Технологическая карта урока «Человеческие расы»
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Ялбакова Татьяна Андреевна

«Человеческие расы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon t.k._chelovecheskie_rasy.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по теме: «Человеческие расы»

Термин «Раса» ввел Жорж Бюффон в 18 веке.

РАСА – это исторически сложившаяся группа людей, имеющая общие морфологические и физиологические наследственные особенности, а также традиции и обычаи.

В современном человечестве выделяют три большие расы и несколько десятков малых рас.

Большие расы: экваториальная (австрало-негроидная), европеоидная (евразийская), монголоидная (азиатско-американская)

Европеоидная раса. Люди с прямыми или волнистыми, часто светлыми волосами, со светлой кожей. Борода и усы растут обычно сильно, лицо узкое с выступающим носом, ширина носа невелика, ноздри параллельны друг другу. Глаза расположены горизонтально, складка верхнего века отсутствует, челюстная часть лица не выступает вперёд, губы обычно тонкие. Люди с прямыми или волнистыми, часто светлыми волосами, со светлой кожей. Борода и усы растут обычно сильно, лицо узкое с выступающим носом, ширина носа невелика, ноздри параллельны друг другу. Глаза расположены горизонтально, складка верхнего века отсутствует, челюстная часть лица не выступает вперёд, губы обычно тонкие. Место возникновения- Место возникновения- Европа и Передняя Азия Европа и Передняя Азия

Монголоидная раса. Жёсткие, прямые и тёмные волосы. Кожа темноватая с жёлтым оттенком, борода и усы растут слабо. Лицо широкое, уплощённое, скулы сильно выступают, нос уплощён, ноздри расположены под углом друг к другу. Глаза узкие, внешний угол глаз чуть выше внутреннего. Губы по толщине - средние. Жёсткие, прямые и тёмные волосы. Кожа темноватая с жёлтым оттенком, борода и усы растут слабо. Лицо широкое, уплощённое, скулы сильно выступают, нос уплощён, ноздри расположены под углом друг к другу. Глаза узкие, внешний угол глаз чуть выше внутреннего. Губы по толщине - средние. Место возникновения – Азия.

Негроидная раса. Люди с курчавыми волосами, с очень тёмной кожей, Борода и усы растут слабо. Лицо узкое и низкое, нос широкий. Глаза широко открытые. Характерно выступание вперёд нижней части лица. Губы обычно толстые, нередко вздутые. Люди с курчавыми волосами, с очень тёмной кожей, Борода и усы растут слабо. Лицо узкое и низкое, нос широкий. Глаза широко открытые. Характерно выступание вперёд нижней части лица. Губы обычно толстые, нередко вздутые. Место возникновения – Африка, к югу от Сахары Африка, к югу от Сахары

АВСТРАЛОИДНАЯ РАСА . Входит в большую экваториальную (негро- австралоидную) расу. Входит в большую экваториальную (негро- австралоидную) расу. Характерны темная кожа, широкий нос, прогнатизм, волнистые волосы, сильный рост волос на лице и теле. Распространена в Австралии, Южной Азии и Океании. Характерны темная кожа, широкий нос, прогнатизм, волнистые волосы, сильный рост волос на лице и теле. Распространена в Австралии, Южной Азии и Океании. Многие антропологи выделяют австралийскую расу в самостоятельную большую расу.

Все современное человечество принадлежит к одному виду. По умственным способностям (способность к познанию, творчеству, труду) все расы одинаковы. Различия в уровне культуры связаны не с биологическими особенностями, а с социальными условиями развития общества. Расы подразделяются на подрасы, а те – на национальности и народности. Нация – это совокупность людей, объединенных общностью языка, территории и экономического уклада. Народ – всё население определенной страны.

Формирование рас началось около 90 тысяч лет назад в Африке.

По одной из гипотез считается, что появление расы белокожих людей было связано с тем, что чернокожие африканцы, мигрирующие на север, столкнулись с недостатком витамина D, что стало причиной массового проявления рахита. У людей страдали кости скелета, и в частности тазовые кости у женщин это затрудняло

роды и приводило к смерти и матерей, и новорожденных. В результате естественного отбора преимущество оставалось за людьми с менее пигментированной кожей, которая пропускала больше ультрафиолетовых лучей содействующих выработке этого витамина.

Благодаря изменению рельефа, появлению горных хребтов и морей, вернуться назад эти племена не смогли и развивались в условиях изоляции.

Заметили, что при гипервитаминозе витамина D накопление кальция в крови приводит к образованию тромбов внутри сосудов, образованию почечных камней, что также приводит к высокой смертности. У чернокожих людей этого не происходит, потому что пигмент препятствуют проникновению ультрафиолетовых лучей и образованию избытка этого витамина в коже.

Другой поток расселения шёл по южной и восточной Азии вплоть до Австралии – материка, который оказался в изоляции. Это послужило причиной образования чернокожей австралоидной расы.

Третья волна расселения шла через северо-восточную оконечность Азии на северо-запад Америки. Представители этой волны стали основателями монголоидной расы, к которой примыкают и американские индейцы, которых нередко выделяют в самостоятельную расу.

Процесс возникновения и становления рас человека называют расогенезом.

http://festival.1september.ru/articles/532771/img2.gif

  • полицентристы считают, что расы возникли независимо друг от друга от разных предков и в разных местах;
  • моноцентристы признают единство происхождения социально-психического развития, единый уровень умственного развития;

Доказательства моноцентрической гипотезы переводят ее в разряд теорий (гипотеза + доказательства):

  • различия во второстепенных признаках;
  • генетическая изоляция отсутствует;
  • биологические эволюционные изменения (уменьшение массивности скелета, увеличение роста, ускорение развития) проявляются у представителей всех рас.

Причины расогенеза:

  • естественный отбор
  • мутации
  • изоляция
  • смешение популяций

По мере заселения человеком земного шара, сталкиваясь с новыми условиями среды, выживали и давали потомство приспособленные индивиды.

Сформировавшиеся в ходе биологической эволюции морфологические признаки объясняются: характером окружающей среды, климата, пищевых ресурсов, количеством солнечного света.

Для людей всех рас характерны видовые признаки:

сходство строения тела (строение черепа, мозга, внутренних органов);

физиологическое сходство (группы крови, болезни, защитные реакции); возможность для неограниченного скрещивания, в результате которого появляется плодовитое потомство; все едины по происхождению.

Так и по генам человека нельзя с точностью определить его расу, поэтому в генетическом смысле рас не существует (а лишь признаки, доминирующие и рецессивные, различные нормы поведения). Признаки, исследуемые учеными – генетиками Бразилии показали, что у людей, относящих себя к белой расе в Бразилии, в среднем присутствует 39% генов, характерны для североамериканских индейцев, 28% генов, характерны для африканцев, и 39% генов для европеоидов. А также антропологи считают, что 1\5 населения планеты, это 1 млрд. 250 млн. человек метисы – представители смешанных браков.

Другим доказательством, что все расы относятся к одному виду можно считать пересадку органов. Известны многие случаи, когда сердце, почки пересаживают людям разных рас, и они успешно приживаются. Первая успешная операция по пересадке сердца в 80-х года сделал доктор Барнад (ЮАР, Кейптаун). Он пересадил белому человеку сердце утонувшего чернокожего юноши. После этого пациент прожил 5 лет.

Расизм – реакционная теория, оправдывающая социальное неравенство, эксплуатацию, войны принадлежностью людей к различным расам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...