5 класс материаллы для урока
учебно-методическое пособие по биологии (5 класс)

Катенина Татьяна Николаевна

Предварительный просмотр:

5 класс. Тема: «Химический состав клетки».

С самого рождения нас окружает множество разных веществ. Этих веществ на Земле так много, что перечесть их трудно. Они везде. Некоторые из них входят в состав нашего организма, другие существуют со времен образования нашей планеты. О том, как человек разобрался во  всем этом многообразии и на какие группы разделил, их вы узнаете, прочитав текст.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

«Растительные и животные вещества» и «минеральные тела»

Еще в древности все вещества, встречающиеся на Земле, делили на две большие группы. К одной группе относили древесину, уксус, спирт, масло, то есть вещества растительного и животного происхождения. Их химики сейчас называют органическими. В другую группу входили, например, вода, песок, железо, соль, стекло, золото и т. д. Это, как теперь известно, — неорганические вещества. Такое деление началось очень давно, еще до того, как люди узнали об их строении. Но уже тогда было известно, что вещества, которые находятся в почве, воде и воздухе, возникли очень давно, гораздо раньше, чем те, которые содержатся в растительных или животных организмах. Такое деление веществ вначале было случайным, основанным на простом человеческом опыте, интуиции.

Было также замечено, что вещества растительного и животного происхождения обладают схожими свойствами, но в то же  время они резко отличаются от минеральных веществ.

     Наступила вторая половина XVIII в. Химики продолжали изучать вещества. Но это были главным образом неорганические соединения. Однако в это же время химики уже стали уделять внимание и другим веществам   —   «растительным   и  животным». Это объяснялось необычностью и даже загадочностью этих веществ. Ведь они так отличались от веществ «неживой» природы! Многие из них не выдерживали даже простого нагревания.

      Французский ученый-химик А. Лавуазье обнаружил, что при сжигании «минеральных тел» образуются соединения разнообразного состава, а при сжигании «растительных и животных веществ» выделяются чаще всего два продукта — углекислый газ и вода. На основании этого ученый пришел к заключению, что основными элементами «растительных и животных» веществ являются углерод, водород и кислород, реже — азот, сера и фосфор. Таким образом, как бы ни был многообразен мир таких веществ, все они состоят практически из одних и тех же элементов.

       В середине XVIII в. вещества растительного и животного происхождения химики      выделили в особую группу. Такие вещества стали называть органическими, а науку,      изучающую их, — органической химией. Вещества «неживой» природы (например, воду, соли, металлы и т. д.) назвали неорганическими. Но это не означает, что между органическими и неорганическими веществами нужно возвести высокую стену. Те и другие состоят из атомов одних и тех же химических элементов.

1. Заполните схему:

2. Найдите в тексте, где встречаются вещества каждой группы?

3. Найдите в тексте 4 органических и 4 неорганических вещества, запишите их в таблицу.

Органические вещества

Неорганические вещества

1

1

2

2

3

3

4

4

4. Найдите в тексте в чем «загадочность» органических веществ?

5. Найдите в тексте,  из каких химических элементов состоят органические вещества?

6. Что говорится в тексте о том, какая наука изучает вещества?

 5 класс. Природоведение. Тема: «Разнообразие веществ».

Содержание критерия

Балл

1

Органические, неорганические

2

2

В живых организмах. В почве, воде, воздухе. В неживой природе.

2

3

Органические: древесина, уксус, спирт, масло. Неорганические: вода, песок, железо, соль. Песок, золото.

2

4

Не выдерживают нагревания

1

5

Углерод, водород, кислород, азот, сера, фосфор

2

6

Химия

1

Максимальный балл

10



Предварительный просмотр:

5 класс. Тема «Характеристика царства Растения»

Знаете ли вы, что в природе растет математическое дерево?

Прочтите текст и ответе на вопрос.

В Западной Африке растет дерево семейства мареновых, научное название которого Schumanniophyton problematicum. Последняя часть названия переводится как «задачное». В высоту оно достигает 12 метров, а количество листьев на нем можно подсчитать по закону N = 12Т + 4, где Т - возраст дерева в годах. Это объясняется тем, что каждый год, до достижения своего максимального роста, дерево выбрасывает по 4 ветки. Крупные листья располагаются группами - по 3 на каждой ветке. Таким образом, четыре ветки каждого узла несут на себе 12 листьев. Последнее слагаемое формулы - цифра 4 - следствие того, что верхний побег имеет 4 листа, которые на следующий год превращаются в 4 ветки. Новый верхний побег увенчан новыми четырьмя листьями.

Рассчитайте количество листьев на дереве, если его возраст тринадцать лет.

Проверка: N = 12 *13 +4 = 160  Число листьев на дереве 160.

Знаете ли вы, что в природе растет математическое дерево?

Прочтите текст и ответе на вопрос.

В Западной Африке растет дерево семейства мареновых, научное название которого Schumanniophyton problematicum. Последняя часть названия переводится как «задачное». В высоту оно достигает 12 метров, а количество листьев на нем можно подсчитать по закону N = 12Т + 4, где Т - возраст дерева в годах. Это объясняется тем, что каждый год, до достижения своего максимального роста, дерево выбрасывает по 4 ветки. Крупные листья располагаются группами - по 3 на каждой ветке. Таким образом, четыре ветки каждого узла несут на себе 12 листьев. Последнее слагаемое формулы - цифра 4 - следствие того, что верхний побег имеет 4 листа, которые на следующий год превращаются в 4 ветки. Новый верхний побег увенчан новыми четырьмя листьями.

Рассчитайте количество листьев на дереве, если его возраст тринадцать лет.

Знаете ли вы, что в природе растет математическое дерево?

Прочтите текст и ответе на вопрос.

В Западной Африке растет дерево семейства мареновых, научное название которого Schumanniophyton problematicum. Последняя часть названия переводится как «задачное». В высоту оно достигает 12 метров, а количество листьев на нем можно подсчитать по закону N = 12Т + 4, где Т - возраст дерева в годах. Это объясняется тем, что каждый год, до достижения своего максимального роста, дерево выбрасывает по 4 ветки. Крупные листья располагаются группами - по 3 на каждой ветке. Таким образом, четыре ветки каждого узла несут на себе 12 листьев. Последнее слагаемое формулы - цифра 4 - следствие того, что верхний побег имеет 4 листа, которые на следующий год превращаются в 4 ветки. Новый верхний побег увенчан новыми четырьмя листьями.

Рассчитайте количество листьев на дереве, если его возраст тринадцать лет.

Знаете ли вы, что в природе растет математическое дерево?

Прочтите текст и ответе на вопрос.

В Западной Африке растет дерево семейства мареновых, научное название которого Schumanniophyton problematicum. Последняя часть названия переводится как «задачное». В высоту оно достигает 12 метров, а количество листьев на нем можно подсчитать по закону N = 12Т + 4, где Т - возраст дерева в годах. Это объясняется тем, что каждый год, до достижения своего максимального роста, дерево выбрасывает по 4 ветки. Крупные листья располагаются группами - по 3 на каждой ветке. Таким образом, четыре ветки каждого узла несут на себе 12 листьев. Последнее слагаемое формулы - цифра 4 - следствие того, что верхний побег имеет 4 листа, которые на следующий год превращаются в 4 ветки. Новый верхний побег увенчан новыми четырьмя листьями.

Рассчитайте количество листьев на дереве, если его возраст тринадцать лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе

Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован, как для проведения в коррекционном классе, так и для общеобразовательного класса....

Наглядные материаллы к урокам

Для повышения интереса учащихся к предмету, составляю презентации на различные темы...

5 класс материаллы для урока

Интерактивный тест...