Состав и функции крови
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Бакланова Галина Федоровна

форменные  элементы  крови, эритроциты,  гемоглобин, гем, тромбоциты, лейкоциты, иммунитет, эритробласты, эритропоэз, серповидно – клеточная  анемия, гемолитическая  анемия, группы крови, агглютинины, аглютиногены,  резус фактор, резус – конфликт. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sostav_i_funktsii_krovi.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Состав и функции крови.
Цель урока: сформировать у учащихся  представление о форменных  элементах  крови, их строении, количественном содержании в крови  человека, расширить представление о основных функциях крови, ознакомить учащихся с некоторыми болезнями крови, связанными с  дефектами ее форменных элементов. 
Оборудование   и материалы: таблицы «Ткани человеческого организма», «Состав крови», «Лимфатическая  система человека», учебник для 9 класса «Биология  человека»,  Тетрадь с печатной основой, рабочая тетрадь. 
Базовые понятия и термины:  форменные  элементы  крови, эритроциты,  гемоглобин, гем, тромбоциты, лейкоциты, иммунитет, эритробласты, эритропоэз, серповидно – клеточная  анемия, гемолитическая  анемия, группы крови, агглютинины, аглютиногены,  резус фактор, резус – конфликт. 
                                             СТРУКТУРА УРОКА 
Организационный этап ………………………………………………………..2 мин
Контроль  ранее изученного………………………………………………7мин
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности .. ...2мин 
Изучение нового материала           ………………………20мин 
Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся       …………….12мин 
Подведение итогов урока   ……………………….1 мин 
Домашнее задание………………………………………………………….1мин. 
                                              ХОД УРОКА 
1.Организационный этап: проверяю общую готовность учащихся к уроку, отмечаю отсутствующих.
2. Контроль  ранее изученного.
Устный  опрос:
Дайте определение понятию   внутренние  среды  организма,
Что  такое гомеостаз?
Что такое обмен  веществ?
Охарактеризуйте состав, местонахождение и место  образования  крови, и ее  функции.
Охарактеризуйте состав, местонахождение и место  образования  лимфы, и ее  функции. 
Охарактеризуйте состав, местонахождение и место  образования  
тканевой  жидкости, и ее  функции.
Индивидуальная  работа  с  карточками 
(3 ученика) – карточки индивидуальные  №3.
3.Актуализация опорных знаний. 
Беседа  с  учениками.
Вспомните, что  такое  ткань (Группа клеток и межклеточного вещества, сходных по строению, функции и происхождению)
К какому типу  тканей  относят  кровь? (жидкая соединительная).
Из прошлого  занятия  вспомните, как  называют  межклеточное  вещество  крови? (плазма)
Что еще  присутствует в  крови? (форменные  элементы)
Форменные  элементы крови и  являются ее  клетками.
Объявление  цели  урока: Итак,  целью  нашего  сегодняшнего  урока  будет  изучить  клетки  крови, их виды, а  так  же  начать  более  подробно рассматривать  их  функции. Кроме  того  мы рассмотрим  некоторые заболевания  крови  человека,  связанные с  нарушением  структуры  клеток,  либо с  их  разрушением.

4.Изучение нового материала.
1.Форменные элементы крови:
эритроциты –  красные  кровяные  тельца.  до 5 млн./1мм3 – двояковогнутый диск, нет ядра;
Содержат  гемоглобин – красный  органический пигмент (гемм (железо + порфирин) + глобин (белок)
Гемоглобин  обладает  гораздо  большим  сродством к кислороду  чем  вода – образует 
оксигемоглобин. 
Соединение  гемоглобина  с  углекислым  газом - 
карбоксигемоглобин
Образуются в красном костном мозге, селезенке; Клетки – предшественники - 
эритробласты 
Продолжительность жизни 120 дней; Функция – перенос О2 и СО2.
Факты о эритроцитах
Суммарная площадь поверхности всех Er =34000 м2.
Ежедневно отмирает 2 млрд. Er (0,01% их общего количества).
В каждом Er содержится 265 млн. молекул Hb.
В каждом мм3 крови – 5 млн. Er, в 5 л. = 25 трлн. Если выложить все Er в ряд, то получится цепочка на 200 тыс. км. (5 раз опояшет земной шар).
Сборка молекулы Hb занимает 90 секунд. Ежесекундно синтезируется 6,5*1019 молекул Hb. 
Лейкоциты – 4-9 тыс./1мм3 – округлые, бесцветные клетки, есть ядро; Образуются в селезенке, лимфатических узлах; Клетки -предшесивенники - лейкопласты
Продолжительность жизни от 1 до нескольких дней; 
Функция – защитная. (клеточный  иммунитет)
Тромбоциты – Кровяные  пластинки. 180-320 тыс./1мм3 – без ядра; образуются в красном костном мозге; клетки предшественники  - тромбоцитобласты
Живут 5-8 дней; 
Функция – свертывание крови.
2.Группы  крови
У человека и высших животных на поверхности клеток крови, особенно эритроцитов, имеются генетически обусловленные факторы – т.н. вещества групп крови. Эти факторы имеют огромное значение при переливании крови, поскольку именно они в основном определяют совместимость крови донора и реципиента. 
Донор – человек, отдающий кровь.
Реципиент – человек, получающий кровь.
Факторы групп крови – это макромолекулы, относящиеся к классу углеводов; они присутствуют на поверхности эритроцитов и представляют собой группу особых антигенов, т.н. агглютиногенов. Кроме того, в плазме крови большинства людей содержатся антитела, или агглютинины, реагирующие с определенными агглютиногенами. Такого рода иммунная реакция возникает в случае переливания несовместимой крови. При этом мембраны донорских эритроцитов, несущие определенные агглютиногены, реагируют с агглютининами, присутствующими в плазме реципиента; в результате этого взаимодействия донорские эритроциты агглютинируют, 
Агглютинация – явление склеивания эритроцитов
5. Закрепление и систематизация  знаний 
Лабораторная  работа  № 3. Микроскопическое  строение  крови.

6. Подведение итогов урока  и  домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урока « Значение крови. Состав и функции крови». 8 класс

план-конспект к уроку и презентация...

Разработка открытого урока. Внутренняя среда организма. Кровь. Состав и функции крови.

Данный урок является первым в разделе "Кровеносная и лимфатическая системы". Урок был проведен в нестандартной форме в виде космического путешествия, была организована работа в группах, использовалась...

Состав и функции крови.

разработка урока "Состав и фцнкции крови" позволит рассмотреть осноаные функции, значение крови и закрипить знания о значении крови...

урок биологии в 8 классе по теме"Состав и функции крови"

Урок разработан по технологии личностно-ориентированного обучения...

Состав и функции крови

Состав и функции крови...

Методическая разработка урока «Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Эритроциты»

Школьный учитель из транслятора, передатчика готовых знаний должен стать организатором, менеджером образовательного процесса на каждом уроке. Основным условием для этого является реализация деятельнос...

Состав и функции крови

контрольные задания по теме "Состав и функции крови человека"...