ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
статья по биологии

Использование ЦОР позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. В результате повышается так необходимая мотивация - залог успешного освоения учебной программы. Чрезвычайно важным является также формирование у учащихся познавательной активности, развитие умений в работе с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

учитель биологии МБОУ БСШ №1 им. Е.К.Зырянова   Королева Н.В.

Красноярский край, п. Березовка

     

     Современный образовательный процесс трудно представить без качественного обеспечения учебными электронными материалами.

      Использование ЦОР позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. В результате повышается так необходимая мотивация - залог успешного освоения учебной программы. Чрезвычайно важным является также формирование у учащихся познавательной активности, развитие умений в работе с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета.

       Весьма эффективны при изучении биологии, видеолекции, видеофильмы, flash-анимации, анимационные модели, интерактивные схемы и рисунки, компьютерные лабораторные практикумы, которые позволяют частично компенсировать недостаток натуральных объектов и наглядного материала, без которого нельзя полно показать разнообразие живого мира, особенности его строения, развития, механизмы протекания и целостность биологических, химических и других процессов.

Применение мультимедиаресурсов обеспечивает максимальный эффект обучения, так как в этом случае учебная информация представлена в различных формах и обеспечиввает комплексное воздействие на обучающегося.

       Представленные в цифровом виде учебные материалы дают возможность использовать их без затруднений на различных этапах урока, и решать поставленные задачи урока:

  • этап актуализации знаний – электронные тесты, электронные конструкторы;
  • этап объяснения нового материала – электронные учебники, энциклопедии, справочники, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы;
  • этап закрепления и совершенствования ЗУН – электронные тесты, электронные тренажёры, обучающие среды, мультимедийные презентации;
  • этап контроля и оценки ЗУН – электронные тесты, кроссворды (3).

ЦОРы помогают продемонстрировать явление динамике, передать учебную информацию определенными порциями, выполняя функции источника и меры, также стимулируют познавательные интересы учащихся, позволяют проводить оперативный контроль и самоконтроль результатов обучения.

   Цифровые образовательные ресуры (ЦОР) применяются мною на различных этапах урока:

1) при объяснении нового материала (рисунки и фото, слайд-шоу, видеофрагменты, 3D–рисунки и модели, анимации, интерактивные модели) в качестве интерактивной иллюстрации, демонстрируемой с помощью мультимедийного проектора.

2) при самостоятельном изучении учебного материала учащимися на уроке в ходе выполнения компьютерного эксперимента.

3) при организации исследовательской деятельности в форме лабораторных работ в сочетании с компьютерным и реальным экспериментом. При выполнении учениками на этих этапах урока виртуальных лабораторных работ и опытов повышается мотивация учащихся — они видят, как могут пригодиться полученные знания в реальной жизни.

4) при повторении, закреплении (задания с использованием фото, видео и анимаций, интерактивные задания, вспомогательный материал) и контроле знаний (тематические наборы тестовых заданий с автоматической проверкой, контрольно-диагностические тесты) на уровнях узнавания, понимания и применения.

5) домашние эксперименты могут быть выполнены учеником по рабочему листу с соответствующей адаптацией и при наличии дома учебного диска по данному курсу.

    На начальных этапах работы в школе использовала ЦОР в качестве наглядных материалов.

      Первыми электронными пособиями в моей педагогической практике стали энциклопедия  «Кирилл и Мефодий» и электронное учебное пособие «1С:Образование.Школа.Биология. Коллекция наглядных материалов. 5-11 классы». Программы были установлены в компьютерном классе. К сожалению возможность провести урок биологии в этом кабинете появлялась нечасто.

        С появлением электронной доски отпала необходимость использования бумажных таблиц, накопилась коллекция электронных презентаций. Интерактивное учебное пособие «Наглядная биология» сейчас незаменимо на каждом уроке – это и наглядность, при объяснении нового материала, и интерактивные упражнения.

    Методический интерес представляет использование видеоресурсов- видеофрагментов, мультфильмов, видеоуроков. В единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school–collection.edu.ru) можно скачать хорошие анимации практически по всем разделам биологии. Видеоуроки от ООО «Инфоурок» (https://infourok.ru/videouroki) качественный технически выверенный материал, нравится и мне и ученикам. Просто включить видеоурок и отдохнуть, как предлагается в рекламе, конечно, невозможно. Применение видеоматериалов предусматривает использование определенных приемов. Ведь успешное усвоение материала возможно только при произвольном внимании, а для этого необходим предварительный настрой, установка, продуманное задание.

         Важна детальная проработка содержания урока, видеофрагмента, определение места фрагмента в структуре конкретного урока. Поминутное планирование- где остановить, на что обратить внимание, что обобщить. Для эффективного усвоения материалов видеоуроков использую следующие приемы.

  1. Дается предварительная установка на запоминание
  2. Видео делится на фрагменты длительностью 3-5 минут, в зависимости от  смысловой составляющей, с последующим обобщением, рефлексией.
  3. Формулируется конкретное  задание - что нужно услышать, записать (например, записать функции крови, заполнить таблицу, изобразить схему и тд.).
  4. Учащиеся получают задания разного уровня сложности в зависимости от учебных возможностей.
  5. Прием - видеофрагмент -без звука, при закреплении, повторении материала, озвучка учащимися, оценивание качества озвучки другими.
  6. Видеофрагмент без установки. Последующее обсуждение и дискуссия – направлены на развитие произвольного внимания. Используется как вызов в начале урока.

     Работоспособность класса в данный момент времени; психологический настрой; устойчивость внимания  –  учитываются педагогом при подготовке к любому уроку, но особенно это важно  при подготовке к работе с видеоматериалом. Чтобы предварительная подготовка не оказалась напрасной важно своевременно реагировать на рабочую атмосферу в классе, держать обратную связь, обобщать, комментировать и пояснять увиденное. Особенно это важно в классах с низкой учебной мотивацией.

     Таким образом, применение ЦОР на уроках биологии – залог организации активной и осмысленной работы учащихся. Уроки с применением ИКТ не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным.

      Применение цифровых образовательных ресурсов позволяет активизировать деятельность обучающихся, повышает профессиональный уровень педагога, привносит разнообразные формы общения всех участников образовательного процесса. Однако,  необходимо создать условия для творческой и исследовательской деятельности учащихся с различным уровнем развития.

Список использованной литературы:

1.http://biologymoscow.ucoz.ru/ 3.2.https://disser.spbu.ru/files/disser2/disser/Gnedykh_Daria_disser.pdf 3.http://mmc74212.narod.ru/Biology/p11aa1.html/

4. http://school–collection.edu.ru/

5.http://sitevision.template-online.com/http://sitevision.template-online.com/

6. http://festival.1september.ru/articles/600748/



Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

учитель биологии МБОУ БСШ №1 им. Е.К.Зырянова   Королева Н.В.

Красноярский край, п. Березовка

     

     Современный образовательный процесс трудно представить без качественного обеспечения учебными электронными материалами.

      Использование ЦОР позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. В результате повышается так необходимая мотивация - залог успешного освоения учебной программы. Чрезвычайно важным является также формирование у учащихся познавательной активности, развитие умений в работе с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета.

       Весьма эффективны при изучении биологии, видеолекции, видеофильмы, flash-анимации, анимационные модели, интерактивные схемы и рисунки, компьютерные лабораторные практикумы, которые позволяют частично компенсировать недостаток натуральных объектов и наглядного материала, без которого нельзя полно показать разнообразие живого мира, особенности его строения, развития, механизмы протекания и целостность биологических, химических и других процессов.

Применение мультимедиаресурсов обеспечивает максимальный эффект обучения, так как в этом случае учебная информация представлена в различных формах и обеспечиввает комплексное воздействие на обучающегося.

       Представленные в цифровом виде учебные материалы дают возможность использовать их без затруднений на различных этапах урока, и решать поставленные задачи урока:

  • этап актуализации знаний – электронные тесты, электронные конструкторы;
  • этап объяснения нового материала – электронные учебники, энциклопедии, справочники, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы;
  • этап закрепления и совершенствования ЗУН – электронные тесты, электронные тренажёры, обучающие среды, мультимедийные презентации;
  • этап контроля и оценки ЗУН – электронные тесты, кроссворды (3).

ЦОРы помогают продемонстрировать явление динамике, передать учебную информацию определенными порциями, выполняя функции источника и меры, также стимулируют познавательные интересы учащихся, позволяют проводить оперативный контроль и самоконтроль результатов обучения.

   Цифровые образовательные ресуры (ЦОР) применяются мною на различных этапах урока:

1) при объяснении нового материала (рисунки и фото, слайд-шоу, видеофрагменты, 3D–рисунки и модели, анимации, интерактивные модели) в качестве интерактивной иллюстрации, демонстрируемой с помощью мультимедийного проектора.

2) при самостоятельном изучении учебного материала учащимися на уроке в ходе выполнения компьютерного эксперимента.

3) при организации исследовательской деятельности в форме лабораторных работ в сочетании с компьютерным и реальным экспериментом. При выполнении учениками на этих этапах урока виртуальных лабораторных работ и опытов повышается мотивация учащихся — они видят, как могут пригодиться полученные знания в реальной жизни.

4) при повторении, закреплении (задания с использованием фото, видео и анимаций, интерактивные задания, вспомогательный материал) и контроле знаний (тематические наборы тестовых заданий с автоматической проверкой, контрольно-диагностические тесты) на уровнях узнавания, понимания и применения.

5) домашние эксперименты могут быть выполнены учеником по рабочему листу с соответствующей адаптацией и при наличии дома учебного диска по данному курсу.

    На начальных этапах работы в школе использовала ЦОР в качестве наглядных материалов.

      Первыми электронными пособиями в моей педагогической практике стали энциклопедия  «Кирилл и Мефодий» и электронное учебное пособие «1С:Образование.Школа.Биология. Коллекция наглядных материалов. 5-11 классы». Программы были установлены в компьютерном классе. К сожалению возможность провести урок биологии в этом кабинете появлялась нечасто.

        С появлением электронной доски отпала необходимость использования бумажных таблиц, накопилась коллекция электронных презентаций. Интерактивное учебное пособие «Наглядная биология» сейчас незаменимо на каждом уроке – это и наглядность, при объяснении нового материала, и интерактивные упражнения.

    Методический интерес представляет использование видеоресурсов- видеофрагментов, мультфильмов, видеоуроков. В единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school–collection.edu.ru) можно скачать хорошие анимации практически по всем разделам биологии. Видеоуроки от ООО «Инфоурок» (https://infourok.ru/videouroki) качественный технически выверенный материал, нравится и мне и ученикам. Просто включить видеоурок и отдохнуть, как предлагается в рекламе, конечно, невозможно. Применение видеоматериалов предусматривает использование определенных приемов. Ведь успешное усвоение материала возможно только при произвольном внимании, а для этого необходим предварительный настрой, установка, продуманное задание.

         Важна детальная проработка содержания урока, видеофрагмента, определение места фрагмента в структуре конкретного урока. Поминутное планирование- где остановить, на что обратить внимание, что обобщить. Для эффективного усвоения материалов видеоуроков использую следующие приемы.

  1. Дается предварительная установка на запоминание
  2. Видео делится на фрагменты длительностью 3-5 минут, в зависимости от  смысловой составляющей, с последующим обобщением, рефлексией.
  3. Формулируется конкретное  задание - что нужно услышать, записать (например, записать функции крови, заполнить таблицу, изобразить схему и тд.).
  4. Учащиеся получают задания разного уровня сложности в зависимости от учебных возможностей.
  5. Прием - видеофрагмент -без звука, при закреплении, повторении материала, озвучка учащимися, оценивание качества озвучки другими.
  6. Видеофрагмент без установки. Последующее обсуждение и дискуссия – направлены на развитие произвольного внимания. Используется как вызов в начале урока.

     Работоспособность класса в данный момент времени; психологический настрой; устойчивость внимания  –  учитываются педагогом при подготовке к любому уроку, но особенно это важно  при подготовке к работе с видеоматериалом. Чтобы предварительная подготовка не оказалась напрасной важно своевременно реагировать на рабочую атмосферу в классе, держать обратную связь, обобщать, комментировать и пояснять увиденное. Особенно это важно в классах с низкой учебной мотивацией.

     Таким образом, применение ЦОР на уроках биологии – залог организации активной и осмысленной работы учащихся. Уроки с применением ИКТ не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным.

      Применение цифровых образовательных ресурсов позволяет активизировать деятельность обучающихся, повышает профессиональный уровень педагога, привносит разнообразные формы общения всех участников образовательного процесса. Однако,  необходимо создать условия для творческой и исследовательской деятельности учащихся с различным уровнем развития.

Список использованной литературы:

1.http://biologymoscow.ucoz.ru/ 3.2.https://disser.spbu.ru/files/disser2/disser/Gnedykh_Daria_disser.pdf 3.http://mmc74212.narod.ru/Biology/p11aa1.html/

4. http://school–collection.edu.ru/

5.http://sitevision.template-online.com/http://sitevision.template-online.com/

6. http://festival.1september.ru/articles/600748/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка"

Статья посвящена использованию цифровых образовательных ресурсов для обучению английскому языку детей в школе.Применение ИКТ на уроке создаёт условия для активизации работы школьников, формирования мо...

Практика использования цифровых образовательных ресурсов на уроках химии

Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается предметов естественно – научного цикла, т.к. именно они формируют единую кар...

Отчет об использовании цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии

Каждый современный учитель использует в своей работе цифровые образовательные ресурсы, которых с каждым днем становится все больше и больше...

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии.

Статья "Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии"....

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии (из опыта работы)

В данной публикации обобщен собственный опыт использования современных цифровых средств обучения на уроках биологии в средней школе....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ СПО

В современных условиях, когда дети с самого раннего возраста развиваются в условиях новой информационной среды: использование Интернета, телевидения, компьютерных программ, сформировался новый тип вос...