Презентация к уроку "Витамины"
презентация к уроку по биологии (8 класс)

Презентационная работа по биологии на тему: «Витамины», сделана   для того, чтобы  расширить  биологические знания о роли витаминов в обмене веществ их практическом значении для человека; сформулировать представления о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе; воспитание у учащихся сознательного отношения к своему

Формат   pptx (powerpoint)

Количество слайдов  - 26

Конспект технологическая карта урока

Предназначение для проведение уроков учителем

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_vitaminy.pptx1.85 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КоневаЛариса Александровна, учитель биологии МБОУ «Косиновская СОШ» Курского района Курской области

Слайд 2

Цель урока: расширить биологические знания о роли витаминов в обмене веществ их практическом значении для человека; сформулировать представления о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе; воспитание у учащихся сознательного отношения к своему здоровью

Слайд 3

Историческая справка Для нормального развития и жизнедеятельности организма далеко недостаточно белков, жиров, углеводов и минеральных солей. Симптомы пищевой недостаточности и связанные с ней заболевания были известны веками. Куриная слепота, бери-бери, рахит, цинга. Цингой болели крестоносцы и ранние мореплаватели. Для борьбы с цингой с 1720 года использовались плоды цитрусовых. Экспедиция Васко да Гама, В. Беренга (1741), русского полярника Г.Я.Седова (1914) погибло около 70% моряков. За время существования парусного флота от цинги погибло моряков больше, чем во всех морских сражениях, вместе взятых. В 1747 году Джеймс Линд шотландский врач принимает решение найти средство от цинги.

Слайд 4

Впервые обнаружены витамины экспериментальным путем в 1881 году русским врачом Н.И. Луниным. Он провел оригинальный опыт: одну группу мышей кормил длительное время натуральным молоком, а другую это же время искусственной смесью, приготовленной им, в которую входили белки, жиры, углеводы, минеральные соли и вода в том же соотношении, что и в молоке. Мыши второй группы скоро зачахли и погибли. Это навело учёного на мысль, что существует ещё некие вещества, какие он в своей смеси не использовал. Николай Иванович Лунин (1853-1937) – русский педиатр, открывший существование неизвестных веществ, абсолютно необходимых для жизни, которые впоследствии были назвали витаминами. "... если, как вышеупомянутые опыты учат, невозможно обеспечить жизнь белками, жирами, сахаром, солями и водой, то из этого следует, что в молоке, помимо казеина, жира, молочного сахара и солей, содержатся еще другие вещества, незаменимые для питания. Представляет большой интерес исследовать эти вещества и изучить их значение для питания".

Слайд 5

Казимир Функ Открытие витаминов принадлежит поляку Казимиру Функу . В 1911г ученый выделил из рисовых отрубей активное вещество, которое излечивало голубей от паралича (сегодня это вещество известно как тиамин, или витамин B1) и еще одно активное соединение, ныне известное как никотиновая кислота или витамин B3. Для обоих веществ Функ предложил название «витамины» (от "вита" – жизнь и "амины" – группы химических соединений, к которой принадлежали эти вещества). Функ ввел термин авитаминоз, разработал методы предупреждения и лечения авитаминозов. Занимался изучением взаимоотношений витаминов, гормонов, ферментов и микроэлементов. Он показал, что витамины входят в состав многих ферментов и способствуют их синтезу в организме. Функ первым показал, какую важную роль витамины играют в организме человека и в обмене веществ в организме. Он одним из первых разработал систему здорового и правильного питания, и определил ориентировочную суточную норму некоторых витаминов .

Слайд 6

Витамины - органические вещества, необходимые для регуляции обмена веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности организма, содержащиеся в пище, необходимые для образования ферментов и других биологически активных веществ Авитаминоз - заболевание, связанное с отсутствием витаминов в организме Гиповитаминоз - снижение количества витаминов в организме Гипервитаминоз - избыток витаминов в организме

Слайд 10

Витамин С (аскорбиновая кислота) Содержится во многих плодах и зеленых частях растений. Авитаминоз С цинга - развивается при суточной дозе меньше 50 мг. Кровоточивость десен, язвы на слизистой рта, расшатывание и выпадение зубов. Кости становятся хрупкими, развивается малокровие, угнетается иммунитет. Аскорбиновая кислота является витамином только у приматов и некоторых других млекопитающих. Другие животные синтезируют это вещество сами. Роль в организме: Мощный антиоксидант Оказывает противовоспалительное и противоаллергическое действие Профилактика рака Повышает устойчивость к стрессам Улучшает усвоение Са и Fe , витаминов

Слайд 11

Авитаминоз Цинга (синоним скорбут, латинское scorbutus) — болезнь, вызываемая острым недостатком аскорбиновой кислоты в организме человека (витамин C). Недостаток витамина C приводит к нарушению синтеза коллагена, соединительная ткань теряет свою прочность. Симптомы цинги — вялость, быстрая утомляемость, ослабление мышечного тонуса, ревматоидные боли в крестце и конечностях (особенно нижних), расшатывание и выпадение зубов; хрупкость кровеносных сосудов приводит к кровоточивости дёсен, кровоизлияниям в виде тёмно-красных пятен на коже.

Слайд 12

Витамин В1 (тиамин) водорастворимый витамин, легко разрушается при тепловой обработке Влияет на процессы обмена углеводов. Важен для работы нервной и мышечной системы. Содержится в неочищенных зернах злаков, в семенах бобовых и яичном желтке, а также в овощах и фруктах. При гиповитаминозе В1 наблюдается: Повышенная раздражительность, возбудимость, плаксивость, депрессия, утомляемость Снижение памяти, ухудшение координации,снижение аппетита, тяжесть, тошнота, рвота, потеря веса, запоры, увеличение печени Авитаминоз болезнь бери-бери описана в Южной Азии (болезнь богатых), возникла при питании полированным рисом. Суточная доза 2-3 мг. Начинаются судороги, заканчивающиеся параличом и смертью.

Слайд 13

Бери-бери . При этом нарушения углеводного обмена приводят к поражениям нервной системы и параличам; плохо сокращается сердечная мышца, вследствие чего увеличивается сердце; серьёзно нарушается работа пищеварительного тракта; больные истощаются, появляются обширные отёки. Сердце, сосуды и пищеварительная система тоже страдают. Снижается аппетит, теряется масса тела; в желудке тяжесть; увеличивается печень; человека тошнит, мучает диарея или запоры. Роль в организме: Участвует в углеводном обмене Нормализует работу нервной, кровеносной, сердечно-сосудистой систем Участвует в кроветворении Улучшает рост, аппетит, тонус мышц сердца, ЖКТ Улучшает способность к обучению Синтезируется в кишечнике

Слайд 14

Витамин В2 (рибофлавин). Участвует в энергетическом обмене. Содержится в зерне, печени, мясе, молоке, яйцах, пивные дрожжи, шпинат, томаты, капуста. Когда рибофлавина не хватает, у человека пропадает аппетит, снижается вес, появляется слабость, болит голова, глаза режет; губы и слизистая рта воспаляют-ся, а в углах рта появляются язвочки и трещинки. Глаза тоже воспаляются и краснеют, текут слёзы, появляется жжение; человеку трудно смотреть на свет. Может воспаляться также кожа на лице и на груди: возникает неприятное заболевание – себорейный дерматит. Если дефицит рибофлавина увеличивается, то начинают сильно выпадать волосы, расстраивается пищеварение, кружится голова и нарушается сон; все мозговые реакции замедляются, и особенно это заметно у детей, которые в таких случаях не только плохо учатся, но и отстают в росте и развитии.

Слайд 15

Витамин В6 ( пиродоксин). Участвует в обмене аминокислот как вещество, способствующее действию ферментов. При авитаминозе останавливается рост, развивается анемия, уменьшается количество лейкоцитов, наблюдается потеря аппетита, тошнота, слабость, воспалительные поражения кожи и нервов. Особенно богаты рисовые отруби, бобы, дрожжи. Суточная потребность 2-3 мг. Пиридоксин поддерживает баланс калия и натрия во всех жидкостях в организме, что очень важно для нормальной работы нервной системы, памяти и работоспособности мозга. Благодаря витамину В6 укрепляется иммунитет, так как он способствует образованию антител, защищающих организм, и клеток, стимулирующих работу иммунной системы

Слайд 16

Витамин В12 (цианкоболоамин). Является антианемическим витамином, оказывает влияние на функцию кроветворения. При авитаминозе наблюдается злокачественная анемия. Содержится в печени рыб, свиней. Синтезируется микрофлорой кишечника. В нашем организме цианокобаламин выполняет множество важных функций. Прежде всего, он активно защищает нас от ожирения, препятствуя накоплению лишнего жира в печени; укрепляет иммунитет, стимулируя активность лейкоцитов – именно поэтому больные СПИДом, получающие достаточно витамина В12, могут прожить намного дольше, чем те, которым его не хватает. Работа мозга и эмоциональное равновесие также зависят от витамина В12. Он предотвращает развитие депрессии, избавляет от бессонницы, помогает адаптироваться к смене режима дня, принимает участие в создании слоёв, защищающих нервные волокна. Пониженное кровяное давление приходит в норму, если дополнительно принимать витамин В12.

Слайд 17

Витамин РР (никотиновая кислота). . При недостатке заболевание пеллагра. Отмечают характерный дерматит (воспаление покраснение кожи), понос, нарушение психики, поражение слизистых рта. Основная роль витамина РР в организме – участие в окислительно-восстановительных процессах. Витамин РР способствует нормальному росту тканей, оказывает благотворное влияние на жировой обмен, участвует в преобразовании сахара и жиров в энергию, снижает в крови уровень «плохого» холестерина. Благодаря витамину РР человек защищён от сердечно-сосудистых заболеваний, тромбозов, гипертонии и диабета. Без витамина РР невозможна нормальная работа нервной системы. Такое сложное заболевание, как мигрень, можно облегчить или предупредить, принимая дополнительно витамин РР. Источники витамина РР: Растительного – женьшень,щавель, ромашка, мята,овес, петрушка, плоды шиповника, листья малины, морковь, кукуруза, финики, арахис, томаты, злаки 2. Животного – говяжья печень, свинина, молоко, сыр, яйца, рыба, молоко

Слайд 18

Витамин А (ретинол). Содержится в животной пище. В печени витамин А синтезируется из каротина, который содержится в растительной пище (моркови, помидорах). Суточная доза для человека 1- 1,5 мг. Потребность в витамине повышается при инфекционных заболеваниях, при усиленных напряжениях зрения (шоферы, снайперы). Особенно богаты им рыбий жир и печень трески и палтуса, яйца, молоко. При авитаминозе дети плохо растут, нарушается формирование зубов, волос, поражаются кишечник и легкие. Развивается сухость глаз, ксерофтальмия, что в последствии приводит к заболеванию «куриная слепота». Куриная слепота Гемералопией называют офтальмологическое заболевание, выраженное в резком ухудшении зрения человека при слабом освещении, в вечернее или ночное время Без витамина А невозможен нормальный синтез белков и обмен веществ, правильное распределение жировых отложений; он замедляет старение и помогает появляться и расти новым клеткам. Он имеет большое значение для восприятия света – фоторецепции, для работы зрительных анализаторов и нормального состояния сетчатки глаза. Четкая работа иммунной системы и действенная защита от инфекций тоже невозможна при нехватке витамина А. Он повышает устойчивость слизистых оболочек к вирусам, способствует большей активности лейкоцитов, защищает от инфекций дыхательные пути, желудочно-кишечный тракт, мочеполовую систему. Эндокринная система тоже часто даёт сбои, если витамина А не хватает.

Слайд 19

Витамин D (эргокальциферол) Основная задача витамина Д– помогать организму усваивать кальций, чтобы наши кости и зубы формировались правильно и были здоровыми. Прочность нашего скелета и правильная форма костей зависят от содержания витамина Д. Витамин Д предотвращает причины мышечной слабости, помогает регулировать состав мышц и мышечной деятельности. • Витамин Д помогает предотвратить сохранение целостности и остеопороз костей. • Витамин Д регулирует активность инсулина и баланс сахара в крови. • Витамин Д играет важную роль в регулировании иммунной реакции организма. • Витамин Д помогает регулировать кровяное давление

Слайд 20

При авитаминозе у детей наблюдается - рахит . Понижается содержания кальция в костях, неправильно формируется скелет: ноги искривлены, голова и живот увеличены, изменена грудная клетка. Повышается восприимчивость к инфекциям . Рахит представляет собой заболевание детей раннего возраста, которое является следствием нарушения минерального обмена в результате недостаточного поступления в организм витамина D

Слайд 21

При недостатке наблюдается дистрофия скелетных мышц, ослабление половой функции. Суточная потребность 10-20 мг. Замедляет старение Нормализует свертываемость крови Поддерживает здоровье мускулов и нервов Противораковое действие

Слайд 22

Источником витамина являются зеленые листья, содержащие хлорофилл. Много его находится в ягодах рябины, в капусте, шпинате, моркови, а также вырабатывается кишечными бактериями. При авитаминозе нарушается процесс свертывания крови, желудочно-кишечные кровотечения, подкожные кровоизлияния.

Слайд 23

Сохранение витаминов Сохранение витаминов зависит от условий и длительности хранения, кулинарной обработки. Наиболее устойчивые витамины А и группы В . Витамин А быстро разрушается во время варки и сушке. Термическая обра-ботка пищи ведет к снижению в ней витаминов группы В до 60 % в мясе и до 20 % в растительной пище. Витамин С быстро разрушается при варке и соприкосновении с воздухом и металлическими поверхностями. Овощи необходимо очищать перед варкой. Варить недолго в закрытой посуде употреблять сразу после варки. Не использо-вать металлическую посуду. Потеря витаминов происходит и при длительном хранении овощей и фруктов. В течение всего года следует по возможности разнообразить рацион, за счет свежей зелени- салата, укропа, петрушки.

Слайд 24

Из перечня пищевых продуктов ( 1-16) выберите и зашифруйте ответы на вопросы ( I - X ): 1. Куриная слепота 9.Овощи, фрукты 2.Рахит 10. Лук, чеснок 3. Цинга 11. Черная смородина, лимон 4.Тиф 12. Рыбий жир 5. Отставание в росте 13. Яичный желток 6. Бери-бери 14. Плоды шиповника 7. Глухота 15. Горох, фасоль 8. Паралич нервной системы 16. Хлеб из муки с отрубями. Что возникает при недостатке в пище витамина D ? Что возникает при недостатке в пище витамина А? Что возникает при отсутствии витамина В? Что возникает при отсутствии витамина С? Какие продукты содержат много витамина А? Какие продукты содержат много витамина В? Какие продукты содержат много витамина С? Какие продукты содержат много витамина D ? При каком авитаминозе нарушается развитие скелета? Какой авитаминоз чаще всего возникал у мореплавателей ипутешественников?

Слайд 25

Этап первичного закрепления новых знаний 1.Какое значение имеют витамины для организма человека? 2.Почему витамины нельзя отнести к питательным веществам? 3.Какие нарушения возникают при недостатке витамина, А? 4.Какой витамин синтезируется в коже по действием ультрафиолетовых лучей? 5.Как можно сохранить витамины в пище? 6.Когда возникает авитаминоз? Творческое задание: составить синквейн по теме витамины. Синквейн . 1.Витамины. 2.Важные, нужные, необходимые. 3.Укрепляют, повышают, развивают. 4.Органические вещества. 5.Необходимы для роста человека. Витамины Водорастворимые, жирорастворимые, необходимые Участвуют, повышают, укрепляют Органические вещества Необходимы для жизнедеятельности Вещество 2. Полезное, необходимое 3. Поглощать, принимать, употреблять 4. Без витаминов жить нельзя! Они – надёжные друзья. 5. Польза для здоровья

Слайд 26

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Мультимедийные интерактивные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. "

Данный урок рассматривается первым по счету в разделе «Компьютерные презентации». На данном уроке  учащиеся знакомятся с программой POWERPOINT, учатся изменять дизайн и макет слайдов....

Презентация "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания"

В презентации "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания" даются советы по оформлению и наполнению презентаций....

Разработка урока и презентации "The Sightseeng Tours" London and Saint-Petersburg c презентацией

Цели: развитие речевого умения (монологическое высказывание); совершенствование грамматических навыков чтения и говорения (прошедшее неопределенное время, определенный артикль) Задачи: учи...

Презентация "Рекомендации по созданию мультимедийных презентаций"

§Предложить рекомендации по подготовке презентаций; §научить профессиональному оформлению слайдов. ...

Презентация к уроку "Обобщение по теме презентации"

Урок – деловая игра «Работа  с пакетом презентаций Power Point». В ходе урока организовано повторение материала "электронные таблицы" с использованием КИМов, повторение технологи...

Презентация "Лица Победы". Данную презентацию можно использовать на уроках литературы в день памяти о тех, кто сражался и погиб в годы Великой Отечественной войны.

Данная презентация посвящена событиям Великой Отечественной войны и может быть использована в средних и старших классах  как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях  для пров...

Проектная деятельность на уроках литературы. 7 класс. Стихи Н.А.Некрасова .Презентация. презентация

Презентация к уроку"Проектная деятельность на уроках литературы.Стихи Н.А.Некрасова.7класс"...