Проблемы модернизации биологического образования
материал по биологии на тему

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предусматривает обновлении структуры и содержания общего среднего образования, повышение его роли в обеспечении конкурентоспособности системы образования Российской Федерации в современном мире, в подготовке выпускников школы к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности в условиях демократического общества с рыночной экономикой, что позволит преодолеть опасность оставления страны от мировых тенденций экономического развития.

В качестве главной задачи рассматривается обеспечение нового качества образования сохранение его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества.

Среди ведущих перспективных направлений модернизации образования следует называть:

         Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования, в том числе биологического

         Переход к профильному обучению на старшей ступени общеобразовательной школы

         Эксперимент по определению содержания и технологии проведения ЕГЭ

         Разработка образовательных стандартов для основной и профильной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Заларинская общеобразовательная средняя школа № 1

Доклад по самообразованию Проблемы модернизации биологического образования.

Выполнила: учитель биологии Проничева Т.А.

2010 год


Проблемы модернизации биологического образования.

Элементы Вузовской методики в профильном обучении биологии.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предусматривает обновлении структуры и содержания общего среднего образования, повышение его роли в обеспечении конкурентоспособности системы образования Российской Федерации в современном мире, в подготовке выпускников школы к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности в условиях демократического общества с рыночной экономикой, что позволит преодолеть опасность оставления страны от мировых тенденций экономического развития.

В качестве главной задачи рассматривается обеспечение нового качества образования сохранение его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества.

Среди ведущих перспективных направлений модернизации образования следует называть:

  • Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования, в том числе биологического
  • Переход к профильному обучению на старшей ступени общеобразовательной школы
  • Эксперимент по определению содержания и технологии проведения ЕГЭ
  • Разработка образовательных стандартов для основной и профильной школы.

В рамках своего самообразования я узнала все этапы модернизации обучения.

Сегодня я подробно останавливаюсь на некоторых из них, но коротко хочу узнать обо всех.

  1. Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания биологического образования ведется с 2001 года. Главная задача - это соответствие различным профилям образования, в которых биология не является профилирующим предметом и на ее изучения отводится по 1 часу в неделю 10-11 классах, а также естественному профилю, в котором биология изучается 3 часа в неделю. Исходя из этого я использую в своей работе учебники Д.К. Беляев, В.Б. Захаров и Н.И. Сонин, Т.В. Ивковский, журналы «Биология в школе», газету «Первое сентября» - Биология.

Главная цель - определить уровень образовательных достижений учащихся средней школы по биологии.

  1. Важное направление модернизации среднего образования - переход к профильному обучению, необходимость обучения на старшей ступени О.О. Ведение профильного обучения направлено на достижении следующих целей:

• Установление равного доступа к образованию разным категориям обучающихся

  • Расширение возможности социализации учащихся, обеспечим преемственности между обучением и профессиональным образованием, боли эффективная подготовка выпускников школ освоено программ высшего профессионального образования.

Поэтому перед учителями школ стоит проблема совершенствования методических системы обучения биологии. Сейчас главный акцент делится на ученика. Важно научить школьников добыть информацию из различных

источников, анализировать, критически осмысливать и умело использовать ее, осуществлять исследовательскую деятельность. Школьники должны умело принимать информационные технологии, компьютерные программы, информационные технологии, компьютерные программы, которые в наибольшие степени интересны им и позволяют осознать собственный успех. Именно информационная технологии призваны повышать качество образования и, прежде всего, за счет увеличения времени, которое школьники тратят на самообразования.

Профильные обучения призвано обеспечить основную степень готовности не столько к вступительным экзаменам в вуз, сколько к продолжению образования в высших учебных заведениях. Как показывает опят преподавания биологии в классах с углубленным изучением естественно-научных дисциплин, эффективность обучения во многом определяется широким применением целого рода форм и методов урочных и внеурочной работы. Это элемент муникационно - семинарской работы, образования проектной и исследовательской работы школьников экспериментальным задания.

Остановимся более подробно на некоторых из них.

Школьная лекция Лекция (от лат. Lectio - чтение) - систематическое, последовательное, монологическое изложение учителем учебного материала, как правило, теоретического характера, одна из форм организации обучения. Лекция -устное изложение учебного материала, отличающееся большой емкостью, сложностью логических построений, концентрированностью мыслительных образов, доказательств и обобщений.

Школьная лекция - форма обучения, при которой учитель, излагая материал, помогает учащимся формулировать проблемы, осваивать логику познания, делать собственные открытия. Лекция формулирует у учащихся умение внимательно слушать объяснение учителя, активно воспринимать его и фиксировать в письменном виде, осмысливать и выделять в предложенной информации главное. Лекция позволяет систематизировать материал целой темы; развивает эмоциональную сферу старших школьников и повышает их интерес к биологии. Лекционная форма способствует обучению школьников правильной монологической речи. Использование лекции высвобождает время для развития теоретических результатов лабораторных работ и проведения зачетных уроков, позволяет лучшим образом реализовать ведущие принципы обучения. Эта форма оптимальна в тех случаях, когда необходимо экономить время на объяснение в тех случаях, когда необходимо экономить время на объяснение нового материала, на повторение большого раздела изученного.

«Чистая» лекция может продолжаться 1 урок (до ЗОмин), а иногда и 2 урока (до 60 мин.). Современная методика предусматривает различные виды лекций: вводная, тематическая, установочная (ориентировочная), обобщающая, обзорная. Выбор вида лекций обусловлен спецификой темы, решаемых образовательных, воспитательных и развивающих задач. При подготовке учителя к лекции должно быть обращено внимание на научность и доступность излагаемого материала, эмоциональность изложения, органическую связь с другими формами учебных занятий: семинарами, лабораторными и практическим занятиями, экскурсиями.

Ход лекции можно представить как последовательность следующих этапов.

3

  1. этап. Актуализация темы, постановка задач, прослушивание лекции (20-25 мин. время, наиболее эффективное для усвоения). На данном этапе материал излагается крупными блоками (5-6, не более). После каждого блока (законченного по содержанию отрезка) формируется краткий вывод и осуществляется логический переход к следующему блоку. Учащиеся только слушают, ничего не пишут - это самый ответственный этап лекции.
  2. этап. Активная работа учащихся.

Фронтальная работа в соответствии различными заданиями учителя:

  1. составление плана, тезисов, конспекта.
  2. Заполнении разного вида таблиц (обобщающих, аналитических, сравнительных)
  3. решение ряда мыслительных задач, проблемных вопросов.
  4. Составление вопровсов для самоконтроля по содержанию лекции.
  5. Записи новых терминов, понятий.
  6. Работа с учебником.

Выполнение индивидуальных заданий:

  1. Подготовка содокладов, сообщений.
  2. пересказ и анализ материала лекции.
  3. Подбор литературы по заданной теме.
  4. проведение заочных экскурсий.
  1. этап. Обратная связь.

Учитель проверяет, как усвоен материал лекции (теоретический и практический) Обсуждение выполнения планов, тезисов, практической работы; проверка по опорным сигналам системы доказательства; восстановление недостающих частей плана, коллажирование (составление коллажей), написание графических логических схем, крупноблочных схематических опор и др.

  1. этап. Подведение итогов (комментированное домашнее задание)
  1. Подготовка связанного рассказа по теме лекции.
  2. Сопоставление выводов лекции с материалом учебника.
  3. Решение проблемных задач.
  4. Ответы на вопросы, требующие мыслительных операций. Рекомендация дополнительной литературы.

Требование к лекции

  1. Научность содержания.
  2. Строгий отбор необходимой информации.
  3. Доступность и наглядность изложения.
  4. Логичность изложения материала.
  5. Грамотность речи, оптимальный темп речи, хорошая дикция лектора.

В зависимости от места лекции в системе обучения и специфики решаемых

задач,

возможно применение разных видов лекций. В педагогической литературе выделяют 25 видов лекций, в том числе и нетрадиционных для школы. Приведем описания некоторых из них.

Лекция - информация ориентирована на изложении научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекций в практике школы и вуза.

Лекция - диалог проводится на основе прямого диалога учителя с учениками. Такая лекция, в котором присутствует слово ученика, позволяет избежать пассивного восприятия информации, побуждает учащихся к активному действию.

Вводная теоретического конструирования проводится с целью обучения школьников умению систематизировать и обобщать теоретические знания. В качестве теоретической основы на лекции выбирается определенная концепция, принципы, правила, законы, теории, картина мира.

Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует старшеклассника в системе работы по данному курсу, теме. Учитель знакомит учащихся с назначением и задачами раздела, его ролью. Дается краткий обзор раздела или темы, называются вехи развития науки и практики, достижения в этой сфере, имена известных ученых, уточняются сроки и формы отчетности учащихся.

Обзорная лекция проводится с целью систематизации знаний на высоком научном уровне. Она включает большое число ассоциативных связей, направленных на раскрытие внутрипредметных и межпредметных и конкретизация излагаемого материала. Как правило, стержень понятийная и концептуальная основы всей темы или раздела.

Лекция - беседа, или «диалог с аудиторией», - наиболее распространенная и сравнительно простая форма активного вовлечения слушателей в учебный процесс. Она предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Ее преимущество состоит в том, что учитель акцентирует внимание слушателей к наиболее важному материалу темы с помощью вопросов аудитории, которые могут быть элементарными, так и проблемными.

Лекция - дискуссия отличается тем, что преподаватель при изложении материала использует не только элементы фронтальной беседы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами.

Лекция - консультация. Занятия в форме лекции - консультации проводятся, когда тема носит сугубо практический характер. После краткого изложения основных вопросов темы учащиеся задают учителю вопросы, ответам на которые может отводится до 50% учебного времени. В конце занятия организуется небольшая дискуссия - свободный обмен мнениями, после чего преподаватель подводит итог.

Методическая лекция раскрывает характер структуру и методы научного познания. Схема изложения материала может быть следующие: факты - гипотеза - модель - выводы - подтверждающий эксперимент - практическое применение.

Общепредметная лекция строится на раскрытии связей фундаментальных объектов с различными школьными дисциплинами.

Обобщающая лекция преследует цели закрепление и систематизации знаний учащихся. Проводится в завершение изучения раздела или темы. В ходе такой лекции учитель вновь выделяет узловые вопросы, широко используя обобщающие таблицы, схемы, алгоритмы, фреймы, опорные конспекты, крупноблочной опоры, графологические структуры. Это позволяет включить усвоенные связи и зависимости, перевести их на более высокие уровни, принимать в нестандартных, творческих ситуациях.

Инструктивная лекция знакомит учеников с технологией их предстоящей деятельности, с особенностями выполнения отдельных действий и способов

5


работы. Такую лекцию проводят с целью организации последующей самостоятельной работы учеников по углублению, систематизации и обобщению изучаемого материала в ходе лабораторных занятий и практикумов. Ученики получают методические рекомендации по работе с учебной литературой, с содержанием темы, по выполнению инструктивных заданий.

Мини - лекция может проводиться учителем любого урока в течении десяти минут одному из вопросов изучаемой темы. Как правило, эта форма используется с средних (5-6) классах, где учащиеся еще не способны воспринимать учебный материал в большом объеме. В более старших классах в форме мини - лекции отдельные ученики могут излагать самостоятельно подготовленный материал творческого характера по изучаемой проблеме.

Видиолекция способствует развитию наглядно - образного мышления школьников. Учитель осуществляет подбор необходимых видеоматериалов по изучаемой проблеме. Пред началом их просмотра ученикам формируются цели и задачи, в ходе просмотра учитель комментирует происходящие на экране события.

Проблемная лекция предлагает достижение трех основных целей:

  1. усвоение теоретических знаний
  2. развитие теоретического мышления
  3. формирование познавательных интересов. В ходе такой лекции старшеклассники вовлекаются в живой диалог, они высказывают свои мнения, задают вопросы. Задача учителя - использовать методические приемы, включающие учеников в общение. Примеры тем проблемных лекций: «Возникновение жизни на Земле», «Происхождение человека», «Доказательства эволюции».

Структура проблемной лекции

Лекция с применением «мозговой атаки» «Мозговая атака» - это

своеобразная форма коллективного «думанья», используется для того, чтобы коллективно определить наиболее оптимальные подходы и пути решения поставленной проблемы. Проводиться в три:

  1. высказывание идей
  2. их оценка и анализ
  3. защита идей

Мультимедийная лекция проводится с использованием мультимедийных проекционных ситцем или предполагает работу учащихся в компьютерном классе. Она может быть полностью автоматизирована и сопровождаться заранее записанным текстом. Мультимедийная программа демонстрируются реальные ситуации обсуждения теоретических вопросов с разных позиций двумя специалистами, например представителя двух научных школ, предметов, теоретиком и практиком, сторонником и противником того или иного решения и т.п.

Лекция пресс- конференция. Назвав тему лекции, учитель просит учащихся письменно задать ему вопросу по данной теме. Каждый учащийся должен в течение 2-3 мин. сформулировать наиболее интересующий его вопрос, написать его и передать учителю. Затем лектор в течение 3-5 мин. сортирует вопросы по тих смысловому содержанию и начинает читать лекцию. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связанного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы.

Примерная тематика школьных лекций по общей биологии

  1. Химический состав клетки
  2. Структура и функции клетки
  3. Энергетический обмен в клетке
  4. пластический обмен в клетки
  5. биосинтез белков
  6. Законы Г. Менделя
  7. Взаимодействия генов
  8. мутационная изменчивость
  9. Экологические факторы среды.

Использование элементов вузовской методики в профильном обучении биологии дает возможность сочетать высокий теоретический уровень преподавания с развитием у старшеклассников умений и навыков самостоятельно осмысливать фундаментальные научные идеи и концепции, устанавливать межпредметные связи, делать мировоззренческие выводы, принимать оценочные решения, использовать теоретические положения для решения практических проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Усиление воспитательного потенциала дополнительного образования в контексте модернизации Российского образования». «Мастерская творчества».

Из опыта работы с начинающими журналистами , педагога дополнительного образования центра дополнительного образования детей «Радуга», посёлка Новоаганск, руководителя детско-молодёжной студии «Нтv-шка»...

Актуальные проблемы преподавания ОБЖ и оптимизация военно-патриотического воспитания в условиях модернизации Российского образования с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта.

Не умоляя роли внеклассной  и внешкольной работы с учащимися по военно-патриотическому воспитанию, считаю, что урок стоит во главе всего воспитательного процесса.Раздел основы военной службы в ку...

Модернизация управления образованием, приоритеты и основные управленческие проблемы

За последние годы в России произошли серьезные изменения. Наша страна стала открытой миру, в государстве созданы демократические институты, строятся рыночные отношения и правовое государство, в которо...

«Роль приоритетного национального проекта «Образование» в системе модернизации российского образования»

Цель Национального проекта: ускорить модернизацию российского образования, обеспечить успешность комплекса мер по реализации Приоритетных направлений развития образовательной системы страны,в конечном...