Мир к началу XX века: индустриальные и традиционные общества, проблемы модернизации.
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Грязнова Ирина Владимировна

 9 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

9 класс

Тема: Мир к началу XX века: индустриальные и традиционные общества, проблемы модернизации.

Вид урока: изучение нового материала

Цель: дать представление о мире в начале XX века, его устройстве и основных проблемах.

Основные понятия:

Оборудование: учебник.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Изучение нового материала

План:

  1. Мир  на рубеже XIX-XX вв.
  2. Население
  3. Основные изменения в развитии
  4. Проблемы человечества

Беседа с учащимися:

  • Каким событием закончилось изучение новой истории в 8 классе?
  • Что такое индустриализация?
  • Какие ведущие индустриальные страны вы можете назвать?
  • Какие страны относятся к третьему эшелону?

Задание: нарисовать ленту времени.

  1. Большая часть населения мира была неграмотной. Да и грамота была не нужна: вековые традиции и обычаи предопределяли тогда жизнь большинства людей от колыбели до могилы. Самым быстрым средством передвижения была тогда железная дорога, но во многих местах не было и ее. Массовое распространение электричества в быту было еще впереди,, верхом удобства считалась тогда керосиновая лампа. Почти все население мира жило в сельской местности. Города были редкими. На их улицах господствовали конные экипажи и неуклюжие трамваи. Женщины в Европе носили еще длинные юбки, а неотъемлемой частью мужского костюма был цилиндр или шляпа-котелок.

Еще не взлетел первый самолет и первая ракета.

Еще не были изобретены антибиотики.

Еще не заработали сборочные конвейеры на автомобильных заводах Генри Форда.

Еще не изобрели телевизоры.

Но уже родились Рузвельт и Черчилль, Эйнштейн и Пикассо, Гитлер и Муссолини, Ататюрк и Мао Цзэдун, Лени» и Сталин — те, кому было суждено стать главными действующими лицами мировой драмы XX века.

Столетие назад Европа господствовала в мире. Европейцы, открыв для себя мир после Великих географических открытий, захватили его и поделили между собой. Мало что свидетельствовало тогда о грядущей утрате Европой своего лидерства. Особое место принадлежало США. Будучи по истокам своего возникновения продолжением европейской цивилизации, США стремительно становились крупнейший державой мира. В стране была создана гигантская индустрия. Во многих отраслях промышленности Америка начинала опережать Европу. Крупнейшие предприниматели — Рокфеллер, Карнеги, Морган и другие — символизировали новую эпоху, в которой США отводилось ведущее место в мире.

Феноменальный рост Соединенных Штатов Америки, ставших к концу века ведущей промышленной державой мира, да угрожающе быстрое превращение Японии в могучую военную державу обещали будущие перемены.

Если сравнивать карту современного мира и карту мира начала века, поражает многоцветность первой и бедность палитры второй. Европейские страны поделили Южную и Юго-Восточную Азию, Африку, островной мир Океании и Карибского бассейна на колонии, их цвета поэтому превалировали на карте. Самыми крупными владениями располагала Великобритания. Второй по величине колониальной империей являлась Франция. Испания и Португалия, которые положили начало созданию колониальных империй в XV веке, — потеряв в XIX веке свои владения в Центральной и Южной Америке, стали второстепенными колониальными державами. Позже других, только после своего объединения, приступила к колониальным захватам Германия, но и она быстро стала обладательницей крупной империи. Маленькая Бельгия владела колонией Конго, которая в 78 раз превосходила ее по территории. Но это не значит, что все европейские страны имели колонии: их не было, например, у Швейцарии, Швеции, Австро-Венгрии.

Страны и народы, оказавшиеся в составе колониальных империй, теряли свою независимость; они непосредственно управлялись из своей страны-метрополии, т.е. владелицы данной колонии. Лишь в британских колониях, заселенных европейцами, было введено самоуправление, эти колонии — Австралия, Канада, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз — получили название доминионов. Те неевропейские страны, которые сохранили внешне независимость, — Китай, Сиам (Таиланд), Афганистан, Иран, Османская империя, страны Центральной и Южной Америки оказались в орбите европейского господства. Но она приняла другие формы. В одних случаях эти государства были вынуждены призыать покровительство, протекторат, со стороны одной из европейских держав. В других случаях европейцы добивались подписания договоров, обеспечивающих им право свободно заниматься торговлей на территории этих государств, создавать там свои опорные пункты. XX  век стал переломным моментом в развитии человечества. По масштабу исторических событий, перемен в жизни народов, он не уступал, а даже превзошёл предыдущие исторические эпохи.  Революции, две мировые войны, атомные катастрофы, массовое истребление народов, – всем этим наполнен  XX век.

 Однако мир постепенно, но не равномерно двигался по пути демократии, признании прав и свобод человека, к тому миру, в котором мы сейчас живём.

  1. Население к началу  XX  века составляло 1,6 миллиардов человек. (сейчас примерно 7 млрд. чел.)
  2. Основные изменения в развитии:
  • Ускорение темпов научного-технического развития
  • Появление новых источников энергии (атомная, солнечная)
  • Изменение быта людей и их производственной деятельности
  • Улучшение средств коммуникаций между людьми народами и государствами ( развитие транспорта (воздушного), появление радио, телевидения, телефонов, появление Интернета, произошло углубление международного разделения труда, активизировался обмен информацией, идеями, культурными ценностями. Ускорилась  миграция населения).
  • Прогресс в военно-технической сфере (изобретение ОМП (ракетно-ядерного), биологического, химического, геофизического, человечество впервые приобрело возможность уничтожать самого себя)
  1. Однако, такое понятие прогресс не совсем приемлемо к XX  в. Конечно условия жизни улучшились.  Повысился уровень доходов население, сократилась продолжительность рабочего дня, труд становился творческим.  В развитых странах улучшились условия досуга, доступ к образованию, медицине, участия в общественно-политической жизни.

Но! Изменение облика мира повлекло за собой  обострение прежних и новых проблем, которые угрожали основам существования цивилизации.

  • Углубление экологического кризиса
  • Нарастает нестабильность мировой экономики, международной финансовой системы.
  •  Футуршок или кризис человека (страх перед будущим, человек теряется в потоках информации, становится очень трудно ориентироваться в повседневной реальности). Кризис человека проявляется в разных формах. А именно: рост психических заболеваний, изучение будущего  с помощью магии и гороскопов, а не науки; возникновение массовых нетрадиционных движений.

Всё это требует качественного уровня сотрудничества государств и всего человечества в целом. Однако уровень общественного, политического, социально-экономического развитии народов  сильно различается. Они живут как бы в разном историческом времени, решают неординарные задачи. Одни государства создали и используют передовые технологии, создали конкурентоспособную экономику, другие же преодолевают последствия отсталости. Третьи лишь недавно обрели собственную государственность и ищут своё место в мире.  Такое разнообразное развитие народов затрудняет  налаживание взаимоотношений между ними и приводит к конфликтам.

III . Закрепление изученного материала

Вопросы для беседы:

  1. Что такое всеобщая история?
  2. Какова численность мира к началу XX века?
  3. Каковы особенности развития мира в начале XX  века?
  4. Какие проблемы встали перед человечеством на пороге  XIX-XX вв.?
  1. Домашнее задание:
  • Учебник Н.В. Загладин «Всеобщая история» стр. 3-5 прочитать
  • Принести учебники по истории России.
  1. Подведение итогов урока

Таким образом в этом учебном году нам предстоит изучить последний период всеобщей истории. Само по себе историческое знание не даёт готовых решений         насущных проблем третьего тысячелетия. Но, позволяя увидеть истоки основных направлений современного развития, оно закладывает основу их понимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

От традиционного общества к обществу индустриальному

Первый урок по Новой истории для 8 класса по учебнику Юдовской....

От традиционного общества к обществу индустриальному

Традиционное общество – общество, в котором человек не мыслит себя вне природы; над ним всецело властвуют вековые традиции и обычаи.  Индустриальное общество – общество, в котором завершен процес...

Мир в начале XX века. Становление индустриального общества, политическая карта мира

Мир в начале XX века. Становление индустриального общества, политическая карта мира...

"Традиционные общества перед выбором: модернизация или потеря независимости"

Материалы к уроку в дистанционной форме по всеобщей истории  за 9 класс к учебнику  История Нового времени. 9 класс - Юдовская, Баранов, Ванюшкина...