Рабочая программа по биологии
рабочая программа по биологии

Сергей Васильевич Стрельцов

Рабочая программа по биологии Пасечник ФГОС 5-9 классы Просвещение 19 год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа муниципального образования Арсеньевский район»

Согласовано
Зам. директора по  УВР
 (ВР):
_____________Г.А.Хакимова

«_____»______________2019г.

Утверждаю
Директор МОУ «Первомайская СОШ»
___________Е.А.Азарова
«_____»______________2019г.

Рассмотрено на заседании ШМО

учителей-предметников                                                               

 Протокол №_____ от «_____»_________2019г.                        

Принята на заседании педагогического совета от «_____» _____________2019г.
протокол № _____

Рабочая программа

по биологии, основное общее образование, 5-9 кл

                                              (предмет, сткпень, срок реализации)

Автор: Стрельцов Сергей Васильевич, учитель химии и биологии,

 первая квалификационная категория

                                           (ФИО, предмет, квалификационная категория)

             

2019-2020 учебный год   

1.Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе: Рабочие программы. Биология. 5-9 классы.  Авторы В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк. М. Просвещение, 2016 г.; Примерная основная образовательная программа основного общего образования.

Цели  учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования

Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.

Освоение учебного предмета «Биология» направлено на развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций.  Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать  полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

Учебный предмет «Биология» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.

Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами:  «Физика», «Химия», «География», «Математика»,  «Экология»,

«Основы  безопасности  жизнедеятельности»,  «История»,  «Русский    язык»,

«Литература» и др.

2.Общая характеристика учебного предмета

Содержательной основой школьного курса биологии являет- ся биологическая наука. Поэтому биология как учебный пред- мет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она раскрывает роль биологической науки в эко- номическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на форми- рование у учащихся представлений об отличительных особен- ностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся    с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельно- сти по их разрешению. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым уча- щиеся должны освоить содержание, значимое для формирова- ния познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Основными целями изучения биологии в основной школе являются:

—        формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях (клеточ- ной, эволюционной Ч. Дарвина), элементарных представлений  о наследственности и изменчивости (ген, хромосома, мутация, наследственные заболевания, наследственная и ненаследствен- ная изменчивость, гаметы), об экосистемной организации жиз- ни; овладение понятийным аппаратом биологии;

—        приобретение опыта использования методов биологиче- ской науки для изучения живых организмов и человека: на- блюдения за живыми объектами, собственным организмом; описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инстру- ментов;

—        освоение приёмов оказания первой помощи, рацио- нальной организации труда и отдыха, выращивания и раз- множения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма;

—        формирование основ экологической грамотности: способ- ности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целе- вые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости сохранения биоразнообразия и при- родных местообитаний;

—        овладение приёмами работы с информацией биологи- ческого содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и др.);

—        создание основы для формирования интереса к дальней- шему расширению и углублению биологических знаний и вы- бора биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу поло- жено взаимодействие научного, гуманистического, аксиоло- гического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Содержание курса направлено на формирование универ- сальных учебных действий, обеспечивающих развитие позна- вательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как уме- ние видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, на- блюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения поняти- ям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются  в коммуникативную учебную деятельность, где преоблада- ют такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Учебное содержание курса биологии в серии учебно-мето- дических комплектов «Линия жизни» сконструировано следу- ющим образом:

1.        Основные признаки и закономерности жизнедеятельности организмов (5 и 6 классы).

2.        Многообразие живой природы (7 класс).

3.        Человек и его здоровье (8 класс).

4.        Основы общей биологии (9 класс).

Содержание учебников для 5 и 6 классов нацелено на форми- рование у обучающихся знаний признаков и процессов жизне- деятельности (питание, дыхание, рост, развитие, размножение), присущих всем организмам, взаимосвязи строения и функций, разных форм регуляции процессов жизнедеятельности. Завер- шается курс рассмотрением организма как единого целого, со- гласованности протекающих в нём процессов и взаимодействия с окружающей средой.

В курсе биологии 7 класса обучающиеся  расширяют  зна- ния о разнообразии живых организмов, осознают значимость видового богатства  в  природе  и  жизни  человека,  знакомятся с эволюцией растений и животных, изучают взаимоотношения организмов в природных сообществах, влияние факторов среды на жизнедеятельность организмов.

Основное содержание курса биологии 8 класса направлено  на формирование у обучающихся знаний и умений в области основ анатомии, физиологии и гигиены человека, реализацию установок на здоровый образ жизни. Содержание курса ори- ентировано на углубление и расширение  знаний  обучающих- ся о проявлении в организме человека основных жизненных свойств, первоначальные представления о которых были получены в 5—7 классах.

Основное содержание курса биологии  9  класса  посвящено основам общей биологии. Оно направлено на обобщение обширных фактических знаний и специальных практических умений, сформированных в предыдущих классах; тесно связано с развитием биологической науки в целом и характеризует со- временный уровень её развития.

3.Место учебного предмета в учебном плане. 

Биология в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения — 280, из них   35 ч (1 ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 70 ч (2 ч в неделю)

в 7, 8 и 9 классах.

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определённые биологические сведения. По отношению к курсу биологии данный курс является пропедевтическим.

В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

 

4.Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,        коммуникативные).

Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий, например таких как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной  школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

•        систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

•        выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой   словесной   форме   (в   виде   плана   или   тезисов)   и   в   наглядно-

 

символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

•        заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально- технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

1.        Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

•        анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

•        идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

•        выдвигать   версии   решения   проблемы,   формулировать гипотезы,

 

предвосхищать конечный результат;

•        ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

•        формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

•        обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2.        Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

•        определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

•        обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

•        определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

•        выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

•        выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

•        составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

•        определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

•        описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

•        планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3.        Умение соотносить свои действия с планируемыми     результатами,

 

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

•        определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

•        систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

•        отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

•        оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

•        находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

•        работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

•        устанавливать связь между полученными  характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

•        сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4.        Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

•        определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

•        анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

 

•        свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

•        оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

•        обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

•        фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5.        Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений  и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

•        наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

•        соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

•        принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

•        самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

•        ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

•        демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

 

Познавательные УУД

6.        Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и  критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,  дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

•        подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

•        выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

•        выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

•        объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

•        выделять явление из общего ряда других явлений;

•        определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

•        строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

•        строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

•        излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

•        самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

•        вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

 

•        объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

•        выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

•        делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

7.        Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

•        обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

•        определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

•        создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

•        строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

•        создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

•        преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

•        переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

•        строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

 

•        строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

•        анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

8.        Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

•        находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

•        ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

•        устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

•        резюмировать главную идею текста;

•        преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

•        критически оценивать содержание и форму текста.

9.        Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

•        определять свое отношение к природной среде;

•        анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

•        проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

•        прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

•        распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

 

•        выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10.        Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

•        определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

•        осуществлять        взаимодействие        с        электронными        поисковыми системами, словарями;

•        формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

•        соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

11.        Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в  группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

        определять возможные роли в совместной деятельности;

        играть определенную роль в совместной деятельности;

        принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

        определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

        строить позитивные отношения в процессе учебной и  познавательной деятельности;

        корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

        критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и    корректировать

 

его;

 

        предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

        выделять общую точку зрения в дискуссии;

        договариваться        о        правилах        и        вопросах        для        обсуждения        в

 

соответствии с поставленной перед группой задачей;

        организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

        устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации,  обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

12.        Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и  потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

•        определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

•        отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

•        представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

•        соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

•        высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

•        принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

•        создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

 

•        использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

•        использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

•        делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

13.        Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

•        целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

•        выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

•        выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

•        использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

•        использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

•        создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

5.Содержание  учебного предмета «Биология»

Живые организмы

Биология – наука о живых организмах

Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Свойства живых организмов (структурированность, целостность, питание, дыхание, движение, размножение, развитие, раздражимость, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.

Клеточное строение организмов

Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Ткани организмов.

Многообразие организмов

Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства живой природы.

Среды жизни

Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Растительный и животный мир родного края.

Царство Растения

Ботаника – наука о растениях. Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и  генеративные органы. Жизненные формы растений. Растение – целостный организм (биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений.

Органы цветкового растения

Семя. Строение семени. Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней. Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги. Почки. Вегетативные и генеративные почки. Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. Стебель. Строение  и значение стебля. Строение и значение цветка. Соцветия. Опыление. Виды опыления. Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов.

Микроскопическое строение растений

Разнообразие растительных клеток. Ткани растений.  Микроскопическое строение корня. Корневой волосок. Микроскопическое строение стебля. Микроскопическое строение листа.

Жизнедеятельность цветковых растений

Процессы жизнедеятельности растений: обмен веществ и превращение энергии, почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ, транспорт  веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движения. Рост, развитие и размножение растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений. Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними. Космическая роль зеленых растений.

Многообразие растений

Принципы классификации. Классификация растений. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. Отдел Моховидные, отличительные особенности и многообразие. Папоротникообразные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Классы Однодольные и Двудольные. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.

Царство Бактерии

Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.

Царство Грибы

Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их роль в природе и жизни человека.

Царство Животные

Многообразие и значение животных в природе и жизни человека. Зоология – наука о животных. Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных. Организм животного как биосистема. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе.

Одноклеточные животные или Простейшие

Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.

Тип Кишечнополостные

Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация. Происхождение и значение Кишечнополостных в природе и жизни человека.

Черви

Общая характеристика червей. Типы червей: плоские, круглые, кольчатые. Свободноживущие и паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. Борьба с червями-паразитами. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей.

Тип Моллюски

Общая  характеристика  типа  Моллюски.  Многообразие    Моллюсков.

Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека.

Тип Членистоногие

Общая характеристика типа Членистоногих. Среды жизни. Инстинкты.

Происхождение членистоногих.

Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека. Охрана Ракообразных.

Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики.

Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые – вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые – переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд.

Тип Хордовые

Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные или Позвоночные. Общая характеристика рыб. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Хозяйственное значение рыб, рыбоводство и охрана рыбных запасов.

Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные.  Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека.

Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения Пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.

Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сальмонеллез – опасное заболевание, передающееся через яйца птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами.

Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса  Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие – переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Профилактика бешенства. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Их охрана. Виды и важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Многообразие птиц  и млекопитающих родного края.

Человек и его здоровье Введение в науки о человеке

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс  наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент). Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы.

Общие свойства организма человека

Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства. Ткани, органы и системы органов организма человека, их строение и функции. Организм человека как биосистема. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость).

Нейрогуморальная регуляция функций организма

Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций. Нервная система. Характеристика нервной системы: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нервы, нервные волокна и нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга  человека и его функциональная асимметрия. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных желез.

Опора и движение

Опорно-двигательная система: состав, строение, функции. Кость: состав, строение, рост. Соединение костей. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета. Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.

Кровь и кровообращение

Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание     крови.

Группы крови. Свертывание крови. Лейкоциты, их роль в защите организма. Иммунитет, факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера  и И.И. Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Кровеносная и лимфатическая системы: состав, строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Движение лимфы по сосудам. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Кровотечение. Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Дыхание

Дыхательная система: состав, строение, функции. Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом.

Пищеварение

Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: состав, строение, функции. Ферменты. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний. Профилактика отравлений и гепатита.

Обмен веществ и энергии

Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии.   Обмен   органических   и   неорганических   веществ.     Витамины.

Проявление гиповитаминозов и авитаминозов, и меры их предупреждения. Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ. Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Покровы тела. Уход за кожей, волосами,  ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Выделение

Мочевыделительная система: состав, строение, функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

Размножение и развитие

Половая система: состав, строение, функции. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды. Рост и развитие ребенка. Половое созревание. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа.

Сенсорные системы (анализаторы)

Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение. Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств.

Высшая нервная деятельность

Психология поведения человека. Высшая нервная деятельность человека,   работы   И. М. Сеченова,   И. П. Павлова,    А. А. Ухтомского    и П. К. Анохина.     Безусловные     и     условные     рефлексы,     их     значение.

Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность. Цели и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.

Здоровье человека и его охрана

Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Защитно- приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс). Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая характеристика основных форм труда. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Общие биологические закономерности Биология как наука

Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент. Гипотеза, модель, теория, их значение и использование в повседневной жизни. Биологические науки. Роль биологии в формировании естественнонаучной картины мира. Современные направления в  биологии  (геном человека,  биоэнергетика, нанобиология  и  др.). Основные

признаки живого. Уровни организации живой природы. Живые природные объекты как система. Классификация живых природных объектов.

Клетка

Клеточная теория. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды. Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Хромосомы и гены. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболевания организма. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов.

Организм

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Обмен веществ и превращения энергии – признак живых организмов. Питание, дыхание, транспорт веществ, удаление продуктов обмена, координация и регуляция функций, движение и опора у растений и животных. Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость.

Вид

Вид, признаки вида. Вид как основная систематическая категория живого. Популяция как форма существования вида в природе. Популяция как единица эволюции. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Основные движущие силы эволюции в природе: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Происхождение  основных  систематических  групп  растений  и животных.

Применение знаний о наследственности, изменчивости и искусственном отборе при выведении новых пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов.

Экосистемы

Экология, экологические факторы, их влияние на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема, ее основные компоненты. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Взаимодействие разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Естественная экосистема (биогеоценоз). Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов. Круговорот веществ и поток энергии в биогеоценозах. Биосфера – глобальная экосистема. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Структура биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Ноосфера. Краткая история эволюции биосферы. Значение охраны биосферы для сохранения жизни на Земле. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы. Современные экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь окружающих людей. Последствия деятельности человека в экосистемах. Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Список         практических и лабораторных        работ        по        разделу        «Живые организмы»:

  1. Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними;
  2. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти плода томата);
  3. Изучение органов цветкового растения;
  4. Изучение строения позвоночного животного;

5.        Выявление        передвижение        воды        и        минеральных        веществ        в растении;

  1. Изучение строения семян однодольных и двудольных растений;

  1. Изучение строения водорослей;
  2. Изучение внешнего строения мхов (на местных видах);
  3. Изучение внешнего строения папоротника (хвоща);
  4. Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений;
  5. Изучение внешнего строения покрытосеменных растений;
  6. Определение признаков класса в строении растений;

13.        Определение до рода или вида нескольких травянистых растений одного-двух семейств;

  1. Изучение строения плесневых грибов;
  2. Вегетативное размножение комнатных растений;
  3. Изучение строения и передвижения одноклеточных животных;

17.        Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения;

  1. Изучение строения раковин моллюсков;
  2. Изучение внешнего строения насекомого;
  3. Изучение типов развития насекомых;
  4. Изучение внешнего строения и передвижения рыб;
  5. Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц;
  6. Изучение        внешнего        строения,        скелета        и        зубной        системы млекопитающих.

Список  экскурсий по разделу «Живые организмы»:

  1. Многообразие животных;
  2. Осенние        (зимние,        весенние)        явления        в        жизни        растений        и животных;
  3. Разнообразие и роль членистоногих в природе родного края;
  4. Разнообразие птиц и млекопитающих местности проживания (экскурсия в природу, зоопарк или музей).

Список практических и лабораторных работ по разделу «Человек и его здоровье»:

1.        Выявление особенностей строения клеток разных тканей;

  1. Изучение строения головного мозга;
  2. Выявление особенностей строения позвонков;
  1. Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия;
  2. Сравнение        микроскопического        строения        крови        человека        и лягушки;
  1. Подсчет пульса в разных условиях. Измерение артериального давления;
  2. Измерение жизненной емкости легких. Дыхательные движения.

8.        Изучение строения и работы органа зрения.

Список         практических и лабораторных        работ        по        разделу

«Общие биологические закономерности»:

  1. Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах;
  2. Выявление изменчивости организмов;
  3. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах).

Список экскурсий по разделу «Общебиологические закономерности»:

1.        Изучение и описание экосистемы своей местности.

  1. Многообразие        живых        организмов        (на        примере        парка        или природного участка).
  2. Естественный отбор - движущая сила эволюции.

6.тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

5 класс. Бактерии. Грибы. Растения (34 часа, 1 час в неделю)

Тема

Характеристика основных видов деятельности обучающегося

Примечание

Биология как наука (5 ч.)

1.Биология – наука о живой природе. Биологические науки. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Определять значение биологических знаний в современной жизни. Оценивать роль биологической науки в жизни общества. Устанавливать основные приемы работы с учебником.

2.Методы изучения биологии

Определять методы биологических исследований.

3.Биологические приборы и инструменты. Правила работы в кабинете биологии.

Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии.

4.Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого.

Выделять существенные признаки отличия живого от неживого. Систематизировать знания о многообразии живых организмов.

5.Среды обитания организмов. Почва, виды почв. Почва как среда обитания живых организмов. Охрана почвы. Вода и ее значение для живых организмов. Растительный и животный мир водоемов. Хозяйственное использование и охрана водоемов. Воздух, его значение для живых организмов. Охрана воздуха от загрязнения.

Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и приспособленностью организмов к ней. Соблюдать правила поведения в окружающей среде.

Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (10 часов)

6.Клеточное строение организмов. Увеличительные приборы. Лупа, микроскоп. Правила работы с микроскопом. Лабораторная работа № 1 «Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними»

Научиться работать с лупой и микроскопом, знать устройство микроскопа.

7.Лабораторная работа № 2 «Рассматривание строения растения с помощью лупы.»

Соблюдать правила работы с лупой и микроскопом.

8.Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Обнаружение воды и минеральных веществ в растениях.

Объяснять роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием.

9.Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений.

Различать органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставить биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Научиться работать с лабораторным оборудованием.

10.Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, генетический аппарат, ядро, хромосомы, вакуоли.

Выделять существенные признаки строение клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Сравнивать строение клеток разных организмов. Сформировать представление о единстве живого.

11.Лабораторная работа № 3 «Строение клеток кожицы чешуи лука. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти плода томата)»

Научиться готовить микропрепараты. Наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом, описывать и схематически изображать их. Научиться работать с микроскопом, знать его устройство. Соблюдать правила работы с микроскопом.

12.Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты.

Выделять существенные признаки строение клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки.

13.Клетка – основа жизнедеятельности организмов. Процессы жизнедеятельности организмов. Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание, транспорт веществ, выделение). Раздражимость. Движение цитоплазмы.

Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты.

14.Деление клеток – основа размножения, роста и развития организмов.

Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки.

15.Контрольно-обобщающий урок « Биология как наука. Клетка – структурная и функциональная единица живых организмов»

Контроль и обобщение знаний. Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки.

Многообразие организмов (15 часов)

16.Классификация организмов. Отличительные признаки представителей разных царств природы.

Выделять существенные признаки представителей разных царств природы. Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классифицировать).

17.Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение. Роль бактерий в круговороте веществ в природе и жизни человека.

Выделять существенные признаки бактерий. Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.

18.Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Различать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Освоить приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Объяснять роль грибов в природе и жизни человека.

19.Лабораторная работа № 4 «Особенности строения мукора и дрожжей»

Научиться готовить микропрепараты. Наблюдать строение мукора и дрожжей под микроскопом. Сравнивать увиденное под микроскопом с приведенным в учебнике изображением. Научиться работать с микроскопом, знать его устройство. Соблюдать правила работы с микроскопом.

20.Характеристика царства Растения. Одноклеточные и многоклеточные растения. Низшие и высшие растения. Места обитания растений.

Выделять существенные признаки растений. Различать на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, наиболее распространенные растения, опасные для человека растения.

Сравнивать представителей низших и высших растений, делать выводы на основе сравнения. Выявлять взаимосвязи между строением растений и их местообитанием. Объяснять роль различных растений в природе и жизни человека.

Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую.

21.Водоросли одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение. Многообразие водорослей. Роль водорослей в природе, использование человеком.

Выделять существенные признаки водорослей. Различать на таблицах и гербарных образцах представителей водорослей. Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека.

22.Лишайники – симбиотические организмы. Многообразие и распространение лишайников.

Выделять существенные признаки строения лишайников. Объяснять роль лишайников в природе и жизни человека.

23.Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, отличительные особенности, многообразие, распространение.

Выделять существенные признаки высших споровых растений. Различать на таблицах и гербарных образцах представителей мхов, папоротников, хвощей и плаунов. Объяснять роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека.

24.Семенные растения. Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком.

Выделять существенные признаки голосеменных растений. Различать на живых объектах, таблицах и гербарных образцах представителей голосеменных растений. Объяснять роль голосеменных в природе и жизни человека.

25.Покрытосеменные растения, особенности строения. Многообразие покрытосеменных растений, их роль в природе и жизни человека. Лабораторная работа № 5 «Строение цветкового растения. Изучение органов цветкового растения»

Выделять существенные признаки высших семенных растений. Различать на живых объектах и таблицах органы цветкового растения. Различать на живых объектах, таблицах и гербарных образцах представителей покрытосеменных растений. Объяснять роль покрытосеменных растений в природе и жизни человека. Сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения. Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую.

26.Многообразие животного мира. Общая характеристика царства Животные. Разнообразие животных: одноклеточные и многоклеточные животные. Охрана животного мира.

Выделять существенные признаки животных. Сравнивать представителей разных групп животных, делать выводы на основе сравнения.

Объяснять роль различных животных в природе и жизни человека.

Оценивать с эстетической точки зрения представителей животного мира.

Находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую.

27.Одноклеточные животные. Особенности строения одноклеточных животных, их многообразие. Роль одноклеточных животных в природе и жизни человека.

Различать на таблицах одноклеточных животных, опасных для человека.

Сравнивать представителей одноклеточных животных, делать выводы на основе сравнения.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными. Объяснять роль одноклеточных животных в жизни человека.

28.Беспозвоночные животные, особенности строения их строения. Многообразие беспозвоночных животных.

Различать на живых объектах и таблицах беспозвоночных животных, в том числе опасных для человека.

Сравнивать представителей беспозвоночных животных, делать выводы на основе сравнения.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых беспозвоночными животными.

Объяснять роль беспозвоночных животных в природе и жизни человека.

29.Позвоночные животные, особенности их строения. Многообразие позвоночных животных. Лабораторная работа № 6 «Изучение строения позвоночного животного»

Различать на живых объектах и таблицах позвоночных животных, в том числе опасных для человека.

Сравнивать представителей позвоночных животных, делать выводы на основе сравнения.

Объяснять роль позвоночных животных в природе и жизни человека.

30.Контрольно-обобщающий урок «Многообразие и охрана живой природы»

Контроль и обобщение знаний. Находить информацию о живой природе в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую.

Повторение (4 часа)

31.Повторение. Биология. Биологические науки.

Определять значение биологических знаний в современной жизни. Оценивать роль биологической науки в жизни общества. Устанавливать основные приемы работы с учебником.

32.Повторение. Клетка – структурная и функциональная единица живых организмов.

Выделять существенные признаки строение клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Сравнивать строение клеток разных организмов. Сформировать представление о единстве живого.

33.Повторение. Характеристика и многообразие растений.

Выделять существенные признаки растений. Различать на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, наиболее распространенные растения, опасные для человека растения.

34.Повторение. Характеристика и многообразие животных.

Выделять существенные признаки животных. Сравнивать представителей разных групп животных, делать выводы на основе сравнения.

Лабораторных работ – 6

Контрольных работ - 2

7.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса

1.Биология. Рабочие программы. 5—9 классы Авторы В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк..  / М.: Просвещение, 2016 г.

2. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. Биология.5 - 6 классы. Учебник / М.: Просвещение, 2016 г.

3. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. Биология. 7 класс. Учебник / М.: Просвещение, 2016 г.

4. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. Биология. 8 класс. Учебник / М.: Просвещение, 2016 г.

5. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. и др.Биология. 9 класс. Учебник / М.: Просвещение, 2016 г.

6. Уроки биологии. 5—6 классы. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др., М. Просвещение, 2016 г.

7. Уроки биологии. 7 класс. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др., М. Просвещение, 2016 г.

8. Уроки биологии. 8 класс. Пасечник В.В., Швецов Г.Г., М. Просвещение, 2016 г.

9. Уроки биологии. 9 класс. Пасечник В.В., Швецов Г.Г., М. Просвещение, 2016 г.

10.Ноутбук с программным обеспечением.

11.Проекционный комплекс Sony VPL-Ex 225 (мультимедийный проектор, экран)

12.Электронное приложение к учебнику с сайта drofa.ru

13.Проигрыватель ресурсов для воспроизведения электронных учебных модулей с сайта        http://fcior.edu.ru; коллекция электронных учебных модулей по биологии.

 14. «Биология 5-9 класс» - ЦОР с сайта http://school-collection.edu.ru.

 15. Коллекция учебных фильмов по биологии.

  16. Коллекция презентаций по биологии.

  17. Таблицы и наглядные пособия по разделу «Ботаника».

  18. Микроскопы и готовые микропрепараты  по разделу «Ботаника»  

  19. Приборы и оборудование по разделу «Ботаника»

8.Планируемые предметные результаты

В результате изучения курса биологии в основной школе:

Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении  учебных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе,    средствах    массовой    информации    и   Интернет-ресурсах,

критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание  и данные об источнике информации;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Живые организмы Выпускник научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
  • аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
  • аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
  • осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
  • объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
  • выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

  • сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
  • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
  • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности  жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально- ценностное отношение к объектам живой природы);

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Человек и его здоровье Выпускник научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;
  • аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;
  • аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
  • аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;
  • выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;

  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
  • знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;
  • анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
  • описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
  • находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
  • находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет- ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;

  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
  • создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Общие биологические закономерности Выпускник научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
  • аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;
  • аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;
  • осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;
  • объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;

  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
  • сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;
  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
  • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
  • находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет- ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;
  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;
  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
  • находить информацию по вопросам общей биологии в научно- популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью

других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...