Технологическая карта урока технологии в 6 классе на тему "Рыба и нерыбные продукты моря"
план-конспект урока по технологии (6 класс)

Михайлова Екатерина Валерьевна

Тема: Рыба и нерыбные продукты моря

Тип урока: изучение новых знаний

Методы обучения: наглядно иллюстративный, объяснительно иллюстративный, эвристический

Форма работы: индивидуальная, фронтальная, групповая

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tk_6_klass_ryba.doc281 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: технология

Учебник: Технология: 6 класс учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Н.В.Синица, В.Д. Симоненко, О.В.-М.: Вентана_Граф, 2017

Тема: Рыба и нерыбные продукты моря

Тип урока: изучение новых знаний

Методы обучения: наглядно иллюстративный, объяснительно иллюстративный, эвристический

Форма работы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Пед.  технологии: метопредметный урок (ИЗО, технология, биология)

Дидактический материал: мультимедийная презентация, карточки-задания, тесты, картинки с изображением натюрморта, схема (ценность рыбы), тетрадь, раздаточный материал

Тема

Рыба и нерыбные продукты моря

Цель

Образовательная: ознакомить с питательной ценностью рыбы; изучить с классификацию рыб по месту обитания и содержания жира; ознакомить с видами морских беспозвоночных; изучить механическую обработку

Развивающая: развивать умение планировать свою работу; формировать и развивать познавательный интерес к предмету; развитие самостоятельности; развивать способность сравнивать и анализировать.

Воспитывающая: воспитывать умение работать в группе; внимательность

Формирование УУД

- Личностные УУД:

научатся анализировать, сравнивать, обобщать, использовать личный жизненный опыт, воображения при выполнении учебных действий; формирование желания выполнять учебные действия.

  - Регулятивные УУД:

организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания.

- Коммуникативные УУД:  сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; учатся самостоятельно организовать учебное взаимодействие при работе в группе; формирование умения выражать свои мысли.

- Познавательные УУД:

  Самостоятельное ориентирование в учебнике, находить и использовать нужную информацию

Планируемые результаты

Предметные:

Знать ассортимент рыбы и нерыбных продуктов моря, питательною ценность рыбы и морепродуктов, признаки доброкачественности, классификацию рыб по месту обитания, группы рыб по содержанию жира

Личностные:

- проявление познавательных интересов и активности,

- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности,

Метапредметные:

- умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать),

Основные понятия

Рыба, нерыбные продукты моря, доброкачественность рыбы, питательная ценность, содержания жира

Организация пространства

Групповая работа, индивидуальная

Содержание взаимодействия педагога и учащихся

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности

Организует учащихся на начало урока. Проверяет готовность к уроку. Создаёт условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность

Приветствие.

Добрый день, садитесь, пожалуйста.  

Слушают учителя

Приветствуют учителя

Личностные:

самоорганизация.

Регулятивные:

способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке

2.

Мотивационно-целевой

Актуализация знаний

Определение темы урока

Целепологание

- Ребята посмотрите на иллюстрации у вас на столах. Скажите, в комом жанре написаны эти картины?

- А кто вспомнит и повторит что такое  натюрморт?

- А что изображают на картинах в жанре  натюрморт?

- В какой стране и  в каком веке развивался этот жанр?

- Ребята посмотрите на ваши натюрморты, что на них изображено?

- Ребята, о чём пойдёт речь на уроке? Что мы будем изучать?

- Тема нашего урока: Рыба и нерыбные продукты моря.

- Чтобы вы хотели узнать о рыбе?

- Давайте поставим цель нашего урока

- Ребята цель нашего урока: познакомиться с питательной ценностью рыбы; изучить с группы рыб по месту обитания и содержания жира; ознакомиться с видами морских беспозвоночных; изучить механическую обработку.

Рассматривают иллюстрации, отвечают на вопрос

Ответ: натюрморт

Отвечают на вопрос

Ответ:  Натюрмо́рт (фр. nature morte — «мертвая природа») — изображение неодушевленных предметов в изобразительном искусстве.

Отвечают на вопрос

Ответ:  на картинах в жанре натюрморт изображают окружающие человека вещи — предметы быта, продукты питания, цветы, плоды и т.п.

Отвечают на вопрос

Ответ:  Голландии в 16 веке.

Отвечают на вопрос

Ответ:  рыба

Учащие предлагают вариант темы урока

Слушают учителя, записывают тему урока в тетрадь

Учащие высказывают свои мнения

Определяют для себя цели урока

Слушают учителя,

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;

- формулируют ответы на вопросы, слушают учителя

Регулятивные:

- Научиться принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:

- Умения структурировать знания. Умение осознанно строить речевое высказывание.

3.

Изучение нового материала

- Ребята, а что вы знаете о рыбе?

- Из жизненного опыта за 1 минуту запишите на листочках как можно больше название видов рыбы.

- Ребята назовите места обитания рыб.

- Многие специалисты в области питания утверждают, что рыбный стол это здоровье. Работа с учебником и доской (на доске составить схему).

- Найдите в учебнике на стр. 161

Чем полезна рыба, Какова ценность рыбы? Почему рыба является ценным продуктом?

- Почему рыба усваивается легче и быстрее, чем мясо? (Стр. 65)

-  Чем полезна морская рыба? (Стр.66)

        

- Наиболее вкусная и полезная рыба. Ребята, какая эта рыба, найдите в учебнике. (Стр.66)

-  Ребята, один из главных показателей пищевой ценности рыбы, является содержание жира. По содержанию жира рыба подразделяется на три группы: тощие, средней жирности, жирные.

-  Сейчас каждая группа поработает с информацией о жирности рыбы. 1гр. -тощие. 2гр. -средней жирности. 3 гр. – жирные

-А теперь давайте проверим, что у вас получилось

-  Ребята, вернёмся к нашим натюрмортам. Посмотрите на изображённую рыбу, что вы можете сказать о ней?

- Делаем вывод. Рыба в продажу поступает в разном виде.

- Запишите предложение. В продажу поступают следующие виды рыбных продуктов:

- Ребята теперь вы поработаете каждый самостоятельно, выполните задание.

Установи соответствие.

Уроки 9 - 10 класс. Рыба и морепродукты

1.Очистка от чешуи, удаление плавников;  2. Разрезание брюшка; 3. Удаление внутренностей, головы; 4. Промывание; 5. Пластование. 6. Нарезание порционными кусками.

- Ребята, а кроме рыбы полезными продуктами питания являются также морские беспозвоночные.

- Найдите в учебнике, а что относится к морским беспозвоночным? (стр. 161)

- А чем они полезны?

- Рыба является скоропортящимся продуктом, и поэтому нужна, знать признаки доброкачественности рыбы.

Ребята сейчас вы будите самостоятельно изучать признаки доброкачественности рыбы. У вас на столах рабочие листы. В рабочих листах информация и о качественной и некачественной рыбе. Ваша задача заполнить таблицу, в одну колонку вы выпишите только признаки доброкачественной рыбы, в другую некачественной рыбы.

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Самостоятельная работа в группах. Обсуждают, записывают.  По одному из группы, учащиеся зачитывают свои ответы.

Слушают учителя, отвечают на вопросы, записывают в тетрадь

Слушают учителя

Учащиеся ищут ответы в учебнике, и найденные ответы приклеивают на схему на доске.

Учащиеся ищут ответы в учебнике, отвечают на вопрос

Ответ: белки рыбы по сравнению с теми, которые содержатся в мясе, значительно лучше перевариваются и усваиваются организмом человека.

Учащиеся ищут ответы в учебнике, отвечают на вопрос

Ответ: морская рыба очень богата йодом. В мясе трески, например, йода содержится в 20-30 раз больше, чем в говядине.

Учащиеся ищут ответы в учебнике, отвечают на вопрос

Ответ: наиболее вкусная и полезная нежирная свежая рыба, но она относится к скоропортящимся продуктам.

Слушают учителя, смотрят презентацию

Выполняют задания – отвечают на вопросы, пользуясь раздаточным материалом. Ответы записывают в карточки, и готовые карточки приклеивают в информационный плакат.

Отчёт 1 группы.

1 ученик. Содержание жира - тощих рыб не превышает 4%.

2. ученик. Какие рыбы относятся к тощим - треска, хек, ледяная рыба. 3 ученик. Какое мясо тощих рыб - плотное, но готовится быстро, содержат мало калорий. Но при этом нужно позаботиться о длительной термической обработке, поскольку они могут быть заражены паразитами.

Отчёт 2 группы.

1 ученик. Содержание жира – рыб средней жирности от 4-8%.

2 ученик. Какие рыбы относятся к рыбам средней жирности (подпиши картинки) морской окунь, камбала, скумбрия, пеламида, ставрида.

3 ученик. Какое мясо рыб средней жирности - Их мясо более мягкое, хорошо усваиваются организмом, обладают средней калорийностью, содержится достаточный уровень высококачественного белка.

Отчёт 3 группы.

1.ученик.Содержание жира – жирных рыб более 8%.

2. ученик. Какие рыбы относятся к жирным рыбам (подпиши картинки) палтус, сайра, омуль, сельдь.

3 ученик. Какое мясо жирных рыб - Их мясо жирное рыбное мясо является хорошим источником витаминов А и D. Калорийность этих обитателей морей, озер и рек уже достаточно высокая.

Слушают учителя, рассматривают иллюстрации. Отвечают на вопрос.

Ответ: 1 гр. На нашем натюрморте рыба изображена в сыром виде. 2 гр. На нашем натюрморте рыба изображена приготовленная. 3 гр. На нашем натюрморте рыба изображена приготовленная.

Отвечают, что рыба в продажу поступает в разном виде.

Работа с учебником стр.163. ищут информацию, зачитывают и записывают в тетрадь

Самостоятельно выполняют задания в раздаточных карточках. После выполнения, задание проверяем вслух

Учащиеся ищут ответы в учебнике, и найденные читают в слух.

Ответ: кальмары, креветки крабы, мидии, морская капуста? Рассматривают презентацию

Ответ: в мясе беспозвоночных содержаться аминокислоты и витамины. В морской капусте много минеральных солей, особенно микроэлементов и витамин.  

Случают учителя, самостоятельно отбирают нужную информацию и записывают в таблицу. После выполнения задания зачитывают.

Доброкачественность

- чистый и несильный запах

- жабры  ярко-красные

- глаза  светлые, чистые и несколько выпуклые

- брюшко – плоское

- мясо белое, плотное и упругое

- чешуя трудноотделимая, гладкая, блестящая

- прозрачная слизь

Недоброкачественность

- жабры с коричневатым, серым или зеленоватым оттенком, покрыты слизью с неприятным запахом

- глаза рыбы серого цвета, мутные и запавшие

- мясо легко отделяется от позвоночника

- окраска тушки блеклая

- слизистый слой разбухший, собирается в комки и становится липким

Личностные:

- осознание своих возможностей-

- проявление познавательных интересов

Регулятивные:

умение регулировать свои возможности, работать в группе.

Познавательные:

- умение анализировать, выделять и формулировать                   -   извлекают

необходимую информацию

из прослушанного объяснения учителя и учебника

Коммуникативные:

 - умение инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации;

-формулируют ответы на вопросы, слушают учителя

Познавательные: 

-извлекают  необходимую информацию из раздаточного материала,  из прослушанного объяснения учителя;

- ориентируются в задании: осуществляют поиск необходимой информации из разных источников. Коммуникативные:

 - инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, вести познавательный диалог по теме урока.

Личностные:

-проявляют познавательный интерес

   

Коммуникативные:

- излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения.

Личностные:

- обладают первичными умениями;

- сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения на уроке.

Познавательные: 

- ориентируются в задании: осуществляют поиск необходимой информации из разных источников.

4.

Подведение итога

Рефлексия

Домашнее задание

-Ребята наш урок подходит концу. Давайте закрепим, что мы сегодня с вами изучили. Выполните задания в тесте.

-Ребята сдайте мне, пожалуйста, тесты. Оценки за урок я вам поставлю, оценив ваши тесты, работа с карточками, рабочим листом, и устные ответы

- Ребята о чём мы сваями сегодня говорили на уроке, что изучили.

Доделать таблицу в рабочих листах. 2. §5 стр.72 изучить тепловую обработку рыбы. 3. Составить список рыб обитающих в водоемах Угранского района или Смоленской области.

-  Наш урок я хочу закончить одной восточной мудростью.

Восточная мудрость гласит: Если человеку подарить рыбу, он будет сыт один день, если две рыбы - два дня, но если научить ловить рыбу, он будет сыт всю жизнь». Не случайно рыболовство - один из древнейших промыслов, которое освоил  и изучил человек.

Выполняют тест

Слушают учителя

Слушают учителя,  анализируют информацию, отвечают на вопросы

Случают пояснения по домашнему заданию

Слушают учителя

Регулятивные: 

умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне;

- принимают и сохраняют учебную задачу

- умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва

Коммуникативные:

 -формулируют ответы на вопросы, слушают учителя;

- излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения.

Личностные:

обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев;

- имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

Познавательные:

- наблюдают, рассуждают, анализируют, делают выводы;

-ориентируются в задании


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока технологии 5 класс

Тема урока: «Технология выполнения простейших ручных швов»Тип урока:     Открытие нового знанияЦель:   Сформировать представление об особенностях выполнения п...

Технологическая карта урока технологии 5 класс на тему: "Блюда из яйц".

Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология . Технологическая карта....

Технологическая карта урока технологии 5 класс Тема урока: «Лоскутная техника»

Планируемые результаты:·         Личностные: осознание личностной и практической значимости  учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осо...

технологическая карта урока технология 5 класс по ФГОС

технологическая карта поможет педагогам подготовить и провести урок на достаточно высоком уровне...

Технологическая карта урока технологии 5 класс тема "Бутерброды"

Конспект урока в форме технологической карты в соответствии с ФГОС...

Технологическая карта урока технологии 6 класс "Кисломолочные продукты. Определение доброкачественности сметаны органолептическим и лабораторным методами".

Разработка урока технологии для 6 класса по кулинарии "Кисломолочные продукты. Определение доброкачественности сметаны органолептическим и лабораторным методами " с применением электронной ф...

Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Жизнь организмов в морях и океанах"

Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Жизнь  организмов в морях и океанах" разработана с учетом функциональной асимметрии головного мозга....