Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность по биологии" для 6 классов
рабочая программа по биологии (6 класс)

Киселева Наталья Петровна

Проектная    деятельность    способствует    развитию    адекватной    самооценки,  формированию  позитивной  Я  -  концепции  (опыт  интересной  работы  и  публичной  демонстрации её результатов), развитию информационной компетентности.  Именно  групповые  формы  учебной  деятельности  помогают  формированию  у  обучающихся уважительного  отношения  к  мнению  одноклассников,  воспитывают  в  них  терпимость,  открытость,  тактичность,  готовность  прийти  на  помощь  и  другие  ценные личностные качества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новосибирского района Новосибирской области-

Березовская средняя общеобразовательная школа № 12

ПРИНЯТО                                                                                СОГЛАСОВАНО

решением методического объединения              заместитель директора по УВР

учителей естественнонаучного цикла                  ______________К.С. Белогурова

протокол №_______от__________                        ______________

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

"Проектная деятельность по биологии"

для 6 классов

 (срок действия 5 лет)

Составитель:

Киселева Наталья Петровна-

Учитель биологии

2018

Пояснительная записка.

          Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность по биологии" для 6 классов создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, программы «Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа» автора-составителя С.В.Третьяковой,- издательства Москва «Просвещение», 2013 года и образовательной программы МКОУ-Березовская  СОШ №12. На реализацию программы отводится 35 часов (1 час в неделю).

          Проектная   деятельность   как   особая  форма    учебной   работы   способствует  воспитанию    самостоятельности,    инициативности,     ответственности,   повышению  мотивации  и  эффективности  учебной  деятельности.  В  ходе  реализации  исходного  замысла на практическом уровне учащиеся овладеют умением выбирать адекватные  стоящей    задаче  средства,  принимать    решения,   в  том   числе   и  в  ситуациях неопределённости.  Они  получат  возможность  развить  способность  к  разработке  нескольких   вариантов    решений,   к  поиску   нестандартных    решений,   поиску   и  осуществлению      наиболее    приемлемого     решения.     С   помощью      проектной  деятельности  может быть существенно снижена школьная тревожность.  

          Проектная    деятельность    способствует    развитию    адекватной    самооценки,  формированию  позитивной  Я  -  концепции  (опыт  интересной  работы  и  публичной  демонстрации её результатов), развитию информационной компетентности.  Именно  групповые  формы  учебной  деятельности  помогают  формированию  у  обучающихся уважительного  отношения  к  мнению  одноклассников,  воспитывают  в  них  терпимость,  открытость,  тактичность,  готовность  прийти  на  помощь  и  другие  ценные личностные качества.

Цели: 

  • Формирование УУД обучающихся через:

- освоение социальных ролей, необходимых для научно-исследовательской и проектной деятельности;

- актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к саморазвитию, самостоятельности, целеустремленности, преодоление трудностей;

- освоение научной картины мира, понимание роли и значения наук в жизни общества, понимание значимости инновационной деятельности; овладение методами и методологией познания;

- развитие компетентности общения.

  • Овладение обучающимися продуктивно-ориентированной деятельностью при помощи

поэтапного освоения:

- основных этапов, характерных для исследовательской и проектной деятельности;

- методов определения конкретного пользователя продукта проекта или исследования;

- технологий анализа инновационного потенциала продукта.

  • Развитие творческих способностей инновационного мышления обучающихся на базе.
  • Общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей,

специалистов за счет многообразия поставленных задач и целей учебно- исследовательской и проектной деятельности.

Задачи:

  • Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать

основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

  • Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся

должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

  • Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
  • Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план

работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

  • Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять

инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

  • Обучение методам творческого решения проектных задач.

          Принципы организации  проектно-исследовательской деятельности:

  • Доступности - освоение материала с учетом возрастных и индивидуальных

способностей

  • Естественности - тема исследования должна быть интересной и актуальной для

ученика

  • Наглядности или экспериментальности - позволяет учащемуся выходить за рамки

созерцательного восприятия и экспериментировать

  • Осмысленности - деятельность учащихся должна ими быть осмыслена
  • Культуросообразности – воспитание в ученике культуры соблюдения научных

традиций, научного исследования с учетом актуальности и оригинальности подходов.

  • Принцип успешности –  и взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успеш-

ным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Общая характеристика курса

           В основе формирования  исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.

           Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько  на формирование активной  личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации. Курс «Исследовательская и проектная деятельность» носит развивающий характер. Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

 Ожидаемые результаты

Личностные

  • сформированность экологически грамотного отношения к живой природе;
  • развитие интеллектуальных способностей (умения сравнивать, анализировать,

рассуждать, делать выводы и т.п.)

Метапредметные

  • овладение умениями определять проблему, выдвигать гипотезы, проводить

эксперименты, наблюдать, доказывать;

  • умение работать с различными источниками информации;

Предметные

  1. Познавательная сфера:
  • выделение отличительных признаков живых организмов;
  • определение роли биологии в практической деятельности человека;
  • умение сравнивать биологические объекты и процессы
  • овладение методами изучения живой природы: наблюдения, измерения, эксперимента; 
  • осуществление поиска необходимой информации для выполнения внеучебных

заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществление записи (фиксации) выборочной информации об окружающем мире и о

себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  1. Ценностно – ориентационная сфера:
  • знание правил поведения в природе;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе;
  1. Трудовая сфера:
  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • знание правил работы с лабораторным оборудованием;
  1. Эстетическая сфера:
  • умение оценивать живую природу с точки зрения эстетики.

Распределение часов:

6 класс – 35 часов в год, 1 часа в неделю;

Формы организации учебного процесса:

Проектирование, творческая работа, элементы исследования, работа в меняющихся группах.

Формы контроля:

Выступление с проектами перед одноклассниками, открытые уроки, участие в районном конкурсе проектов, школьные мероприятия, выставки.

Этапы формирования навыков исследовательской деятельности

1 ступень 5-6 класс:

  • Знакомство с видами проектов и исследовательских работ.
  • Изучения алгоритма при реализации проектов или проведении исследовательских

работ.

  • Мини-исследования и мини-проекты.

2 ступень 7-8 класс:

  • Апробация и реализация интегрированных проектов.

3 ступень: 9-11 класс:

  • Долгосрочные проекты и исследовательские работы.

        Проект даёт возможность опосредованно воздействовать на развитие и обучение детей с особыми познавательными потребностями, путём проведения в рамках проекта консультативной работы с учителями предметниками. Тем самым учебный процесс строится в виде познавательного диалога учителя и учащихся, в ходе которого учитель постоянно побуждает учеников к самостоятельным выводам, к защите полученных результатов, к критике ошибочных утверждений и умозаключений.

Содержание программы

6 класс

Повторение (4 часа).

Классификация проектов. Как целенаправленно собирать информацию?

Работа над проектом (26 часов).

Планирование. Выбор темы. Постановка проблемы, гипотезы. Поиск информации. Структурирование информации. Анализ собранной информации. Определение будущего продукта. Проведение  исследования (эксперимента). Обработка и анализ полученных данных, формулирование вывода. Оформление проекта (в виде презентации).

Защита проекта (5 часов).

Защита проекта.

Учебно-тематический план

6 класс

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Повторение.

4

4

-

2

Работа над проектом

26

6

20

3

Защита проекта

5

5

-

Итого:

35

15

20

Литература

1.  Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.. 2011, 107с.

2.  Пахомова Ю.А. Учебное проектирование. Методическое пособие и СД-диск с базой данных учебных проектов/ Ю.Н.Пахомова, Н.В.Дмитриева, И.В.Денисова. – М., 2012.- 51 с.

3.  Попов Л.В. Управление инновационными проектами. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2009. – 336 с.

4.  Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? – М.: Первое сентября, 2010., 44 с.

5. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2011. – 192 с. – (Работаем по новым стандартам).

6.  ФГОС нового поколения.

Информационные сайты

http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-439

http://schools.keldysh.ru/

pedagogie.ru

http://ladlav.narod.ru/teh_proekt.htm

http://festival.1september.ru/articles/595534/

http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2012/03/03/vystuplenie-metod-proektov-v-proforientatsii

Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности по биологии

6 класс

Тема занятия

Ожидаемый результат

Дата

По плану

По факту

Повторение  (4 часа).

1

Тема занятия:

Классификация проектов.

Знают, что такое проект, умеют  классифицировать  проекты.

2

-

4

Тема занятия:

Как целенаправленно собирать информацию?

Знают, что такое информация, умеют выделять необходимую информацию из предложенного текста.

Работа над проектом (26  часов).

5

-

6

Тема занятия:

Составление плана работы.     

Составляют собственный план работы над индивидуальным  проектом. Учатся целеполаганию, планированию, контролю, формулированию проблемы.

7

-

8

Тема занятия:

Выбираем тему.

Выбирают наиболее интересную для каждого тему из предложенного перечня, либо предлагают свою.

9

-

11

Тема занятия:

Ставим  проблему и  гипотезу.

Учатся целеполаганию, планированию, контролю, формулированию проблемы.

Формулируют проблему согласно выбранной темы и выдвигают гипотезу.

12 -

15

Тема занятия:

Поиск информации.

Овладевают следующими приёмами работы с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать);

Работают с различными источниками информации выбирают необходимую.

16

-

17

Тема занятия:

Структурирование информации.

Овладевают следующими приёмами работы с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать);

Структурируют выбранную информацию, выбирают наиболее значимую и интересную по выбранной теме.

18

-

20

Тема занятия:

Анализ собранной информации.

Овладевают следующими приёмами работы с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать);

Анализируют выбранную информацию.

21

-

22

Тема занятия:

Определение будущего продукта.

Соотносят между собой этапы проектирования. Определяют вид и структуру будущего отчета, проекта

23 -  25  

Тема занятия:

Проведение  исследования (эксперимента).

Определяют и проводят необходимое исследование, эксперимент или сравнение.

Выполняют работу по цепочке.

26

-

27

Тема занятия:

Обработка и анализ полученных данных, формулирование вывода.

Обрабатывают и анализируют полученную в ходе исследования (эксперимента) информацию, формулируют вывод.

28  -  29

Тема занятия:

Оформление проекта (в виде презентации).

Объединяют найденную информацию, и данные исследования, оформляют проект в виде презентации. Соотносят между собой этапы проектирования.

Защита проекта (5 часов).

30

-

33  

Тема занятия:

Подготовка к защите проекта.

Выбирают краткое содержание проекта для доклада. Строят логическую цепь рассуждений; Учатся полно выражать свои мысли.

34

-

35

Тема занятия:

Защита проекта

Защищают созданный проект. Учатся оценивать адекватно себя и сверстников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями &mda...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» для учащихся 5-7 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» для учащихся 5-7 классов...

Педагогический проект "Организация проектной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности , как единый процесс самореализации и социализации личности"

Данный педагогический проект показывает, как важно в настоящее время создать условия для самостоятельных действий учащихся в решении определенных задач, вызванных жизненной ситуацией и как необходимо ...

Рабочая программа внеурочной деятельности (проектная деятельность) «Математика в проектах» 5-6 классы

Рабочая программавнеурочной деятельности(проектная деятельность)«Математика в проектах»5-6 классы...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность по биологии" для 5 классов

Проектная   деятельность   как   особая  форма    учебной   работы   способствует  воспитанию    самостоятельн...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность по биологии" для 7 классов

        Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность по биологии" для 7 классов создана на основе Федерального государственного стандарта о...