Отряды млекопитающих Грызуны, Зайцеобразные
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Катенина Татьяна Николаевна

Методическая разработка урока по теме отряды млекопитающих. Учебник Латюшина В.В., Шапкина В.А. В содержании урока содержится разные виды работы с текстами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Бронцевская СОШ»

МР «Ферзиковский район»

Урок биологии на тему:

 «Отряды млекопитающих:

 Грызуны, Зайцеобразные»

для 7 класса

                                                                 Работу выполнила: Катенина Т.Н.

                                                                 учитель биологии

                                                                 первой квалификационной категории      

                                                                 

д. Бронцы 2016 г

План-конспект урока по учебнику «Биология. Животные»,7 класс

Авторы: В.В Латюшин, В.А Шапкин.

Тема: «ОТРЯДЫ МЛЕКОПИТАЮЩИХ: Грызуны, Зайцеобразные»

(Технологическая карта изучения темы)

Тема

Отряды Млекопитающих: Ластоногие и Китообразные.

Цель урока

Формирование у обучающихся знаний о представителях изучаемых отрядов, особенностях строения и жизни, о значении в природе и жизни человека грызунов  и зайцеобразных животных.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

1.Описывать особенности строения и образа жизни грызунов  и зайцеобразных животных.

2.Определять и классифицировать грызунов  и зайцеобразных животных.

3. Устанавливать взаимосвязь   строения грызунов  и зайцеобразных животных с их образом жизни и   условиями обитания.

Личностные: 

1.Формировние ценностного отношения к природе.

2. Развитие навыков коммуникации и сотрудничества в группе.

 Регулятивные: 

1. Самостоятельно оценивать свои результаты

2. Выбирать способы достижения цели (освоения знания).

3. Контролировать ответы других учащихся, корректировать и дополнять их.

  

Познавательные: 

 1. Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.

2.Устанавливать причинно следственные связи в строении и функциях живых организмов, классифицировать грызунов  и зайцеобразных млекопитающих, формулировать определения биологических понятий, делать выводы основываясь на полученные знания.

Коммуникативные: 

 1. Вступать в диалог, доказывать свою точку зрения. Выдвигать гипотезы и доказательства.

2.Умение работать в парах.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

География

Экология

Индивидуальная

Парная

Фронтальная

Учебник

Раздаточный материал

Компьютер

Презентация, разработанная учителем

1 этап. Организационный момент. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, усвоенных на прошлом занятии.

Задание – 1. Текст с ошибками.

 Из перечисленных признаков выберите номера предложений, характеризующие представителей млекопитающих.

   1.Тело млекопитающих покрыто пухом.

   2. Для млекопитающих характерен волосяной покров.

   3. Органы дыхания - лёгкие.

   4. Органы дыхания  - жабры.

   5. Сердце трёхкамерное.

   6. Органы чувств не развиты.

   7. Кровь движется по двум кругам кровообращения.

   8. Живут в самых разнообразных средах: на поверхности земли, в почве, в морской и пресной воде.

   9. Млекопитающие - теплокровные животные, имеющие постоянную температуру тела.

  10. Все млекопитающие яйцекладущие.    

 Взаимопроверка Ответ: 2, 3,7,8,9.

Задание - 2. Узнай кто это. Определите, к каким подклассам относятся изображённые на рисунке животные? Назовите их (Первозвери, Настоящие звери)

Задание - 3. Поставьте номера соответствующих характеристик.

Отряд: Однопроходные

Отряд: Сумчатые

1.  Отряд насчитывает 5 видов.

2.  Современных видов около 250.

3.  Рождают живых детёнышей, дальнейшее развитие которых происходит в сумке.

4.  Млечные железы примитивные, трубчатые, не имеющие сосков.

5.  Яйцекладущие животные.

6.  Имеется выводковая сумка, в которую открываются соски млечных желёз.

7.  Температура тела непостоянна.

8.  Молоко впрыскивается специальной мышцей в рот детёныша.

Взаимопроверка  Ответ: (Первозвери—1,4,5,7;Сумчатые: 2,3,6,8).

Оцените работу друг друга

Фронтальный опрос.
Вопросы и задания для проверки знаний на обязательном уровне:

1) Приведите примеры животных отряда рукокрылых. Назовите общие для них признаки.
2) Чем питаются летучие мыши? Какую роль они играют в природных сообществах и жизни человека?
3) С помощью, каких органов летучие мыши ориентируются в пространстве и находят добычу?
4) Как летучие мыши переносят неблагоприятное время года?
5) Каковы особенности строения насекомоядных животных? Каких представителей отряда вы знаете?
6) Проанализируйте следующие факты: а) землеройка в сутки съедает корма в 4 раза больше собственного веса; б) в рацион ее питания входят такие животные, как бабочки, слизни, жуки-листоеды, слепни и др. Какой вывод о роли землеройки в лесной экосистеме можно сделать на основании данных фактов?

Вопросы и задания повышенного уровня:
1) Почему выхухоль стала редким животным?
2)  Поймав землеройку или крота, кошка играет с добычей, но не ест ее, как бы, ни была голодна. Почему?
3) Чем отличается крыло летучих мышей от крыла птиц? Могли ли летучие мыши произойти от птиц?
4) С наступлением зимы одни виды летучих мышей нашей страны улетают на юг, а другие остаются зимовать в состоянии спячки. Какое значение в жизни летучих мышей имеют спячка и миграции? Приведите примеры известных вам животных, впадающих в спячку; совершающих миграции.

2 этап. Постановка цели и задач урока (актуализация и обнаружение имеющихся у ученика знаний, пробуждение интереса и мотивация)

  Задание – 4. Каких животных, изображенных на рисунке, можно объединить в одну группу? Как называется эта группа?

      Работа в парах .(3мин.)  6-пар.

Первая группа - Отбирает иллюстрации с изображением представителей отряда - Однопроходные (утконос, ехидна, проехидна.)

 

Вторая группа - Отбирает иллюстрации с изображением представителей  отряда - Сумчатые.

(Коала, сумчатый волк, серый кенгуру, сумчатый муравьед.)  

Третья группа - Отбирает иллюстрации с изображением представителей отряда - Насекомоядные  (ёж обыкновенный, крот, выхухоль, путорак, землеройки.)

Четвёртая группа - Отбирает иллюстрации с изображением представителей отряда - Рукокрылые (рыжая вечерница, обыкновенная ночница, большой подковонос, гигантская вечерница.)

-  Какие животные у вас остались, которые не входят в ранее изученные отряды? Где вы встречали этих животных?

- Как вы думаете, что объединяет этих животных?

- Как вы думаете это - представители каких отрядов? Вы можете сказать тему урока?

Тема нашего урока (ответы детей.)  Класс Млекопитающие: Грызуны,  Зайцеобразные.

Как вы думаете, что мы должны узнать об этих отрядах?

Цель нашего урока - познакомиться с представителями грызунов,  зайцеобразных, средой их обитания, особенностями строения, значением в природе, жизни и хозяйственной  деятельности человека.

3 этап. Осмысления (получение новой информации соотнесение с имеющимися знаниями)

Работа в парах с текстом учебника, заполняется таблица по  инструктивной карточке.                                                                                                                                

Отряды Млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные

Пользуясь текстом учебника на стр. 164 – 170 заполните таблицу:

Признаки сравнения

Отряд Грызуны

Отряд Зайцеобразные

1.Где встречаются.

На открытых пространствах, в лесах, на деревьях, полуподземный образ жизни, связаны с водой

Всюду кроме Антарктиды. В Австралию завезли кроликов. На открытых пространствах, по опушкам, заросли кустарника

2. Перечислите общие черты внешнего строения зверей этого отряда

Строение зубов: по два резца на верхней и нижней челюсти

Две пары резцов на верхней и одна пара на нижней челюсти. Растут в течении всей жизни. Задние ноги длиннее передних

3. Размеры, самый крупный представитель

Водосвинка 1,5м и 60 кг. Тушканчик трехлапый карликовый 4-5см.

Длинна 30-75см

4. Чем питаются

Растениями и животными, всеядны

Твердой пищей растительной

5. Особенности размножения

Высокая плодовитость, быстрый рост, раннее половое созревание

В помете 4-5 детенышей

6. Значение в природе

Корм для хищных млекопитающих, птиц

Корм для хищных млекопитающих

7. Назовите некоторых представителей отряда

4 этап. Подведение итогов занятия. Рефлексия (целостное осмысление и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изученному материалу и его повторная проблематизация, анализ всего процесса изучения материала.)

  1. Дети представляют выполненные задания инструктивной карточки, отвечают на вопросы.
  2. Обсуждение результатов работы по инструктивной карточке.

Грызуны – это наиболее многочисленный по числу видов и особей отряд млекопитающих. По данным разных авторов, известно от 2,5 до 3 тысяч видов.
Итак, в отряд грызунов и зайцеобразные объединяются животные, имеющие своеобразную зубную систему, чем она отличается?  
Главные зубы зайцеобразных – резцы  одна пары на нижней и две пары на верхней челюсти, расположены в два ряда, непрерывно стираются, но и непрерывно растут. Если заяц почему-то станет питаться только мягкой пищей, грызущие зубы вырастут настолько, что вылезут изо рта. Губы у зайцеобразных раздвоены спереди и очень подвижны.
Питаются зайцеобразные, главным образом, растительными кореньями, листьями, цветами, тонкими побегами, плодами, овощами и др.

У Грызунов по два резца на верхней и нижней челюсти, зубы очень острые, не имеют корней, т.е. растут в течение всей жизни; удлинился кишечник, длинная слепая кишка, в которой находятся бактерии-симбионты, переваривающие целлюлозу. Некоторые грызуны едят не только растительную, но и животную пищу, в отличие от зайцеобразных. А крыс и мышей можно считать всеядными животными.

Многие грызуны живут парами, другие – семействами, некоторые соединяются в многочисленные общества, тогда как зайцеобразные ищут пару только в период размножения.
Зайцеобразные очень плодовиты. У некоторых из них детеныши рождаются по нескольку раз в год. Точными наблюдениями установлено, что от одной пары зайца-русака в течение года может вывестись несколько поколений, а общее число потомков в первый год может достигнуть 6-8 штук.
Отряд грызунов включает в себя более 40 семейств. Мы познакомимся лишь с некоторыми представителями беличьих, мышиных, бобровых.

Вывод:

Грызуны – наиболее многочисленная и процветающая группа млекопитающих. Причинами биологического процветания данного отряда являются: высокая интенсивность размножения, заселение разных сред обитания, устройство нор и убежишь, разнообразие видов пищи. Значение грызунов разнообразно: ограничивают рост и развитие растений, сами служат кормом хищных животным; некоторые виды – объекты промысла, другие – вредители сельскохозястенных растений, переносчики заболеваний.

Зайцеобразные – малочисленная группа млекопитающих имеющая сходные черты с грызунами. Значение в природе: ограничивают рост и развитие растений, являются объектом пушного промысла, занимают определенное место в цепи питания, являются переносчиками инфекционных заболеваний. Дикий кролик – предок домашних кроликов.

Задание – 4. Экспертиза текста

1. Грызуны самый малочисленный отряд из класса Млекопитающих. 2. В его состав входят семейства Мышиные, Бобровые, Заячьи, Беличьи. 3. У всех грызунов хорошо развиты резцы – одна пара на верхней челюсти, не имеющие корней. 4.  У зайцеобразных резцы и коренные зубы имеют ограниченный рост.

Оценивание. Осмыслить деятельность на уроке путём ответов на вопросы.
Моя самооценка деятельности на уроке (рисунок).

5 этап. Домашнее задание п 32.

Задание – 1. Текст с ошибками.

 Из перечисленных признаков выберите номера предложений, характеризующие представителей млекопитающих.

   1.Тело млекопитающих покрыто пухом.

   2. Для млекопитающих характерен волосяной покров.

   3. Органы дыхания - лёгкие.

   4. Органы дыхания  - жабры.

   5. Сердце трёхкамерное.

   6. Органы чувств не развиты.

   7. Кровь движется по двум кругам кровообращения.

   8. Живут в самых разнообразных средах: на поверхности земли, в почве, в морской и пресной воде.

   9. Млекопитающие - теплокровные животные, имеющие постоянную температуру тела.

  10. Все млекопитающие яйцекладущие.    

Задание - 3. Поставьте номера соответствующих характеристик.

Отряд: Однопроходные

Отряд: Сумчатые

1.  Отряд насчитывает 5 видов.

2.  Современных видов около 250.

3.  Рождают живых детёнышей, дальнейшее развитие которых происходит в сумке.

4.  Млечные железы примитивные, трубчатые, не имеющие сосков.

5.  Яйцекладущие животные.

6.  Имеется выводковая сумка, в которую открываются соски млечных желёз.

7.  Температура тела непостоянна.

8.  Молоко впрыскивается специальной мышцей в рот детёныша.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1 этап. Организационный момент. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, усвоенных на преведущих занятиях.

Отмечает отсутствующих. Приветствует учащихся. Проверяет домашнее задания.

1.«Текст с ошибками».

2. Задание «Узнай кто это?». (презентация)

3.Фронтальный опрос.

Отвечают на вопросы учителя

Воспроизведение знаний и умений, приобретённых прев едущих занятиях.,

Вступает в диалог с учителем.

Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Контролирует правильность ответов учащихся.

Планирование способ и этапов воспроизведения своего ответа.

2 этап. Постановка цели и задач урока (актуализация и обнаружение имеющихся у ученика знаний, пробуждение интереса и мотивация)

Создает комфортную ситуацию для начала урока.

Раздает карточки с изображением животных относящихся к различным отрядам, просит систематизировать по одному признаку.

Задает вопросы.

Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и цель урока.

Выделять существенную информацию из ответов.

Выдвигают гипотезу и обосновывают ее.

Осуществляет актуализацию личного опыта.

Взаимодействуют друг с другом в группе.

Обсуждают ответы. Последовательно отвечают на вопросы для всего класса.

Рассуждают, делают предположения.

 

Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания, формулирование гипотезы

Контролируют правильность ответов обучающихся.

 

Принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

3 этап. Осмысления (получение новой информации соотнесение с имеющимися знаниями)

Учитель организует работу учащихся с инструктивной карточкой и учебником.

Организует работу в парах.

Обучающиеся в паре читают текст, выполняют задания инструктивной карточки

Смысловое чтение, отбор информации.

Слушают текст в паре.

Обсуждают и

планируют варианты и способы заполнения инструктивной карточки.

Понимать на слух смысл текста.

Оценивают правильность заполнения карточки соседа по парте.

Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами при обучении, осуществлять взаимоконтроль.

 

4 этап. Подведение итогов занятия. Рефлексия (целостное осмысление и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изученному материалу и его повторная проблематизация, анализ всего процесса изучения материала.)

Задает вопросы по обсуждаемой проблеме.

Обсуждает результаты работы по инструктивной карточке.

Возвращает учащихся к записям в рабочей тетради и обсуждает достигнутые результаты.

 Показывает текст для экспертизы.  Предлагает определить уровень своих достижений.

Наметить перспективы работы при выполнении домашнего задания.

Подводит итоги урока

Представляют выполненные задания инструктивной карточки, отвечают на вопросы. Проводят экспертизу текста.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Отвечают на вопросы, обсуждают предложенные вопросы.

Применение знаний в новой ситуации

Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения заданий, прослушивают ответы,

Оценивают уровень своих

знаний на уроке.  

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Самоконтроль. Взаимоконтроль.

Адекватно воспринимать оценку учителя.

 

5 этап. Домашнее задание

Объясняет сущность домашнего задания.

Прочитать параграф. Повторить признаки представителей Отряда Грызуны и Зайцеобразные стр.164-170.

.

Воспринимают, задают вопросы о способах его выполнения. 

Осмысленное фиксирование информации.

Отряды Млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные

Пользуясь текстом учебника на стр. 164 – 170 заполните таблицу:

Признаки сравнения

Отряд Грызуны (стр164-166)

Отряд Зайцеобразные (стр168-170)

1.Где встречаются.

2. Перечислите общие черты внешнего строения зверей этого отряда

3. Размеры, самый крупный представитель

4. Чем питаются

5. Особенности размножения

6. Значение в природе

7. Назовите некоторых представителей отряда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по биологии на тему "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"

Задачи:1.     продолжить знакомство учащихся с многообразием млекопитающих;2.     дать общую характеристику отрядов парнокопытных и непарнокопытных,3....

Проверочная работа "Отряды млекопитающих" 7класс

Эта работа на 15 минут урока. Позволит актуализировать знания учащихся перед изучением следующей темы....

"Отряды Грызуны, Зайцеобразные" по программе В.В. Пасечника

Конспект ,анализ и презентация урока на котором рассматриваются характерные особенности млекопитающих отрядов грызуны и зайцеобразные....

Технологическая карта урока по теме "Отряды млекопитающих: Грызуны и зайцеобразные."

Технологическая карта урокаПредмет: биологияАВТОР УМК:  «Вертикаль», В.В.Пасечник. Биология. Животные. 7 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/В.В.Латюшин, В.А.Шапкин. – М....

Технологическая карта урока по биологии 7класс с учетом ФГОС УМК В.В. Пасечник "Отряды Грызуны, Зайцеобразные».

Познакомить учащихся с многообразием млекопитающих, обеспечить усвоение знаний о характерных особенностях грызунов и зайцеобразных. Их значение в природе и жизни человека....

Методическая разработка урока по теме "Отряды млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные"

Данный урок позволяет раскрыть биологические особенности животных отрядов Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные. Показать их значение в природе, жизни и хозяйственной деятельности человек...

Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные

Методический материал разработан на тему "Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные" по биологии для 7 класса....