Научно - методическая работа "Направления модернизации образования по физике в контексте ФГОС"
статья по физике по теме

Борзова Надежда Викторовна

Научно - методическая работа I международного Фестиваля педагогических идей "Стандарты нового поколения: методика и практика обучения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizika_v_ramkakh_fgos_borzova.docx27.51 КБ

Предварительный просмотр:

Борзова Надежда Викторовна,

учитель физики высшей квалификационной категории,

МБОУСОШ № 63 г. Тулы

НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ

В КОНТЕКСТЕ ФГОС

Что пользы тебе, если весь мир приобретешь, душу же свою погубишь?

Преподобный Никон Оптинский

1. Модернизация образования через ФГОС

В соответствии с решением Правительства РФ в 2005 году начата разработка стандарта общего образования второго поколения. Существуют различия между целями, направленностью, технологиями деятельности и ресурсами прежних стандартов (обязательного минимума содержания общего образования 1998 года, первым поколением государственных стандартов общего образования 2002 года) и стандарта второго поколения. Новый образовательный стандарт представляет собой совокупность требований  к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся.

Основным принципами модернизации российского образования становятся доступность, качество и эффективность. Это направление предполагает значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствии с требованиями времени. Главным условием решения этой задачи является введение ФГОС. В соответствии с указанными целями и направлениями модернизации усилена практическая, прикладная направленность при изучении физики в общеобразовательной школе. Смена смысловых ориентиров образования выявляет проблемы, заключающиеся в несоответствии прежних приоритетов системно - деятельностному подходу, соответствующего стандартам нового поколения.

2. Особенности условий формирования опыта работы по ФГОС

2.1 Проблемы изучения курса физики в школе

Преподавание курса физики по стандартам второго поколения вскрыло ряд проблем: формирование физической картины мира требует интегрированного подхода, анализа накопленного опыта и духовно-культурных ценностей предыдущих поколений и самого субъекта познания; при этом классно-урочная система дает невысокие результаты; методика образования отстает от развития цифровых технологий.

Поэтому при внедрении ФГОС в образовательную деятельность, я полагаюсь на знания и навыки учащихся. В мою жизнь прочно вошло правило К.Д. Ушинского, который говорил, что на долю воспитанника должно оставаться столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы.

2.2 Начало формирования своей педагогической системы

На начальном этапе своего самоопределения, я увидела большую текучесть педагогических кадров и поняла, что имея стремление к познанию, ребенок не всегда имеет возможность раскрыть свои таланты. Первыми наставниками на пути творческого развития детей для меня стали педагоги школы №8 г. Тулы: Л.В. Бубенина, В.М. Аврутин, методист ТОИРО Т.А. Беднягина. В формировании педагогического опыта огромное влияние оказали преподаватели ТГПИ Н.Н. Сотский и В.В. Северьянов, директор МБОУСОШ № 63 Н.Н. Трушина.

В Новом завете написано: «Любите наставников ваших, и дастся вам!» Результатом совместного труда стало активное развитие познавательных интересов моих учеников в процессе приобретения знаний по физике.

2.3 Авторская позиция по отношению к ФГОС

Я выдвинула гипотезу, что развить творческие способности учащихся, в соответствии с федеральным государственным заказом, можно с помощью личностно-ориентированных развивающих технологий через интеграцию предметов, проектную деятельность и использование ИКТ на уроках физики и во внеурочной деятельности.

Основополагающими принципами моего опыта стали:

Единение научности в образовании, компетентности в развитии, нравственности и духовности в воспитании.

3. Актуальность, перспективность работы

Анализируя мировую практику последних лет и президентскую программу модернизации образования, можно утверждать, что выбранные мною личностно-ориентированные технологии являются ведущими. Они направлены  на результат деятельности и  развивают конкурентоспособность и компетентность человека.

4.   Научно - методический анализ выбора педагогической системы

4.1 Теоретическая база и своеобразие опыта

Теоретической базой опыта являются положения Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина о системно - деятельностном подходе к обучению, Н.И. Запрудского об интегральных технологиях обучения, А.Н. Крутского, Л.А. Ивановой о психодидактике и технологиях в преподавании физики, Е.С. Полант, О.В. Лебедева о новых образовательных технологиях, основанных на компетентностном подходе к обучению учащихся.

К духовной составляющей этого вопроса назидает житие святителя Луки Войно - Ясенецкого, жизнь А. Эйнштейна, Г.Галилея, Д.И. Менделеева, И. Ньютона, которые через всю свою жизнь пронесли веру в Господа и верность науке. Святой Иоанн Кронштадский писал, что таланты нужно употреблять в дело.

4.2 Основоположники технологии развития творческих способностей

Проблемой  развития   творческих   способностей  учащихся занимались многие известные ученые: М.Планк, А.Эйнштейн, П.Капица и другие. А.В. Усова считает их частью воспитания, В.Г. Разумовский рассматривает их в психологии творчества, как вид деятельности человека, результатом которой является продукт, обладающий новизной и общественной значимостью. Творчество - высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека.

4.3 Ведущая идея внедрения ФГОС в педагогической системе

Главный акцент федерального государственного заказа делается на активных индивидах, осознающих глобальные проблемы человечества. Они и являются точкой отсчета наших действий. Поэтому я поставила для себя цель направить эти действия, определить величину этого вектора. Всегда нужно помнить, что не все, что мы узнаем, нас назидает, полученные знания могут действовать во вред.

Апостол Павел говорит: «Если имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто» (1 Крф, 13,2). Отсюда видно, что направление деятельности определяют природные таланты, а количество действия зависит от нравственно-культурных ценностей.

Ведущую идею, связанную с внедрением ФГОС в свою педагогическую систему я сформулировала так: личность, готовую к самореализации, необходимо направить на результат, соответствующий творческим способностям человека, соразмерно с его духовными силами. 

5. Технология опыта развития творческих способностей

Подтвердить гипотезу и осуществить компетентностный подход на уроке физики и во внеурочной деятельности стало возможным с методом проектов - педагогической технологией, позволяющей школьникам интегрировать имеющиеся знания, создавать новый, практически значимый продукт.

Я провела диагностику соответствия мотивационной сферы ключевым компетентностям учащихся МБОУСОШ №63 г. Тулы. В опросе участвовали все школьники 8 классов. В 8Г используются мною обычные методы классно-урочной системы, в 8 А, 8Б, 8В - проектные методы в рамках урока физики, кроме того учащиеся 8Б класса активно занимаются этой наукой и во внеурочное время, являются членами НОУ МБОУСОШ №63.

Анализ ответов показывает, что все дети любят опыты, их деятельность направлена на практику. Построение диаграмм выявляет 3 группы активности участников образовательного процесса: пассивных в 8Г, пассивно-активных в 8АВ, активных в 8Б. При этом отмечается тенденция смены пассивной деятельности (ориентированной на рассказ учителя и демонстрационный эксперимент) на активные формы: проектную индивидуальную деятельность, проект в группе, самостоятельные опыты, демонстрации, решение задач. Структура мотивации становятся более разнообразной. Прослеживается гибкость личностной ориентации и стремление к самореализации в группах, где используется компетентностный подход и проектные методы. С ростом активности коллективная деятельность в соавторстве меняется на самостоятельную проектную творческую деятельность, связанную наблюдением физических явлений. Отмечается желание сотрудничества в решении задач, в выполнении докладов и творческих работ. Поэтому информированность ученика не является приоритетной, более важно, когда мои дети владеют ключевыми и предметными компетентностями. С ростом учебно-познавательных и информационных навыков, меняется структура компетенции коммуникации и самосовершенствования, что может привести к  замкнутости, эгоцентризму. Поэтому нужно заботиться и о духовной составляющей этого вопроса, об умении школьников разрешать возникающие проблемы.

5.1 Новизна и своеобразие творческого замысла по внедрению ФГОС

Проектная  деятельность, таким образом,  способствует развитию творческих способностей, является наиболее эффективной, но таит в себе ряд опасностей личностного роста, удаляя учащегося от индекса реальных возможностей. Поэтому основополагающие принципы и ведущая идея моего опыта по внедрению ФГОС связанны с  триединством педагогических действий: научностью, компетентностью и духовностью образования.

В настоящий момент времени я  решаю проблему отставания образовательных методик от ИКТ, мы с учениками создаем собственные цифровые ресурсы: видеофильмы, видеобанк физического эксперимента, учимся создавать мультимедиадиски, электронные учебники. Во всем этом меня поддерживают дети, являются соавторами этого творческого процесса.

Индивидуальную систему я реализую не только на уроке, но и вне урока. Мною была апробирована методика использования творческих работ путем активизации визуально-кинестетического, аудиального каналов восприятия информации, техника использования творческих работ на уроке физики путем активизации ассиметрии головного мозга .Опубликован ряд  методик.

5.2 Оптимальные методы введения ФГОС на уроке физики

В процессе исследования оптимизации урока физики наиболее удачными методами, позволяющими внедрять ФГОС, стал для меня эксперимент и формализованный метод системного подхода, основанный на возрастной периодизации и интегрированном изучении курса физики с учетом инноваций.

Анализ школьной документации показывает, что качество знаний учащихся 7-11 классов, в которых я работаю, растет через интеграцию, информатизацию и проект развиваются детские  творческие способности. При этом  выявлена тенденция активности во всех экспериментальных группах, определены количественные и качественные возможности самореализации.

Оптимальный режим физики определяют субъект - объектные отношения, поэтому ведущими становятся  ключевые метапредметные компетенции не только школьника, но и педагога: ценностно-смысловая, общекультурная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая и личностного роста.

Воспитать молодых людей, приумножающих культурное наследие, можно только изменив себя, используя мудрость опыта предыдущих поколений и современные технологии.

5.3 Возможности классно-урочной системы и внеклассной работы

Используя опыт классно – урочной и внеклассной работы, предпочтение в своей работе с 2007 года стала отдавать проектной деятельности, так как за короткие сроки результативность и качество работы резко увеличилось. Инновационные методы развития творческих способностей, соответствующие ФГОС на физике, показали, что у учащихся отмечается значительный рост познавательной активности на уроках и дома, знания и умения стали прочнее и глубже, прослеживается тенденция к росту качества знаний. При традиционном подходе качество знаний составляло 45-47%, при использовании метода проектов оно поднялось до 63-78%. Кроме того, удается включить в активную познавательную деятельность слабых учеников, повысить их интерес к предмету, осуществить поэтапный контроль и коррекцию знаний, приучать к самооценке результатов своего труда.

Проектно–исследовательская деятельность выступает как технологический инструмент оптимизации урока физики, соответствующего ФГОС, развивая творческие способности учащихся. Мотивы самореализации, самоопределения, самосовершенствования побуждают детей к действию, формируют учебно-познавательную активность и  личностную компетенцию школьников. Неоценимую помощь предоставляют информационные компетенции, в том числе презентация, моделирование и видеомонтаж.

6 Выводы

 В ходе своей педагогической деятельности я выявила эффективные направления модернизации образования по физике в контексте ФГОС и апробировала их на практике. Гипотеза удачного использования интеграции, информатизации и проектной деятельности подтвердилась, однако более широким направлением, связанным с  оптимизацией учебного процесса по физике, является технология компетентностного подхода к обучению, реализующаяся через проектную деятельность.  

При этом следует прогнозировать результаты обучения и развития учащихся, заботиться о соответствии творческих способностей человека его духовным силам. Имеются опасности, связанные с эгоизмом, с дисбалансом структуры личностного роста учителя и ученика.

Хочется надеяться, что представленная педагогическая система найдет отклик и поддержку единомышленников. А с помощью совместных усилий и единения в России появится детское телевидение, профессиональные юные журналисты и исследователи.

«Всякому имеющему дастся и преумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет». (Мф.,25,29)

7. Литература

  1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности, М.,1997
  2. Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей, С.,1994
  3. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения, т.5, М.,1969
  4. Гальперин П.Я., Котик Н.Р. К психологии творческого мышления, М., 1996
  5. Запрудский Н.И. Современные школьные технологии. Минск, 2003.
  6. Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики, М., 1983
  7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ 11.02.02 №393//УГ 2002, №31
  8. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии №5, 2004
  9. Левитес Д.Г. Современные образовательные технологии. Новосибирск, 1999.
  10. Полант Е. Метод проектов: типология и структура, Лицейское и гимназическое образование, №9, стр. 9-17, 2002
  11. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике, М., 1975
  12. Официальный сайт ФГОС  http://standart.edu.ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитательный потенциал дополнительного образования в контексте модернизации образования»

В материале приводится опыт работы осуществления воспитательной работы в творческом объединении художественно-эстетической направленности....

Защита на научно-методическую конференцию "Современное образование: опыт, проблемы, перспективы"

Добрый день! Вашему вниманию я представляю свою работу «Кружковая работа по изо и технологии, как средство развития творческого потенциала учащихся»....

методическая разработка по теме: "Решение уравнений в контексте ФГОС"

Урок проводится в 6 классе. Раздел:  «Преобразование буквенных выражений». Тема урока:  «Решение уравнений».  Место учебного занятия в теме – первый урок из четырёх. На уроке присутству...

Проектирование образовательного процесса по информатике и физики в контексте ФГОС

Образовательные стандарты, вошедшие в систему нормативно-правового обеспечения развития школьного образования на основе Закона Российской Федерации об образовании, рассматриваются сегодня как средство...

Игровая технология в обучении иностранному языку в контексте модернизации образования в условиях ФГОС

Игровая методика- не новый, но безусловно мощный активатор деятельности...

Презентация: "Ключевые проблемы преподавания физики в условиях модернизации образования и ФГОС ОО"

Физика - лидер естествознания. Именно физика наиболее полно демонстрирует способность человеческого разума к анализу любой непонятной ситуации, выявлению ее фундаментальных, качественных и количествен...