познавательного интереса к предмету;
2. Отсутствие неуспевающих по предмету;
3. Увеличение количества обучающихся, выбирающих биологию как экзамен с успешной сдачей его;
4. Учащиеся становятся призерами олимпиад и конкурсов различного уровня.
8.Результаты реализации программы.
Реализация программы предполагает развитие у школьников умений исследовательской деятельности и творческого мышления, особенно таких его характеристик, как беглость, гибкость, оригинальность, умение выступать на большой аудитории.
Электронные учебники
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» Человек. 8 класс
- Мультимедийное учебное пособие нового образца. Биология. Анатомия и физиология человека. 9 класс. «Просвещение»
Интернет-ресурсы
1. Задания всероссийской олимпиады школьников по биологии прошлых лет, а также методические рекомендации по их проверке и оценке публикуются в разделе «Биология» портала www.rusolymp.ru.
2. Официальный сайт Международной биологической олимпиады www.ibo-info.org.
3. Региональный сайт всероссийской олимпиады школьников по биологии, химии, географии и экологии – www.olimpmgou.narod.ru.
И другие…
1.Позитивная динамика учебных достижений учащихся
за последние 3 года
Учебный год | Фамилия, имя | Класс | Название конкурса | Результат | подтверждение |
2015 | ОоржакДолума | 6 | VIII Республиканская олимпиада развивающего обучения | 3 место | грамота |
2016 | ОоржакДолума | 8 | Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии | 3 место | грамота |
2016 | ОоржакДолума | 8 | Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии | 2 место | грамота |
2017 | ОоржакДолума | 9 | Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии | 2 место | грамота |
2017 | ОоржакДолума | 9 | Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии | 2 место | грамота |
2018 | ОоржакДолума | 9 | Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии | участие |
2. Позитивные результаты внеурочной деятельности учащихся по биологии и экологии
Учебный год | Фамилия, имя | Класс | Название конкурса | Результат | подтверждение |
2016 | ХураганДаяна | 10 | Республиканский проект «С книжкой по Туве», посвященного Году тувинского гостеприимства в Республике Тыва и 95-летию основания Тувинской Народной Республики | 3 место | грамота |
2016 | ОндарБаяндоо, Сарыглар Белек, ОоржакАчыты, КууларБайынды, | 9 | Кожуунный этап республиканского фестиваля «День снежного барса» | 2 место | грамота |
2017 | ОоржакДолума | 8 | Всероссийский фестиваль творческих открытий и инициатив «Леонардо» (региональный этап) | 2 место | грамота |
2017 | ОоржакДолума | 8 | Всероссийский фестиваль творческих открытий и инициатив «Леонардо» | финалист | грамота, медаль «Шаг к успеху» |
2017 | ОоржакДолума | 8 | Межрегиональный образовательный интернет проект «Мост дружбы» Конкурс видеофильмов «Широка страна моя родная» | Номинация «Мой родной Сут-Холь» | грамота |
2017 | ОоржакДолума | 8 | Межрегиональный образовательный интернет проект «Мост дружбы» Конкурс «Юный журналист» | 3 место | грамота |
2017 | Ховалыг Азиат, ХовалыгЧелээш, ОндарНайырал, Ооржак Азиат, ОндарБаяндоо, Сарыглар Белек, ХовалыгНачын, КууларБайынды, СарыгларАйлуна, ТюлюшЭлсу, Чылбак Милана, Делгер-оолБадма | 6,8,10 | Кожуунный этап республиканского фестиваля «День снежного барса» | 1 место | грамота |
2017 | Ховалыг Азиат, ХовалыгЧелээш, ОндарНайырал, Ооржак Азиат, ОндарБаяндоо, Сарыглар Белек, ХовалыгНачын, КууларБайынды, СарыгларАйлуна, ТюлюшЭлсу, Чылбак Милана, Делгер-оолБадма | 6,8,10 | Республиканский этап фестиваля «День снежного барса», посвященного Году экологии и 100-летия заповедной системы России | 1 место | грамота |
2017 | Ооржак Азиат, ОндарНайырал, ТюлюшЭлсу, Сарыглар Белек, Делгер-оолБадма | 8,10 | Игра-лабиринт «Юнармейцы в природе», посвященной Году экологии | 3 место | грамота |
2017 | ОоржакДолума, Ондар Азиат, МонгушТензин, ХовалыгЧелээш | 8,10 | Республиканский слет членов школьных лесничеств «Лес и Человек», посвященном Году экологии и Году охраны окружающей среды | 3 место | диплом |
2017 | Ховалыг Азиат, ХовалыгЧелээш, ОндарНайырал, Ооржак Азиат, ОндарБаяндоо, Сарыглар Белек, ХовалыгНачын, КууларБайынды, СарыгларАйлуна, ТюлюшЭлсу, Чылбак Милана, Делгер-оолБадма | 6,8,10 | Российско-монгольская экологическая школа «Мир Убсунурской котловины» | участие | Сертификат |
2017 | МонгушАйза, ОоржакДолума | 9 | Международный слет друзей заповедных островов | участие | диплом |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми на уроках физкультуры и во внеурочное время
Это доклад на тему о работе с одаренными детьми на уроках физкультуры. О способа,. методах и формах работы на уроке с такими детьми....
Система работы с одарёнными детьми на уроках биологии и во внеурочное время
презентация содержит материал опыта работы с одарёнными детьми на уроках биологии и во внеурочное время...
Работа по теме самообразования "Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочное время"
Работа содержит основные этапы работы по теме самообразования, планирование деятельности учителя на насколко лет и на текущий учебный год. Планирование индивидуальной работы с одаренным учеником...
Работа по теме самообразования "Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочное время"
Работа содержит основные этапы работы по теме самообразования, планирование деятельности учителя на насколко лет и на текущий учебный год. Планирование индивидуальной работы с одаренным учеником...
Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и во внеурочное время
Методическая статья, раскрывающая примеры форм работы с одаренными детьми на уроках истории и во внеурочное время...
План работы с одаренными детьми на уроках информатики и во внеурочное время
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (пр...
"Методика работы с одаренными детьми на уроках биологии и во внеурочное время в процессе реализации ФГОС."
Работа с одарёнными детьми по биологии...