Элективный курс "Основы медицинских знаний"
рабочая программа по биологии (9 класс)

Кузнецова Любовь Степановна

Элективный курс "Основы медицинских знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_9_klass._osnovy_meditsinskih_znaniy.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА № 4»

Рассмотрена:
Протокол педагогического совета от 27.05.2019

Утверждена приказом
от 31.08.2019

Директор МБОУ «СОКШ № 4»

/Л.И.Степкина/

Согласована:

Заместитель директора по
учебно-воспитательной работе

/М.В. Епанчинцева/

Программа элективного курса

«Основы медицинских знаний»

9

класс

Педагогический работник:

Кузнецова Л.С.

г. Нефтеюганск

2019


Пояснительная записка

Образовательная программа «Основы медицинских знаний» имеет научно – техническую направленность   и предназначена  для   дополнительного образования детей.

Программа разработана на основе нормативных документов:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Концепция  развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.  № 1726-р)      
  3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008
  4. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"

Актуальность:

     Комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях их организации (от молекулярно - клеточного до системно-органного).  Вопросы строения клеток, рассматриваемые в курсе «Общей биологии» старших классов,  оторваны по времени от курсов зоологии, анатомии и физиологии животных и человека, читаемых в 7—9 классах школы. Тем самым разрывается формирование целостного представления о единстве организации всех живых существ на основе их клеточного строения. Важно еще раз показать, что все ткани и органы животных построены на единой клеточной основе, имеющей общие фундаментальные признаки и особенности.

        При рассмотрении вопросов строения клетки, тканей и органов многоклеточных животных основное внимание уделяется формированию у учащихся эволюционного мышления при изучении живой природы во всех ее проявлениях. Важно показать, что в процессе эволюции   организмов на основе единых фундаментальных законов строения и функционирования клеток сложились различные варианты организации тканевых и органных систем. Методологической основой этого служит теория «эволюционной динамики тканей», сформулированная выдающимся отечественным гистологом академиком А. А. Заварзиным. Основными положениями этой теории являются тезисы о том, что сходные в функциональном отношении ткани у филогенетически различных групп животных имеют сходное строение и что в процессе эволюции могли сформироваться несколько вариантов организации сходных в функциональном отношении тканей и органов.

    Историко-патриотический акцент при изучении биологии. При изучении предмета необходимо подчеркивать не только интернациональный характер науки (особенно на современном этапе ее развития), но и пропагандировать достижения отечественных ученых, многие из которых внесли исключительный вклад в развитие биологии. Необходимо напомнить ученикам о тех, которые отстаивали свои идеи в трудный период отечественной биологии в 30— 50-е гг. XX в. Многие из них поплатились жизнью за свои взгляды. Несомненны достижения и современных отечественных биологов в изучении клетки и тканей животных и растений.

    Экологическая направленность кружка. Важно сформировать твердое убеждение у ребят, что неблагоприятные факторы (как внешней, так и внутренней природы), включая вредные привычки (наркотики, алкоголь, табак), стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон, серьезно сказываются на состоянии организма, затрагивая самые глубинные молекулярно-генетические основы деятельности клеток, и что с подобного рода нарушениями бороться чрезвычайно трудно и порой невозможно.

Педагогическая целесообразность: 

 КРУЖОК «Основы медицинских знаний» предоставляет учащимся сведения о психическом и социальном здоровье человека, не рассматриваемые в школьной программе по биологии. Получение ими знаний в этой области,  позволит укрепить их здоровье, предупредить развитие вредных привычек о физическом в условиях неблагоприятного окружения, возродить спортивные и оздоровительные традиции как условие укрепления нравственных устоев семьи.

Предлагаемый материал кружковых занятий носит обучающий, развивающий и социальный характер. Он предполагает вероятность их выживания в условиях неблагоприятной экологической, социальной и демографической обстановки.

Осведомленность людей о причинах и факторах, влияющих на их здоровье и жизнеспособность, является необходимым для учащихся старшей ступени, так как позволит школьникам понять причину многих заболеваний, заставит их задуматься о своём здоровье и его сохранении. Школьник будет ориентироваться на выбор профессии согласно жизненным ресурсам своего организма.

Цель и задачи:

Цели реализации программ дополнительного образования соответствуют целям школы.

           Цели реализации основной образовательной программы основного  общего образования МБОУ «СОКШ №4» направлены на обеспечение освоения школьниками общеобразовательных программ основного общего образования, условий становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению.  Основная ее цель — обеспечение высокого уровня социализации учащихся.

  • Всестороннее, гармоничное развитие личности через сбалансированное сочетание процессов обучения, воспитания и развития личности ученика.
  • Формирование у учащихся целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; приобретение опыта познания и самопознания.
  • Создание условий для социального самоопределения личности, формирования знаний об отношениях человека к природе, к себе,
    к другим людям, обществу, государству, нормам, регулирующим эти отношения.
  • Подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
  • Способствовать становлению человека-гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Миссия МБОУ «СОКШ №4»: наряду с обеспечением реализации федерального государственного образовательного стандарта  с учетом региональных особенностей, обеспечить формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, чувством патриотизма и ключевыми компетенциями, определяющими национальную элиту России.

В системе дополнительного образования кружок «Юный биолог» реализует цель и задачи:

 Цель кружка:

 расширить и углубить знания учащихся в области современных достижений гигиены и санитарии.

Достижение этих целей планируется через решение следующих задач:

  1. помочь школьникам овладеть современными достижениями биологической науки в области гигиены и санитарии;
  2. формировать осознанное отношение к своему здоровью;
  3. научить применять полученные гигиенические знания в жизни и практической деятельности;
  4. использовать полученные знания для обеспечения безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья школьников.

Задачи элективного занятия:

В результате проводимых занятий учащиеся углубят знания о физиологии и здоровье человека, приспособительных особенностях организмов, о значении правильного питания, дыхания, о необходимости закаливания, соблюдения правил гигиены и санитарии для укрепления здоровья. Важнейшим итогом проведенных занятий станут выполненные учащимися проекты по темам:

  • профилактика наиболее опасных заболеваний данного региона;
  • организация первой помощи при сердечно - сосудистых заболеваниях;
  • система психофизического саморегулирования;
  • организация груда и отдыха;
  • составление рациона питания;
  • проведение санитарного анализа воздуха в помещении;
  • проведение санитарного анализа природной воды на предмет её пригодности для питья.

Сроки реализации:  данная программа рассчитана на 1 год обучения.

Формы и режим  занятий:  занятия проводятся один раз в неделю в традиционной форме – урок  длительностью  40 минут. Применение различных форм занятий помогает оптимизировать учебный процесс:

  1.  Лекции
  2. Беседы
  3. Диспуты
  4. Ролевые и деловые игры
  5. Практические и лабораторные работы
  6. Экскурсии

Содержание курса

Раздел I. Введение. (1 час)

Тема 1. Предмет и методы гигиены.

Гигиена как профилактическое направление медицины, изучающее влияние факторов природной среды, быта и труда на организм человека с целью охраны его здоровья. Санитария как прикладная часть гигиены. Методы гигиены: анализ факторов внешней среды, физиологические и клинические наблюдения, санитарное обследование. Отрасли гигиены. Связь гигиены с анатомией, физиологией человека и другими науками.

Раздел П. История гигиены. (2 часа)

Тема 2. Санитарно-гигиеническая культура древнего мира и средневековья. (1час)

Санитарно-гигиеническая культура Греции и Древнего Рима. Античные философы (Гиппократ, Гален) о здоровом образе жизни. Римские бани, водопровод. Гигиена детства, физическое воспитание.

Санитарно-гигиеническое состояние городов и поселений средневековья. Возникновение ритуальных обрядов. Христианская церковь и её влияние на санитарно-гигиеническую культуру средневековья.

Санитарное состояние населения Европы в период новой истории. Возникновение гигиены как науки. Влияние работ Луи Пастера на развитие гигиенической науки. Гигиенисты XIX в. (Парке, Паттенкофер, Рубнер и др.).

Тема 3. История гигиены в России. (1 час)

Санитарная культура Руси ХУ-ХУ1 вв., её отражение в «Домострое». Санитарное состояние населения Руси ХУП-ХУШ вв. Реформы Петра I. Вклад М. В. Ломоносова в становление гигиенической науки. Гигиена и санитария XIX в.: Н. И. Пирогов, Д. Ф. Доброславин, Ф. Ф. Эрисман. Совершенствование системы здравоохранения в настоящее время.

Раздел III. Физическая активность и здоровье. (2 часа)

Тема 4. Отрицательное влияние гиподинамии на здоровье.

Роль опорно-двигательной системы в физическом и психическом развитии ребенка. Роль мышечной активности в жизни человека. Необходимость сочетания умственного и физического труда.

Лабораторная работа № 1 . Строение и работа мышц; анализ мышечных движений.

Тема 5. Задачи физического воспитания.

Физические упражнения, подвижные тиры, спорт. Значение и правила выполнения утренней зарядки. Приёмы самоконтроля, выявление нарушений осанки. Приёмы и упражнения, корригирующие осанку. Плоскостопие, его предупреждение и коррекция.

Раздел   IV.   Предупреждение   инфекционных   заболеваний.

Тема 6. Инфекционные заболевания. (1 час)

Микроорганизмы возбудители болезней. Защитные силы организма. Учение об иммунитете. Понятие об инфекционных заболеваниях. Условия возникновения эпидемий. Стадии инфекционного заболевания: инкубационный и острый периоды, выздоровление.

Тема 7. Профилактика инфекционных заболевании. (1 час)

Профилактика инфекционных заболеваний (ликвидация источников инфекции, пресечение её передачи, повышение устойчивости человека к данной инфекции). Предупредительные прививки. Наиболее часто встречающиеся инфекции в данном регионе, их профилактика. Средства личной гигиены, первая доврачебная помощь, уход за инфекционными больными.

Лабораторная работа „V» 3. Приёмы дезинфекции и стерилизации, используемые в домашних условиях.

Тема 8. Вирусные инфекции

Раздел V. Травматизм и его профилактика. (3 часа)

Ушибы, растяжения, вывихи, переломы, ожоги, обморожения.

Кровотечения; способы остановки капиллярного, венозного, артериального кровотечений. Повязки, обработка ран.

Тема 9. Первая помощь при травмах. 

Лабораторная работа № 4.

Предупреждение травматизма.

Техника безопасности при работе с инструментами, сельскохозяйственными орудиями, с подвижными механизмами; защитные приспособления.

Использование кровоостанавливающих и дезинфицирующих средств, наложение шин, теплоизолирующих повязок при обморожениях I и III степени.

Раздел VI. Предупреждение и первая помощь при сердечнососудистых заболеваниях. (5 часа)

Тема 10. Строение и функционирование сердечно - сосудистой системы.

Особенности сердечно - сосудистой системы юношества. Заболевания сердца и сосудов, их предупреждение. Влияние курения и употребления спиртных напитков на сердечно - сосудистую систему.

Тема 11. Тренировка сердца и сосудов.

Лабораторная работа № 5. Рассматривание под микроскопом препарата сердечной мышцы.

Лабораторная работа № 6. Измерение частоты пульса и артериального давления до и после физической нагрузки.

Лабораторная работа № 7. Определение скорости кровенаполнения в капиллярах ногтевого ложа; влияние мышечной деятельности на скорость тока крови в венах большого круга кровообращения.

Тема 12. Заболевания сердечно - сосудистой системы и профилактика

Раздел VII. Гигиена дыхания. (3 часа)

Тема 13. Особенности функционирования органов дыхания.

Физиологические тесты и функциональные дыхательные пробы. Понятие о кислородном голоде.

Лабораторная работа № 9. Дыхательные функциональные пробы: измерение времени максимальной задержки дыхания при глубоком вдохе, при глубоком выдохе, до и после дотированной нагрузки.

Те м а  14. Гигиенические основы дыхания.

Гигиеническая оценка микроклимата помещения. Меры первой помощи при отравлении угарным газом и удушье. Поддержание чистоты в помещении. Развитие голосового аппарата. Мутация голоса. Гигиена голоса. Техника безопасности при работе с ядохимикатами. Вредное влияние курения на органы дыхания.

Лабораторная работа № 10. Санитарный анализ воздуха в помещении. Изготовление простейших респираторов.

Тема 15. Заболевания органов дыхания и их профилактика

Раздел VIII. Гигиена питания. . (3 часа)

Тема  16. Рацион и режим питания.

Принципы рационального питания. Равновесие между энергией, поступающей с пищей, и расходуемой. Санитарно-гигиенические требования к хранению и употреблению пищевых продуктов. Режим питья. Гигиеническая оценка питьевой воды.

Тема 17. Заболевания органов пищеварения.

Пищевые отравления. Меры первой помощи. Гипо- и гипервитаминозы, их предупреждение. Инфекционные, неинфекционные острые и хронические заболевания органов пищеварения; глистные инвазии. Вредное действие наркотиков, алкоголя и курения на органы пищеварения.

Тема 18. Методы исследования органов пищеварения.

Раздел IX. Профилактика кожных заболеваний. Закаливание. Гигиена одежды и обуви. (3 часа)

Тема 19. Кожа.

Функции кожи и причины их нарушения. Уход за кожей. Профилактика аллергических, гнойничковых и грибковых заболеваний, чесотки. Защита кожных покровов в быту и на производстве.

Лабораторная работа № 13 . Определение типа кожи: нормальная, сухая, жирная.

Тема 20. Закаливание. Гигиена.

Теплорегуляция и приёмы закаливания. Механизмы действия природных факторов. Методы и формы закаливающих процедур. Гигиена одежды. Подбор одежды и обуви с учётом погодных условий. Профилактика воздействия на организм опасных для здоровья метеорологических факторов. Закаливание. Первая помощь при солнечных, тепловых ударах, доврачебная помощь при переохлаждении организма.

Тема 21. Гигиена одежды, обуви, волос

Раздел X. Предупреждение вредных привычек. (3 часа)

Тема 22. Наркотики.

Свойства наркотиков. Реакция на наркотики здорового организма. Стадии развития наркомании. Физическая и психическая деградация личности наркомана. Борьба с курением, предупреждение развития пьянства и алкоголизма.

Т е м а 23. «Имя беды - наркотики». Пресс-конференция.

Результаты освоения кружка:

  • получены знания для обеспечения безопасности жизнедеятельности и охраны своего  здоровья.
  • углублены  знания о физиологии и гигиене человека
  • о значении правильного питания,
  • получены гигиенические знания для жизни и практической деятельности;

          Темы проектных работ учащихся:

  1. Инфекционные заболевания и их профилактика.
  2. Первая помощь при сердечно - сосудистых заболеваниях.
  3. Система психофизического саморегулирования.
  4. Перспективы адаптации человека к изменяющимся условиям окружающей среды. Организация труда и отдыха. Режим дня.
  5. Анализ пригодности для питья природной воды.

Материально-техническое обеспечение (оснащение кабинета)

  1. Персональный компьютер
  2. Интерактивная доска
  3. Мультимедийный проектор
  4. Микроскопы
  5. Микропрепараты

Учебно-тематический план

Название  тем

Всего часов

Теория

Практика

Экскурсии

Тема 1. Предмет и методы гигиены.

1

1

Тема 2. Санитарно-гигиеническая культура древнего мира и средневековья

Тема 3. История гигиены в России

2

    1

     1

Тема 4. Отрицательное влияние гиподинамии на здоровье

Тема 5. Задачи физического воспитания

2

1

1

 

Тема 6. Инфекционные заболевания

Тема 7. Вирусные инфекции

  2

     1

1

Тема 8. Строение и функционирование сердечно – сосудистой системы

Тренировка сердца и сосудов

 Тема 9. Знакомство с кардиографией и кардиологией

Тема 10. Заболевания сердечнососудистой системы и профилактика

3

 1

1

1

1

1

1

Тема 11. Особенности функционирования органов дыхания

 

Тема 12. Заболевания органов дыхания и их профилактика

2

1

1

Тема 13. Рацион и режим питания

Тема 14. Заболевания органов пищеварения

2

1

1

     

Тема 15. Кожа, строение.

Тема 16. Закаливание. Гигиена.

Тема 17. Гигиена одежды, обуви, волос

3

1

1

1

Тема 18. Наркотики. Борьба с курением и алкоголизмом

 Тема 19. «Имя беды - наркотики» (пресс-конференция)

2

1

1

Тема 20. Конституция (рост, масса)

Температура. Расположение внутренних органов. Пальпация внутренних органов брюшной полости. Практические работы: «Пальпация», «Измерение температуры тела»

Тема 21. Типы тканей и их свойства. Лабораторная работа «Изучение микропрепаратов тканей  животных и человека»

4

1

1

1

1

Тема 22. Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови. Лабораторная работа «Мазок крови лягушки и человека»

Тема 23. Движение крови по сосудам. Давление и пульс. Практическая работа «Измерение артериального давления и подсчет пульса»

Тема 24. Первая помощь при кровотечениях. Практическая работа «Приемы остановки кровотечений»

8

1

1

1

1

2

2

Тема 25. Типы повреждений скелета. Лабораторная работа «Первая помощь при повреждении скелета человека»

2

1

1

Тема 26. Практическая работа «Первая помощь при остановке дыхания»

2

1

   

1

итого

35

25

9

1

Список учебно-методической литературы для учителя

  1. Агиджанин, А. //. Ритмы жизни и здоровье. - М.: Знание. 19"5.
  2. />./гл/, Ф., Лснзерсоп, .1 , Хофстедтер, .7. Мозг, разум, поведение. М.: Мир. 1998.
  3. Гупергрии. А. Я. Лечебное питание. - Киев. Высшая школа. 1985.
  1. Дмитриева,   Т.  А.   и др.  Биология.   Человек.  Общая  биология.8-11 кл. Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2002.
  2. Кальченко, Е. И. Гигиеническое обучение и воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1983.
  3. Климов, Е. А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. - М.: Знание, 1986.
  4. Колесов, Д. В. Предупреждение вредных привычек у школьников. -М.: Просвещение, 1984.
  5. Коростелев, Н. Б. Всем, кто хочет быть здоров. - М: Молодая гвардия, 1978.

  1. Селье, Г. Стресс без дистресса. - М: Прогресс, 1982.
  2. Ярыгин, Б. М. Биология для поступающих в вузы. - М.: Высшая школа, 2003

Список литературы для учащихся

  1. Дмитриева,   Т.  А.   и др.  Биология.   Человек.  Общая  биология.8-11 кл. Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2002.
  2. Колесов, Д. В. Предупреждение вредных привычек у школьников. -М.: Просвещение, 1984.
  3. Ярыгин, Б. М. Биология для поступающих в вузы. - М.: Высшая школа, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Основы медицинских знаний"

Создать условия для овладения учащимися основными медицинскими терминами и понятиями; учить применять их на практике; расширить область знаний по биологии; сформировать интерес к профессиям, связанным...

Программа элективного курса Основы медицинских знаний.

Данный курс поможет поддержать и углубить знания учащихся по биологии, медицине. Предназначен для уч-ся 9-11 классов....

Программа элективного курса Основы медицинских знаний.

Элективный курс «Основы медицинских знаний » предусматривает знакомство учащихся с разнообразными медицинскими профессиями, побуждает школьников задуматься и осмыслить самые разные аспекты медиц...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В РАМКАХ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ

        Введение профильного обучения определяет социальный заказ общества. Однако многие из учащихся  не  готовы к выбору специализации, поэтому необходимо ...

Учебная программа элективного курса «Основы медицинских знаний» для учащихся 9 классов

Основной задачей подготовки в области защиты от ЧС является обучение всех групп населения правилам поведения и основным способам защиты от чрезвычайных ситуаций, приемам...

Авторская адаптационная программа элективного курса "Основы медицинских знаний"

Курс рассчитан на обучающихся 8-9 классов. Курс направлен на формирование у обучающихся ключевых компетенций....

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ"

«ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ» календарно-тематическое планирование, пояснительная записка.Программа данного курса рассчитана на 34 занятия (1 час в неделю).Целью обучения ...