Главные вкладки

    конспект урока по биологии "Млекопитающие" 7 кл
    план-конспект урока по биологии по теме

    Парфенова Людмила Анатольевна

    Конспект урока биологии в 7 классе. С использованием ИКТ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon presmykayushchiesya7aklass_2.doc58.5 КБ
    Office presentation icon презентация к уроку1.74 МБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17»

    Парфенова Людмила Анатольевна ,учитель биологии

    Конспект урока биологии в 7 классе. С использованием ИКТ.

    Тема: «Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение»

    Цель урока:  познакомить учащихся с многообразием, особенностями строения и жизнедеятельности пресмыкающихся.

    Задачи урока:

    - рассмотреть современную систематику рептилий, раскрыть их происхождение; познакомить с многообразием, установить место и роль рептилий в природе и жизни человека;

    - продолжить формирование умений выявлять черты приспособленности к жизни на суше,  анализировать, обобщать

    - особо отметить необходимость осторожного, но не враждебного отношения к змеям.

    Тип урока: комбинированный. Объяснение нового материала.

    Оснащенность урока: таблицы с изображением пресмыкающихся; презентация                 «Многообразие пресмыкающихся»;

    карточки с заданиями

    Ход урока:

    1.Организационный момент

    2.Составить синквейн со словами по выбору: ящерица, змея, крокодил, черепаха, рептилии

    3.Проверка знаний:

    а) работа по карточкам

    Карточка №1. Выполнить тестовые задания

    1. Сколько видов рептилий живет сейчас на Земле:

      А) 3 тыс.

      Б) 5 тыс.

      В) 7 тыс.

      Г) 10 тыс.

    2.Рептилии распространены:

      А) На всех материках и островах Земли

      Б) На всех островах и материках, кроме Антарктиды

      В) По всей поверхности Земли

      Г) По всей поверхности Земли, кроме Антарктиды

    3. Современные рептилии свободно перемещаются

      А) Только по земле

      Б) По земле и по снегу

      В) По земле, по деревьям и в воде

      Г) По земле, по деревьям, в воде и в воздухе

    4.Рептилии откладывают яйца:

      А) Открыто на грунте

      Б) В укрытиях, норах, под слоем грунта и в воде

      Г) В гнездах на земле, в норах и на ветвях деревьев

    5.Тело рептилий покрыто:

      А) Только роговыми чешуями

      Б)  Только роговыми чешуями, выростами и щитками

      В) Роговыми чешуями и костными пластинами

      Г) Только костными пластинами

    Карточка №2.Выполнить тест

    Какие кости входят в переднюю конечность и плечевой пояс ящерицы (а), а какие в заднюю конечность и тазовый пояс конечностей (б) ?

    1. Плечевая кость
    2. Бедренная кость
    3. Кости голени
    4. Кости предплечья
    5. Кости предплюсны
    6. Кости плюсны
    7. Кости запястья
    8. Фаланги пальцев
    9. Парные лопатки
    10. Грудина

    Карточка №3.Вставьте пропущенные слова

    1. Снаружи тело ящерицы покрывает сухая кожа, в которой развиваются  ……….  ………  и ……….
    2. Орган слуха у ящерицы прикрыт ………..  …………
    3. Для защиты роговицы глаз от высыхания у ящерицы сформировались подвижные ………..
    4. В позвоночнике различают четыре отдела  ……….., ……….., …………, …………..
    5. Толстая кишка открывается в особое расширение  ……

     

    б) Фронтальный опрос. Проверка усвоения текущего учебного материала

    -какое количество видов современных пресмыкающихся известно науке? ( более 6 000 видов)

    - каковы главные особенности внешнего строения пресмыкающихся, позволившие им освоить наземную среду обитания и с чем связано название класса? (сухая кожа, покрытая роговыми чешуйками)

    -какие особенности размножения помогли пресмыкающимся освоить наземную среду обитания? (внутреннее оплодотворение, откладывание крупных яиц на суше)

    - какие отделы различают в теле ящерицы? (голову, туловище, хвост, конечности)

    - из каких отделов состоят дыхательные пути пресмыкающихся и какие особенности появились в легких пресмыкающихся? (гортань, трахея, бронхи; складки)

    -сколько кругов кровообращения и сколько камер в сердце пресмыкающихся? ( два круга кровообращения, два предсердия и желудочек с неполной перегородкой)

    -протоки каких крупных пищеварительных желез открываются в начальный отдел тонкого кишечника? (протоки печени и поджелудочной железы)

    Вопросы для повторения:

    А)Как объяснить название класса – Земноводные или Амфибии?

    Б)Сколько кругов кровообращения и сколько камер в сердце взрослых земноводных? А их личинок?(2-х камерное сердце и один круг кровообращения)

    В)Чем питаются взрослые амфибии и их личинки? (беспозвоночными  животными, водорослями)

    Г)Что означает название Тип Хордовые?

    Д)В связи с чем делят животных на Холоднокровных и Теплокровных?

    4.физкультминутка

    5.Изучение нового материала

    -многообразие Пресмыкающихся ( показ презентации)

    -заполнение таблицы многообразие Пресмыкающихся

    Отряды

    Количество видов

    Характерные особенности

    Представители

    Отряд

    Черепахи

    200-250 видов

    Тело покрыто костно-роговым

    панцирем

    Слоновая, зеленая, галапагосская, среднеазиатская, болотная. средиземноморская

    Отряд Чешуйчатые

    Подотряд

    Змеи






    Подотряд

    Ящерицы

    2700-3000 видов







    2700-3500 видов

    Нет конечностей, веки срослись,







    Глаза с подвижными веками. Конечности с 5 пальцами



    Уж, полоз, питон, анаконда.

    Ядовитые: кобра, гюрза, гадюка, гремучая змея, эфа




    Желтопузик, веретеница (безногие ящерицы), гекконы, вараны, агамы, прыткая, живородящая ящерица

    Отряд Крокодилы

    21-23 вида

    На задних лапах плавательные перепонки, сердце 4-х камерное, хорошо развиты зрение, обоняние и слух

    Аллигаторы, гавиалы, кайманы

    Какое значение имеют животные класса Пресмыкающиеся ? Приносят они вред или пользу природе и человеку?

    6. Закрепление материала.

    - Найдите « лишних ».

    1. гадюка, ящерица, варан, гавиал, гаттерия.

    2. полоз, уж, веретеница, питон, анаконда.

    3. кожистая черепаха, зеленая черепаха, средиземноморская черепаха, кайманы.

    4. гюрза, эфа, анаконда, гадюка, гремучник.

    - А ну-ка отгадай!

    Дано несколько слов. Из букв, входящих в эти слова, нужно составить новые    слова-названия пресмыкающихся животных.

    АЛ – Р – ГА – ЛИ – ТО,

    РА – Н – ВА,

    КОН – ДА – АНА,

    З – ТО – ИК – ЖЕ – ПУ – Л

    Ответы: (аллигатор, варан, анаконда, желтопузик)

    Зоовикторина

    1. О каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи вон? (О змеях, когда они линяют).
    2. Какие ядовитые змеи вам известны? (Кобра, гадюка, щитомордник).
    3. Глаза какого животного могут смотреть в разные стороны, независимо друг от друга? (Глаза хамелеона).
    4. Какие животные спят с открытыми глазами? (Рыбы – у них нет век, змеи – веки у них срослись).
    5. Каких ящериц часто принимают за змей? (Безногих ящериц – желтопузика и веретеницу.)
    6. Можно ли ящерицу поймать за хвост? (Нет, так как для того, чтобы спастись, ящерица отбрасывает хвост – явление аутотомии, или самокалечения)
    7. Как отличить змей от безногих ящериц? (У змей верхнее и нижнее веки срослись и стали прозрачными, а у ящериц они подвижные).
    8. Какие змеи душат свою жертву, а затем глотают? (Удавы, питоны).
    9. Какие змеи глотают добычу живьём? (Ужи).
    10. Какой тип оплодотворения у рептилий? (У рептилий внутреннее оплодотворение).

    Каких групп рептилий нет в природе  России ( клювоголовых, крокодилов и хамелеонов)

    7. Задание на дом:    

    1.Ответить на вопросы учебника (стр.207)

    2.Подготовиться к письменной проверочной работе по теме «Рептилии»

    8. Итог урока:

    За страницами учебника.  (при наличии времени)

    Взялись бы вы проглотить живую пчелу? А ящерицы падки на пчел, как дети на варенье. Хвостатые сластены дежурят на пасеках, подкарауливая летающую сласть. Как им удается избежать пчелиного жала? Ответ на этот болезненный вопрос  пока не найден. Ну а теперь пора обратить внимание на ящерицын ломкий хвост, темный глаз и на непонятные дырки на бедрах. Перво - наперво заметим, что шустрые создания понапрасну хвостами не бросаются. Когда отрываешь часть самого себя, не обойтись без крови. А ящерицы обходятся: мышцы отсекаются в месте их перехода в сухожилие, а не рвутся в лохмотьях. Кровеносные же сосуды сдавливает спазм. Хвост, потерявший хозяйку, еще долго служит ей, привлекая внимание хищника. Сила оторванного  и вроде уже мертвого хвоста внушает уважение – он может дергаться часами! Если вражеские зубы вопьются в элегантный хвост, ящерица резко сокращает мускулы и ломает позвонок. Сломать кость – дело нешуточное. А ломать нужно мгновенно, иначе в зубах преследователя окажется не только хвост.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Многообразие Пресмыкающихся

    Слайд 2

    Показать многообразие современных пресмыкающихся Показать черты приспособленности к среде обитания различных представителей класса Цель урока:

    Слайд 3

    Отряд Черепахи Отряд Чешуйчатые Отряд Крокодилы Отряд Клювоголовые Гаттерии Подотряд Хамелеоны Подотряд Змеи Подотряд Ящерицы Класс Пресмыкающиеся Классификация Пресмыкающихся

    Слайд 4

    200-250 видов Тело покрыто костно-роговым панцирем из 2-х щитов – брюшного (пластрона) и спинного (карапакса) Кости плечевого пояса частично срастаются с пластроном и карапаксом Челюсти лишены зубов, но покрыты роговым чехлом с острым режущим краем Хорошо развиты зрение и обоняние, хуже – слух Легкие сложного губчатого строения Отряд Черепахи

    Слайд 5

    Слоновая черепаха Гигантские черепахи с Галапагосских островов в Тихом океане когда-то жили колониями по несколько тысяч экземпляров, но китобои и охотники за тюленями сотнями брали их в качестве запаса свежего мяса для длительных путешествий. Черепах складывали грудами одну на другую в корабельные трюмы, где они оставались живыми почти целый год. Когда коку требовалось свежее мясо, он забивал одну из черепах и использовал мясо и жир, которого у черепах очень много. С тех времен популяции этих черепах так и не восстановились

    Слайд 6

    Каймановая черепаха Хотя нам разинутая пасть представляется отталкивающей, маленькие рыбки видят на дне рта дрожащую червеобразную приманку, которую находят неотразимой, и устремляются к ней себе на погибель

    Слайд 7

    гофер матамата

    Слайд 8

    Кожистая черепаха Кожистая черепаха, самая крупная из всех морских черепах. Ее панцирь покрыт кожистой оболочкой , а не роговыми пластинками, как у других видов. Главную угрозу для существования нарушение их естественных мест обитания.

    Слайд 9

    Эта черепаха, называемая змеиношейной, происходит из Новой Гвинеи. Она обитает исключительно в воде и использует длинную и подвижную шею для ловли маленьких рыбок и головастиков.

    Слайд 10

    Отряд Чешуйчатые. Подотряд Змеи. 2700-3000 видов Кожа покрыта мелкой роговой чешуей Конечности и их пояса редуцированы Нет грудной клетки Зубы дифференцированы: у ядовитых змей есть специальные зубы Немигающие глаза прикрыты прозрачными оболочками Не слышат – отсутствует барабанная перепонка Развиты сейсмочувствительность, обоняние, осязание Одно легкое, второе редуцировано

    Слайд 11

    Клык гремучей змеи при укусе действует как шприц. Резервуар с ядом, находящийся у его основания, сжимается, выталкивая яд в тело жертвы.

    Слайд 12

    Язык Постоянное выпускание и втягивание язычка является эффективным методом отбора проб воздуха на важные химические компоненты. При втягивании язык оказывается рядом с органом Якобсона, и его нервные окончания определяют эти вещества

    Слайд 13

    Анаконда убивает добычу путем удушения. Благодаря способности смещать свои челюсти она может проглотить добычу гораздо более крупную, чем ее голова.

    Слайд 14

    Мокассиновый щитомордник Щитомордники Мокассиновый щитомордник Водяной щитомордник Atlas Editions artwork

    Слайд 15

    Ромбический гремучник Техасский гремучник Гремучники Рогатый гремучник Atlas Editions artwork

    Слайд 16

    Анаконда Боа, питоны и самая крупная из всех - анаконда, достигающая в длину 9 метров (29,7 футов) захватывают и душат крупных млекопитающих. Они могут побороть и, в конце концов, проглотить оленя, поросят, капибару, и даже есть примеры пожирания людей гигантскими анакондами Южной Америки Тигровый питон Анаконда Atlas Editions artwork

    Слайд 17

    Гальфский полоз обедает древесной лягушкой. Как и другие змеи, он может смещать нижнюю челюсть, чтобы проглотить слишком крупную для его зева добычу. Африканский скалистый питон, поглощающий импалу

    Слайд 18

    Гадюка-носорог, названная так из-за рогообразных чешуйчатых выступов на носу, обитает в центральной Африке и является очень ядовитым видом. Она охотится на мелких млекопитающих и птиц.

    Слайд 19

    Подотряд Хамелеоны Среди самых замечательных ящериц следует отметить хамелеона, известного способностью изменять окраску и имеющего поразительно подвижный и сверхдлинный язык. Несколько видов хамелеонов живет в Средиземноморье, в Африке и на Мадагаскаре

    Слайд 20

    Хамелеон Джексона хорошо известен также как трехрогий хамелеон из-за внешнего вида головы.

    Слайд 21

    Глаза хамелеона Парсона способны двигаться независимо друг от друга. Таким образом хамелеон ищет пищу и одновременно следит за возможным приближением опасности.

    Слайд 22

    Хамелеоны - мастера "переодевания", способные маскироваться под цвет окружающей обстановки.

    Слайд 23

    Пантеровый хамелеон – красочное и привлекательное животное. Как и у других ящериц, его тело покрыто жесткой чешуей, предохраняющей от нападения и высушивания.

    Слайд 24

    Подотряд Ящерицы 2700-3500 видов Кожа покрыта мелкой роговой чешуей Конечности с 5 пальцами. Утрата конечностей вторична (веретеница, желтопузик) Имеется грудная клетка Зубы мелкие, конические; прирастают к челюстным костям Глаза с подвижными веками. Хорошо слышит, видит; развито обоняние и осязание

    Слайд 25

    желтопузик Atlas Editions artwork У желтопузика по бокам туловища проходит продольная складка кожи, чешуя ромбовидная, хвостовая чешуя с ребрышками, а у веретеницы по бокам туловища складки кожи нет, чешуя на хвосте закругленная, гладкая. Кроме того, желтопузик крупнее (45см), а хвост еще в 1,5-2 раза длиннее. Веретеница ломкая Занесена в Красную книгу Среднего Урала

    Слайд 26

    В отличие от большинства других ящериц гекконы не имеют век на глазах. Они защищены прозрачной оболочкой. Гекконы очищают ее своим длинным языком.

    Слайд 27

    Геккон токей может карабкаться по гладким листьям растений за счет когтей и пальцев с присосками, поверхность которых Покрыта складками и микроскопическими волосками. Во многих домах в странах Средиземноморья и Среднего Востока гекконы - постоянные жители, очищающие комнаты от тараканов и других малоприятных паразитов

    Слайд 29

    Вараны Это огромное, сильное существо, способное убить оленя, свинью, обезьяну, используя когти и сильные ноги. Его зубы позволяют отрывать куски от добычи. Он зачастую объедается до такой степени, что только через несколько дней может отползти с места пиршества. Поведение молодых драконов комодо более традиционно для ящериц: они хватают птиц, грызунов, других ящериц и насекомых. Известны случаи нападения дракона комодо на людей. Этот вид варанов найден на острове Комодо в Юго-Восточной Азии

    Слайд 30

    Отряд Крокодилы крокодил аллигатор 21-23 вида На задних лапах – плавательные перепонки Зубы однотипные, конические, сидящие в ячейках (альвеолах) как у млекопитающих Хорошо развиты зрение, обоняние и слух Сердце четырехкамерное

    Слайд 31

    Тело представителей отряда Крокодилы покрыто крупными роговыми щитками с костной подстилкой

    Слайд 32

    Atlas Editions artwork Гавиал Крокодил гавиал — близкий родственник динозавров. Редок: занесен в Красную книгу. Живет в реках Индостана и Индокитая. Его длина — до 6,6 м. Зубы длинные, тонкие и острые, расположены косо: вершинами вперед и вбок. Ест гавиал рыбу, схватывая ее с помощью резкого бокового движения головы. Иногда ловит птиц, мелких млекопитающих. Когда приходит пора выводить потомство, мать выбирается на отмель, откладывает до 40 яиц и закапывает их в песок.

    Слайд 33

    Atlas Editions artwork Кайман Распространен в Центральной и Южной Америке. К солоноватой воде относится терпимо. Молодые кайманы питаются главным образом водными насекомыми; взрослые нападают на любую добычу, с которой могут справиться. Основная пища состоит из крупных водяных улиток, пресноводных крабов и рыбы. Размножаются в течение всего года. Самка сооружает гнездо из гниющих растений среди зарослей вблизи воды и откладывает в него 15-30 яиц. Занесен в Международную Красную книгу.

    Слайд 34

    ГАТТЕРИЯ Родственница ящериц и змей, но более древняя. Позади глаз, на темени, под кожей у нее находится теменное пятно — третий глаз, которым она чувствует тепло и свет. Отряд Клювоголовые Atlas Editions artwork

    Слайд 35

    Живет на островах к востоку и югу от Новой Зеландии. Часто селится в одной норе с птицей буревестником: друг другу они не мешают. Отложенные яйца зарывает в норе. Малыши растут очень долго и становятся взрослыми лишь к 20 годам! А всего гаттерии живут 50 лет. Едят они насекомых, червей, моллюсков, птенчиков. Охотятся ночью.

    Слайд 36

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

    Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

    Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

    План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

    Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...