Рабочая программа по биологии, Пономарева И.Н.
рабочая программа по биологии (5 класс)

Табакаева Татьяна Кирилловна

Главная цель совершенствования российского образования — повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_5.docx41.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 34»

        

«Рассмотрено»

          Руководитель МО

___________/Г.В. Кривозубова /

Протокол № __ от ______2019

«Принято»

          Педагогический совет

Протокол № __ от______2019

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ № 34»

____________/Ю.В. Сивогривова/

Приказ № __ от _______2019

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Табакаевой Татьяны Кирилловны,

учителя первой квалификационной категории

по биологии    в 5 Б, В, Д классах

(В.В. Пасечник)

Бийск

2019 - 2020 учебный год

Планируемые результаты

Учащиеся должны знать:

 — основные методы изучения растений;

 — основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

 — особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

 — роль растений в биосфере и жизни человека;

 — происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

 Учащиеся должны уметь:

 — давать общую характеристику растительного царства;

— объяснять роль растений биосфере;

— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Метапредметные результаты обучения:

 Учащиеся должны уметь:

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

 — сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

 — оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

 — находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать еѐ, переводить из одной формы в другую

 Личностные результаты обучения:

 Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

 — знать правила поведения в природе;

 — понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

 — уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

 — признавать право каждого на собственное мнение;

 — проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

 — уметь отстаивать свою точку зрения;

 — критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

 — уметь слушать и слышать другое мнение.

Содержание учебного курса

№ п/п

Тема

Всего часов

Лабораторные работы

 Введение

6

Практическая работа№1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений»

Экскурсия №1 «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»

Клеточное строение организмов

10

 №1«Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними»

№2«Изучение клеток растения с помощью лупы»

№3«Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»

№4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника»

№5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»

 №6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей»  

Царство Бактерий

2

Царство Грибы

5

№7 «Строение плодовых тел шляпочных грибов»

№8 «Строение плесневого гриба мукора»

№9 «Строение дрожжей»

№9 «Строение дрожжей»

Царство Растений

9

№10 «Строение зеленых водорослей»

№11«Строение мха (на местных видах)»

№12«Строение спороносящего хвоща»

№13«Строение спороносящего папоротника»

№14 «Строение хвои и шишек хвойных»

 Резервное время

3

Всего

35

14

Рабочая программа составлена на основе «Рабочие программы. Биология» В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г. Швецов Москва Дрофа 2015

Календарно-тематическое планирование по биологии в 5Б, В,Д классах

на 2019- 2020учебный год

Количество недельных часов 1,

годовых часов 35

№ урока

Дата

Тема раздела, урока

Практическая  часть

Перечень учебно-методического обеспечения (применение ИКТ, учебно-дидактического, раздаточного материала)

Примечания

Введение (6 часов)

Предметные УУД: учащиеся должны знать:

- о многообразии живой природы;

- царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

- основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

- признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

- экологические факторы;

- основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

- правила работы с микроскопом;

- правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия: «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

- отличать живые организмы от неживых;

- пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

- характеризовать среды обитания организмов;

- характеризовать экологические факторы;

- проводить фенологические наблюдения;

- соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Метапредметные УУД: Учащиеся должны уметь:

- составлять план текста;

- владеть таким видом изложения текста, как повествование;

- под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

- под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

- получать биологическую информацию из различных источников;

- определять отношения объекта с другими объектами;

- определять существенные признаки объекта.

Личностные УУД:- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

- знать правила поведения в природе;

- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

- уметь реализовывать теоретические познания на практике;

- понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

- испытывать любовь к природе;

- признавать право каждого на собственное мнение;

- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

- уметь отстаивать свою точку зрения;

- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

- уметь слушать и слышать другое мнение.

 02.09-07.09

Биология — наука о живой природе.

Формирование умений внимательно и сосредоточенно слушать учителя, активно отвечать на вопросы, выполнять учебные действия, готовить свое рабочее место

09.09-14.09

Методы исследования в биологии. Практическая работа№1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений»

1. Практическая работа№1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений»

[1].с 14

Формирование умений внимательно и сосредоточенно слушать учителя, активно отвечать на вопросы, выполнять учебные действия, готовить свое рабочее место

16.09-21.09

Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого.

Развитие инициативности, стремления доводить начатое до конца

23.09-28.09

Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе.

Расширение кругозора, обогащение словарного запаса

30.09-05.10

Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.

Формирование умения анализировать свою деятельность

07.10-12.10

Экскурсия №1 «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»

Развитие инициативности, стремления доводить начатое до конца

Клеточное строение организмов (10 часов)

Предметные УУД:

учащиеся должны знать:

- строение клетки;

- химический состав клетки;

- основные процессы жизнедеятельности клетки;

- характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

- работать с лупой и микроскопом;

- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

- распознавать различные виды тканей.

Метапредметные УУД:

учащиеся должны уметь:

- анализировать объекты под микроскопом;

- сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

- оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

- работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Личностные УУД: -

учащиеся должны:

- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

- знать правила поведения в природе;

- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

- уметь реализовывать теоретические познания на практике;

- понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

- испытывать любовь к природе;

- признавать право каждого на собственное мнение;

- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

- уметь отстаивать свою точку зрения;

- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

- уметь слушать и слышать другое мнение.

14.10-19.10

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп).

 Лабораторная работа №1

«Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними»

Лабораторная работа №1

«Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними»

[1].с33

Формирование умений внимательно и сосредоточенно слушать учителя, активно отвечать на вопросы, выполнять учебные действия, готовить свое рабочее место

21.10-26.10

Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.

Лабораторная работа №2

«Изучение клеток растения с помощью лупы»

Лабораторная работа №2

«Изучение клеток растения с помощью лупы»

[1].с 31

Коррекция умения работать по словесной и письменной инструкциям и алгоритму

05.11-09.11

Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Формирование умений внимательно и сосредоточенно слушать учителя, активно отвечать на вопросы, выполнять учебные действия, готовить свое рабочее место.

Лабораторная работа №3

«Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»

Лабораторная работа №3

«Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»

[1].с 36

Коррекция умения работать по словесной и письменной инструкциям и алгоритму

11.11-16.11

Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. 

Лабораторная работа №4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника»

Лабораторная работа №4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника»

[1].с 37

Коррекция умения работать по словесной и письменной инструкциям и алгоритму

18.11-23.11

Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды

Лабораторная работа №5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»

Лабораторная работа №5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»

[1].с 42

Формирование умений внимательно и сосредоточенно слушать учителя, активно отвечать на вопросы, выполнять учебные действия, готовить свое рабочее место

25.11-30.11

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

02.12-07.12

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки.

Формирование умения анализировать свою деятельность

09.12-14.12

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки.

Расширение кругозора, обогащение словарного запаса

16.12-21.12

Понятие «ткань».

Лабораторная работа№6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей»

Лабораторная работа№6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей»

[1].с 49

Коррекция умения работать по словесной и письменной инструкциям и алгоритму

23.12-27.12

Обобщающий урок «Клеточное строение организмов»

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Царство Бактерий (2 часа)

Предметные УУД:  

учащиеся должны знать:

- строение и основные процессы жизнедеятельность бактерий: разнообразие и распространение бактерий;

- роль бактерий в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику бактерий;

- отличать бактерии от других живых организмов;

- объяснять роль бактерий в природе и жизни человека

Метапредметные УУД:

учащиеся должны уметь:

  • работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
  • составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Личностные УУД:

  • испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
  • знать правила поведения в природе;
  • понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
  • уметь реализовывать теоретические познания на практике;
  • понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
  • испытывать любовь к природе;
  • признавать право каждого на собственное мнение;
  • проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
  • уметь отстаивать свою точку зрения;
  • критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
  • уметь слушать и слышать другое мнение.

13.01-18.01

Строение и жизнедеятельность бактерий.

 Размножение бактерий.

Коррекция развития памяти

20.01-25.01

Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Царство Грибы (5 часов)

Предметные УУД:  

учащиеся должны знать:

- строение и основные процессы жизнедеятельность бактерий: разнообразие и распространение бактерий;

- роль бактерий в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику бактерий;

- отличать бактерии от других живых организмов;

- объяснять роль бактерий  в природе и жизни человека

МетапредметныеУУД:учащиеся должны уметь:

- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

- составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Личностные УУД: испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

  • знать правила поведения в природе;
  • понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
  • уметь реализовывать теоретические познания на практике;
  • понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
  • испытыватьлюбовь к природе;
  • признавать право каждого на собственное мнение;
  • проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
  • уметь отстаивать свою точку зрения;
  • критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
  • уметь слушать и слышать другое мнение.

27.01-01.02

Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность.

Коррекция развития памяти

03.02-08.02

Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы.

Лабораторная работа №7 «Строение плодовых тел шляпочных грибов»

Лабораторная работа №7 «Строение плодовых тел шляпочных грибов»

[1].с 77

Коррекция умения работать по словесной и письменной инструкциям и алгоритму

10.02-15.02

Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами

Коррекция развития памяти

17.0222.02

 Дрожжи, плесневые грибы. Лабораторная работа №8 «Строение плесневого гриба мукора»

Лабораторная работа №8 «Строение плесневого гриба мукора»

[1].с 78

Коррекция умения работать по словесной и письменной инструкциям и алгоритму

24.02-29.02

Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека. Лабораторная работа №9 «Строение дрожжей»

Лабораторная работа №9 «Строение дрожжей»

[1].с80

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Царство Растений (9 часов)

Предметные УУД:

учащиеся должны знать:

- основные методы изучения растений;

- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

- воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;

- знание правил поведения в природе;

- понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;

- умение реализовывать теоретические познания на практике;

- понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией;

- воспитание в учащихся любви к природе;

- признание права каждого на собственное мнение;

- готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия;

- умение слушать и слышать другое мнение.

- особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

- роль растений в биосфере и жизни человека;

- происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику растительного царства;

- объяснять роль растений в биосфере;

- давать характеристику основных групп растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

- объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Метапредметные УУД:

учащиеся должны уметь:

- выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

- сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

- оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

- находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Личностные УУД:

- воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;

- знание правил поведения в природе;

- понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;

- умение реализовывать теоретические познания на практике;

- понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией;

- воспитание в учащихся любви к природе;

- признание права каждого на собственное мнение;

- готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия;

- умение слушать и слышать другое мнение.

02.03-07.03

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Коррекция развития памяти

09.03-14.03

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые)

Формирование умения преодолевать трудности, воспитание самостоятельности принятия решения

16.03-20.03

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые)

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

30.03-04.04

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. 

Лабораторная работа №10 «Строение зеленых водорослей»

Лабораторная работа №10 «Строение зеленых водорослей»

[1].с 95

Коррекция умения работать по словесной и письменной инструкциям и алгоритму

06.04-11.04

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Формирование умения преодолевать трудности, воспитание самостоятельности принятия решения

 13.04-18.04

 Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Лабораторная работа №11

«Строение мха (на местных видах)»

Лабораторная работа №11

«Строение мха (на местных видах)»

[1].с109

Коррекция умения работать по словесной и письменной инструкциям и алгоритму

20.04-25.04

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Лабораторная работа№12

«Строение спороносящего хвоща»

 Лабораторная работа №13

«Строение спороносящего папоротника»

Лабораторная работа№12

«Строение спороносящего хвоща»

 Лабораторная работа №13

«Строение спороносящего папоротника»

[1].с 115

[1]. с 115

Коррекция умения работать по словесной и письменной инструкциям и алгоритму

29704-02.05

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. 

Лабораторная работа №14 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)»

Лабораторная работа №14 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)»

[1]. с 124

Коррекция умения работать по словесной и письменной инструкциям и алгоритму

04.05-09.05

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Резервное время (3 часа)

11.05-16.05

  Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Развитие наглядно-образного мышления

18.05-23.05

Повторение «Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды».

Формирование умения преодолевать трудности, воспитание самостоятельности принятия решения

25.05-30.05

Повторение «Понятие «ткань»».

Корекция индивидуальных пробелов в знаниях

1.Учебник В.В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Дрофа2016.


Лист корректировки программы

Тема урока

Дата

Причина

Способ корректировки

план

факт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по биологии 8 класс по программе И. Пономаревой

Рабочая программа составлена на основе примерных программ по биологии  с учетом  авторской программы А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маш по курсу « Человек и его здоровье». Структура курса складываетс...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

рабочая программа по биологии для 5-9 классов на основе авторской программы под редакцией И.Н. Пономаревой. ФГОС

Рабочая программа по биологии для 5-9 классов составлена на основе авторской программы под редакцией Пномаревой И.Н. по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 6 класс по программе И.Н.Пономаревой

Рабочая прогамма  6класс по учебнику :Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники; учебник 6 класса общеобразовательных учреждений И.Н. Пономарева, О,А. Корнилаева, В.С. Кучменко М. Вента –Гра...

Рабочая программа по биологии 7 класс по программе И.Н.Пономаревой

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта,  примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В...

Рабочая программа по биологии по учебнику Пономаревой И.Н. "Биология 5кл.,изд. Вентана - Граф

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...