Доклад "Основные направления модернизации биологического образования"
учебно-методический материал по биологии (9 класс)

Халько Зинаида Александровна

из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Новый мир имеет новые условия и требует новых действий.                            Н.Рерих.

                                                                                       

     Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.     Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий строится по формуле: от действия к мысли.            

   Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаѐт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

  Развитие индивидуальных качеств личности становится важнейшей задачей современного образования. Выпускник современной школы, которому предстоит жить и трудиться в постиндустриальном обществе, должен обладать определенными качествами личности:

  • гибко адаптироваться к изменяющимся жизненным ситуациям, самостоятельно приобретать необходимые знания, умение применять их на практике для решения поставленных задач;
  • самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающую проблему, грамотно и рационально подобрать необходимое решение;
  • уметь творчески мыслить и генерировать принципиально новые идеи;
  • грамотно работать с информацией;
  • быть коммуникабельным, уметь работать в команде.

Таким образом, главное стратегическое направление развития системы школьного образования лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного образования – такого образования, в котором личность обучающегося была бы в центре внимания педагога, в котором ведущей была бы познавательная деятельность, а не преподавание.

Особую роль в управлении качеством образования играют современные образовательные технологии. Принцип вариативности позволяет  использовать в своей работе новые идеи и технологии:  системно-деятельностного обучения, применение проектных методов обучения, ИКТ-  технологии,  здоровьесберегающие.

Технология системно-деятельностного подхода

Один из ведущих специалистов  по деятельностному подходу в нашей стране Л.Н. Алексашкина отмечает что термин: «деятельностный подход - это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится  активной и разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности школьников». Деятельностный  характер  освоения  знаний  и  умений  предполагает  построение  субъект – субъектных  отношений в  ситуации  обучения,  а  также  создание  коммуникативно  активной  образовательной  среды, которая  является  необходимым  фактором  актуализации  и  саморазвития  личности. Основная цель системно – деятельностного  подхода в обучении: научить не знаниям, а работе. Если рассматривать технологические подходы к организации системно-деятельностного  обучения, наиболее эффективной мне представляется модель системной деятельности, предложенная д.п.н. А.В.Хуторским:

  • ученик изучает объект (в том числе эвристически),
  • создаёт в результате свой образовательный продукт,
  • с помощью учителя сопоставляет свой продукт с культурным аналогом,
  • переосмысливает свой продукт и одновременно осваивает общекультурные достижения,
  • рефлексия процесса, самооценка, оценка результатов.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

  • уроки «открытия» нового знания (ОНЗ);
  • уроки рефлексии;
  • уроки общеметодологической направленности;
  • уроки развивающего контроля.

Базовый уровень технологии деятельностного метода – это урок  открытия нового знания.  

1.Мотивация к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в  пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе придерживаюсь принципа психологической комфортности, который предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. Большое внимание уделяю создании ситуации успеха на уроке. Побуждающей силой деятельности является мотив, поэтому чтобы обеспечить мотивацию учащихся на уроке я использую:

  • пожелания друг другу;
  • положительный настрой;
  • девиз ,эпиграф;
  • знакомство с планом урока;
  • проблемный вопрос;                                                                                                            
  • рассказ о реальных событиях                                                                                                                       

                                                                                         

  Пример 1. Тема «Увеличительные приборы», 5 класс  Рассказ об усовершенствовании микроскопа:

300 лет назад в Голландии жил торговец сукном Атонио Левенгук /1632-1723/. Но торговля мало его интересовала. Он увлекался увеличительными стеклами. Левенгук был любопытен как ребенок, он клал под увеличительное стекло самые разные предметы /например: голову мухи/ и рассматривал их.  К сожалению, стекла увеличивали не слишком сильно. Тогда Левенгук решил сделать лупы, которые увеличивали бы сильнее, и начал заниматься шлифовкой стекол. Он много лет изготавливал лупы и сделал их сотни. Они были крохотного размера /меньше миллиметра/ и увеличивали не в 10, а в 100 раз, а самые лучшие даже в 300 раз. Через такие стекла можно было увидеть много интересного. Левенгук рассматривал то глаза насекомых, то жало пчелы, то лепесток или стебель растения. Он клал под лупу волос человека и волос бобра.

  И вот однажды он навел свою лупу на капельку воды, которую взял из кувшина, стоящего во дворе. В этой капле он увидел огромное количество быстро движущихся существ разного вида. Левенгук назвал их "анималькусы"; по-русски это значит "зверьки". Он решил выяснить, откуда берутся эти "зверьки". Может быть, они падают с неба? Он взял чисто вымытое блюдо и во время дождя собрал в него воду. "Зверьков" в воде не оказалось.

Вопрос: Как же людям удалось узнать о том, что в природе есть организмы, которых невозможно увидеть простым глазом?

Пример 2: «Перед вами на доске слова: пустыня, степь, смешанный лес, тайга. О чем мы будем говорить сегодня на уроке? Что вы уже знаете о природных зонах? Вспомните! А что хотите ещё узнать?»

Пример 3: Пользуясь специальным прибором, можно измерить кровяное давление. Какой можно сделать вывод о состоянии здоровья человека? Что вы знаете о кровяном давлении?

Это способы быстро включить класс в работу, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и доброжелательную атмосферу в классе. Главное - «захватить» внимание учащихся, дать  возможность ребёнку открыть для себя мотивы получения новых знаний.

2. На этапе  целеполагания, актуализации постановка целей и задач урока  выражается в дидактических категориях «знать», «уметь». Приемы, используемые на стадии вызова ТРКМ - «Я уже знаю», «Ключевые слова», «Кластер», «Сброс идей в корзину», «Лови ошибку».

Технология «Ассоциативный ряд». Ассоциативный ряд» начинается с ключевого слова темы, записанного на доске. Учащимся предлагается записать (назвать) или поделиться с соседом ассоциациями и выбрать наиболее «удачные». В результате на доске появляется либо структурно-логическая схема, либо таблица, позволяющая классифицировать ассоциации учащихся.

3.«Открытие» нового знания. Предлагаю учащимся систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения подвожу итог .Выбор формы изучения нового материала на уроке зависят от  многих факторов: особенностей и уровня подготовки детей, особенностей темы, возможностей и технического оснащения кабинета. Многолетний опыт показал, что  даже в самых «безнадежных», «неинтересных» случаях можно найти приемы,  техники, которые позволят не просто ввести учащихся в новую тему, но и организовать их самостоятельную деятельность по изучению нового материала.

Например, на данном этапе использую приемы «Пинг – Понг (Имя – Значение)», «Лови ошибку».

В процессе урока регулярно приходится сообщать новый материал.  Такая технология, как  «Инфо-угадай-ка» позволяет  сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом. Задачи технологии: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

На этапе изучения нового материала, при работе с текстом учебника,  часто использую  прием «Зигзаг». Данную методику уместно использовать для развития у школьников следующих умений:

  • анализировать текст совместно с другими людьми;
  • вести исследовательскую работу в группе;
  • доступно передавать информацию другому человеку;
  • самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.

Например, прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого  сначала разбиваю текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.

При организации  самостоятельной работы с текстом учебника пользуюсь приемом ТРКМ «Инсерт». Данный прием  направлен на  формирование такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию.

Приём используется в три этапа:

В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы);

Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки. Далее обсуждают записи, внесённые в таблицу.

Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.

Работа с использованием стратегии «Инсерт» помогает осветить неточное понимание, путаницу или ошибки в знаниях, выявить новую для них информацию, увязать новую информацию с известной.

    Следующий прием «З-Х-У» используется мною  как в  организации работы с печатным текстом, так и для  усвоения лекционного материала. Ее графическая форма отображает три фазы: вызов, осмысление, рефлексия.

Данный прием формирует:

  • умение определять уровень собственных знаний;
  • умение анализировать информацию;
  • умение соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.

В начале изучения нового материала, учащиеся рисуют в тетради таблицу. Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока. На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний. Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. После обсуждения текста (фильма и т.п.) учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».

Например, тема  урока «Человек и природа», 5 класс

Запись в тетради выглядит так:

"Знаю"

"Хочу узнать"

"Узнал"

1.Первые люди жили стаей, затем общинами.

2.Чтобы добыть себе питание люди кочевали, охотились, занимались собирательством.

1.Где и как появились первые люди?

2.Как люди заселили нашу Землю?

3.Чем отличается современный человек от древних людей?

  • Ответы на поставленные вопросы учащиеся находят в тексте учебника в течение урока.
  • Если нет ответа на поставленный вопрос – работа продолжается дома.

4.Первичное закрепление. Выполняются тренировочные задания с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов действий .На этапах формирования и закрепления полученного опыта стараюсь использовать частично-поисковые, проблемные методы. Например,

  • Организация работы с текстом. Формы:
  • Составление вопросов к тексту и ответы на них.
  • Комментированное чтение текста.
  • Аналитическое чтение текста.
  • Разбить текст на смысловые части.
  • Составление тезисного плана.
  • Составление  таблиц.
  • Подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста.
  • Составление логической схемы.

  • Приемы «Пометки на полях», «Двойной дневник»
  • Прием «Фишбоу»
  • Горячий стул
  • Прием: рисунки.
  • «Три предложения» (передать содержание 3-я предложениями)

5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном

6.Включение в систему знаний и повторение

На данном этапе выявляются границы применимости новых знаний. Таким образом, в процесс обучения эффективно включаются все компоненты учебной деятельности: учебные задачи, способы действий, операции самоконтроля и самооценки.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Учащиеся обучаются приёмам действий самоконтроля и самооценки. По ходу деятельности осуществляются прогнозирующий, пошаговый и итоговый контроль. Самоконтроль и самооценка способствуют формированию рефлексивного мышления – важного качества полноценной личности. Очень важно в процессе анализа и оценки – увидеть результат своей деятельности на уроке, увидеть вклад этого результата в достижение поставленных целей обучения, увидеть рост личностных достижений. Ощутимость этого вклада мотивирует на дальнейшие действия, на дальнейшее приложение усилий, т.е.  самомотивирует учащихся к дальнейшему развитию.

Вывод. На каждом этапе  стремлюсь развить мыслительную деятельность учащихся, заложить основы для формирования ключевых компетенций. Главное в деятельностном методе – это деятельность самих учащихся. Попадая в проблемную ситуацию, дети сами ищут из нее выход. Функция учителя носит лишь направляющий и корректирующий характер. Ребенок должен доказать право существования своей гипотезы, отстоять свою точку зрения. Сложности вызывают виды работы, где требуются большие затраты времени на подготовку, определенная  база знаний, мыслительная деятельность, умение выступать: семинары, диспуты, ролевые игры

Последовательная реализация деятельностного подхода повышает эффективность образования, об этом свидетельствует:

  • более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися,
  • возможность их самостоятельного движения в изучаемой области,
  • существенное повышение мотивации и  интереса к учению у обучаемых,
  •  возможность дифференцировать обучение без ущерба для усвоения единой структуры теоретических знаний,  
  • значительно сокращается время обучения,
  • наблюдается прирост  общекультурного и личностного потенциала обучающихся

Информационно-коммуникационные технологии. В своей работе широко использую информационно-коммуникационные технологии. Это использование компьютера, мультимедийного проектора, интерактивного тестирования. Созданный и накопленный интерактивный материал позволяет мне провести 75% уроков в интерактивном режиме (объяснить материал, закрепить, провести практическую часть, создать проект, и проверить знания при помощи интерактивного тестирования). Какой же это материал? Электронные уроки и интерактивные тесты, которые способствуют развитию интереса учащихся к биологии, и как следствие повышают внутреннюю мотивацию к обучению .Создание сайта позволяет мне опубликовать собственный методический материал и работы учащихся для всеобщего обозрения в сети интернет.

Считаю, что ученик на уроке должен не только услышать рассказ учителя о клетке, о вирусах, биосинтезе белка, строении органа человека, но и увидеть эти  объекты, узнать  о его строении, показать, где он расположен. Наглядность биологического образования- это одна из приоритетных задач моих уроков.

Большие возможности для активизации творческого потенциала предоставляют обучающие компьютерные программы. Обилие иллюстраций, анимации и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования, проблемных вопросов и задач дают возможность ученику расширить кругозор и углубить свои знания. Использую мультимедийные учебники по биологии для 5-11 классов, электронную энциклопедию и коллекцию интерактивных уроков «Интеруроки. Учителя вызывали?». Они содержат большое количество информации по предмету, делая процесс обучения ещё более эффективным. Компьютерные образовательные программы содержат в себе различные видеосюжеты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации.

 Какие же технологические возможности информационно коммуникационных технологий  использую в своей практике?

  • «Контролирующие». Контроль знаний и умений. Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе в тестовой форме.
  • Демонстрационные. Наглядная демонстрация учебного материала.
  • Имитационные. «Симуляция» объектов и явлений.
  • Справочно-информационные.
  • Учебные. Электронные, мультимедиа учебники.

Личностно-ориентированный подход осуществляю с помощью метода проекта, который полностью реализуется в мультимедийных презентациях и других компьютерных проектах. Подобные проекты могут быть выполнены с помощью информационных технологий (неоценимую помощь  предоставляет  Интернет). Быстрый доступ к разнообразной информации, использование всех мультимедийных возможностей позволяют реализовать разнообразные идеи.

Работа над проектом побуждает ученика не только к глубокому изучения какой-либо темы курса, но и к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий. Для этого  формирую тему проекта с учетом индивидуальных интересов и возможностей учащегося, поощряю его к творческому труду. Учащиеся получают возможность реализовать свой творческий потенциал, самостоятельно выбирают форму представления материала, способ и последовательность его изложения, что в конечном итоге положительно сказывается на собственной самооценке.

Ученик, показывающий посредственные знания, создает и уверенно представляет на уроке самостоятельно подготовленный материал высокого уровня, зачастую выходящий за рамки школьной программы. Это позволило учащимся повысить не только собственную самооценку, но и оценку в классном журнале,  расширить кругозор и почерпнуть новые знания.

Проектно-исследовательская деятельность.

                                                                                                                               

Проектная и  исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Справедливо считать, что собственные исследования – это наиболее эффективный путь познания. Вот почему особенно актуальны  в моей практике  уроки-исследования и уроки-проекты. Ведь они не только способствуют интенсификации учебного процесса, но и формируют культуру умственного труда учащихся, готовя их к созданию самостоятельных проектов.C:\Users\_5B08~1\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image29.jpeg

Типологии учебных проектов, которые я использую на своих уроках:

  • Исследовательские – требуют хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Специфика предметного содержания биологии позволяет организовать исследовательские проекты на местности. Например, исследование состава воды озера Сосновое, изучение биологии и экологии водных насекомых и др.
  • Творческие – не имеют детально проработанной структуры, они развиваются по ходу работы, планируется только конечный результат. Например, творческие проекты с удовольствием выполняют учащиеся 5 – 8 классов (выпустить газету, сочинить девиз урока, создать памятку о режиме дня для обучающихся).
  • Информационные – направлены на сбор информации, о каком либо объекте. Следовательно, при планировании информационного проекта определяем:

а) объект сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском); в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты — от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе. Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, стараюсь сделать так, чтобы все учащиеся приняли участие пусть в разных по продолжительности и сложности, информационных проектах. С целью предупреждения  простого перекачивания информации, ставлю более сложные задания перед учащимися. Например,  класс делю на группы и даю задания с использованием статистического материала или с проведением  социологического опроса, который собирается самостоятельно, после чего учащиеся (группы) оформляют работу в виде творческого отчета исследовательской работы и презентуют его.

  • Практико-ориентированные – четко обозначенный результат, тщательно продуманная структура, четкое определение функций каждого участника, координация этапов работы, презентация конечных результатов, оценка работы.

Например, оформить выставку гербариев для кабинета биологии, подготовить учебную лекцию по теме «Первоцветы нашей местности»,  Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания, будет включать вопросы анализа аудитории, особенностей обращения к ней и т.д.

Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты. Именно с них мы и начинаем знакомство с методом проектов в 5 – 7 классах. В 8-10 классах  темы проектов более серьезные и требуют серьезной работы. Эти проекты уже можно называть исследовательскими и результаты таких проектов могут быть интересны не только участникам проекта, но и другим учащимся. Особо это касается тем  экологической направленности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно - методическая работа "Направления модернизации образования по физике в контексте ФГОС"

Научно - методическая работа I международного Фестиваля педагогических идей "Стандарты нового поколения: методика и практика обучения"...

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В 1990-Е ГГ.

История формирования информационного общества включает в себя историю возникновения и развития новых, связанных с информатизацией, видов деятельности человека. В России за последние годы появились спе...

Проблемы модернизации биологического образования

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предусматривает обновлении структуры и содержания общего среднего образования, повышение его роли в обеспечении конкурентоспособно...