Урок по биологии на тему "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Хисматуллина Земфира Рафкатовна

Задачи:

1.     продолжить знакомство учащихся с многообразием млекопитающих;

2.     дать общую характеристику отрядов парнокопытных и непарнокопытных,

3.     познакомить с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны;

4.     воспитывать бережное отношение к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Тема: "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"

 

Задачи: 

  1. продолжить знакомство учащихся с многообразием млекопитающих;
  2. дать общую характеристику отрядов парнокопытных и непарнокопытных,
  3. познакомить с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны;
  4. воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: таблицы «Парнокопытные», «Непарнокопытные», компьютер, проектор.

ХОД УРОКА.

Ведущий. Здравствуйте. Сегодня у вас необычный урок.  И

Я рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на  моем уроке . Протягивая Вам свои ладошки, я приглашаю к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони.

  Вы на прошлом уроке изучали Отряды ластоногих, китообразных, и хоботных. Давайте быстренько проверим пройденную тему.

- Какие два вида животных относиться к отряду хоботных? (Индийский слон и африканский слон)

- Что представляет хобот и каковы его функции?(Это массивный мышечный хобот возник у животных в результате срастания носа и верхней губы. Хоботом слоны дышат, пьют воду, достают из деревьев плоды для питания, способны поднять с земли как мелкие предметы, так и крупные, например бревно более 1 т.)

- Какие виды входят к отряду ластоногих? (Тюлени, моржи, морские котики)

-

Молодцы!

  1. Изучение нового материала.

. Сегодня, наш урок  посвящен знакомству с отрядами млекопитающих животных «Парнокопытные» и «Непарнокопытные». Животные этих отрядов больше используются человеком в его жизни. И сегодня узнаем, какие животные  называются парнокопытными и непарнокопытными  и какие животные относятся к этому отряду.

Копытные – это относительно крупные животные, пальцы ног одеты копытами, большинство растительноядные, обладают способностью быстро бегать; детеныши рождаются зрячими, покрыты волосяным покровом, способны через несколько часов после рождения бегать за родителями. В зависимости от числа пальцев на ногах и характер зубной системы копытных делят на два отряда: Парнокопытные и Непарнокопытные.

А какие животные относятся к отряду Парнокопытные? Как вы думаете?

Отряд Парнокопытные. Объединяет свиней, баранов, коз, антилоп, бегемотов, жирафов, верблюдов.

. А почему отряд получил такое название?

  Название отряду дано за наличие у этих животных развитых третьего и четвертого пальцев, окончания которых покрыты толстым роговым копытом, как футляром или башмаком. Второй и пятый пальцы  недоразвиты, а первый – редуцирован.

Общее число видов около 200, объединенных в подотряды: Нежвачные и Жвачные.

Подотряд Жвачных  объединяет около 180 видов из 6 семейств: Оленьковые, Оленевые, Жирафовые, Вилорогие, Полорогие, Кабарги.  

У жвачных копытных, питающихся травой и побегами деревьев, жующие поверхности зубов принимают характерное складчатое полулунное строение, число зубов сокращается. У видов, обрывающих растения языком и нижними резцами, верхних резцов нет, а нижние клыки приобрели форму резцов. Морда у них значительно удлинена и между резцами и коренными зубами образуется диастема. Отряд назвали за наличие жвачки. Жвачка- комок отрыгнутой растительной пищи, требующей доработки в ротовой полости. Пища отрыгивается из сложного желудка, состоящего из 4 –х отделов. В первом отделе – рубце- растительная пища сбраживается  и проталкивается в сетку. Из сетки она отрыгивается в рот, где смачивается слюной и перетирается. Эта частично переваренная пища и является жвачкой.

Полужидкая масса затем попадает в третий отдел- сычуг- для окончательной обработке желудочным соком. Какие жвачные животные вы знаете?(Корова,овцы)

Подотряд нежвачные включает 3 семейства: Свиньи, Бегемоты, Пекари, всего 12 видов. У нежвачных массивное тело, короткие четырехпалые конечности. Клыки выдвинуты за пределы рта, на конце морды хрящевой пятачок. Всеядны. Желудок простого строения. Рогов нет Подкожный слой жира значительный. Какое животное встречается у нас?(Свиньи)

Интересно, а от каких животных произошли Парнокопытные?.

Биолог. Крупный рогатый скот произошел от европейского тура, который был распространен на юге Европы и Азии. В XYII в. в лесах Польши в небольших количествах еще встречались туры. Продолжительная охота на них ради шкуры и мяса привела к их истреблению.

. Как используются эти животные человеком?

-Среди сельскохозяйственных животных первое место принадлежит корове. Она составляет основу нашего мясного питания. Кожа - основной материал для обувной промышленности. Из отходов кожевенного производства вываривают столярный клей. Шерсть идет на войлок, рога дают материал для мелких поделок и пуговиц. Но самый важный продукт, который дают эти животные, - молоко.

 

.Как вы думаете, Какие особенности характерны для отряда Непарнокопытные?Слайд

Зоолог. В отряд входит 16 видов крупных животных. Представители отряда обладают общими признаками: конечности у большинства из них снабжены копытами, образовавшимися за счет мощного развития среднего пальца в сравнении с остальными. В скелете отсутствуют ключицы. Питаются эти животные только растительной пищей. Отряд включает три семейства: Тапиры, Лошади, Носороги.

Зоолог. Типичный представитель отряда Непарнокопытные – лошадь Пржевальского. В условиях пустыни и полупустыни Центральной Азии лошади обитают небольшими табунами, питаясь жесткими растениями, в поисках которых пробегали большие расстояния. Для сохранения и изучения лошади Пржевальского при Международном Союза охраны природы создан специальный международный комитет.

Лошадь – одно из полезнейших домашних животных, распространившееся вместе с человеком по всем частям света. В домашнем состоянии лошадь образовала более сотни пород.

Человек пользовался лошадью в первую очередь как средством передвижения и как тягловой силой. Некоторые народы употребляют в пищу молоко и мясо лошадей, но мясных и молочных пород лошадей нет. В кобыльем молоке содержится до 6% молочного сахара (в коровьем 4%), поэтому оно легче подвергается спиртовому брожению, образуя питательный пенистый освежающий напиток – кумыс, богатый витаминами А, В, С; он является лечебным средством при туберкулезе.

    К семейству Лошади относятся зебры, куланы, ослы. Сомалийский и нубийский ослы обычно высотой до 100-120 см, песочно-серого цвета с темноватой полосой, идущей вдоль хребта. Живут в Африке – в пустыне и степях. Сомалийский и нубийский ослы считаются произошедшими от дикого осла, обитающего в пустынях Северной Африки. Оба вида занесены в Красную книгу.

       Непарнокопытным относится носороги

Семейство носорогов насчитывает 5 видов – суматранский, индийский, черный, белый, яванский. Это большие тяжелые звери, массой 3,5 т и более, высотой 1-2 метра при длине 2-5м. Кожа толстая, почти лишена волос. На передней части морды находятся один или два рога, у черного – от трех до пяти. Длина переднего рога может достигать 158 см. Ноги короткие, трехпалые. Живут носороги в Африке и Южной Америке.

  Носороги занесены в Красную книгу

  Рога носорога очень высоко ценятся за якобы большую целительную силу, именно из-за них носорогов уничтожают, даже в заповедниках и национальных парках

.

  1. Закрепление темы.

- Что нового вы  узнали?

- Какие животные относятся к парнокопытным?

- На какие подотряды делятся парнокопытные?

- Какие жвачные животные вы узнали? Почему их так называют?

Д.з Изучить п. И знать систематику. Выписать в тетрадь из текста учебника информацию о следующих животных:

  1. парнокопытные нежвачные;
  2. парнокопытные жвачные;
  3. непарнокопытные.

 Спасибо вам за урок!

Задания.

1) Кому легче и кому труднее пройти по заболоченной местности: корове или лошади? Почему?

Ответ: Лошадь хуже, а у коровы при нажиме на почву копыта раздвигаются, а при вытаскивании ноги, сближаются и вокруг них свободно проходит воздух, а у лошади при вытаскивании ног из вязкой почвы по копытами создается пониженное давление и наружное атмосферное давление затрудняет движение ног.

2) Почему лоси сравнительно легко могут бегать по топким болотам, где другие крупные животные вязнут?

Ответ: Лось имеет на каждой ноге два копыта, между которыми натянута перепонка. Когда он бежит, то копыта раздвигаются, перепонка натягивается, и давление тела животного распределяется на сравнительно большую площадь опоры и лось не вязнет.

3) Почему северные олени не замерзают даже в сильные морозы?

Ответ: Оказывается ,что у оленя «надувная» шерсть, пустотелые шерстинки заполнены воздухом, а т.к. воздух плохо проводит тепло, такая шерсть хорошо защищает от холода.

4) Дикая лошадь Пржевальского и зебра относятся к одному отряду. Чем объяснить их различную окраску?

Ответ: Это объясняется влиянием местообитания и образа жизни.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по биологии в 7 классе по теме: " Класс Млекопитающие".

Урок по теме: Класс Млекопитающие проводится после изучения всей темы, способствует развитию познавательной деятельности учащихся. Форма: урок -игра "Счастливый случай" . также используется  при ...

Конспект урока по биологии по теме "Отряды млекопитающих"

Конспект урока можно использовать  на уроках  биологии в 7 классе.Данный урок расширяет представления школьников о важности представителей отрядов млекопитающих на основе выявления сущ...

конспект урока по биологии "Млекопитающие" 7 кл

Конспект урока биологии в 7 классе. С использованием ИКТ....

Урок по биологии "Значение млекопитающих в природе и жизни человека"

Урок обобщения. Используются разнообразные  методы : викторина , тестирование , исследовательская  работа, кроссворд . К уроку подготовлены три  презентации. Урок  способствует...

Технологическая карта урока по биологии 7 класс ФГОС УМК В.В.Пасечник "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные".

Продолжить знакомство учащихся с многообразием млекопитающих, с характеристикой отрядов Парнокопытные и Непарнокопытные. Показать их приспособленность к среде обитания, значение в природе и жизни чело...