Открытый урок. «Аппарат опоры и движения. Скелет человека, его значение и строение».
учебно-методический материал по биологии (8 класс)

Мандрусова Людмила Григорьевна

 Открытый урок.

  «Аппарат опоры и движения. Скелет человека, его значение и строение».       8 класс.                                       

  Учитель: Мандрусова Л.Г.              

                 

Цель урока: сформировать знания о строении аппарата опоры и движения человека раскрыть его основные функции.

 Задачи урока:

Обучающие:  

  • Сформировать знания об опорно-двигательной системе человека, о функциях, о строении и свойствах костей, их химическом составе, о типах соединения костей, об особенностях их роста в длину и толщину.
  • Развивающие:

Развивать умения оперировать информацией, сопоставлять, выявлять взаимодействия между фактами, совершенствовать навыки устного общения, формировать умения и навыки выделять главное, сравнивать, анализировать, формулировать выводы; развитие логического мышления; работать в группе,   развитие критического и креативного мышления.     

  • Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, о необходимости следить за своей осанкой.Воспитывать интерес к изучению биологии, ответственность, инициативность, бережное отношение к своему здоровью, уважать свои и чужие взгляды, воспитывать культуру поведения.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, таблицы по биологии, учебник Д.В. Колесов, Р.Д. Маш «Биология. Человек. 8 класс»

Метод обучения: репродуктивный, проблемно - поисковый.

Методы осуществления учебно–познавательной деятельности: словесные, наглядные.

Форма обучения: рассказ, беседа, практикум.

Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Прогнозируемый результат:

Учащиеся расширяют знания

1) о функциях опорно-двигательного аппарата;

2) о строении и функциях мышц;

3) о осанке, причинах ее нарушения;

4) о травмах, травматизме, первой доврачебной помощи;

Оборудование: таблицы, презентация к уроку.

План урока:

1. Организационный момент.
2. Объяснение нового материала.
3. Закрепление и обобщение  пройденного материала.
4. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (приветствие учителя)

2.  Закрепление и обобщение пройденного материала.

1 слайд

Вопрос к классу:

 1. Скажите, что нам помогает двигаться, прыгать, бегать, танцевать? (Опорно-двигательная система)
2.Из чего же состоит опорно-двигательный аппарат? (Скелет и мышцы)

1. Опора тела и скелета

Опорная функция – проявляется в том, что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас, определяющий положение внутренних органов и не дающий им возможности смещаться.

2. Двигательная

Осуществляет перемещение тела и его частей в пространстве.

2. Защитная

Кости скелета защищают органы от травм

4. Обмен веществ

В костях находится основной запас минеральных солей: кальция, фосфора. Они используются организмом по мере необходимости, поэтому костная система принимает самое непосредственное участие в минеральном обмене. В костях находится красный костный мозг, участвующий в процессах кроветворения.

2 слайд

Рассмотрите на слайде разные по форме кости. Попытайтесь самостоятельно классифицировать кости по форме. На основании полученных ответов в тетради заполняем таблицу:

Форма костей

развернуть таблицу

 

Трубчатые длинные

Короткие трубчатые

Плоские

Смешанные

Примеры

Плечевая, бедренная

Кости пясти, плюсны, фаланги пальцев

Кости мозгового отдела черепа, кости таза, ребра, грудина

Позвонки, кости основания черепа

 

развернуть таблицу

3 слайд

Строение трубчатой кости

– Рассмотрите строение трубчатой кости и назовите основные части? (Диафиз – удлиненная средняя часть, эпифиз – два утолщенных конца)

Учащиеся зарисовывают кость и подписывают основные части.

4 слайд

– Посмотрите фрагмент фильма и попробуйте ответить на вопрос:  Какое значение имеет химический состав клетки? (Придает костям прочность, упругость и эластичность)
– За счет, каких веществ это достигается? (Неорганические веществ – соли кальция и фосфора, органические вещества – белки, жиры, углеводы)
Неорганические вещества придают костям прочность, органические вещества – эластичность и упругость.

5 слайд

Подтвердить, что неорганические вещества придают прочность, а органические вещества придают упругость и эластичность поможет опыт.

Демонстрация опыта.

При прокаливании кости органические вещества обугливаются.
Обугливание – верный признак того, что органические вещества сгорели. Кость твердая, но хрупкая. Крошится в руках.
После обработки кости раствором соляной кислоты она способна гнуться во все стороны.

– Скажите, у кого быстрее ломаются кости у детей или стариков? И почему? (У стариков)

– С возрастом увеличивается содержание в кости неорганических веществ и уменьшается содержание органических.
 У детей в костях содержится больше органических веществ. Их кости более упругие и эластичные. С возрастом в костях увеличивается содержание солей. В старости кости становятся хрупкими, из-за того, что в них содержание неорганических солей значительно превышает содержание эластичного компонента.

6 слайд

Внутреннее строение костей

– Рассмотрите рисунки на слайдах и скажите, какое внутреннее строение имеют кости?
Кости покрыты плотной соединительной тканью – надкостницей.
У каждой кости выделяют компактное (плотное) и губчатое вещество. Их количественное соотношение и распределение зависит от места кости в скелете и от ее функции.  

7 слайд

– Могут ли кости расти? Если могут, то в каком направлении?
– При переломах за счет чего происходит восстановление костей?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Из высказанных предположений формулируем правильный ответ, и записывает в тетрадь.

Кости могут расти в длину и толщину. В длину они растут за счет деления клеток хряща, расположенных на ее концах. За счет деления клеток  внутреннего слоя  надкостницы, кости растут в толщину и зарастают при переломах.

8 слайд

– Как соединяются между собой кости в скелете?

Вместе с учащимися разбираем таблицу и записываем в тетрадь.

Типы соединения костей

ем в тетрадь.

Типы соединения костей

развернуть таблицу

Неподвижное

Полуподвижное

Подвижное

Срастание костей, образование швов

Соединения при помощи хрящей

Соединение при помощи суставов

Обеспечение защиты и опоры

Обеспечение ограниченного движения

Обеспечение движения

Кости черепа, кости таза

Между позвонками, ребра с грудиной

Плечевой сустав, тазобедренный сустав

 

развернуть таблицу

9 слайд

– Что обеспечивает подвижность конечностей? (Сустав)
– Рассмотрим строение сустава. Какие особенности строения сустава обеспечивают относительную прочность соединения костей и их подвижность? (Связки, суставная головка и суставная впадина, суставная жидкость, гладкие эластичные хрящи)

Сустав образуется концами соединяющих костей, заключенными в суставную сумку. Концы костей покрыты гладким эластичным хрящом, наличие которого обеспечивает упругость сустава и облегчает движение. Суставная жидкость действует как смазка. Снаружи сумки сустав укреплен связками. Движение в суставах осуществляется мышцами.

– Рассмотрим движение в локтевом суставе.

10 слайд

3. Задания на закрепление материала

– Перед вами даны изображения костей. Определите их форму.

1.Немой биологический диктант (показываю  кости, а ученики отвечают)

1.Ключица                          2Тазовая кость              3. Пяточная кость

4. фаланги пальцев руки     5. Рёбра                        6. Скуловая кость

7. нижняя челюсть              8. Плечевая кость         9. Лопатки

Ответы:

Трубчатые: 1,4,8.

Плоские:2,5,9.

Губчатые:7,3, 6.

 2 – цифровой диктант «Лови ошибку!» Из 12 предложений вы должны выписать только те цифры, которые соответствуют правильным суждениям.

1.У взрослого человека в костях преобладают минеральные соли. (Да)

2. У детей количество костей около 200, а у взрослых чуть более 300. (Нет)

3. В позвоночнике соединение костей подвижное – суставы. (Нет)

4. Самые крупные кости в скелете человека – берцовые. (Да)

5. Дети более подвержены переломам костей, чем взрослые. (Нет)

6. Рост кости в длину происходит за счет надкостницы. (Нет)

7. Пояс нижних конечностей образован тазовыми костями. (Нет)

8. Изгибы в позвоночнике человека есть с рождения. (Нет)

9. Желтый костный мозг – место образования клеток крови. (Нет)

10. У человека в черепе преобладает лицевой отдел. (Нет)

11. Изгибы позвоночника в сторону называются лордозом. (Нет)

12. При открытом переломе в первую очередь надо остановить кровотечение.(Да)

 

3. Соотнеси   - Мозговой отдел, Лицевой отдел

1.Глазницы

2.Теменная кость

3.Скуловая кость

      4.Височная кость

      5Затылочная кость

      6 Нижняя челюсть

      7. Лобная кость

      8. Носовая кость.

4. Скажи ответ.

1. Функции скелета . . . (опорная и защитная, кроветворение, обмен мин. вещ-ми).

2 . Скелет головы . . . (череп) .

 3. Скелет головы состоит из двух частей . . . (мозговой и лицевой).

 4. Отделы скелета туловище . . . (позвоночник и грудная клетка).

 5. Соседние позвонки отделены друг от друга . . . (хрящевыми дисками).

 6. Плечевой пояс образуют . . . (лопатка и ключица).

 7. Три отдела скелета верхней конечности . . . (плечо, предплечье, кисть).

 8. Три отдела кисти . . . (запястье, пястье, пальцы).

 9. Три отдела нижней конечности . . . (бедро, голень, стопа).

 10. Плотная, сросшаяся с костью оболочка . . . (надкостница).

   11. Кости бывают . . . (трубчатые, губчатые, плоские).

     12. Привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе . . . (осанка).

      13. Болезненные изменения стопы . . . (плоскостопие).

14. Полное или частичное нарушение целостности кости . . . (перелом).

 

 

IV. Подведение итогов урока.
«Итак, друзья мои, пора
Нам оценивать самих себя,
А также в целом весь урок.


ИТОГ УРОКА  -  РЕФЛЕКСИЯ:

вопросы:

 Что мы сделали для достижения поставленных целей?

  1.  Довольны ли вы своим результатом?
  2.  Можно ли это было сделать лучше?
  3.  Где вам пригодится это умение?

 

    V. Домашнее задание. П.15-16.

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по теме «Опора и движение»

 Вариант 1
Часть 1.

  При выполнении заданий выберите один верный ответ из 4 предложенных.
1. К парным костям мозгового отдела черепа человека относится:
1) теменная; 2) лобная;; 3) затылочная; 4) носовая.

2. Рост кости в длину осуществляется за счет:
1)хрящевой ткани; 3)надкостницы; 2) желтого костного мозга; 4) красного костного мозга.
3. Неподвижное соединение между собой имеют кости: 1) плечевая и локтевая; 2) мозгового отдела позвоночника; 3) грудного отдела позвоночника; 4) бедра и голени.
4 Мышечное утомление наступает быстрее: 1) при динамической работе; 3) смене поз;
2) умственной работе; 4) статической работе.
5. Кости скелета человека образованы тканью: 1) эпителиальной; 3) соединительной;
2) гладкой мышечной; 4) поперечнополосатой мышечной.
6. К поясу нижних конечностей человека относятся кости: 1)голени; 3)бедра; 2) таза; 4) позвоночника.
7. Белки, составляющие основу миофибрилл скелетных мышц: 1) актин и гликоген; 3) миозин и коллаген; 2) актин и миозин; 4) кератин и коллаген.
8. Скелетные мышцы прикрепляются к костям с помощью: 1) миофибрилл; З) сухожилий;
2) связок; 4) соединительнотканной оболочки’.

9. Мышцами-антагонистами называются мышцы: 1) прикрепляющйеся к разным костям;
2) производящие движение в одном направлении; З) производящие движения в противоположных направлениях; 4) производящие движения и в одном, и в разных направлениях.
 

 

Часть 2

  1. При выполнении заданий В1—В2выберите три верных ответа из шести, Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.
      В1. К скелету туловища относятся кости: 1) ребра; 2) лучевая кость; 3) грудина; 4) теменная кость;
    5) берцовая кость; 6) позвоночник.
    В2. К мышцам туловища не относятся: 1) межреберные мышцы; 2) икроножная мышца: 3) мышцы брюшного пресса; 4) трапециевидная мышца; 5) височная мышца; 6) жевательные мышцы.
     

 

 

 

Контрольная работа по теме «Опора и движение» Вариант 2
Часть 1

При выполнении заданий выберите один верный ответ из 4 предложенных.
1. К поясу верхних конечностей человека относятся кости:

1) голени; З) плеча; 2) предплечья; 4) ключицы
2. За счет  чего  происходит рост костей в толщину:
1) суставной хрящ; З) надкостница; 2) желтый костный мозг; 4) красный костный мозг.
З. Основу скелетных мышц составляет ткань:
1) гладкая мышечная; З) поперечнополосатая мышечная; 2) эпителиальная; 4) соединительная.
4. Парными костями черепа являются: 1) лобные и затылочные кости; З) лобные и теменные; 2) только височные; 4) височные и теменные.
5 Кости фаланг пальцев — это: 1) трубчатые кости; З) губчатые кости; 2) смешанные кости; 4) плоские кости.
7. Мышцами-синергистами называются мышцы: 1) прикрепляющиеся к разным костям;
2) производящие движение в одном направлении; З) производящие движения в противоположных направлениях; 4) производящие движения и в одном, и в разных направлениях.
8. Непарными костями мозгового отдела черепа человека являются: 1) лобная и теменная; З) затылочная и теменная; 2) височная и теменная; 4) лобная и затылочная.
9. Явление, при котором происходит снижение работоспособности мышц в процессе длительной работы, называют: 1) замедлением; З) утомлением; 2) усталостью; 4) торможением.
 

Часть 2

При выполнении заданий В1—В2 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.
 В1. Грудную клетку образуют: 1) ребра; 4) грудной отдел позвоночника; 2) грудина; . 5) лопатки;
З) ключицы; 6) шейный отдел позвоночника.

 В2. К мышцам туловища относятся: 1) межреберные мышцы; 2) икроножная мышца; З) мышцы брюшного пресса;4) зубчатые; 5) височная мышца;     

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Открытый урок.

  «Аппарат опоры и движения. Скелет человека, его значение и строение».       8 класс.                                       

  Учитель: Мандрусова Л.Г.              

                 

Цель урока: сформировать знания о строении аппарата опоры и движения человека раскрыть его основные функции.

 Задачи урока:

Обучающие:  

  • Сформировать знания об опорно-двигательной системе человека, о функциях, о строении и свойствах костей, их химическом составе, о типах соединения костей, об особенностях их роста в длину и толщину.
  • Развивающие:

Развивать умения оперировать информацией, сопоставлять, выявлять взаимодействия между фактами, совершенствовать навыки устного общения, формировать умения и навыки выделять главное, сравнивать, анализировать, формулировать выводы; развитие логического мышления; работать в группе,   развитие критического и креативного мышления.    

  • Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, о необходимости следить за своей осанкой.Воспитывать интерес к изучению биологии, ответственность, инициативность, бережное отношение к своему здоровью, уважать свои и чужие взгляды, воспитывать культуру поведения.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, таблицы по биологии, учебник Д.В. Колесов, Р.Д. Маш «Биология. Человек. 8 класс»

Метод обучения: репродуктивный, проблемно - поисковый.

Методы осуществления учебно–познавательной деятельности: словесные, наглядные.

Форма обучения: рассказ, беседа, практикум.

Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Прогнозируемый результат:

Учащиеся расширяют знания

1) о функциях опорно-двигательного аппарата;

2) о строении и функциях мышц;

3) о осанке, причинах ее нарушения;

4) о травмах, травматизме, первой доврачебной помощи;

Оборудование: таблицы, презентация к уроку.

План урока:

1. Организационный момент.
2. Объяснение нового материала.
3. Закрепление и обобщение  пройденного материала.
4. Домашнее задание
.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (приветствие учителя)

2.  Закрепление и обобщение пройденного материала.

1 слайд

Вопрос к классу:

 1. Скажите, что нам помогает двигаться, прыгать, бегать, танцевать? (Опорно-двигательная система)
2.Из чего же состоит опорно-двигательный аппарат? (Скелет и мышцы)

1. Опора тела и скелета

Опорная функция – проявляется в том, что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас, определяющий положение внутренних органов и не дающий им возможности смещаться.

2. Двигательная

Осуществляет перемещение тела и его частей в пространстве.

2. Защитная

Кости скелета защищают органы от травм

4. Обмен веществ

В костях находится основной запас минеральных солей: кальция, фосфора. Они используются организмом по мере необходимости, поэтому костная система принимает самое непосредственное участие в минеральном обмене. В костях находится красный костный мозг, участвующий в процессах кроветворения.

2 слайд

Рассмотрите на слайде разные по форме кости. Попытайтесь самостоятельно классифицировать кости по форме. На основании полученных ответов в тетради заполняем таблицу:

Форма костей

развернуть таблицу

 

Трубчатые длинные

Короткие трубчатые

Плоские

Смешанные

Примеры

Плечевая, бедренная

Кости пясти, плюсны, фаланги пальцев

Кости мозгового отдела черепа, кости таза, ребра, грудина

Позвонки, кости основания черепа

развернуть таблицу

3 слайд

Строение трубчатой кости

– Рассмотрите строение трубчатой кости и назовите основные части? (Диафиз – удлиненная средняя часть, эпифиз – два утолщенных конца)

Учащиеся зарисовывают кость и подписывают основные части.

4 слайд

– Посмотрите фрагмент фильма и попробуйте ответить на вопрос:  Какое значение имеет химический состав клетки? (Придает костям прочность, упругость и эластичность)
– За счет, каких веществ это достигается?
(Неорганические веществ – соли кальция и фосфора, органические вещества – белки, жиры, углеводы)
Неорганические вещества придают костям прочность, органические вещества – эластичность и упругость.

5 слайд

Подтвердить, что неорганические вещества придают прочность, а органические вещества придают упругость и эластичность поможет опыт.

Демонстрация опыта.

При прокаливании кости органические вещества обугливаются.
Обугливание – верный признак того, что органические вещества сгорели. Кость твердая, но хрупкая. Крошится в руках.
После обработки кости раствором соляной кислоты она способна гнуться во все стороны.

– Скажите, у кого быстрее ломаются кости у детей или стариков? И почему? (У стариков)

– С возрастом увеличивается содержание в кости неорганических веществ и уменьшается содержание органических.
 У детей в костях содержится больше органических веществ. Их кости более упругие и эластичные. С возрастом в костях увеличивается содержание солей. В старости кости становятся хрупкими, из-за того, что в них содержание неорганических солей значительно превышает содержание эластичного компонента.

6 слайд

Внутреннее строение костей

– Рассмотрите рисунки на слайдах и скажите, какое внутреннее строение имеют кости?
Кости покрыты плотной соединительной тканью – надкостницей.
У каждой кости выделяют компактное (плотное) и губчатое вещество. Их количественное соотношение и распределение зависит от места кости в скелете и от ее функции.
  

7 слайд

– Могут ли кости расти? Если могут, то в каком направлении?
– При переломах за счет чего происходит восстановление костей?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Из высказанных предположений формулируем правильный ответ, и записывает в тетрадь.

Кости могут расти в длину и толщину. В длину они растут за счет деления клеток хряща, расположенных на ее концах. За счет деления клеток  внутреннего слоя  надкостницы, кости растут в толщину и зарастают при переломах.

8 слайд

– Как соединяются между собой кости в скелете?

Вместе с учащимися разбираем таблицу и записываем в тетрадь.

Типы соединения костей

ем в тетрадь.

Типы соединения костей

развернуть таблицу

Неподвижное

Полуподвижное

Подвижное

Срастание костей, образование швов

Соединения при помощи хрящей

Соединение при помощи суставов

Обеспечение защиты и опоры

Обеспечение ограниченного движения

Обеспечение движения

Кости черепа, кости таза

Между позвонками, ребра с грудиной

Плечевой сустав, тазобедренный сустав

развернуть таблицу

9 слайд

– Что обеспечивает подвижность конечностей? (Сустав)
– Рассмотрим строение сустава. Какие особенности строения сустава обеспечивают относительную прочность соединения костей и их подвижность?
(Связки, суставная головка и суставная впадина, суставная жидкость, гладкие эластичные хрящи)

Сустав образуется концами соединяющих костей, заключенными в суставную сумку. Концы костей покрыты гладким эластичным хрящом, наличие которого обеспечивает упругость сустава и облегчает движение. Суставная жидкость действует как смазка. Снаружи сумки сустав укреплен связками. Движение в суставах осуществляется мышцами.

– Рассмотрим движение в локтевом суставе.

10 слайд

3. Задания на закрепление материала

– Перед вами даны изображения костей. Определите их форму.

1.Немой биологический диктант (показываю  кости, а ученики отвечают)

1.Ключица                          2Тазовая кость              3. Пяточная кость

4. фаланги пальцев руки     5. Рёбра                        6. Скуловая кость

7. нижняя челюсть              8. Плечевая кость         9. Лопатки

Ответы:

Трубчатые: 1,4,8.

Плоские:2,5,9.

Губчатые:7,3, 6.

 2 – цифровой диктант «Лови ошибку!» Из 12 предложений вы должны выписать только те цифры, которые соответствуют правильным суждениям.

1.У взрослого человека в костях преобладают минеральные соли. (Да)

2. У детей количество костей около 200, а у взрослых чуть более 300. (Нет)

3. В позвоночнике соединение костей подвижное – суставы. (Нет)

4. Самые крупные кости в скелете человека – берцовые. (Да)

5. Дети более подвержены переломам костей, чем взрослые. (Нет)

6. Рост кости в длину происходит за счет надкостницы. (Нет)

7. Пояс нижних конечностей образован тазовыми костями. (Нет)

8. Изгибы в позвоночнике человека есть с рождения. (Нет)

9. Желтый костный мозг – место образования клеток крови. (Нет)

10. У человека в черепе преобладает лицевой отдел. (Нет)

11. Изгибы позвоночника в сторону называются лордозом. (Нет)

12. При открытом переломе в первую очередь надо остановить кровотечение.(Да)

 

3. Соотнеси   - Мозговой отдел, Лицевой отдел

1.Глазницы

2.Теменная кость

3.Скуловая кость

      4.Височная кость

      5Затылочная кость

      6 Нижняя челюсть

      7. Лобная кость

      8. Носовая кость.

4. Скажи ответ.

1. Функции скелета . . . (опорная и защитная, кроветворение, обмен мин. вещ-ми).

2 . Скелет головы . . . (череп) .

 3. Скелет головы состоит из двух частей . . . (мозговой и лицевой).

 4. Отделы скелета туловище . . . (позвоночник и грудная клетка).

 5. Соседние позвонки отделены друг от друга . . . (хрящевыми дисками).

 6. Плечевой пояс образуют . . . (лопатка и ключица).

 7. Три отдела скелета верхней конечности . . . (плечо, предплечье, кисть).

 8. Три отдела кисти . . . (запястье, пястье, пальцы).

 9. Три отдела нижней конечности . . . (бедро, голень, стопа).

 10. Плотная, сросшаяся с костью оболочка . . . (надкостница).

   11. Кости бывают . . . (трубчатые, губчатые, плоские).

     12. Привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе . . . (осанка).

      13. Болезненные изменения стопы . . . (плоскостопие).

14. Полное или частичное нарушение целостности кости . . . (перелом).

IV. Подведение итогов урока.
«Итак, друзья мои, пора
Нам оценивать самих себя,
А также в целом весь урок.


ИТОГ УРОКА  -  РЕФЛЕКСИЯ:

вопросы:

 Что мы сделали для достижения поставленных целей?

  1.  Довольны ли вы своим результатом?
  2.  Можно ли это было сделать лучше?
  3.  Где вам пригодится это умение?

    V. Домашнее задание. П.15-16.

Контрольная работа по теме «Опора и движение»

 Вариант 1
Часть 1.

  При выполнении заданий выберите один верный ответ из 4 предложенных.
1. К парным костям мозгового отдела черепа человека относится:
1) теменная; 2) лобная;; 3) затылочная; 4) носовая.

2. Рост кости в длину осуществляется за счет: 
1)хрящевой ткани; 3)надкостницы; 2) желтого костного мозга; 4) красного костного мозга.
3. Неподвижное соединение между собой имеют кости: 1) плечевая и локтевая; 2) мозгового отдела позвоночника; 3) грудного отдела позвоночника; 4) бедра и голени.
4 Мышечное утомление наступает быстрее: 1) при динамической работе; 3) смене поз;
2) умственной работе; 4) статической работе.
5. Кости скелета человека образованы тканью: 1) эпителиальной; 3) соединительной;
2) гладкой мышечной; 4) поперечнополосатой мышечной.
6. К поясу нижних конечностей человека относятся кости: 1)голени; 3)бедра; 2) таза; 4) позвоночника.
7. Белки, составляющие основу миофибрилл скелетных мышц: 1) актин и гликоген; 3) миозин и коллаген; 2) актин и миозин; 4) кератин и коллаген.
8. Скелетные мышцы прикрепляются к костям с помощью: 1) миофибрилл; З) сухожилий;
2) связок; 4) соединительнотканной оболочки’.

9. Мышцами-антагонистами называются мышцы: 1) прикрепляющйеся к разным костям;
2) производящие движение в одном направлении; З) производящие движения в противоположных направлениях; 4) производящие движения и в одном, и в разных направлениях.

Часть 2

  1. При выполнении заданий В1—В2выберите три верных ответа из шести, Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.
      В1. К скелету туловища относятся кости: 1) ребра; 2) лучевая кость; 3) грудина; 4) теменная кость;
    5) берцовая кость; 6) позвоночник.
    В2. К мышцам туловища не относятся: 1) межреберные мышцы; 2) икроножная мышца: 3) мышцы брюшного пресса; 4) трапециевидная мышца; 5) височная мышца; 6) жевательные мышцы.
     

 

 

Контрольная работа по теме «Опора и движение» Вариант 2
Часть 1

При выполнении заданий выберите один верный ответ из 4 предложенных.
1. К поясу верхних конечностей человека относятся кости:
1) голени; З) плеча; 2) предплечья; 4) ключицы 
2. За счет  чего  происходит рост костей в толщину:
1) суставной хрящ; З) надкостница; 2) желтый костный мозг; 4) красный костный мозг.
З. Основу скелетных мышц составляет ткань: 
1) гладкая мышечная; З) поперечнополосатая мышечная; 2) эпителиальная; 4) соединительная.
4. Парными костями черепа являются: 1) лобные и затылочные кости; З) лобные и теменные; 2) только височные; 4) височные и теменные.
5 Кости фаланг пальцев — это: 1) трубчатые кости; З) губчатые кости; 2) смешанные кости; 4) плоские кости.
7. Мышцами-синергистами называются мышцы: 1) прикрепляющиеся к разным костям;
2) производящие движение в одном направлении; З) производящие движения в противоположных направлениях; 4) производящие движения и в одном, и в разных направлениях.
8. Непарными костями мозгового отдела черепа человека являются: 1) лобная и теменная; З) затылочная и теменная; 2) височная и теменная; 4) лобная и затылочная.
9. Явление, при котором происходит снижение работоспособности мышц в процессе длительной работы, называют: 1) замедлением; З) утомлением; 2) усталостью; 4) торможением.
 

Часть 2

При выполнении заданий В1—В2 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.
 В1. Грудную клетку образуют: 1) ребра; 4) грудной отдел позвоночника; 2) грудина; . 5) лопатки;
З) ключицы; 6) шейный отдел позвоночника.

 В2. К мышцам туловища относятся: 1) межреберные мышцы; 2) икроножная мышца; З) мышцы брюшного пресса;4) зубчатые; 5) височная мышца;    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Аппарат опоры и движения. Его функции. Скелет человека, его значение, строение скелета

Урок биологии в 8классе по теме "Аппарат опоры и  движения, его функции. Скелет человека, его значение. Строение скелета"  В урок включены цифровые образовательные ресурсы практического, инф...

Конспект урока по биологии по теме "Скелет человека" 9 класс школы VIII вида

В нашей школе обучаются дети с ДЦП,с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Поэтому тема урока актуальна для них....

Урок биологии в 8 классе по теме "Аппарат опоры и движения. Скелет человека" автор учебника Н.И.Сонин

Конспект  и презентация  к уроку биологии в 8 классе по теме "Аппарат опоры и движения. Скелет человека."  . Учебник "Биология. Человек" Н.И.Сонин 8 класс...

В движении – жизнь» Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения.

Тема : « В движении – жизнь» Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и  движения.Цель: раскрыть влияние физических упражнений на формирование системы опоры и движенияЗадачи...

Урок биологии в 8 классе "Скелет человека"

Презентация к уроку биологии в 8 классе по теме "Скелет человека"...