РП и КТП биология 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс)

Рабочая  программа  учебного  курса  биологии  5  класса  составлена  на основе  программы по  биологии  для  5–9  классов  авторов:  И.Н.  Пономарёвой,  В.С.  Кучменко,  О.А.  Корниловой, А.Г.  Драгомилова,  Т.С.  Суховой (Москва,  Издательский  центр  Вентана-Граф,  2012) и  соответствует  положениям  Федерального  государственного  образовательного  стандарта  основного общего образования,  в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной  программы,  фундаментальному  ядру  содержания  общего  образования,  Примерной  программе   по   биологии.   Программа   отражает   идеи   и   положения   Концепции   духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного  образования,  выработки  коммуникативных  качеств,  целостности  общекультурного,  личностного и познавательного развития учащихся. 
Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на знания учащихся из курса «Окружающий мир» начальной 
ступени обучения. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_5_klass_biologiya.docx37.15 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 

Рабочая  программа  учебного  курса  биологии  5  класса  составлена  на основе  программы по  биологии  для  5–9  классов  авторов:  И.Н.  Пономарёвой,  В.С.  Кучменко,  О.А.  Корниловой, А.Г.  Драгомилова,  Т.С.  Суховой (Москва,  Издательский  центр  Вентана-Граф,  2012) и  соответствует  положениям  Федерального  государственного  образовательного  стандарта  основного общего образования,  в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной  программы,  фундаментальному  ядру  содержания  общего  образования,  Примерной  программе   по   биологии.   Программа   отражает   идеи   и   положения   Концепции   духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного  образования,  выработки  коммуникативных  качеств,  целостности  общекультурного,  личностного и познавательного развития учащихся.

Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на знания учащихся из курса «Окружающий мир» начальной

ступени обучения.

Программа  соответствует  требованиям  к  структуре  программ,  заявленным  в  ФГОС,  и включает:

1. Пояснительную записку.

2. Общую характеристику курса биологии.

3. Место курса биологии в учебном плане школы.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса биологии.

5. Содержание курса биологии.

6. Тематическое планирование.

7. Календарно-тематическое планирование

8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса.

9. Планируемые результаты изучения курса биологии.

Цели биологического образования:

 социализация обучаемых — вхождение в  мир куль туры и социальных отношений, обеспечи-вающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;  

 приобщение  к  познавательной  культуре  как  системе  познавательных  (научных)  ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

 ориентацию в системе моральных норм и ценностей:

 признание  наивысшей  ценностью  жизнь  и  здоровье  человека;  формирование  ценностного

отношения к живой природе;  

 развитие  познавательных  мотивов,  направленных  на  получение  знаний  о  живой  природе;

познавательных качеств  личности,  связанных  с  овладением  методами изучения  природы,  фор-

мированием интеллектуальных и практических умений;  

 овладение ключевыми  компетентностями:  учебно-познавательной,  информационной,  ценностно-смысловой, коммуникативной;

 формирование  у  обучающихся  познавательной  культуры,  осваиваемой  в  процессе  познавательной  деятельности,  и  эстетической  куль  туры  как  способности  эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Общая характеристика курса биологии

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического  подхода,  в  соответствии  с  которым  учащиеся  должны  освоить  содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической куль туры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы»

обеспечивает:

 формирование  системы  биологических  знаний  как  компонента  целостности  научной  карты

мира;

 овладение научным подходом к решению различных задач;

 овладение  умениями  формулировать  гипотезы,  конструировать,  проводить  эксперименты,

оценивать полученные результаты;  

 овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными

реалиями жизни;

 воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимо-

сти концепции устойчивого развития;

 формирование умений  безопасного  и  эффективного использования лабораторного  оборудова-

ния, проведения точных  измерений и  адекватной  оценки полученных  результатов,  представле-

ния научно обоснованных аргументов своих действий путём  

 применения межпредметного анализа учебных задач.

 

 Место курса биологии в учебном плане

Рабочая программа разработана в соответствии с  Основной образовательной программой

основного общего образования МКОУ Мечётская СОШ  

Данная программа рассчитана на 1 год – 5 класс.

Общее число учебных часов в 5 классе - 34 (1ч в неделю).

 Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса по биологии :

Личностными результатами являются следующие умения:

 Осознавать  единство  и  целостность  окружающего  мира,  возможности  его  познаваемости  и

объяснимости на основе достижений науки.

 Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

 Осознавать  потребность  и  готовность  к  самообразованию,  в  том  числе  и  в  рамках  самостоя-

тельной деятельности вне школы.

 Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоро-

вья.

 Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

 Формировать  экологическое  мышление:  умение  оценивать  свою  деятельность  и  поступки

других  людей  с  точки зрения  сохранения окружающей  среды – гаранта  жизни и  благополучия

людей на Земле.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий

(УУД).

Регулятивные УУД:

 Самостоятельно  обнаруживать  и  формулировать  учебную  проблему, определять  цель  учебной деятельности, выбирать тему проекта.

 Выдвигать  версии  решения  проблемы,  осознавать  конечный  результат,  выбирать  из  предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

 Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

 Работая  по  плану,  сверять  свои  действия  с  целью  и,  при необходимости,  исправлять  ошибки самостоятельно.

 В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

 Анализировать,  сравнивать,  классифицировать  и  обобщать  факты  и явления.  Выявлять  причины и следствия простых явлений.

 Осуществлять  сравнение и  классификацию,  самостоятельно  выбирая  основания  и

критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе

 дихотомического деления (на основе отрицания).

 Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

 Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

 Составлять  тезисы,  различные  виды  планов  (простых,  сложных  и  т.п.).  Преобразовывать  ин-

формацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

 Вычитывать все уровни текстовой информации.

 Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информа-

ции, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

 Самостоятельно  организовывать  учебное  взаимодействие  в  группе  (определять  общие  цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

 определять роль в природе различных групп организмов;

 объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

 приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

 находить  черты,  свидетельствующие  об  усложнении  живых  организмов по  сравнению  с  предками, и давать им объяснение;

 объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

 объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

 перечислять отличительные свойства живого;

 различать  (по таблице)  основные  группы  живых  организмов  (бактерии: безъядерные,  ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

 определять основные органы растений (части клетки);

 объяснять  строение  и  жизнедеятельность  изученных  групп  живых организмов  (бактерии,  грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

 понимать смысл биологических терминов;

 характеризовать  методы  биологической  науки  (наблюдение,  сравнение,  эксперимент,  измерение) и их роль в познании живой природы;

 проводить  биологические  опыты  и  эксперименты  и  объяснять  их  результаты;  пользоваться

увеличительными  приборами  и  иметь элементарные  навыки  приготовления  и  изучения  препаратов.

 использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

 различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Тема

Количество часов

1. Биология – наука о живом мире

9 часов

2.Многообразие живых организмов

12 часов

3. Жизнь организмов на планете Земля

8 часов

4. Человек на планете Земля.

5 часов

Для отслеживания динамики результативности учащихся применяются различные формы контроля:

вид контроля

количество часов

Лабораторные работы

4

Обобщающие уроки

2

Тестовый контроль

4

Контрольные работы

2 (декабрь, май)

Критерии оценивания

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Содержание учебного курса «Биология, 5 класс»

(34 час.  1 час в неделю)

Биология – наука о живом мире (9ч)

Методы изучения живой и неживой природы: опыт, наблюдение, описание, измерение.

Лабораторное оборудование и измерительные приборы. Знакомство с увеличительными приборами.  Методы  изучения  живых  организмов:  наблюдение,  измерение,  эксперимент. Правила  работы  в  кабинете  биологии,  правила  работы  с  биологическими  приборами  и инструментами Общие признаки тел  живой  и неживой природы:  масса,  форма, цвет,  размер. Наличие в телах  живой  и  неживой  природы    сходных  веществ.  Выявление  опытным  путём  признака

органических    веществ  –  обугливания  при  горении.  Отличительные  признаки  живых организмов Особенности  химического  состава  живых  организмов:  органические  и  неорганические вещества; их роль в организме. Белки, жиры, углеводы – важнейшие органические вещества, необходимые для жизни. Вода – необходимое условие жизни.  Содержание воды и минеральных солей  в живых организмах. Источники  органических  веществ   и  минеральных  солей  для  различных  живых организмов. Свойства  живых  организмов  -  обмен  веществ  (дыхание,  питание,  выделение),  рост, развитие, размножение, раздражимость, наследственность, изменчивость. Биология  –  наука  о  живом.  Обмен  веществ  и  превращения  энергии  –  признак  живых организмов.     Рост     и  развитие     организмов.     Размножение.  Раздражимость. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Методы изучения живых организмов: наблюдение,  измерение, эксперимент Экскурсия «Живая  и неживая природа» Методы изучения живых организмов: наблюдение,  измерение, эксперимент

 

 Многообразие живых организмов (12 ч)

Клеточное строение  организмов. Многообразие клеток. Клеточное строение  бактерий, грибов,  растений,  животных,  человека.  Вирусы  –  неклеточная  форма  жизни.  Строение растительной и животной клеток, их сходство и различие.

Понятие  об  органоидах  клетки.  Функции  клеточной  мембраны,  цитоплазмы  и  ядра. Взаимосвязь  строения  растительной  и  животной  клеток  со  способом  питания  растений  и животных. Пластиды – органоиды растительной клетки. Роль хлоропластов. Строение  клетки:  ядро,  клеточная  оболочка,      плазматическая  мембрана,  цитоплазма, пластиды,   митохондрии,   вакуоли.   Хромосомы.   Разделение   клеток   многоклеточного организма  по  функциям.  Взаимосвязь  строения  клеток  с  выполняемой  ими  функцией. Понятие о  ткани. Клеточное строение организмов. Устройство увеличительных приборов  и

правила работы с ними. Приготовление микропрепаратов. Изучение клеток растений на микропрепаратах  и их описание. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

 

 Жизнь на планете Земля(8 ч)

Продолжительность жизни разных организмов.  Экспериментальные доказательства

появления живого от неживого. Опыты Ф. Реди и ван Гельмонта. Рост и развитие организмов. Размножение  Половое и бесполое размножение. Мужские  и женские  гаметы. Образование зиготы. Оплодотворение. Развитие зародыша. Появление нового организма. Сочетание у потомков  признаков  обоих  родителей при  половом  размножении.  Появление  точных копий материнского организма при бесполом размножении. Бесполое  и  половое  размножение  у  животных.  Клетки,  участвующие  в  половом  и бесполом  размножении  животных.  Половое  и  бесполое  размножение  гидры.  Обоеполые организмы.  Дождевой  червь  и  виноградная  улитка  –  гермафродиты.  Миф  о  Гермафродите.

Животные. Размножение, рост и развитие. Бесполое и половое размножение.

Цветок, плод, семя – органы, служащие для размножения растений. Понятие о половом размножении  цветковых  растений.  Строение  семени,  несущего  зародыш  нового  растения.

Растения.      Рост,   развитие   и   размножение.   Половое   размножение.   Изучение   органов цветкового растения.

Бесполое  размножение  растений:  частями,  стебля,    корня,  листьями,  усами  и  др.

Знакомство с комнатными растениями, размножающимися без помощи семян. Растения. Рост, развитие и размножение.

Значение  солнечного  света  в  жизни  растений.  Образование  хлорофилла  на  свету.

Солнце,  жизнь  и  хлорофилл.  Экспериментальные  подтверждения  образования  растением органических веществ  из неорганических (опыт  ван Гельмонта).    К.А. Тимирязев  о  значении зелёных  растений  на  Земле.  Растения.  Процессы  жизнедеятельности:  питание,  фотосинтез.

Взаимосвязь организмов и окружающей среды.

Роль  корней  в    жизни  растений.    Корень  –  орган  минерального  питания.

Экспериментальное  доказательство  содержания  в  почве  минеральных  солей.  Растения- хищники.    Органы  растений.  Питание  растений.  Питание  животных  и  человека  готовыми органическими  веществами.    Понятие  о    растительноядных,  хищниках  и  паразитах.

Разнообразие  приспособлений  у  животных,  питающихся  разной  пищей.  Наблюдение  за питанием домашних животных.

Экскурсия «Живые организмы зимой»

Многообразие  паразитов.  Приспособленность  паразитов  к   обитанию  в  организме

хозяина.  Паразитизм  как  способ  питания.  Общие  признаки  паразитов.  Роль  паразитов  в регулировании численности других организмов.

Человек на планете Земля (5 ч)

Приспособления живых организмов к различным средам обитания

Пути  поступления  минеральных  солей  в  организм  растений,  животных  и  человека.

Минеральные  соли,  необходимые  человеку.  Борьба с загрязнением почвы,  воды, продуктов питания.  Понятие  о  нитратах,  их  отрицательном  влиянии  на  организм.  Роль  питания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.

Вода  –  необходимое  условие  жизни,  составная  часть  всех  живых   организмов.

Экспериментальные доказательства наличия  воды  в живых организмах. Вода – растворитель веществ, входящих в состав живого организма.  Испарение воды листьями. Значение процесса

испарения в жизни живых организмов. Приспособленность живых организмов к добыванию и сохранению воды. Охрана воды – условие сохранения жизни на Земле.

Особенности  химического  состава  живых  организмов:  неорганические  и  органические вещества,  их  роль  в   организме.   Процессы   жизнедеятельности  организмов.   Регуляция процессов жизнедеятельности.

Пища – источник энергии, необходимой для жизни. Растения – преобразователи энергии

Солнца, создатели органического вещества богатого энергией. Растительная пища – источник энергии  для  растительноядных  животных.  Растительноядные  как  источник  энергии  для хищника. Процесс питания как процесс получения энергии.   Обмен  веществ и превращения энергии  –  признак  живых  организмов.  Пищевые  связи  в  экосистеме.  Взаимосвязь  способов питания растений и животных с их строением и образом жизни.

  Движения. Активное передвижение – свойство животных. Разнообразие способов  передвижения животных. Движение органов растения. Активное передвижение как способ добывания    пищи    –    источника    энергии,    необходимой    для    жизни.

  Сравнительная  характеристика  свободноживущего  червя     и  червя-паразита.

  Взаимосвязи  организмов  и окружающей среды.

Процессы  жизнедеятельности:  обмен   веществ  и  превращения  энергии,  питание, фотосинтез.      Регуляция      процессов      жизнедеятельности.      Значение      запасных   питательных  веществ  для  жизнедеятельности  организма.  Зависимость  расхода  энергии  от образа жизни. Активный и пассивный отдых. Расход питательных веществ в процессе роста и  развития  организма.  Понятия  о  росте  организма  за  счет  деления  клеток.  Потребность каждой  живой  клетки  в  питательных  веществах  –  источниках  энергии.  Среда  –  источник веществ и энергии.  Процессы жизнедеятельности:  обмен веществ и превращения энергии, питание,  фотосинтез.  Рост  и  развитие  организмов.  Дыхание  –  общее  свойство  живого.

Понятие   о  газообмене.  Роль  органов  дыхания  в  обеспечении  процесса   газообмена.

Экспериментальное  доказательство  отличия  состава  вдыхаемого  и  выдыхаемого  воздуха.

Приспособленность   животных и растений   к   получению   необходимого   для   их   жизни  кислорода.    Дыхание    как    способ  добывания  энергии.  Расход  клетками  кислорода  и питательных веществ. Практическое применение знаний о взаимосвязи процессов питания и дыхания с движением организма. Роль дыхания в жизнедеятельности клетки и организма.

Экскурсия «Живые организмы весной».  

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент  

Единство живой и неживой природы. Земля – наш общий дом. Все ли мы знаем о жизни на Земле? Биосфера - особая оболочка Земли.

Планируемые результаты изучения курса биологии.

Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.

В структуре планируемых результатов выделяются:  

 ведущие цели и основные ожидаемые результаты основного общего образования, отражающие такие общие цели, как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса; це-ленаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами предметов;

 планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, включающих примерные  учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

• основные характеристики методов научного познания и их роль в изучении природы;

• принципы современной классификации живой природы;

• основные характеристики царств живой природы;

• клеточное строение живых организмов;

• основные свойства живых организмов;

• типы взаимоотношений организмов, обитающих совместно;

• приспособления организмов к обитанию в различных средах, возникающих под действием экологических факторов;

• правила поведения в природе;

• какое влияние оказывает человек на природу.

Учащиеся должны уметь:

• работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и презентации;

• проводить наблюдения и описания природных объектов;

• составлять план простейшего исследования;

• сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных царств живой природы;

• давать объяснение особенностям строения и жизнедеятельности организмов в связи со средой их обитания;

• составлять цепи питания в природных сообществах;

• распознавать растения и животных, занесенных в Красные книгу

Система оценивания

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов будут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических). В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:

  • стартовой диагностики;
  •  текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
  •  промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;
  •  текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
  • защиты итогового индивидуального проекта.
  • Система оценки предметных результатов освоения программы с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений будут зафиксированы и проанализированы данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:
  •  первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий(общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
  •  выявлению и осознанию сущности и особенностейизучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;
  •  выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношениймежду объектами и процессами.
  • При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:
  •  стартовой диагностики;
  •  тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;
  •  творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.

Литература:

Учебники  Федерального  перечня,  выпускаемых  Издательским  центром  «Вентана-Граф»  (авто-

ры: Пономарёва И.Н.,  Корнилова О.А., Кучменко В.С., Константинов В.Н., Бабенко В.Г., Маш

Р.Д., Драгомилов А.Г., Сухова Т.С. и др.).

 

  1. Биология. 5 класс (авт. Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.)2016г.;

Дополнительная литература для учителя:

1). Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология.

Растения. Грибы. Лишайники. - М.: Дрофа, 2004. - 112с.;

2).Учебные  издания  серии  «Темы  школьного  курса»  авт.  Т.А.Козловой,  В.И.Сивоглазова,

Е.Т.Бровкиной и др. издательства Дрофа;

3).  Дмитриева  Т.А.,  Суматохин  С.  В.  Биология.  Растения,  бактерии,  грибы,  лишайники,  жи-

вотные.: Вопросы. Задания. Задачи. «Дрофа», 2002.- 128с.: 6 ил. – (Дидактические материалы);

Материально-техническое обеспечение учебного процесса : 

Материально-техническое  оснащение  кабинета  биологии  необходимо  для  организации процесса  обучения в  целях  реализации  требований  ФГОС  о  достижении  результатов  освоения основной  образовательной  программы.  В  кабинете  биологии  осуществляются  как  урочная,  так и  внеурочная  формы  учебно-воспитательной  деятельности  с  учащимися.  Оснащение  в  целом соответствует  Перечню  оборудования  кабинета  биологии  (86%),  включает  различные  типы средств  обучения.  Имеется  учебно-практическое  и  учебно-лабораторное  оборудование,  в  том числе  комплект  натуральных  объектов,  модели,  приборы  и  инструменты  для  проведения  демонстраций  и  практических  занятий,  демонстрационные  таблицы,  экскурсионное  оборудование. В  комплект  технических  и  информационно-коммуникативных  средств  обучения  входят:  компьютер, мультимедиа  проектор,  интерактивная  доска,  коллекция  медиа-ресурсов,  электронные приложения к учебникам, обучающие программы, выход в Интернет.

Комплекты  печатных  демонстрационных  пособий  (таблицы,  транспаранты,  портреты  выдающихся  учёных-биологов). Картотека  с  заданиями  для  индивидуального  обучения, организации самостоятельных работ обучающихся.  

Тематическое планирование

 по биологии 5 класс к  учебнику И.Н. Пономаревой, И.В.Николаева,

О.А. Корниловой.

п/п

Тема урока

д/з

Дата

план

Дата

факт

1

Наука о живой природе.

§ 1

2

Свойства живого.

§ 2

3

Методы изучения природы.

§3

4

Увеличительные приборы.

Лабораторная работа №1 «Изучение устройства увеличительных приборов»

§4

5

Строение клетки. Ткани.

Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений»

§ 5

6

Химический состав клетки.

§ 6

7

Процессы жизнедеятельности клетки.

§ 7

8

Великие естествоиспытатели

9

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Биология – наука о живом мире».

§1-7

10

Царства живой природы

§ 8

11

Бактерии: строение и жизнедеятельность.

§ 9

12

Значение бактерий в природе и для человека.

§ 10

13

Растения.

§ 11

14

Контрольная  работа

15

Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением животных».

Животные.

§ 12

16

Лабораторная работа №4

«Наблюдение за передвижением животных »

17

Грибы.

§ 13

18

Многообразие и значение грибов.

§ 14

19

Лишайники.

§ 15

20

Значение живых организмов в природе.

§ 16

21

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Многообразие живых организмов».

22

Среды жизни планеты Земля

§ 17

23

Экологические факторы среды

§ 18

24

Приспособления организмов к жизни в природе

§ 19

25

Природные сообщества

§ 20

26

Природные зоны России.

§ 21

27

Жизнь организмов на разных материках

§ 22

28

Жизнь организмов в морях и океанах.

§ 23

29

Обобщение и систематизация знаний по теме ;«Жизнь организмов на планете Земля».

30

Как появился человек на Земле

§ 24

31

Как человек изменял природу

§ 25

32

Важность охраны живого мира планеты

§ 26

33

Ценность разнообразия живого мира.

§ 27

34

Обобщение и систематизация знаний по теме:

«Человек на планете Земля».

Итоговый контроль знаний .по курсу биологии 5 класса

                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"

Использование данной презентации позволяет  учащимся успешно повторить и закрепить   изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии,  активизировать умс...

Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс

Представляю методическую разработку  урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)

Количество часов: всего _105  часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...

Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.

Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....

УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )

Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...

Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс

В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....