Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность по биологии" для 7 классов
рабочая программа по биологии (7 класс)

Киселева Наталья Петровна

          Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность по биологии" для 7 классов создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, программы «Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа» автора-составителя С.В.Третьяковой,- издательства Москва «Просвещение», 2013 года и образовательной программы МКОУ-Березовская СОШ№12 . На реализацию программы отводится 35 часов (1 час в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vneurochnoy_7_klass.docx33.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новосибирского района Новосибирской области-

Березовская средняя общеобразовательная школа № 12

ПРИНЯТО                                                                                СОГЛАСОВАНО

решением методического объединения              заместитель директора по УВР

учителей естественнонаучного цикла                  ______________К.С. Белогурова

протокол №_______от__________                        ______________

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

"Проектная деятельность по биологии"

для 7 классов

 (срок действия 5 лет)

Составитель:

Киселева Наталья Петровна-

Учитель биологии

2018

Пояснительная записка.

          Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность по биологии" для 7 классов создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, программы «Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа» автора-составителя С.В.Третьяковой,- издательства Москва «Просвещение», 2013 года и образовательной программы МКОУ-Березовская СОШ№12 . На реализацию программы отводится 35 часов (1 час в неделю).

          Проектная   деятельность   как   особая  форма    учебной   работы   способствует  воспитанию    самостоятельности,    инициативности,     ответственности,   повышению  мотивации  и  эффективности  учебной  деятельности.  В  ходе  реализации  исходного  замысла на практическом уровне учащиеся овладеют умением выбирать адекватные  стоящей    задаче  средства,  принимать    решения,   в  том   числе   и  в  ситуациях неопределённости.  Они  получат  возможность  развить  способность  к  разработке  нескольких   вариантов    решений,   к  поиску   нестандартных    решений,   поиску   и  осуществлению      наиболее    приемлемого     решения.     С   помощью      проектной  деятельности  может быть существенно снижена школьная тревожность.  

          Проектная    деятельность    способствует    развитию    адекватной    самооценки,  формированию  позитивной  Я  -  концепции  (опыт  интересной  работы  и  публичной  демонстрации её результатов), развитию информационной компетентности.  Именно  групповые  формы  учебной  деятельности  помогают  формированию  у  обучающихся уважительного  отношения  к  мнению  одноклассников,  воспитывают  в  них  терпимость,  открытость,  тактичность,  готовность  прийти  на  помощь  и  другие  ценные личностные качества.

Цели: 

  • Формирование УУД обучающихся через:

- освоение социальных ролей, необходимых для научно-исследовательской и проектной деятельности;

- актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к саморазвитию, самостоятельности, целеустремленности, преодоление трудностей;

- освоение научной картины мира, понимание роли и значения наук в жизни общества, понимание значимости инновационной деятельности; овладение методами и методологией познания;

- развитие компетентности общения.

  • Овладение обучающимися продуктивно-ориентированной деятельностью при помощи

поэтапного освоения:

- основных этапов, характерных для исследовательской и проектной деятельности;

- методов определения конкретного пользователя продукта проекта или исследования;

- технологий анализа инновационного потенциала продукта.

  • Развитие творческих способностей инновационного мышления обучающихся на базе.
  • Общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей,

специалистов за счет многообразия поставленных задач и целей учебно- исследовательской и проектной деятельности.

Задачи:

  • Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать

основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

  • Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся

должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

  • Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
  • Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план

работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

  • Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять

инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

  • Обучение методам творческого решения проектных задач.

          Принципы организации  проектно-исследовательской деятельности:

  • Доступности - освоение материала с учетом возрастных и индивидуальных

способностей

  • Естественности - тема исследования должна быть интересной и актуальной для

ученика

  • Наглядности или экспериментальности - позволяет учащемуся выходить за рамки

созерцательного восприятия и экспериментировать

  • Осмысленности - деятельность учащихся должна ими быть осмыслена
  • Культуросообразности – воспитание в ученике культуры соблюдения научных

традиций, научного исследования с учетом актуальности и оригинальности подходов.

  • Принцип успешности –  и взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успеш-

ным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Общая характеристика курса

           В основе формирования  исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.

           Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько  на формирование активной  личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации. Курс «Исследовательская и проектная деятельность» носит развивающий характер. Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

 Ожидаемые результаты

Личностные

  • сформированность экологически грамотного отношения к живой природе;
  • развитие интеллектуальных способностей (умения сравнивать, анализировать,

рассуждать, делать выводы и т.п.)

Метапредметные

  • овладение умениями определять проблему, выдвигать гипотезы, проводить

эксперименты, наблюдать, доказывать;

  • умение работать с различными источниками информации;

Предметные

  1. Познавательная сфера:
  • выделение отличительных признаков живых организмов;
  • определение роли биологии в практической деятельности человека;
  • умение сравнивать биологические объекты и процессы
  • овладение методами изучения живой природы: наблюдения, измерения, эксперимента; 
  • осуществление поиска необходимой информации для выполнения внеучебных

заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществление записи (фиксации) выборочной информации об окружающем мире и о

себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  1. Ценностно – ориентационная сфера:
  • знание правил поведения в природе;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе;
  1. Трудовая сфера:
  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • знание правил работы с лабораторным оборудованием;
  1. Эстетическая сфера:
  • умение оценивать живую природу с точки зрения эстетики.

Распределение часов:

7 класс – 35 часов в год, 1 часа в неделю.

Формы организации учебного процесса:

Проектирование, творческая работа, элементы исследования, работа в меняющихся группах.

Формы контроля:

Выступление с проектами перед одноклассниками, открытые уроки, участие в районном конкурсе проектов, школьные мероприятия, выставки.

Этапы формирования навыков исследовательской деятельности

1 ступень 5-6 класс:

  • Знакомство с видами проектов и исследовательских работ.
  • Изучения алгоритма при реализации проектов или проведении исследовательских

работ.

  • Мини-исследования и мини-проекты.

2 ступень 7-8 класс:

  • Апробация и реализация интегрированных проектов.

3 ступень: 9-11 класс:

  • Долгосрочные проекты и исследовательские работы.

        Проект даёт возможность опосредованно воздействовать на развитие и обучение детей с особыми познавательными потребностями, путём проведения в рамках проекта консультативной работы с учителями предметниками. Тем самым учебный процесс строится в виде познавательного диалога учителя и учащихся, в ходе которого учитель постоянно побуждает учеников к самостоятельным выводам, к защите полученных результатов, к критике ошибочных утверждений и умозаключений.

Содержание программы

7 класс

Введение (3 часа).

Интегрированный  проект. Структура интегрированного проекта. Постановка проблемы, гипотезы в интегрированном  проекте.

Работа над проектом (12 часов).

Выбор темы, определение результата.  Постановка проблемы, гипотезы. Поиск информации. Структурирование информации. Анализ собранной информации. Проведение  исследования (эксперимента). Обработка и анализ полученных данных, формулирование вывода. Оформление проекта (в виде презентации).

Защита проекта (2 часа).

Защита проекта

Учебно-тематический план

7 класс

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Введение.

6

6

-

2

Работа над проектом.

24

4

20

3

Защита проекта.

5

5

-

Итого:

35

15

20

Литература

1.  Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.. 2011, 107с.

2.  Пахомова Ю.А. Учебное проектирование. Методическое пособие и СД-диск с базой данных учебных проектов/ Ю.Н.Пахомова, Н.В.Дмитриева, И.В.Денисова. – М., 2012.- 51 с.

3.  Попов Л.В. Управление инновационными проектами. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2009. – 336 с.

4.  Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? – М.: Первое сентября, 2010., 44 с.

5. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2011. – 192 с. – (Работаем по новым стандартам).

6.  ФГОС нового поколения.

Информационные сайты

http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-439

http://schools.keldysh.ru/

pedagogie.ru

http://ladlav.narod.ru/teh_proekt.htm

http://festival.1september.ru/articles/595534/

http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2012/03/03/vystuplenie-metod-proektov-v-proforientatsii

Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности по биологии

7 класс

Тема занятия

Ожидаемый результат

Дата

По плану

По факту

Введение (6  часов).

1

Тема занятия:

Что такое – интегрированный  проект.

Знают, что такое  интегрированный проект.

2

-

3

Тема занятия:

Структура интегрированного проекта

Знают структуру интегрированного проекта.

4

-

6

Тема занятия:

Постановка проблемы, гипотезы в интегрированном  проекте.

Знают особенности постановки проблемы и выдвижения гипотезы в интегрированном проекте.

Работа над проектом (24 часов).

7

-

8

Тема занятия:

Составление плана работы.     

Составляют собственный план работы над индивидуальным интегрированным проектом. Учатся целеполаганию, планированию, контролю, формулированию проблемы.

9

Тема занятия:

Выбираем тему.

Выбирают наиболее интересную для каждого тему интегрированного проекта из предложенного перечня, либо предлагают свою.

10

-

11

Тема занятия:

Ставим  проблему и  гипотезу.

Учатся целеполаганию, планированию, контролю, формулированию проблемы. Формулируют проблему согласно выбранной темы и выдвигают гипотезу интегрированного проекта.

12

-

14

Тема занятия:

Поиск информации.

Овладевают следующими приёмами работы с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать);

Работают с различными источниками информации выбирают необходимую.

15

-

16

Тема занятия:

Структурирование информации.

Овладевают следующими приёмами работы с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать);

Структурируют выбранную информацию, выбирают наиболее значимую и интересную по выбранной теме.

17

-

19

Тема занятия:

Анализ собранной информации.

 Овладевают следующими приёмами работы с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать);

Анализируют выбранную информацию.

20

Тема занятия:

Определение будущего продукта.

Соотносят между собой этапы проектирования. Определяют вид и структуру будущего отчета, проекта

21

-

23

Тема занятия:

Проведение  исследования (эксперимента).

Определяют и проводят необходимое исследование, эксперимент или сравнение.

Выполняют работу по цепочке.

24

-

26

Тема занятия:

Обработка и анализ полученных данных, формулирование вывода.

Обрабатывают и анализируют полученную в ходе исследования (эксперимента) информацию, формулируют вывод.

27  -  29

Тема занятия:

Оформление проекта (в виде презентации).

Объединяют найденную информацию, и данные исследования, оформляют проект в виде презентации. Соотносят между собой этапы проектирования.

Защита проекта (5 часов).

30

-

33

Тема занятия:

Подготовка к защите проекта.

Выбирают краткое содержание проекта для доклада. Строят логическую цепь рассуждений; Учатся полно выражать свои мысли.

34

-

35

Тема занятия:

Защита проекта

Защищают созданный проект. Учатся оценивать адекватно себя и сверстников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями &mda...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» для учащихся 5-7 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» для учащихся 5-7 классов...

Педагогический проект "Организация проектной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности , как единый процесс самореализации и социализации личности"

Данный педагогический проект показывает, как важно в настоящее время создать условия для самостоятельных действий учащихся в решении определенных задач, вызванных жизненной ситуацией и как необходимо ...

Рабочая программа внеурочной деятельности (проектная деятельность) «Математика в проектах» 5-6 классы

Рабочая программавнеурочной деятельности(проектная деятельность)«Математика в проектах»5-6 классы...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность по биологии" для 5 классов

Проектная   деятельность   как   особая  форма    учебной   работы   способствует  воспитанию    самостоятельн...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность по биологии" для 6 классов

Проектная    деятельность    способствует    развитию    адекватной    самооценки,  формированию  позитивной  ...