Технологическая карта урока "Хрящевые рыбы"
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Пуликова Ирина Петровна

урок биологии в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnol_k-ta_7b-16g.docx37.24 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока
Ф.И.О Пуликова  Ирина Петровна
Предмет:биология
Класс:7
Тип урока: Комбинированный.

Тема

Тема: класс Хрящевые рыбы

Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные

Цель

Расширить представление обучающихся о классе хрящевых рыб

Задачи

Образовательные:Расширить представление обучающихся о классе хрящевых рыб, познакомить с их разнообразием и особенностями отрядов хрящевых рыб; научить распознавать отряды хрящевых рыб по их отличительным признакам; 

Развивающие: развитие приемов логико-синтетической деятельности: обобщения, сравнения, классификации, выделения главного и  переноса знаний в новую ситуацию

 Воспитательные: воспитание творческой активности,  навыкам  взаимоконтроля и самоконтроля своей деятельности, формирование положительной мотивации к обучению.

УУД

Личностные УУД: формирование у учащихся умения планировать свою учебную деятельность, грамотно пользоваться учебником, общаться , слушать и делать выводы.

 Регулятивные  УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

 Коммуникативные  УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

 

Планируемые результаты

Предметные:  

Знать особенности отрядов хрящевых рыб; уметь распознавать представителей отрядов  хрящевых рыб по их отличительным признакам;                                                                                      Личностные: формировать у учащихся умения планировать свою учебную деятельность, грамотно пользоваться текстом , общаться , слушать и делать выводы.                                                            Метапредметные: развитие метапредметных умений анализировать текст, выделять главное.

 Ресурсы:

- основные

-дополнительные

Учебник, тексты.

Мультимедийный проектор, ноутбук, презентация.

Форма урока

Урок актуализации знаний и умений.

Технология

Здоровьесбережения,   продуктивного чтения,  информационно-коммуникационная.

Дидактическая структура урока

Деятель-ность учеников

Деятель-ность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые

результаты

Предметные

Планируемые

результаты

УУД

Познаватель-

ные УУД).
(Коммуника-тивные УУД).
(
Регулятив-ные УУД).

Организа-ционный момент
Время: 2мин.

Включение учащихся в деловой ритм урока. Подготовка к работе в группах

Проверка подготов-ленности к уроку.

Положительный эмоциональный настрой учащихся на урок.

Актуализа-ция знаний

Время:13 мин

Выполне-ние задания

Какой тип животных мы изучаем?

На какие классы делят надкласс Рыбы? На основании, каких признаков?

Докажите, что внешнее строение рыб приспособлено к водной среде

обитания?

Биологический диктант                         (см. приложение №1)

Формирова-ние познаватель-ного интереса к предмету изучения

Познавательные:  вспомнить пройденный материал.

Коммуника-тивные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассни-ками

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Изучение нового материала
Время:20 мин

Запись учащимися темы урока в тетрадях

Направляет учащихся к познанию нового, к достижению целей и решению задач урока

Проверка результатов работы

Представление презентации по теме урока

      Работа с текстом

Каждый ученик получает текст и вопросник. 1Текст. «Отряд Акулы».

2Текст. « Отряд Скаты»

3Текст. « Отряд Химерообраз- ные»    (см. приложение№3)

Выступление с результатами работы, составление кластера

Просмотр презентации

Проверить умение учащихся работать с текстом, выделять главное, давать характеристику отрядов рыб.

Познавательные: знать главные отличия хрящевых рыб.  Познакомиться с многообразием видов

Коммуникатив-ные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Закрепление нового материала
Время:5 мин
Этапы:

Решение задания

Организует деятельность учащихся по применению новых знаний

Вопросы задания «выбери верное утверждение» (см. приложение №2)

Подведение итогов,зада-ние на дом

Время:4 мин
Этапы:

Проверка  тестовых работ

Выявляет уровень первичного усвоения материала учащимися

 Проверка результатов. Выставление оценок                Задание на дом; параграф 22, вопросы стр. 106..

Рефлексия
Время:1 мин

Давайте вспомним, какую цели мы сегодня для себя ставили?
Достигли ли мы цели?

Продолжи-те предложение: Сегодня на уроке………

Приложение№1

         Биологический диктант.  (Вставьте пропущенное слово.)                                                   Рыбы – животные , относящиеся к типу_________________и освоившие __________________среду обитания. Тело    рыбы имеет ____________форму тела и делится на отделы: ___________ ,____________,_________________ . Снаружи кожа рыб покрыта ____________________ и __________ . Движение обеспечивают _______________ .  Парные плавники  _______________  и ____________  ,  непарные _______________ , ______________________,  _________________ . Горизонтальное положение рыб, повороты, движение вверх и вниз осуществляют____________________________________Органы дыхания рыб _________________ . Кровеносная система рыб___________ .

Сердце рыб состоит из ________ камер: ______________и______________ . Органы выделения рыб______________________, располагаются под позвоночником.

        Боковая линия рыб – своеобразный орган, воспринимающий направление и _________________________ .

        

Сравните ответ с эталоном и выставьте себе отметки:

0 ошибок – «5»;  1-3  ошибки – «4»; 4-5ошибок–«3». 

Приложение№2.

Выберите верные утверждения

1) у хрящевых рыб жабры закрыты хрящевыми крышками;

2) самая крупная акула — китовая;

3) большинство   скатов   ведут   придонный   образ жизни;        

4) акулы и скаты ведут придонный образ жизни;

5) все акулы опасны для людей;

6) хрящевые рыбы имеют сильно развитую мускулатуру;

7) хрящевые рыбы имеют плавательный пузырь;

8) кожа хрящевых рыб покрыта чешуей;

9) тело скатов имеет торпедообразную форму;

10) окраска скатов покровительственная

Приложение №3

ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ (Chondrichthyes) — класс челюстноротых животных, включает два подкласса: пластиножаберных рыб (Elasmobranchii) и цельноголовых рыб (Holocephali). Класс объединяет около 800 видов, разделенных на 12-15 отрядов. Хрящевые рыбы относятся к челюстноротым животным, их челюсти образованы костями первой жаберной дуги. Жаберных крышек нет. У акул жаберные щели расположены по бокам головы, а у скатов — на брюшной стороне. У многих имеется небольшое парное отверстие, являющееся рудиментом еще одной жаберной щели (брызгальце). Хрящевые рыбы имеют выраженное рыло — рострум. Длина их тела от 15 см до 20 м, масса до 14 т. Скелет хрящевой, чешуя, если есть, плакоидная. Плавательный пузырь у всех хрящевых рыб отсутствует, поверхность кишечника сильно увеличена за счет спирального клапана.

Хрящевые рыбы — преимущественно морские животные, в том числе, обитатели глубоководья. Некоторые виды заходят или постоянно живут в реках. Например, речные скаты — хвостоколы (Potamotrygon motoro) — обитают в Амазонке и других южноамериканских реках. Оплодотворение у всех хрящевых рыб внутреннее. Хрящевые рыбы размножаются, откладывая яйца, яйцеживорождением или живорождением. Яйца часто заключены в капсулу и имеют выросты.

Отряд Акулы

Отряд включает около 250 видов. Удлиненное туловище напоминает торпеду. Хвостовой плавник мощный, его верхняя лопасть гораздо больше нижней. У акулы нет плавательного пузыря, удерживать тело рыбы в воде позволяет большая, насыщенная жирами (до 25%) печень. Непрестанное движение – обязательное условие жизни акулы. Отсутствие жаберных крышек не позволяет животному активно дышать, прогоняя воду через жабры. Насыщенная кислородом вода омывает жабры только при постоянном движении акулы. Большие грудные плавники – своеобразные рули глубины.

Зубы расположены в 5-6, а то и в 15 рядов. Их общее число достигает несколько сотен. «Работает» обычно передний ряд зубов, а остальные загнуты внутрь и заменяют передние по мере их изнашивания. Акула средних размеров может перекусить морскую черепаху или дельфина.

Зрение развито слабо, видят все в черно-белом свете. Благодаря боковой линии, она улавливает мельчайшие колебания воды на расстоянии до 300 м. Именно поэтому акулы быстро обнаруживают раненных китов, находящихся в воде купальщиков. При поиске пищи важную роль у акул играет обоняние.

Акулы широко распространены во всех морях и океанах. Среди них есть настоящие гиганты. Например, китовая акула – длиной до 20 м и массой около 10 т. Большинство акул – морские обитатели. Всего лишь несколько видов живут в тропических реках Амазонка, Замбези, Ганг.

Из 250 видов акул для человека считаются опасными около 50. Наиболее опасны акулы: тигровая, тупорылая, молот, мако, песчаная, большая белая. Наиболее часты нападения акул у побережья Австралии. На пляжах участки моря для купальщиков огораживают специальными противоакульими сетками. Но кардинального средства от этих хищников человек ещё не изобрел.

Акулы имеют большое промысловое значение: используется мясо, кожа рыб. Кожа некоторых видов акул до сих пор употребляется краснодеревщиками в качестве шлифовочного материала. Зубы акул использовались народами Океании для изготовления боевого оружия. Они прочно крепились в кинжалы, вырезанные из твердых пород деревьев.

        

отряд Акулы (учебник стр.103-105)

План-вопросник

Почему акул считают примитивными рыбами?

  1. Как акулы приспособились к факторам водной среды?
  2. Как устроены зубы у акулы?
  1. Какие акулы представляют опасность для человека?

4*  Все ли акулы являются хищниками?

Скаты

Хотя скаты являются ближайшими родственниками акул, внешне они совершенно непохожи на них. Они приспособлены к донному образу жизни. Тело скатов плоское, как блин, и имеет круглую или ромбовидную форму. Края огромных грудных плавников срастаются с боками тела и головы. У скатов нет анального плавника, а также часто отсутствует и хвостовой плавник. Обычно их кожа голая, хотя у некоторых видов покрыта шипами – видоизмененными чешуями. Длина скатов от 13 см до 7 м.

Питаются малоподвижными донными организмами – ракообразными, моллюсками, иглокожими. Зубы приспособлены для раздавливания и перемалывания твердых покровов этих животных. Они сильно уплощены, закруглены и покрывают челюсти рыбы, словно ряды черепицы.

Известно примерно 350 видов скатов. Они широко распространены во всех морях и океанах. Встречаются в холодных водах Арктики и Антарктики, на мелководьях тропических морей. Могут жить в диапазоне температур от 1,5 до 30 градусов. Многие из них живут у самого берега, а глубоководные виды обитают на глубине до 2700 м. Большинство этих рыб донные животные. Обычно они лежат, зарывшись в песок. Лишь немногие плавают в толще воды. Передвигаются за счет волнообразных движений расширенных грудных плавников.

Настоящие гиганты встречаются и среди скатов. В тропических водах обитает скат манта или «морской дьявол». Его длина может достигать 6 м, а масса 4т.

Некоторые виды скатов употребляют в пищу. Печень морского кота (водится в Чёрном и Азовском морях) содержит до 63% жира и богата витамином D. У этой рыбы вкусное мясо, а жир похож на жир трески.

отряд Скаты (учебник стр.105-106)

План-вопросник

Докажите, что скаты – родственники ланцетников.

  1. Какой образ жизни ведут скаты?
  2. Какие приспособления у них выработались в процессе эволюции?
  3. Можно ли сказать, что скаты – примитивные рыбы? Ответ обоснуйте.

4* Какие необычные органы защиты имеются у скатов?

Химерообразные

Химеры – очень древние существа. Шведский систематик Карл Линней присвоил этому отряду рыб имя Химеры, чудовища из древнегреческих мифов. К этому отряду относится в настоящее время 30 видов. Эти необычные рыбы имеют утончающееся к хвосту тело, лишенное чешуи и покрытое слизью. Длина рыб обычно от 60 см до 2 м. У них закругленное рыло, узкий хвостовой плавник, продолжающийся в виде длинной нити.

Химеры – донные рыбы, обитающие на глубине до 2500 м. Они плавают над самым дном, змееобразно изгибая тело и совершая волнообразные движения грудными плавниками. Химеры – плохие пловцы и не могут ловить подвижных животных, поэтому питаются иглокожими, моллюсками, крабами. Химеры дробят панцири и плотные покровы животных с помощью мощных челюстей, вооруженных двумя зубными пластинками.

Самка откладывает два очень крупных яйца (до 42 см), заключенных в плотные роговые капсулы, которые защищают содержимое от повреждения. Эмбрионы развиваются долго –  9-12 месяцев.

Несмотря на свой довольно устрашающий вид, химеры совершенно безобидны. Эти рыбы очень плохо переносят неволю. Промысловыми считаются лишь несколько видов химер, ведущих стайный образ жизни. Их промышляют в США, Аргентине, Чили, Китае. Продукты, получаемые из химер, используют в пищу, в медицине и технике. Жир этих рыб  – прекрасное средство для заживления ран. Кроме того, он используется для смазки ружей и точных механизмов.

Отряд Химерообразные (учебник стр.106)

План-вопросник

Почему отряд получил такое название?

  1. Где обитают представители этого отряда?
  2. Какие особенности внешнего строения имеют химеры?

          МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПЕРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

Урок биологии в 7 классе

Тема урока:

«Класс Хрящевые рыбы.

Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные»                                                                                                                      

                   Учитель географии и биологии,

                                                                                                      И.П.Пуликова

                                                                                                       первая кв. категория

Перенка, 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта для самостоятельного изучения темы "Надкласс Рыбы"

Технологическая карта предназначена для самостоятельного изучения учащимися 7 - х классов темы "Надкласс Рыбы" и содержит задания по особенностям внешнего и внутреннего строения, размножения, многообр...

Технологическая карта урока по биологии в 7 классе в соответствии с ФГОС по теме: «Хрящевые рыбы»

Цель урока: ознакомить с общими признаками класса Хрящевые рыбы, многообразием, особенностями строения и поведения отрядов акул, скатов и химерообразных, их значением в природе и жизни человека....

Технологическая карта урока_Хрящевые рыбы

Технологическая карта урока _Хрящевые рыбы...

Технологическая карта урока по биологии 7 класс "Надкласс Рыбы".

Материал представляет собой технологическую карту, предназначенную для проведения уроков биологии в 7-м классе при изучении темы "Надкласс Рыбы". Он также может использоваться во время прове...

Технологическая карта урока биологии на тему "Хрящевые рыбы"

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Каждый учитель вправе разработат...

Технологическая карта урока технологии в 6 классе на тему "Рыба и нерыбные продукты моря"

Тема: Рыба и нерыбные продукты моряТип урока: изучение новых знанийМетоды обучения: наглядно иллюстративный, объяснительно иллюстративный, эвристическийФорма работы: индивидуальная, фронтальная, групп...

Технологическая карта изучения темы. Обобщающий урок Тип Хордовые. Надкласс Рыбы

Технологическая карта изучения темы "Тип Хордовые.Надкласс Рыбы"...