"Путешествие к планетам Солнечной системы"
материал по биологии (5 класс)

Викторина для пятых классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-_viktorina_2019.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

Урок -  викторина

« Путешествие к планетам Солнечной системы »

подготовила и провела

учитель биологии Саврасова Н.Г.

                                                         

Уфа - 2018

Музыка сопровождает урок.

Я раздала вам листочки с вопросами. Прослушав исповедь каждой планеты,  попробуйте ответить на поставленные вопросы, а в самом конце задания есть  кроссворд,  я предлагаю  вам его разгадать, думаю, вы с этим заданием прекрасно справитесь. Итак, слушаем…

Ведущая (Н.Г.)

Однажды я невольно оказалась свидетелем разговора планет Солнечной системы, они сетовали на свою нелегкую жизнь, обсуждали свои проблемы.

Давайте вместе с вами послушаем их.

Меркурий:  Конечно, труднее всех мне. Ведь я ближе всех нахожусь к Солнцу! Мне так жарко! Я нагреваюсь до + 400 градусов по Цельсии, шутка ли? Моя поверхность вся изрезана кратерами, а вы знаете, что это такое. У меня нет ни атмосферы, ни спутников!!!

Венера:  Зато я самая красивая планета! Не зря так меня назвали в честь богини любви и красоты. Меня при желании можно даже увидеть на небосводе ранним утром! Но у меня свои проблемы. Вы, наверное, слышали, что у меня есть атмосфера, она очень плотная и состоит из углекислого газа. Вот из- за нее то у меня и возникли проблемы. Из- за нее, мои дорогие, я страдаю! Ведь температура на мне еще выше, чем у Меркурия, +5000 С и днем и ночью, атмосфера во всем виновата, она удерживает такое тепло. Да и спутников у меня тоже нет!

Земля:  Наконец, очередь дошла и до меня. Я- ЗЕМЛЯ. А это о чем- то говорит. Ведь только на мне существует жизнь! Это вопрос еще спорный, подожди радоваться!!! (из зала- Гаврилов)

Да, да, только я имею такую атмосферу, которая состоит из азота, кислорода и только одного % других газов. Поэтому на мне можно жить и людям и растениям. Так то вот! А еще ¾ от всей моей  поверхности - это вода. Я вращаюсь вокруг Солнца и вокруг собственной оси.

 Ведущая: Вспомним время обращения Земли вокруг Солнца- 365дн., вокруг собственной оси 24 часа) .

А еще у меня есть (пауза) есть я, твой спутник, Луна ( Гульназ ).

Я твой естественный спутник. Хоть у меня и нет атмосферы, пусть я изрыта кратерами, на мне есть горы, которые называются так же, как и на Земле – это Альпы, Карпаты. А еще на мне есть моря, правда не настоящие, это просто темные участки на Луне. Но они имеют очень красивые названия: море Спокойствия, море Дождей.

Ведущая:  А вы знаете, что Луна притягивает к себе тела гораздо слабее, чем Земля. Вес человека на Луне уменьшается по сравнению с земным в 6 раз. А это значит, что вы сейчас сможете сосчитать, сколько вы бы весили на Луне (30кг.- 5 кг.)

Марс:  Хоть я и назван в честь древнеримского бога войны. Мне тоже живется не легко.  Условия моей жизни суровые. Средняя температура минус 700  . И к тому же я имею две полярные шапки, состоящие из замерзшей смеси воды и углекислого газа. А вы знаете, почему я красного цвета? – вопрос классу (мой грунт состоит из железа).

 На мне есть самая высокая гора во всей Солнечной системе - это вулкан Олимп, он в три раза выше самой высокой горы на Земле - Эверест.

А еще у меня есть да спутника: Фобос, что означает «Страх» и Деймос, что означает «Ужас».

Ведущая: Неужели эти планеты закончили жаловаться нам. Все завидуют планете Земля. Но и у нее есть свои проблемы - это экология, это - озоновые дыры, это- опустынивание и этот список можно еще дополнить.

А что объединяет эти планеты?

А сейчас попробуем ответить на вопросы, относящиеся к планетам земной группы, а заодно и узнаем, кто внимательно слушал наших друзей, а кто нет.

Обратимся к нашим рабочим листочкам и ответим на поставленные вопросы.

Итак, вопрос такой:

 Что объединяет эти планеты?

Назовите планеты Солнечной системы в порядке их отдаленности от Солнца.                                                                                                                10б                                                   

                                                                                                                                                   

1.Какое место в Солнечной системе занимает Меркурий?                         5б

2.Есть ли на  планете Меркурий атмосфера?                                                2б  

3.Имеет ли планета Меркурий спутники?                                                     2б

4.Какое место в Солнечной системе занимает Венера?                               5б

5.Есть ли на  планете Венера атмосфера, если есть, из чего состоит?       2б

6.Имеет ли планета Венера спутники?                                                          2б      

7.Из каких газов состоит атмосфера Земли?                                                 5б

8.Имеет ли планета Земля спутники?                                                             2б

9.Какая из планет земной группы является самой большой?                      2б

   10.Какой газ составляет основу атмосферы Венеры и Марса?                      5б

   11.У полюсов какой планеты имеются две полярные шапки, состоящие из  замерзшей смеси воды и углекислого газа?                                                        2б

   12.На какой планете самая высокая гора – вулкан Олимп.                            2б

А теперь слушаем правильные ответы:

Если ответ правильный, балл за этот ответ обвести в кружок

                                                          Подсчитай общее число баллов__________

Но ведь помимо земных планет имеются и другие планеты – планеты – гиганты и маленький Плутон, может, подслушаем и их беседу.

Юпитер : Что не говорите, а я самый главный, так как самый большой. На мне поместится 1300 таких планет, как Земля, а то Земля, Земля.

Да и кольца у меня есть и спутников целых 16, а то все Земля, Земля.

      А самый большой мой спутник - это Ганимед, это один из галилеевых спутников, открытых  Галилеем еще в начале 17 века.

Сатурн: Хоть ты, Юпитер,  и хвалишься, что ты самый большой, зато я - самый красивый.

Какие кольца меня окружают!!! Они такие яркие, такие красивые!!! А вы знаете, что мои кольца состоят из отдельных колец - одно мое кольцо состоит из 95 тонких колец. Правда, мои кольца покрыты снегом и инеем. Ведь температура на мне, если хотите знать, минус 1700С.

А еще у меня 17 спутников. Вот так!

А мы планеты – близнецы Уран и Нептун, мы почти одинаковы по размеру, нас не видно невооруженным глазом(хором)

Уран – меня вообще открыли случайно. Английский астроном, он же учитель музыки, он же математик однажды вечером наблюдал при помощи телескопа за звездным небом. И тогда то он и обнаружил меня, но принял меня за метеорит. А я – это я, седьмая планета Солнечной системы- Уран, меня зовут.

Нептун- Зато я вообще открыта не как все, сначала меня вычислили на бумаге, а потом я, собственной персоной появилась на небе, завидно, да?

У нас тоже есть  кольца спутники (хором)

Уран- у меня 15 спутников.

Нептун- у меня 8 спутников.

Плутон: (Саша) Наконец то очередь дошла до меня, самого маленького, самого удаленького и самого отдаленного от Солнца - Плутончика.

Существует такая гипотеза, что я вообще первоначально был спутником Нептуна, а уж потом вырвался на свободу, на свою орбиту. Я в этом сомневаюсь, я думаю, что я хоть и маленький, я не был ничьим спутником, я самостоятельный, я - Плутон. Мной вообще планируют серьезно заняться, говорят, в 2001 году меня посетят земные космические аппараты, я очень на это надеюсь! Кстати, у меня тоже есть спутник, его зовут Харон.

Ведущая: Молодец, Плутон. А еще я хочу немного дополнить о тебе. У Плутона орбита, по которой он вращается вокруг Солнца более вытянутая, чем у Нептуна (8 планеты Солнечной системы), поэтому в некоторые промежутки времени Плутон находится к Солнцу ближе, чем Нептун, А именно с января 1979 года по 2009 год Плутон – восьмая планета от Солнца, а Нептун  - девятая.

А еще я вам приготовила кроссворд  по теме «Планеты Солнечной системы»

У каждого на столе рабочий листочек, приступаем к работе.

КРОССВОРД  ПО теме «Планеты Солнечной системы» 

                                                   1

М

Е

Т

Е

О

Р

И

Т

А

С

Т

Е

Р

О

И

Д

 Ю

П

И

Т

Е

Р

С

                                                     

О

Л

Н

Ц

Е

                                         

 Ключевое слово– ПЛАНЕТА, НАЗВАННАЯ В ЧЕСТЬ ДРЕВНЕРИМСКОГО БОГА ВОЙНЫ (1- по вертикали )

                             

                     ( по горизонтали )

1.Космическое тело, упавшее на Землю

2. Тело неправильной формы, обращающееся вокруг Солнца, в основном              между орбитами Марса и Юпитера.

3. На какой планете находится  Большое Красное пятно?

4. Ближайшая к нам звезда.

Дополнительные вопросы:

1Сколько планет входит в состав Солнечной системы?

2 На какие две группы делятся эти планеты?

3 Какая планета земной группы самая маленькая?

4 Какая планета земной группы самая большая?

5 Назовите главное отличие Земли от других планет.

6 Какие планеты еще называют  «планетами- близнецами», почему?

7 Назовите самую маленькую и самую отдаленную от Солнца  планету Солнечной системы.

8 Назовите самую большую планету Солнечной системы.

9 Какие планеты Солнечной системы лишены твердой поверхности?

10Какая планета Солнечной системы имеет яркие кольца?

Благодарю всех  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествие на планеты Солнечной системы»

План урока - игры по физике в седьмом классе...

Путешествие по планетам Солнечной Системы

Данная работа проводилась учащимися 10 класса для учащихся 7 класс в рамке" Недели физики"...

"Путешествие по планетам Солнечной системы" 5 класс

Занятие по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Азимут". Включает сценарий, космичечкий маршрут, карточки для игры, слова для детей, мини-сообщения о планетах. Разработка не яв...

Урок №83 Строение и состав Солнечной системы. Большие планеты Солнечной системы. Малые тела Солнечной системы. (объединенные темы) 9б класс ( гуманитарный профиль)

В рамках дистанционного обучения для учащихся разработан план занятий на платформе РЭШ по заклчительной теме "Элементы астрономии"...

«Планеты Солнечной системы» . Урок-путешествие . Предмет: окружающий природный мир . Класс: 6 для детей с УО

laquo;Планеты Солнечной системы»Урок-путешествиеУчитель: Смирнова В.А.Предмет: окружающий природный мирКласс: 6 для детей с УОУчебник: «Природоведение. 5 класс .Учебник для специальных (к...

Конспект музыкально - тематического занятия " Путешествие к планетам Солнечной системы" для детей подготовительной группы

Загадочный мир Космоса  привлекал человека с давних времен. Важно дать первоначальные знания детям о Космосе . И о  том, как важно беречь родную планету....