Формирование здоровьесберегающего учебно-образовательного пространства урока
статья по биологии

Молчанова Наталья Юрьевна

Раскрывается использование элементов здоровьесберагающих технологий на уроках биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_zdorovesberegayushchego_prostranstva_uroka.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд1Формирование здоровьесберегающего учебно-образовательного пространства урока

Выступление Молчановой Н.Ю.

Слайд2Начать свое выступление я хочу словами  Томаса Картеля: «Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы»

Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться, это ещё и особый мир, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни. Традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, но не менее важная задача сохранить в процессе обучения здоровье детей. С состоянием здоровья связана и успешность обучения.

Многочисленные  исследования убеждают педагогов в том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников.

В решении этой задачи и могут помочь здоровьесберегающие технологии, которые позволяют решить не только основную задачу, стоящую перед ними, но также могут быть использованы как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности учащихся. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья.

Слайд3Здоровьесберегающие образовательные технологии – это  совокупность
приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья
Слайд4Отличительными особенностями  здоровьесберегающих технологий являются:

  • Отсутствие назидательности и авторитарности
  • Наличие мотивации на здоровый образ жизни
  • Воспитание, а не изучение культуры здоровья
  • Интерес к учебе, желание идти в школу
  • Индивидуализация обучения

Слайд5К личностно- ориентированным здоровьесберегающим технологиям можно отнести: метод  проектов, игровые технологии и технологию  критического мышления.

Слайд6Здоровьесберегающий урок - это урок, который  построен с учетом базовых потребностей детей:  потребности в саморазвитии, в игре, потребности в подражании,  в приобретении опыта.

На своих уроках проектирую здоровьесберегающее образовательное пространство для того, чтобы получение учащимися образования происходило без ущерба для их здоровья, а также воспитываю культуру здоровья, которая практически воплощается в потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о своем здоровье  и для  этого использую на уроках элементы здоровьесбережения  такие  как: оптимальная плотность урока, рациональное чередование видов учебной деятельности, уважительный стиль общения, эмоциональная разрядка, физкультурная пауза, правильная рабочая поза.

Слайд7Условия формирования здоровьесберегающего пространства урока: гигиенические, психолого-педагогические  и рациональная организация  урока.

Слайд8На уроке каждый ребёнок должен чувствовать себя удобно, спокойно, уютно, то есть комфортно, и создание таких условий – главная моя задача. Эту задачу реализую через выполнение следующих гигиенических условий:

-чистота

- температуру и свежесть воздуха: на уроке можно открывать только фрамугу, время проветривания кабинета зависит от температуры воздуха на улице;

- рациональность освещения класса и доски: 1,2 урок с искусственным освещением, на подоконнике не должно быть цветов, не совмещать ламповое и люминесцентное освещение;

- исключить монотонные звуковые раздражители.

Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

Слайд9Одним из важнейших аспектов является психологический комфорт школьников во время урока. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Большой простор для формирования эмоционального настроя дает применение фрагментов видеофильмов на уроках, красивая музыка, чтение стихов. Все это способствует переключению каналов восприятия информации.

Слайд10Урок неполноценен,  если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок:

  • улыбок
  • уместных остроумных шуток
  • использования поговорок
  • афоризмов с комментариями
  • музыкальных минуток

Что касается музыкальных минуток: о целебной силе музыки знали еще в глубокой древности. Музыка – одно из наиболее эффективных средств воздействия на психическое состояние человека. На уроках применяю элементы музыкотерапии и цветотерапии.

Так, творчество Моцарта способствует развитию умственных способностей у детей. Музыка Брамса избавит от усталости. Чайковский поможет бороться с раздражительностью и неврозами.

Слайд11-14Рекомендую использовать гигиенические критерии рациональной организации урока. На уроке можно использовать хромотерапию – лечение цветом.

 Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.

Главный упор, который я делаю на уроках – это рациональная организация урока, использование активных методов и  форм обучения.

Слайд15-18Исходя из опыта учителей предлагаю примерную структуру рациональной организации урока.

Я стараюсь организовать режим обучения так, чтобы он обеспечил высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволил отодвинуть утомление и избежать переутомления.  Сохранить высокую работоспособность на уроке помогает правильная регламентация продолжительности и чередования различных видов деятельности, переключение с одного вида деятельности на другой.

Слайд19Нормой считается 4-7 видов учебной деятельности за урок

Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем  необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

Слайд20Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности ориентировочно через  7-10 минут

Слайд21Учитель может использовать различные виды преподавания. Это - словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная    работа. Норма - не менее трех за урок.

Слайд22Чередование видов преподавания: не позже чем через 10-15 минут.

Слайд23Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены.

Слайд24Важно умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов: для инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач

Слайд25Практически на каждом уроке стараюсь проводить физкультминутки. Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма – на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять. Простейшие упражнения для глаз обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.

Применяя разнообразные средства, приемы и методы активизации деятельности учащихся, чередуя их, используя знания о природном потенциале ученика, включая в работу все каналы восприятия (аудиальные, визуальные, кинестетические) мы не только сохраняем здоровье наших учеников, но и способствуем развитию их интеллектуальных возможностей. Такой подход к обучению способствует включению каждого ребенка в процесс познания, делая обучение комфортным и успешным.

Слайд26Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.

Например, техника суставной гимнастики учит ребят системе самооздоровления собственного организма. Изучая раздел «Опорно-двигательная система» (конечности), я говорю ребятам на уроке, что наши руки – наши пальцы – это пять лекарей. Мизинец – стимулирует работу сердца, безымянный – сосуды, указательный – пищеварение, большой – мускулатуру. А. С. Пушкин набирал энергию, потирая руки (ладони), удовлетворённо похваливая себя. На уроках я прошу своих ребят периодически проводить стимуляцию кончиков пальцев, ладоней, объясняя при этом, что это оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Отмечаю улучшение самочувствия ребят, повышения их активности, у них снижается утомляемость, они с удовольствием участвуют в исследовательской части урока.

Необходимо обратить внимание на наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке. В начале урока очень важно детей мотивировать на положительные эмоции, на успех, настрой на реализацию своего потенциала. Для этого даю в начале урока несколько упражнений релаксации. Это буквально займет 1-2 минуты, но, на мой взгляд положительный эффект урока гарантирован. Минуты релаксации использую и в течение урока. Они позволяют безболезненно переключиться на другой вид работы на уроке.

Очевидно, что если мы хотим воспитать школьников творческими, думающими, ищущими, необходимо научить их творческой деятельности. Для этого мною применяются на уроках творческие задачи, в процессе самостоятельного решения которых учащиеся и накапливают опыт поиска способов решения проблемы.

Для эффективного обучения в моем арсенале имеются дифференцированные задания, повышающие эффективность усвоения знаний учениками с разным уровнем обучаемости. Часть несложного материала предлагается изучить самостоятельно и оформить в виде таблицы, схемы, опорного конспекта, текстового конспекта, сообщения (проводится индивидуально или в паре, на уроке или дома). Для  другой группы ребят выдаются карточки-инструкции с указанием источника и последовательности выполнения работы. Использую задания, развивающие у школьников интеллектуальные и практические умения.

Работая на уроках биологии с дополнительной литературой, у учащихся формируется информационная культура, учащиеся учатся свободно ориентироваться в огромном потоке информации. Замечено, что данный вид работы создает в коллективе психологически комфортную среду: каждый ученик верит в себя, в свои силы и возможности, испытывает не только радость познания, но и радость общения, радость творчества.

 Слайд28Важно заметить момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Это определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы.  Норма - не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока.

Желательно, чтобы завершение урока было спокойным:  учащиеся имели возможность задать учителю вопросы,  учитель мог прокомментировать задание на дом и  попрощаться со школьниками.

Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока.  Стоит обратить внимание  и на состояние учителя.

Создание здоровьесберегающего общеобразовательного пространства на уроках биологии ведёт к улучшению психологического климата, позволяет снизить утомляемость, повышает работоспособность школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья, повышению качества знаний. 

Здоровый  образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Я планирую продолжить целенаправленную работу по сохранению здоровья детей на своих уроках. В заключении хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». Только в сильном, здоровом теле дух сохраняет равновесие, и характер развивается во всем своем могуществе    (Герберт Спенсер)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект программы "Формирование здоровьесберегающего воспитательного пространства в коррекционной школе".

Цель программы: формирование здоровьесберегающего пространства в коррекционной школе. В предложенной программе представлены схема направлений воспитательной деятельности по реализации программы и напр...

Формирование здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве образовательного учреждения

Данная  статья представляет собой доклад по опыту работы в направлении формирования здоровьесберегающей среды образовательного учреждения. Предполагается сопровождение текста слайдовой презентаци...

Анализ работы школы по созданию здоровьесберегающей учебно-образовательной среды

В материале представлен анализ работы школы в течение учебного года по созданию здоровьесберегающей среды через лечебно-профилактическую работу, организацию учебно-образовательного процесса, информаци...

Формирование учебно-образовательного пространства на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий

Здоровье школьников – одно из важных условий благополучие школы, её успешности на рынке образования. С учётом тех направлений, по которым развивается российская школа, мы с уверенностью можем ск...

КУЛЬТУРА ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ

Статья " КУЛЬТУРА ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ" опубликована в сборнике трудов Всероссийкой научно-практической конференции...

Методическая разработка урока по теме «Gesundes Essen» «Здоровая еда» в 5 «В» классе с использованием здоровьесберегающих принципов образовательного пространства урока. УМК «Mosaik»(«Мозаика»), автор Н.Д. Гальскова

На своих уроках для организации благоприятного климата, для более эффективного достижения практических, образовательных и развивающих целей, поддерживая мотивацию обучающихся использую элементы здоров...

Исследовательские задачи по химии как средство формирования соответствующей компетенции в пространстве урока

В статье представлены цели и задачи исследовательского обучения, типология и роль исследовательских задач по химии в становлении соответствующей компетенции. Приведены примеры разного типа иссле...