Технологическая карта урока «Экскурсия в мир клеток» 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Ялбакова Татьяна Андреевна

к учебнику А. А. Плешакова «Введение в биологию»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_v_mir_kletok_5_klass.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Экскурсия в мир клеток» 5 класс

к учебнику А. А. Плешакова «Введение в биологию»

Составил - учитель биологии Ялбакова Т.А.

Название урока и его этапы

Основное содержание

Виды деятельности учителя

Виды деятельности учащихся

Планируемые образовательные результаты

предметные

метапредметные

личностные

                                                                                          Экскурсия в мир клеток

Организационный  момент

Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Проверка домашнего задания

Задает вопросы учащимся, раздает карточки (5)

  1. Что изучает биология?
  2. Какие ученые биологи вам известны?
  3. Какой вклад в развитие биологии внесли Уильям Гарвей?
  4. Какой вклад в развитие науки внесли Карл Линей и Чарлз Дарвин?
  5.  Какой вклад в развитие биологии внесли Грегор Мендель и Владимир Иванович Вернадский?

Организует устный опрос и  работу по карточкам

Учащиеся, получившие карточки, выполняют письменно предложенные задания.

Остальные учащиеся устно отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

2.Актуализация знаний

- Что является объектом изучения цитологии?

-Для каких целей был изобретен микроскоп?

Давно пытливый ум мечтал
Внутрь всех вещей взглянуть.
Путь в мир незримый указал
Великий Левенгук

В 17 веке нидерландец Антони Ван Левенгук изобрел микроскоп, с помощью которого сумел впервые рассмотреть под увеличительными стеклами (линзами) микромир.

-В чем заслуга Р. Гука?

- Какова тема сегодняшнего урока? Какие цели и задачи будут стоять перед нами?

Клетка – обязательная простейшая структурная единица, которая лежит в основе строения, развития и всей жизнедеятельности живого организма. Цель нашего урока изучить основные части клетки, вспомнить устройство и правила работы с приборами, которые позволяют увидеть клетку.

Тема урока: Экскурсия в мир клеток 

Выдвигает проблему, уточняет тему, цель и задачи  урока

Отвечают на вопросы учителя, формулируют  тему и цель урока, записывают тему себе в тетрадь.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели

Повышение уровня мотивации учебной деятельности, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

3.Изучение новой темы

На нашей планете обитают миллионы видов живых существ, они крайне разнообразны, но их объединяет клеточное строение. Есть организмы, которые состоят из одной клетки – одноклеточные организмы. Большинство же относится к многоклеточным организмам.

              Организмы

Одноклеточные     многоклеточные

Презентация 1( диск к учебнику)

 -Почему одноклеточные получили такое название?

-Как вы думаете, можно ли у нас встретить одноклеточных животных?

Давайте познакомимся с одним из представителей одноклеточных животных. Для этого нам понадобятся микроскопы.

 - Вспомните и назовите правила работы с микроскопом.

- Рассмотрите инфузорию-туфельку под микроскопом и зарисуйте ее в тетрадь .

Многоклеточные организмы весьма разнообразны и хорошо заметны.

Презентация 2(диск к учебнику)

-Рассмотрите под микроскопом клетки кожицы лука и зарисуйте несколько клеток  в тетради.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Несмотря на крошечные размеры, клетка необычайно сложно устроена. В каждой клетке постоянно идут тысячи разных химических реакций. Недаром ее сравнивают с химическим заводом. Давайте познакомимся с главными частями  клетки.

Динамическая модель клетки(диск)

Любая растительная клетка покрыта снаружи оболочкой. Оболочка обособляет клетку от окружающей среды. В ней есть отверстия – поры. Поры в оболочке клетки необходимы для обмена веществ с окружающей средой, через них в клетку поступает и выходит из нее вода и другие вещества.

Внутри клетки, все ее пространство занято бесцветным вязким веществом. Это цитоплазма. Она медленно движется – это одно из свойств живой клетки. При сильном нагревании и замораживании она разрушается, и тогда клетка погибает.

В цитоплазме располагается ядро и другие компоненты клетки – органоиды. Ядро – главный органоид клетки, оно управляет всеми процессами жизнедеятельности. В нем содержатся особые тельца – хромосомы, в которых хранится вся информация о клетке, которая, не умирая, будет передаваться от клетки к клетке, из поколения в поколение.

В многоклеточном организме бывает много разных типов клеток.

Клетки живые. Они дышат, питаются, растут, делятся.

-Зарисуйте в тетрадь строение клетки, подпишите все ее части. Используйте рисунок 9 на  странице 21.

Организует работу с рисунками в учебнике, зарисовывает схему на доске

Организует беседу после демонстрации презентации

Организует работу в парах с микроскопом, контролирует выполнение практической части работы

Демонстрирует  презентацию,  контролирует выполнение практической части работы

Проводит разминку

Учитель рассказывает о строении клетки, используя динамическую модель клетки.

Контролирует работу в тетрадях

Слушают учителя, смотрят презентацию, отвечают на вопрос,  работа с учебником  стр. 20. Записывают схему в тетрадь

Называют правила работы с микроскопом

Работают в паре с микроскопом и микропрепаратами

Повторяют за учителем упражнения

Слушают учителя, работают с рисунком в учебнике, сравнивают с динамической моделью на экране

Зарисовывают в тетрадь строение клетки, подписывают основные части клетки

Различение на таблицах частей и органоидов клетки

Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов

Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии

Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, умение работать в паре

Познавательные УУД:  умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

4.Закрепление изученного материала

-Почему клетки называют кирпичиками организма?

-Назовите главные части клетки.

-Рассмотрите рисунки, сделанные вами во время лабораторной работы (инфузория-туфелька и клетки кожицы лука) и подпишите на них главные части клетки.

-Назовите черты сходства клеток кожицы лука и инфузории- туфельки.

Учитель задает вопросы, контролирует выполнение работы в тетради, собирает тетради на проверку.

Отвечают на вопросы учителя, подписывают части клетки на рисунках, сделанных с натуральных объектов, сравнивают объекты.

Сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.

Познавательные УУД:  умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

5.Рефлексия

-Понравился ли вам урок?

-Что больше всего понравилось?

-Чему вы научились на уроке?

- Закончите предложение « Я запомнил…», « Я смог…»

Организует беседу

Формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Регулятивные УУД:

делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: участие в коллективном обсуждении итогов урока

6.Дом. зад.

Параграф 5, задания к параграфу.

Дает пояснения к заданиям

Записывают задание себе в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока по ФГОС "Строение клеток животных и грибов. Вирусы". 5 класс

Данный файл содержит разработку урока для учащихся 5 классов на тему "Строение клеток животных и грибов. Вирусы", который соответствует государственному образовательному стандарту. Материал будет поле...

Технологическая карта урока – экскурсии в школьный краеведческий музей «Далёкое и близкое»

Класс: 6Тема урока: школьный краеведческий музей «Далёкое и близкое»Тип урока: урок открытия новых знаний...

технологическая карта урока по теме : "Многообразие клеток. Ткани растительного организма."

технологическая карта урока по теме : "Многообразие клеток. Ткани растительного организма."...

Технологическая карта урока-практикума по географии 5 класса "Решение практических задач по плану и карте"

Этот материал из опыта работы поможет молодым специалистам спланировать урок - практикум...

Технологическая карта урока-экскурсии "Естественные и искусственные экосистемы"

Урок по биологии в 11 классе "Естественные и искусственные экосистемы" рекомендуется проводить в формате экскурсии в окрестностях школы. Данный урок носит экологическую направленность, что с...