Рабочая программа элективного курса 7 класс
элективный курс по биологии (7 класс)

Рабочая программа элективного курса по биологии «В мире животных» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fk_7klass_iskandarvova.docx447.92 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\YakupovaZM\Documents\Scanned Documents\Рисунок (35).jpgПОЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного курса по биологии «В мире животных» составлена и предназначена для обучающихся 7-х классов, на основе программы утвержденной Министерством образования и науки РФ, под редакцией В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой - М.: Дрофа, 2013.

Курс рассчитан на углубление и обобщение знаний, обучающихся 7 класса, мотивированных на дополнительное изучение биологии. Программа курса основывается на содержании и принципах построения базовой школьной программы по зоологии, но включает в себя более глубокое и расширенное содержание.                                                                                                                                                                  Курс индивидуально-групповых занятий направлен на расширение и углубление знаний о животном мире, уникальных особенностях строения, их приспособлениях к изменчивым условиям природной среды, о роли животных в формировании и сохранении окружающей среды и динамического природного равновесия, так как много интересной информации остаётся за страницами учебника.                                                        Учащиеся в процессе изучения курса совершенствуют умение работать с литературой, готовить сообщения, доклады, рефераты по избранным темам. Итогом изучения курса является защита проектов.                                                                                                Содержание курса рассчитано на учащихся 7 классов и изучается в течение 35 часов (1 ч. в неделю).

Цель курса: формирование у учащихся интереса к изучению природы в целом и животных в частности.

Задачи:

  • расширить и углубить знания по курсу зоологии;
  • формировать интерес к изучению биологии и положительную учебную мотивацию;
  • раскрыть и развить творческие способности учащихся;
  • продолжить формирование экологического мировоззрения у учащихся.

В процессе реализации программы курса предполагается активная поисковая деятельность учащихся при работе с различными источниками информации (фильмы, экскурсии, книги, рассказы учёных и т.д.).

Успешность освоения курса изучается в процессе наблюдения за поисковой деятельностью учащихся, работой с информацией, её интерпретацией и представлением. Актуальность поисковой деятельности может быть усилена предложением участвовать в различных конкурсах, олимпиадах, викторинах.

Факультативное изучение жизни животных предусматривает организацию ряда семинаров, лабораторных работ, экскурсий в природу, зоопарк, зоомузей, краеведческий музей, проведение заключительной конференции по материалам, подготовленным учащимися по литературным источникам и на основании собственных наблюдений. Это способствует прочному усвоению учащимися знаний, овладению умениями обрабатывать материал и пользоваться этими умениями в будущей трудовой деятельности, а также способствовать подготовке учащихся к сознательному выбору профессии.

Основные формы изучения факультативного курса - теоретические занятия, практикумы, беседы, лекции, защита групповых и индивидуальных заданий. Для углубления и закрепления знаний, а также расширения кругозора учащихся проводятся экскурсии, что дает возможность учащимся стать не пассивными потребителями готовых знаний, а активными участниками обучения на всех его стадиях.

1.Планируемые результаты

        Программа обеспечивает достижение обучающимися основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты

  1. Воспитание российской гражданской идентичности; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических, демократических, традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
  2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории.
  3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
  4. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
  5.  Формирование основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
  6. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметные результаты

Регулятивные УДД

  1. Умение самостоятельно определять цели и задачи своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать эффективные способы решения задач.
  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
  4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности е решения.
  5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные УДД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

аргументировано отстаивать свое мнение.        

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
  2. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
  3. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
  4. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
  5. Умение работать со знаками и символами, моделями и схемами для решения учебных и познавательных задач.
  6. Смысловое чтение.

Предметные результаты

учащиеся должны

знать:

классификацию животного мира

жизненные формы животных

организацию животных

значение животных и меры их защиты

уметь:

самостоятельно выполнять творческую работу

работать с различными информационными источниками

анализировать и делать выводы из полученной информации

творчески подходить к решению задачи

2.Содержание курса

Раздел

Кол-во часов

1.Введение

1

2.Многообразие и развитие животного мира

4

3. Среды жизни и места обитания животных

6

4. Животные и биотические факторы

6

5. Животные и абиотические факторы среды

6

6. Животные и антропогенные факторы

5

7. Сезонные явления животных

4

8. Заключение

3

3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

Содержание учебного материала

Практические работы

Экскурсии

Проектные и творческие работы

Требования к уровню подготовки учащихся

1.Введение (1 час)

1

Введение

Основные цели и задачи курса. Значение знаний экологии животных в жизни человека.

2.Многообразие и развитие животного мира (4 часа)

2

Систематика животных

учащиеся должны знать:

  • систематические категории животных

среды жизни и места обитания животных

- доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические

учащиеся должны уметь:

  • распознавать животных различных таксономических единиц
  • называть доказательства эволюции

3

Многообразие животных

Практическая работа «Изучение простейших животных»

4

Историческое развитие животного мира

Практическая работа «Построение генеалогического древа»

5

Доказательства эволюции животных

Творческие работы

3. Среды жизни и места обитания животных (6 часов)

6

Наземно-воздушная среда жизни

учащиеся должны знать:

- среды жизни животных

- условия разных сред,

- представителей животных разных сред жизни

- особенности животных-паразитов

учащиеся должны уметь:

- описывать многообразие условий обитания животных

- приводить примеры животных разных сред обитания

- приводить примеры и характеризовать животных-паразитов

7

Животные лесов, степей, пустынь, тундры, гор

Экскурсия в музей «Знакомство с животными арктической зоны и тундры»

8

Водная среда жизни

9

Животные океанов, морей, рек, озёр

Творческие работы

10

Почвенная среда жизни. Животный мир почвы

11

Организменная среда. Животные-паразиты

Проектная деятельность

4. Животные и биотические факторы (6 часов)

12

Взаимовлияние животных и растений

учащиеся должны знать:

- типы взаимосвязей животных с другими организмами

- типы связей животных между собой

- роль животных в разных сообществах

учащиеся должны уметь:

- объяснять значение животных в сообществах

- объяснять особенности взаимовлияние животных и различных экологических факторов

- выяснять экологические связи между членами биоценоза в разных экосистемах, их адаптаций к условиям жизни

13

Животные и грибы

14

Животные и бактерии

15

Взаимосвязи животных между собой. Нейтральные связи

Творческие работы

16

Взаимовыгодные отношения животных

17

Конкурентные отношения животных

Проектная деятельность

5. Животные и абиотические факторы среды (6 часов)

18

Значение воды в жизни животных

учащиеся должны знать:

- абиотические факторы и их влияние на животных

учащиеся должны уметь:

- объяснять особенности распространения животных в зависимости от действия экологического фактора

-приводить примеры благоприятных и неблагоприятных условий для жизни животных

19

Экологические группы животных по отношению к воде

Практическая работа «Сравнение органов дыхания разных животных»

20

Значение температуры в жизни животных

21

Экологические группы животных по отношению к теплу

Экскурсия в музей «Приспособительные особенности животных арктической зоны»

22

Значение воздуха в жизни животных. Роль кислорода

23

Свет в жизни животных

6. Животные и антропогенные факторы (5 часов)

24

Влияние человека на животных

Проектная деятельность

учащиеся должны знать:

- антропогенные факторы и их влияние на животных

- меры охраны животных

- значение животных в природе и жизни человека;

- знать законы об охране животного мира

учащиеся должны уметь:

- объяснять особенности распространения животных в зависимости от действия экологического фактора

-приводить примеры благоприятных и неблагоприятных условий для жизни животных

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний животными; соблюдения правил поведения в окружающей среде; выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними

25

Естественные и искусственные условия обитания животных

26

Одомашнивание животных

27

Охрана животных. Красная книга

Творческие работы

28

Заповедники, заказники России, Красноярского края

Экскурсия в Объединенную дирекцию заповедников Таймыра

7. Сезонные явления животных (4 часа)

29

Размножение и индивидуальное развитие разных животных

учащиеся должны знать:

-сезонные изменения разных животных

- значения миграции, спячки, оцепенения в жизни животных

- индивидуальные изменения животных

учащиеся должны уметь:

- объяснять особенности распространения животных в зависимости от действия экологического фактора

-приводить примеры благоприятных и неблагоприятных условий для жизни животных

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними

30

Размножение и индивидуальное развитие разных животных

Творческие работы

31

Приспособленность различных животных к сезонным изменениям

32

Миграции. Спячка. Оцепенение

Творческие работы

8. Заключение (3 часа)

33

Создание и защита проектов «Мир животных»

Проектная деятельность

34

Создание и защита проектов «Мир животных»

Проектная деятельность

35

Итоговый тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" 10-11 класс

Элективный курс "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" для 10-11 классов соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнитель...

Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"

Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии,  так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....

Рабочая программа элективного курса "Основные вопросы курса неорганической химии" 11 класс

Элективный курс «Основные вопросы курса неорганической химии» предлагается для учащихся 11-х классов естественнонаучного профиля и направлен на развитие школьников, формирование их профессиональных ус...

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс

Рабочие программы  элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация"  по русскому языку для 10-11 классов  и предметных кружков,  прошедших рецензирование на кафед...

Рабочая программа элективного курса «Системное повторение курса химии» 10 класс

Элективный курс «Решение задач по органической химии»  составлен в полном соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, предназначен для учащихся 10 класса, ...

Рабочая программа элективного курса «Системное повторение курса химии» 11 класс

Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по химии» предназначен для учащихся 11-х классов и  рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Основной акцент при разработке программы курса делается на решении зад...