Дидактический материал 9 класс
учебно-методический материал по биологии (9 класс)

Кузнецова Любовь Степановна

Дидактический материал 9 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Абиотические факторы

1 вариант

  1. Какой из факторов – абиотический?

1-вырубка лесов

2-конкуренция между видами

3-особенности рельефа

  1. Какой фактор ограничивает распространение растений в пустыне

1-высокая температура воздуха

2-недостаток влаги

3-недостаток  опылителей

  1. Какой из факторов абиотический

1-выпас скота человеком

2-симбиоз у организмов

3-температура воздуха

  1. Какое приспособление к низкой температуре воздуха имеется у растений, обитающих в тундре

1-высокий рост

2-длинные корни

3-подушкообразная форма

  1. Какое приспособление к низкой температуре воздуха зимой имеется у животных умеренных широт

1-изменение окраски

2-рождение детенышей

3-спячка

  1. Какой абиотический фактор ограничивает рост травянистых растений в еловом лесу

1-высокая численность зайцев

2-вытаптывание растений туристами

3-недостаточная освещенность

  1. Какое приспособление к недостатку воды имеется у пресмыкающихся, обитающих в пустыне

1-кожа, покрытая слизью

2-плотные роговые покровы

3-способность к быстрому бегу

  1. Какое приспособление к недостатку воды имеется у верблюда

1-гостой волосяной покров

2-накопление жира

3-плотные роговые покровы тела

  1. Какое приспособление к поглощению воды имеется у растений засушливых мест обитаний

1-большие листья

2-восковой налет на листьях

3-глубоко уходящие в почву корни

  1. Какое приспособление к высокой температуре воздуха имеется у растений пустынь

1-длинные корни

2-опушение листьев

3-толстые стебли

  1. Какой абиотический фактор ограничивает возможности распространение деревьев в степной зоне

1-выжигание растений человеком

2-выпас скота

3-высокая температура воздуха

  1. Какое приспособление к низкой температуре воздуха имеется у ряда птиц умеренных широт

1-кочевки

2-строительство гнезд

3-уменьшение интенсивности обмена веществ

  1. Какой абиотический фактор ограничивает рост травянистых растений в еловом лесу

1-высокая численность зайцев

2-вытаптывание растений туристами

3-недостаточная освещенность

  1. Какое приспособление к уменьшению испарения воды имеется у растений засушливых мест обитания

1-восковой налет на листьях

2-глубоко уходящие в почву корни

3-толстые стебли

  1. Какое приспособление к низкой температуре воздуха зимой имеется у растений умеренных широт

1-образование жировой клетчатки

2-повышение интенсивности обмена веществ

3-состояние зимнего покоя

  1. Какой абиотический фактор ограничивает численность популяций лосей в лесу

1-мощный снежный покров зимой

2-обилие растений

3-отстрел лосей

  1. Какой абиотический фактор влияет на  численность популяции окуней в водоеме

1-отлов рыбы человеком

2-образование ледяного покрова

3-численность растительноядных рыб.

  1. Какой абиотический фактор ограничивает численность дубов в смешанном лесу

1-рубка леса

2-сильные морозы зимой

3-численность грызунов, питающихся желудями

  1. Какой фактор ограничивает распространение деревьев на склонах высоких гор

1-высокая температура воздуха

2-недостаток углекислого газа

3-отсутствие почвы

  1. Какой фактор служит для птиц главным сигналом о наступлении осени и приближении зимы

1-изменение длины дня

2-изменение количества осадков

3-изменение погоды

  1. У крота, обитающего в почве,  недоразвиты глаза, так как

1-не нужно искать пищу                                              3-нет хищников

2-нет света

Абиотические факторы

2 вариант

  1. Какое приспособление к низкой температуре воздуха зимой имеется у растений умеренных широт

1-образование жировой клетчатки

2-повышение интенсивности обмена веществ

3-состояние зимнего покоя

  1. Какой абиотический фактор ограничивает численность популяций лосей в лесу

1-мощный снежный покров зимой

2-обилие растений

3-отстрел лосей

  1. Какой абиотический фактор влияет на  численность популяции окуней в водоеме

1-отлов рыбы человеком

2-образование ледяного покрова

3-численность растительноядных рыб.

  1. Какое приспособление к недостатку воды имеется у пресмыкающихся, обитающих в пустыне

1-кожа, покрытая слизью

2-плотные роговые покровы

3-способность к быстрому бегу

  1. Какое приспособление к недостатку воды имеется у верблюда

1-гостой волосяной покров

2-накопление жира

3-плотные роговые покровы тела

  1. Какое приспособление к поглощению воды имеется у растений засушливых мест обитаний

1-большие листья

2-восковой налет на листьях

3-глубоко уходящие в почву корни

  1. Какое приспособление к высокой температуре воздуха имеется у растений пустынь

1-длинные корни

2-опушение листьев

3-толстые стебли

  1. Какое приспособление к низкой температуре воздуха имеется у растений, обитающих в тундре

1-высокий рост

2-длинные корни

3-подушкообразная форма

  1. Какое приспособление к низкой температуре воздуха зимой имеется у животных умеренных широт

1-изменение окраски

2-рождение детенышей

3-спячка

  1. Какой абиотический фактор ограничивает рост травянистых растений в еловом лесу

1-высокая численность зайцев

2-вытаптывание растений туристами

3-недостаточная освещенность

  1. Какой из факторов – абиотический?

1-вырубка лесов

2-конкуренция между видами

3-особенности рельефа

  1. Какой фактор ограничивает распространение растений в пустыне

1-высокая температура воздуха

2-недостаток влаги

3-недостаток  опылителей

  1. Какой из факторов абиотический

1-выпас скота человеком

2-симбиоз у организмов

3-температура воздуха

  1. Какой абиотический фактор ограничивает возможности распространение деревьев в степной зоне

1-выжигание растений человеком

2-выпас скота

3-высокая температура воздуха

  1. Какое приспособление к низкой температуре воздуха имеется у ряда птиц умеренных широт

1-кочевки

2-строительство гнезд

3-уменьшение интенсивности обмена веществ

  1. Какой абиотический фактор ограничивает рост травянистых растений в еловом лесу

1-высокая численность зайцев

2-вытаптывание растений туристами

3-недостаточная освещенность

  1. Какое приспособление к уменьшению испарения воды имеется у растений засушливых мест обитания

1-восковой налет на листьях

2-глубоко уходящие в почву корни

3-толстые стебли

  1. Какой абиотический фактор ограничивает численность дубов в смешанном лесу

1-рубка леса

2-сильные морозы зимой

3-численность грызунов, питающихся желудями

  1. Какой фактор ограничивает распространение деревьев на склонах высоких гор

1-высокая температура воздуха

2-недостаток углекислого газа

3-отсутствие почвы

  1. Какой фактор служит для птиц главным сигналом о наступлении осени и приближении зимы

1-изменение длины дня

2-изменение количества осадков

3-изменение погоды

  1. У крота, обитающего в почве,  недоразвиты глаза, так как

1-не нужно искать пищу                                              

2-нет света

3-нет хищников



Предварительный просмотр:

Строение клетки

1. Неклеточная форма жизни

1- вирусы

2- бактерии

3- грибы

2. Имеется у всех клеток

1- ядро

2- клеточная мембрана

3- ядро

3. Обеспечивает взаимодействие между всеми органоидами клетки

1- рибосомы

2- митохондрии

3- цитоплазма

4. Питательные вещества откладываются про запас

1- в лизосомах

2- в аппарате Гольджи

3- в цитоплазме

5. Обладает избирательной полупроницаемостью

1- лизосома

2- клеточная мембрана

3- митохондрии

6. Сложная система мембран, пронизывающая цитоплазму

1- клеточная мембрана

2- ядро

3- эндоплазматическая сеть

7. Осуществляет синтез и транспортировку веществ

1- эндоплазматическая сеть

2- лизосомы

3- митохондрии

8. Осуществляет поступление в клетку веществ путем пиноцитоза и фагоцитоза

1- клеточная мембрана

2- аппарат Гольджи

3- ядро

9. Органоид имеет в строении две разновидности: гладкая и шероховатая

1- клеточная мембрана

2- эндоплазматическая сеть

3- аппарат Гольджи

10. Располагаются свободно в цитоплазме или на мембране эндоплазматической сети

1- митохондрии

2- рибосомы

3- лизосомы

1- митохондрии

2- рибосомы

3- лизосомы

Строение клетки

2 вариант

1. Состоит из двух маленьких телец цилиндрической  формы

1- пластиды

2- вакуоли

3- центриоли

2. Регуляция процессов обмена веществ, протекающих в клетке

1- ядро

2- митохондрии

3- аппарат Гольджи

3. Хранение и воспроизведение генетической информации

1- ядро

2- митохондрии

3- аппарат Гольджи

4. Пластиды, включающие различные пигменты каротиноидов

1- лейкопласты

2- хромопласты

3- хлоропласты

5. Содержат в растворенном виде белки, углеводы, витамины, соли

1- пластиды

2- вакуоли

3- клеточный центр

6. Основная функция органоида – синтез АТФ

1- митохондрии

2- рибосомы

3- лизосомы

7. Органоид только растительных клеток

1- ядро

2- пластиды

3- митохондрии

8. Неклеточная форма жизни

1- вирусы

2- бактерии

3- грибы

9. Имеется у всех клеток

1- ядро

2- клеточная мембрана

3- ядро

10. Обеспечивает взаимодействие между всеми органоидами клетки

1- рибосомы

2- митохондрии

3- цитоплазма

11. Органоид, заполненный пищеварительными ферментами

1- митохондрии

2- рибосомы

3- лизосомы

12. Стенка органоида образована 2 мембранами: наружной и внутренней, образующей кристы

1- митохондрии

2- рибосомы

3- пластиды

13. Осуществляет синтез белка

 1- митохондрии

2- рибосомы

3- лизосомы

14. Вещества синтеза конденсируются и «упаковываются» в виде секрета

1- в клеточной мембране

2- в аппарате Гольджи

3- в ядре

15. Питательные вещества откладываются про запас

1- в лизосомах

2- в аппарате Гольджи

3- в цитоплазме

16. Обладает избирательной полупроницаемостью

1- лизосома

2- клеточная мембрана

3- митохондрии

17. Органоид имеет в строении две разновидности: гладкая и шероховатая

1- клеточная мембрана

2- эндоплазматическая сеть

3- аппарат Гольджи

18. Располагаются свободно в цитоплазме или на мембране эндоплазматической сети

1- митохондрии

2- рибосомы

3- лизосомы

19. Сложная система мембран, пронизывающая цитоплазму

1- клеточная мембрана

2- ядро

3- эндоплазматическая сеть

20. Осуществляет синтез и транспортировку веществ

1- эндоплазматическая сеть

2- лизосомы

3- митохондрии

21. Осуществляет поступление в клетку веществ путем пиноцитоза и фагоцитоза

1- клеточная мембрана

2- аппарат Гольджи

3- ядро

Митотический цикл клетки.

Характеристика метафазы митоза, анафазы и телофазы.



Предварительный просмотр:

Строение клетки

1 ВАРИАНТ

1. Неклеточная форма жизни

1- вирусы

2- бактерии

3- грибы

2. Имеется у всех клеток

1- ядро

2- клеточная мембрана

3- ядро

3. Обеспечивает взаимодействие между всеми органоидами клетки

1- рибосомы

2- митохондрии

3- цитоплазма

4. Питательные вещества откладываются про запас

1- в лизосомах

2- в аппарате Гольджи

3- в цитоплазме

5. Обладает избирательной полупроницаемостью

1- лизосома

2- клеточная мембрана

3- митохондрии

6. Сложная система мембран, пронизывающая цитоплазму

1- клеточная мембрана

2- ядро

3- эндоплазматическая сеть

7. Осуществляет синтез и транспортировку веществ

1- эндоплазматическая сеть

2- лизосомы

3- митохондрии

8. Осуществляет поступление в клетку веществ путем пиноцитоза и фагоцитоза

1- клеточная мембрана

2- аппарат Гольджи

3- ядро

9. Органоид имеет в строении две разновидности: гладкая и шероховатая

1- клеточная мембрана

2- эндоплазматическая сеть

3- аппарат Гольджи

10. Располагаются свободно в цитоплазме или на мембране эндоплазматической сети

1- митохондрии

2- рибосомы

3- лизосомы

11. Осуществляет синтез белка

 1- митохондрии

2- рибосомы

3- лизосомы

12. Вещества синтеза конденсируются и «упаковываются» в виде секрета

1- в клеточной мембране

2- в аппарате Гольджи

3- в ядре

13. Органоид, заполненный пищеварительными ферментами

1- митохондрии

2- рибосомы

3- лизосомы

14. Стенка органоида образована 2 мембранами: наружной и внутренней, образующей кристы

1- митохондрии

2- рибосомы

3- пластиды

15. Основная функция органоида – синтез АТФ

1- митохондрии

2- рибосомы

3- лизосомы

16. Органоид только растительных клеток

1- ядро

2- пластиды

3- митохондрии

17. Пластиды, включающие различные пигменты каротиноидов

1- лейкопласты

2- хромопласты

3- хлоропласты

18. Содержат в растворенном виде белки, углеводы, витамины, соли

1- пластиды

2- вакуоли

3- клеточный центр

19. Состоит из двух маленьких телец цилиндрической  формы

1- пластиды

2- вакуоли

3- центриоли

20. Хранение и воспроизведение генетической информации

1- ядро

2- митохондрии

3- аппарат Гольджи

21. Регуляция процессов обмена веществ, протекающих в клетке

1- ядро

2- митохондрии

3- аппарат Гольджи

Митотический цикл клетки.

Характеристика интерфазы, профазы митоза, метафазы.

Строение клетки

2 вариант

1. Состоит из двух маленьких телец цилиндрической  формы

1- пластиды

2- вакуоли

3- центриоли

2. Регуляция процессов обмена веществ, протекающих в клетке

1- ядро

2- митохондрии

3- аппарат Гольджи

3. Хранение и воспроизведение генетической информации

1- ядро

2- митохондрии

3- аппарат Гольджи

4. Пластиды, включающие различные пигменты каротиноидов

1- лейкопласты

2- хромопласты

3- хлоропласты

5. Содержат в растворенном виде белки, углеводы, витамины, соли

1- пластиды

2- вакуоли

3- клеточный центр

6. Основная функция органоида – синтез АТФ

1- митохондрии

2- рибосомы

3- лизосомы

7. Органоид только растительных клеток

1- ядро

2- пластиды

3- митохондрии

8. Неклеточная форма жизни

1- вирусы

2- бактерии

3- грибы

9. Имеется у всех клеток

1- ядро

2- клеточная мембрана

3- ядро

10. Обеспечивает взаимодействие между всеми органоидами клетки

1- рибосомы

2- митохондрии

3- цитоплазма

11. Органоид, заполненный пищеварительными ферментами

1- митохондрии

2- рибосомы

3- лизосомы

12. Стенка органоида образована 2 мембранами: наружной и внутренней, образующей кристы

1- митохондрии

2- рибосомы

3- пластиды

13. Осуществляет синтез белка

 1- митохондрии

2- рибосомы

3- лизосомы

14. Вещества синтеза конденсируются и «упаковываются» в виде секрета

1- в клеточной мембране

2- в аппарате Гольджи

3- в ядре

15. Питательные вещества откладываются про запас

1- в лизосомах

2- в аппарате Гольджи

3- в цитоплазме

16. Обладает избирательной полупроницаемостью

1- лизосома

2- клеточная мембрана

3- митохондрии

17. Органоид имеет в строении две разновидности: гладкая и шероховатая

1- клеточная мембрана

2- эндоплазматическая сеть

3- аппарат Гольджи

18. Располагаются свободно в цитоплазме или на мембране эндоплазматической сети

1- митохондрии

2- рибосомы

3- лизосомы

19. Сложная система мембран, пронизывающая цитоплазму

1- клеточная мембрана

2- ядро

3- эндоплазматическая сеть

20. Осуществляет синтез и транспортировку веществ

1- эндоплазматическая сеть

2- лизосомы

3- митохондрии

21. Осуществляет поступление в клетку веществ путем пиноцитоза и фагоцитоза

1- клеточная мембрана

2- аппарат Гольджи

3- ядро

Митотический цикл клетки.

Характеристика метафазы митоза, анафазы и телофазы.



Предварительный просмотр:

Критерии вида

1 вариант

  1. Основан на установлении различий во внешнем строении особей

1 – морфологический

2 – географический

3 – генетический

  1. Каждый вид занимает определенный ареал, где распространен

1 – морфологический

2 – географический

3 – генетический

  1. Ареал распадается на несколько разобщенных территорий

1 – морфологический

2 – географический

3 – генетический

  1. Различаются набором хромосом и особенностями их строения

1 – генетический

2 – экологический

3 – биохимический

  1. Особи близких видов различаются пищевыми связями

1 - экологический

2 – биохимический

3 – физиологический

  1. Обитают в разных экологических условиях

1 - экологический

2 – биохимический

3 – физиологический

  1. Имеют сходный набор нуклеиновых кислот, белков и других соединений

1 – генетический

2 – экологический

3 – биохимический

  1. Имеют сходно протекающий процесс полового размножения

1 - экологический

2 – биохимический

3 – физиологический

  1. Относят стереотип видового поведения в период спаривания

1 – этологический

2 – экологический

3 – биохимический

  1. Ярко проявляются у разных видов  различия в звуковых сигналах

1 – этологический

2 – экологический

3 – биохимический

Критерии вида

2 вариант

  1. Имеют сходный набор нуклеиновых кислот, белков и других соединений

1 – генетический

2 – экологический

3 – биохимический

  1. Имеют сходно протекающий процесс полового размножения

1 - экологический

2 – биохимический

3 – физиологический

  1. Относят стереотип видового поведения в период спаривания

1 – этологический

2 – экологический

3 – биохимический

  1. Ярко проявляются у разных видов  различия в звуковых сигналах

1 – этологический

2 – экологический

3 – биохимический

  1. Особи близких видов различаются пищевыми связями

1 - экологический

2 – биохимический

3 – физиологический

  1. Обитают в разных экологических условиях

1 - экологический

2 – биохимический

3 – физиологический

  1. Ареал распадается на несколько разобщенных территорий

1 – морфологический

2 – географический

3 – генетический

  1. Различаются набором хромосом и особенностями их строения

1 – генетический

2 – экологический

3 – биохимический

  1. Основан на установлении различий во внешнем строении особей

1 – морфологический

2 – географический

3 – генетический

  1. Каждый вид занимает определенный ареал, где распространен

1 – морфологический

2 – географический

3 – генетический



Предварительный просмотр:

Основная школа.

Проверочная работа по биологии.

Вариант №1

Часть  А.

Инструкция для выполнения заданий №1-20

Прочитайте вопрос. Выберите букву, соответствующую правильному ответу, и запишите ее бланк ответов.

  1. К вегетативным органам растения относят:

А) побег и корень;

Б) стебель, цветок, корень;

В) побег и плод;

Г) цветок, плод, листья.

2.Беспозвоночных животных, у которых в процессе эволюции впервые появилась кровеносная  система, относят к типу:

А)  круглых червей;

Б) кольчатых червей;

В) моллюсков;

Г) членистоногих.

3. Обмен жиров в организме человека происходит по следующей  схеме:

А) жиры пищи ―глюкоза― жиры организма― мочевина и вода;

Б) жиры пищи ― аминокислоты ― гликоген ― жиры организма ― углекислый газ и воды;

В) жиры пищи ― гликоген ― аминокислоты ― жиры организма;

Г) жиры пищи ― гликоген и жирные кислоты ― жиры организма ― углекислый газ и вода.

4. У самок птиц имеется только один яичник. Это приспособление:

А) для оплодотворения;

Б) для уменьшения массы тела;

В) для увеличения массы тела;

Г) для воспроизведения потомства.

5. Большой ущерб посадкам картофеля наносит:

А) капустная белянка;

Б) рыжий муравей;

В) колорадский жук;

Г) земляной шмель.

6. Для  жизни большинства бактерий необходимы следующие условия:

А) низкая температура, минеральные вещества;

Б) высокая температура, низкая влажность;

В) высокая влажность, углекислый газ;

Г) тепло, влага, органические вещества.

7. Табун антилоп представляет собой пример организации живой материи на уровне:

А) органа;

Б) организма;

В) популяции;

Г) сообщества.

8. Искусственное сообщество – это:

А) озеро;

Б) пруд;

В) река;

Г) болото.

9. У человека в половых клетках хромосом:

 А) 46;

Б) 23;

В) 48;

Г) зависит от возраста.

10. Автором теории происхождения видов путем  естественного отбора является:

А)  Жан БатистЛамарк;

Б) Карл Линней;

В) Чарльз Дарвин;

Г) М.В. Ломоносов.

11. Кровь человека может быть резус – положительный или резус – отрицательный. Резус – отрицательную кровь можно переливать людям с резус – положительный кровью, а наоборот – нельзя. Резус – фактор представляет собой:

А) особые клетки крови;

Б) чужеродные вещества, попавшие в кровь;

В) особый белок крови;

Г) инфекционное заболевание.

12. Приспособлением к водному образу у ластоногих являются:

А) волосяной покров;

Б) торпедообразная форма тела;

В) наличие молочных желез;

Г) легочное дыхание.

13.  У человека в результате  анализа крови и мочи обнаружили заболевание ― сахарный  диабет. С нарушением  деятельности какой железы связано это заболевание:

А) щитовидная;

Б) гипофиз;

В) надпочечники;

Г) поджелудочная.

14.Катя спросила отца – врача «Что необходимо сделать при переломе ребер?» Отец ей ответил, что при переломе ребер необходимо:

А) наложить тугую повязку во время выдоха;

Б) уложить больного на сломанное ребро, ограничив его движение при дыхании;

В) наложить тугую повязку во время вдоха;

Г) не подходить к больному до приезда врачей.

15.Большой вклад в учение о высшей нервной деятельности внес:

А) И.И.Мечников;

Б) И.П.Павлов;

В) Луи Пастер;

Г) Н.А.Семашко.

16.  Какую  ткань характеризует следующее  описание: «Клетки плотно прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало; выделяют пот»:

А) кровь;

Б) эпителий;

В) нервную;

Г) железистый эпителий.

17. Процесс поступления веществ из внешней среды в организм, их использование и удаление продуктов жизнедеятельности называется:

А) выделением;

Б) всасыванием;

В) питанием;

Г) обменом веществ.

18. В собственно коже отсутствуют:

А)  потовые железы;

Б)  сальные железы;

В) ороговевшие клетки;

Г)  волосяные  луковицы.

19. Фотосинтез в растительных клетках осуществляются:

А) в хлоропластах;

Б) в рибосомах;

В) в хромосомах;

Г) в митохондриях.

20.  При пересадке у растений удаляют часть листьев, чтобы:

А) уменьшить вес растений;

Б) уменьшить испарений воды;

В) замедлить процесс фотосинтеза;

Г) улучшить минеральное питание растений.

Инструкция по выполнению задания № 21.

Соотнесите написанное в столбцах 1 и 2 . Выберите букву, соответствующую верной последовательности в столбце 1, и запишите ее в бланк ответов.

21. Для каждого органа ( структуры) организма человека из столбца 1 укажите соответствующую функцию из столбца2.

Столбец 1                                                      

1. Легкие

2. Поджелудочная железа

3. Желудок

4.Капиллярная сеть

Столбец 2

а) расщепление белков пищи;

б) выработка гормона тироксина ,регулирующего обмен веществ в организме;

в) ферментативное расщепление жиров, белков, углеводов; выработка гормона инсулина, регулирующего углеводный обмен;

г) перемещение крови в направлении: от сердца к органам и тканям организма;

д) транспорт кислорода, углекислого газа и питательных веществ ко всем тканям организма;

е) осуществление газообмена между внутренней средой организма и окружающей средой.

А) б, а, в, г;

В) е, в, а, д;

Г) а, д, в, е.


Часть Б.

Инструкция по выполнению заданий № 1 – 3.

Выполните задание. Полученный результат запишите в соответствующую строчку бланка ответов.

1.Используя перечень организмов:

цапля, насекомые, лягушка, растения

составьте цепь питания, характерную для экологической системы болота; стрелками ( →) обозначьте направление перехода энергии с одного пищевого уровня к другому.

2.Удетей, которые не получают с пищей витамин…, развивается рахит.

Такие дети плохо растут, становятся восприимчивы к болезням, у них искривляются кости грудной клетки и ног.

Опираясь на представленный на схемах материал, назовите ДВА продукта питания, богатые витамином, о котором идет речь в условии задания.

3.Описание опыта. В 1771 году английский ученый Джозеф Пристли проделал следующий опыт. В закрытый сосуд, в котором  прогорела свеча, он поместил живую веточку мяты. Через 10 дней Пристли обнаружил, что другая свеча снова могла гореть в том же сосуде. Ученый сделал вывод, что « растения произрастают не напрасно, они исправляют испорченный воздух»

Назовите причину возобновления горения свечи в закрытой колбе.



Предварительный просмотр:

Основная школа.

Проверочная работа по биологии.

Вариант № 2

Часть А.

Инструкция для выполнения заданий №1-20

Прочитайте вопрос. Выберите букву, соответствующую правильному ответу, и запишите ее бланк ответов.

  1. Двойное оплодотворение характерно только для :

А) покрытосеменных;

Б) голосеменных;

В) папоротников;

Г) мхов.

2.Животные, для которых характерны следующие признаки: хитиновый скелет, 4 пары ног, тело разделено на головогрудь и брюшко (у большинства видов), органы дыхания- легкие и трахеи, усиков нет, являются:

А) насекомыми;

Б) моллюсками;

В) ракообразными;

Г) паукообразными.

3. Обмен углеводов в организме человека может происходить по следующей схеме:

А) углеводы пищи ― глицерин ― крахмал ― вода и мочевина;

Б) углеводы пищи ― глюкоза ― гликоген ― глюкоза ― вода и углекислый газ;

В) углеводы пищи ― жирные кислоты  ― гликоген ― вода и углекислый газ;

Г) углеводы пищи ― аминокислоты ― жирные кислоты ― гликоген.

4. Главный признак, по которому млекопитающих можно отличить от других животных:

А) теплокровность;

Б) наличие полового размножения;

В) наличие нервной и опорно - двигательной системы;

Г) наличие млечных желез и вскармливание детенышей молоком.

5. Роль медведки в природе и жизни человека:

А регулирует численность других насекомых;

Б) переносит заболевания;

В) является вредителем сельскохозяйственных растений;

Г) является паразитом человека.

6. Бактерии легко переносят жару и мороз, так как они:

А) быстро размножаются;

Б) не дышат, не растут;

В) могут не питаться;

Г) образуют споры.

7.  Лист березы представляет собой пример организации живой материи на уровне:

А) органа;

Б) организма;

В) популяции;

Г) сообщества.

8. Естественное природное сообщество – это:

А) сад;

Б) клумба;

В) огород;

Г) бор.

9. Наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости организмов, - это:

А) биотехнология;

Б) генетика;

В) селекция;

Г) экология.

10. Уничтожение в процессе эволюции менее приспособленных видов, выживание и преимущественное размножение более приспособленных видов Ч.Дарвин назвал:

А) естественным отбором;

Б) внутривидовой борьбой за существование;

В) межвидовой борьбой за существование;

Г) борьбой с неблагоприятными условиями.

11. Функция эритроцитов:

А) фагоцитоз;

Б) свертывание крови;

В) перенос кислорода и углекислого газа;

Г) восстановление сосудов.

12. Приспособление к подземному образу жизни у крота выражено:

А) в одинаковом строении зубов;

Б) в активном образе жизни;

В) в особенностях строения его волосяного покрова;

Г) в строении лопатообразных конечностей.

13. Приводит к кретинизму недостаток гормонов, вырабатываемых …

А) гипофизом;

Б) надпочечниками;

В) поджелудочной железой;

Г) щитовидной железой.

14. Петр и Иван пошли в поход. Петр во время приготовления обеда порезал руку.  Кровотечение – несильное. Для того чтобы остановить кровь, нужно:

А) наложить на рану жгут;

Б) наложить давящую повязку и забинтовать рану;

В) руку опустить в ведро с водой;

Г) поднять руку вверх.

15.  К высшей нервной деятельности относят:

А) мыслительную, речевую деятельность и память;

Б) группу ориентировочных рефлексов;

В) инстинкты;

Г) рефлексы, обеспечивающие органические потребности (голод, жадно и др.).

16.  Сколько типов тканей выделяют у человека:

А) 2;

Б)  3;

В) 4;

Г) 6.

17.В организме происходит процесс превращения:

А) белков в жиры и углеводы;

Б) жиров в белки;

В) глюкозы в белки;

Г) гликогена в белки.

18.  Кожа НЕ обладает следующей функцией:

А) терморегуляционной;

Б) выделительной;

В) чувствительной;

Г) дыхательной.

19. Голосеменные считаются более высокоорганизованными растениями, чем папоротники, так как у них в процессе эволюции появились:

А) семена;

Б) семена и плоды;

В) цветки и плоды;

Г) листья в форме иголок (хвоинок).

20. Внесение удобрений перед посевом ржи:

А)  улучшает минеральное питание растений;

Б) улучшает поглощение лучей солнца его листьями;

В) усиливает дыхание корней;

Г) повышает испарение воды.

Инструкция по выполнению задания №21.  

Соотнесите написанное в столбцах 1 и 2. Выберите букву, соответствующую верной последовательности в столбце 1, и запишите ее в бланк ответов.

21. Для каждого органа (структуры) организма человека из столбца 1 укажите соответствующую функцию из столбца 2.

Столбец 1

  1. Щитовидная железа
  2. Маточная (фаллопиева) труда
  3. Красный костный мозг
  4. Печень

Столбец 2

а) образование клеток крови;

б) выработка гормона тироксина, регулирующего обмен веществ в организме;

в) передвижение зрелой яйцеклетки при помощи реснитчатого эпителия; место, где происходит процесс оплодотворения яйцеклетки;

г) перемещение крови в направлении: от сердца к органам и тканям организма;

д)  транспорт кислорода, углекислого газа и питательных веществ ко всем тканям организма;

е) образование желчи, разбивающей в кишечнике крупные капли жира на очень мелкие.

А) в, г, е, а;

Б) г, д , б, в;

В) б, в, а, е;

Г) а, е, в, б.

Часть Б.

Инструкция по выполнению заданий №1 -3.

Выполните задание. Получите результат запишите в соответствующую строчку бланка ответов.

  1. Используя перечень организмов:

дождевой червь, растения, лиса, еж

составьте цепь питания, характерную для экологической системы

широколиственного леса; стрелкам (→)  обозначьте направление перехода      

энергий с одного пищевого уровня к другому.

  1. При дефиците в организме витамина … люди становятся восприимчивы к инфекционным заболеваниям, часто на коже появляются незаживающие гнойнички, наблюдается снижение остроты зрения, особенно в сумеречное время (заболевание куриной слепотой).

Опираясь на представленный на схемах материал, ДВА продукта, богатые витамином, о котором идет речь в условии задания.

  1. Описание опыта.  Веточку водного растения элодеи закрыли воронкой и поместили в сосуд с водой, обогащенной углекислым газом (СО2). Сверху на трубку воронки поместили пробирку, доверху наполненную водой. Сосуд с элодеей помещают на свет, через некоторое время в пробирке появляются пузырьки и газ вытесняет из нее воду. В темноте этого не происходит. В пробирку с газом помещают тлеющую лучину, которая ярко загорается.



Предварительный просмотр:

Биотические факторы среды

1 вариант

1. Взаимоотношения, когда одни ловят, умерщвляют и поедают добычу

        1 – хищничество

        2 -  паразитизм

        3 – конкуренция

        4 – симбиоз

2. совместное существование видов, когда оба организма извлекают пользу

        1 – хищничество

        2 -  паразитизм

        3 – конкуренция

        4 – симбиоз

3. Отношения, где один из видов использует другого, не допуская быстрой гибели

        1 – хищничество

        2 -  паразитизм

        3 – конкуренция

        4 – симбиоз

4. Отношения, при которых организмы соревнуются за одни и те же ресурсы

        1 – хищничество

        2 -  паразитизм

        3 – конкуренция

        4 – симбиоз

5. Организмы уничтожают в первую очередь больных или ослабленных особей

         1 – хищничество

         2 -  паразитизм

         3 – конкуренция

         4 – симбиоз

6. Имеют приспособления, которые отличают их от свободноживущих особей

          1 – хищничество

          2 -  паразитизм

          3 – конкуренция

          4 – симбиоз

7. Клубеньковые бактерии позволяют селиться бобовым на почвах, бедных азотом

          1 – хищничество

          2 -  паразитизм

          3 – конкуренция

          4 – симбиоз

8. Одни виды могут постепенно вытеснять другие

          1 – хищничество

         2 -  паразитизм

         3 – конкуренция

         4 – симбиоз

9. Отношения могут возникать между особями одного вида и разных видов

          1 – хищничество

         2 -  паразитизм

         3 – конкуренция

         4 – симбиоз

10. Взаимоотношения встречаются во всех таксонометрических группах

              1 – хищничество

              2 -  паразитизм

              3 – конкуренция

              4 – симбиоз

11. Отношения можно рассматривать как форму борьбы за существование

              1 – хищничество

              2 -  паразитизм

             3 – конкуренция

             4 – симбиоз

12. Снижается жизнедеятельность хозяина, не вызывая его быстрой гибели

              1 – хищничество

              2 -  паразитизм

              3 – конкуренция

              4 – симбиоз

13. Способны переключаться с одной добычи на другую

              1 – хищничество

              2 -  паразитизм

              3 – конкуренция

              4 – симбиоз

14. Опыление растений происходит представителями животного царства

               1 – хищничество

               2 -  паразитизм

               3 – конкуренция

               4 – симбиоз

15. Вырабатывается сложное согласованное поведение на охоте

                1 – хищничество

                2 -  паразитизм

                3 – конкуренция

                4 – симбиоз

16. Происходит совершенствование средств защиты и избегание хищников

                 1 – хищничество

                 2 -  паразитизм

                 3 – конкуренция

                 4 – симбиоз

17. Возникновение каннибализма

                   1 – хищничество

                   2 -  паразитизм

                   3 – конкуренция

                   4 – симбиоз

18. Роль бактерий, обитающих в желудочно-кишечном тракте растительноядных

                     1 – хищничество

                     2 -  паразитизм

                     3 – конкуренция

                     4 – симбиоз

19. Представители данного фактора подразделяются на наружных и внутренних

                      1 – хищничество

                      2 -  паразитизм

                      3 – конкуренция

                      4 – симбиоз

Биотические факторы среды

2 вариант

1. Возникновение каннибализма

                     1 – хищничество

                     2 -  паразитизм

                     3 – конкуренция

                     4 – симбиоз

2. Роль бактерий, обитающих в желудочно-кишечном тракте растительноядных

                     1 – хищничество

                     2 -  паразитизм

                     3 – конкуренция

                     4 – симбиоз

3. Представители данного фактора подразделяются на наружных и внутренних

                      1 – хищничество

                      2 -  паразитизм

                      3 – конкуренция

                      4 – симбиоз

4. Опыление растений происходит представителями животного царства

                     1 – хищничество

                     2 -  паразитизм

                     3 – конкуренция

                     4 – симбиоз

5. Вырабатывается сложное согласованное поведение на охоте

                    1 – хищничество

                    2 -  паразитизм

                    3 – конкуренция

                    4 – симбиоз

6. Происходит совершенствование средств защиты и избегание хищников

                    1 – хищничество

                    2 -  паразитизм

                    3 – конкуренция

                    4 – симбиоз

7. Снижается жизнедеятельность хозяина, не вызывая его быстрой гибели

                   1 – хищничество

                   2 -  паразитизм

                   3 – конкуренция

                   4 – симбиоз

8. Способны переключаться с одной добычи на другую

                   1 – хищничество

                   2 -  паразитизм

                   3 – конкуренция

                   4 – симбиоз

9. Взаимоотношения встречаются во всех таксонометрических группах

                   1 – хищничество

                   2 -  паразитизм

                   3 – конкуренция

                    4 – симбиоз

10. Отношения можно рассматривать как форму борьбы за существование

                   1 – хищничество

                   2 -  паразитизм

                   3 – конкуренция

                   4 – симбиоз

11. Одни виды могут постепенно вытеснять другие

                   1 – хищничество

                   2 -  паразитизм

                   3 – конкуренция

                   4 – симбиоз

12. Отношения могут возникать между особями одного вида и разных видов

                  1 – хищничество

                  2 -  паразитизм

                 3 – конкуренция

                 4 – симбиоз

13. Организмы уничтожают в первую очередь больных или ослабленных особей

                 1 – хищничество

                 2 -  паразитизм

                 3 – конкуренция

                 4 – симбиоз

14. Имеют приспособления, которые отличают их от свободноживущих особей

                 1 – хищничество

                 2 -  паразитизм

                  3 – конкуренция

                  4 – симбиоз

15. Клубеньковые бактерии позволяют селиться бобовым на почвах, бедных азотом

                  1 – хищничество

                  2 -  паразитизм

                 3 – конкуренция

                 4 – симбиоз

16. Взаимоотношения, когда одни ловят, умерщвляют и поедают добычу

                  1 – хищничество

                  2 -  паразитизм

                  3 – конкуренция

                  4 – симбиоз

17. совместное существование видов, когда оба организма извлекают пользу

                  1 – хищничество

                  2 -  паразитизм

                  3 – конкуренция

                  4 – симбиоз

18. Отношения, где один из видов использует другого, не допуская быстрой гибели

                  1 – хищничество

                  2 -  паразитизм

                  3 – конкуренция

                  4 – симбиоз

19. Отношения, при которых организмы соревнуются за одни и те же ресурсы

                 1 – хищничество

                 2 -  паразитизм

                 3 – конкуренция

                 4 – симбиоз



Предварительный просмотр:

Отношения между организмами

1 вариант

  1. нейтрализм                                                                   6. хищничество
  2. симбиоз                                                                         7. каннибализм
  3. антибиоз                                                                        8. паразитизм
  4. нахлебничество                                                           9. конкуренция
  5. квартиранство

  1. Отношения между видами сходных потребностей.
  2. Поедание особей своего вида.
  3. Использование мелкими животными тела животных других видов или мест их обитания.
  4. Отношения, при которых обе взаимодействующие популяции или одна из них испытывают отрицательное влияние.
  5. Отношения, при которых организмы не влияют друг на друга.
  6. Использование одного вида другим не только как места обитания, но и как источник питания.
  7. Отношения между организмами связано с овладением сопротивляющейся и убегающей добычей
  8. Отношения, при которых один вид получает пользу, а другому это безразлично.
  9. Форма взаимоотношений, при которых оба партнера или хотя бы один из них извлекают пользу.

Отношения между организмами

  1. Вариант

  1. конкуренция                                                                6. нахлебничество
  2. паразитизм.                                                                 7. симбиоз
  3. каннибализм                                                               8. антибиоз
  4. хищничество                                                               9. нейтрализм
  5. квартиранство

  1. Форма взаимоотношений, при которых оба партнера или хотя бы один из них извлекают пользу.
  2. Отношения, при которых один вид получает пользу, а другому это безразлично.
  3. Отношения между организмами связано с овладением сопротивляющейся и убегающей добычей.
  4. Использование одного вида другим не только как места обитания, но и как источник питания.
  5. Отношения, при которых организмы не влияют друг на друга.
  6. Отношения, при которых обе взаимодействующие популяции или одна из них испытывают отрицательное влияние
  7. Использование мелкими животными тела животных других видов или мест их обитания.
  8. Поедание особей своего вида.
  9. Отношения между видами сходных потребностей.



Предварительный просмотр:

Сравнительная характеристика бесполого и полового размножения

1 вариант

признаки

Беспол.

половое

1

Новый организм может возникнуть из одной неполовой клетки материнского организма

2

Вид размножения имеет эволюционное преимущество

3

Генотип новой  особи принадлежит обоим родителям

4

 Организм может возникнуть из нескольких соматических клеток материнского организма

5

Клетки нового дочернего организма возникают в результате митоза

6

Новые комбинации генов обеспечивают более успешное приспособление вида

7

Участвует только одна родительская особь

8

Некоторым организмам свойственно спорообразование

9

В новом организме объединяется наследственный материал двух родителей

10

Происходит развитие двух половых клеток

11

Один из способов размножения является почкование

12

Клетки особи проходят в развитии несколько стадий

13

Могут создаваться новые сочетания генов

14

Размножение может происходить частями тела

15

Образуются гаплоидные клетки

Сравнительная характеристика бесполого и полового размножения

2 вариант

признаки

Беспол.

половое

1

Размножение может происходить частями тела

2

Образуются гаплоидные клетки

3

Могут создаваться новые сочетания генов

4

Происходит развитие двух половых клеток

5

Один из способов размножения является почкование

6

Клетки особи проходят в развитии несколько стадий

7

В новом организме объединяется наследственный материал двух родителей

8

Участвует только одна родительская особь

9

Некоторым организмам свойственно спорообразование

10

Клетки нового дочернего организма возникают в результате митоза

11

Новые комбинации генов обеспечивают более успешное приспособление вида

12

Генотип новой  особи принадлежит обоим родителям

13

 Организм может возникнуть из нескольких соматических клеток материнского организма

14

Новый организм может возникнуть из одной неполовой клетки материнского организма

15

Вид размножения имеет эволюционное преимущество


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО АЛГЕБРЕ И НАЧАЛАМ АНАЛИЗА ДЛЯ 10 – 11 –Х КЛАССОВ

1)  Решение показательных неравенств2) Упростите выражение3) Нахождение области определения функции Решение показательных неравенств№1.  Решите неравенство    ...

Дидактический материал по геометрии 9 класс

1.Скалярное произведение векторов.2.Простейшие задачи в координатах3. Геометрические задачи Скалярное произведение векторов.  Вычислите скалярное  произведение  векторов...

Дидактический материал "Классы неорганических соединений"

Дидактический материал  к уроку обобщения по теме "Классы неорганических соединений" 8 класс...

Дидактический материал для проверки знаний по синтаксису : русский язык 8 класс ( первичное усвоение материала)

Дидактический материал я использую при проверке первичного усвоения материала. Карточки выдаю по вариантам, учащиеся на них выполняют задание зелёной пастой, что облегчает проверку....

Дидактический материал для закрепления материала по биологии в 9 классе по теме: Клетка - генетическая единица живого.

Презентацию можно использовать  для закрепления изученного на уроке биологии материала по теме "Клетка - генетическая единица живого" в 9 и 10 классах....

Электронный интерактивный дидактический материал к уроку химии в 8 классе по теме Классы неорганических соединений

Цель данного разработки : актуализация изученного материала по теме «Классы неорганических соединений».Предназначено для учеников 8 класса.Данная  работа содержит следующий материал д...

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку,  тема "Служебные части речи"...